Узнайка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Законом Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240 – V «Об
образовании в Республики Бурятия»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Методическим рекомендациям по реализации образовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий;
- Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Примерным требованиям к дополнительным образовательным
программам 06-1844 от 11.12.2006;
- Уставом МБУ ДО «Дома творчества Железнодорожного района г. УланУдэ» (далее МБУ ДО ЖДТ) и иными локальными нормативными актами,
правилами, инструкциями;
Данная программа представляет собой развивающе-образовательный
курс, направленный на формирование у ребенка эмоциональноположительного отношения к школе, дополнение и систематизацию уже
полученных знаний, совершенствование навыков чтения и счета, воспитание
самоорганизации, развитие познавательной активности. Имеет социальнопедагогическую направленность и создает условия, обеспечивающие
развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и
мотивации, позволяет формировать социально-психологические функции.
Программа составлена с учётом психолого – физиологических
особенностей детей 5-6 летнего возраста и опирается на стандарт
дошкольного образования.
По типу данная программа является модифицированной.
По структуре - это комплексная программа, содержащая несколько

образовательных
разделов,
необходимых
для
достижения
поставленных целей.
По содержанию деятельности данная программа направлена на
получение последовательного, систематического, разностороннего развития
и воспитания.
Школа раннего развития «Узнай-ка!» - это программа творческого
развития ребенка дошкольного возраста и его социальной адаптации,
позволяющая организовать воспитательно-образовательный процесс в
муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного
образования детей «Дом творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ».
Актуальность программы в том, что дошкольная пора - это старт к
развитию личности, во многом определяющий дальнейший жизненный путь
человека. Это период начальной социализации ребенка, приобщение к миру
культуры, развитие чувств, эмоций и потребностей, ведущих к саморазвитию
личности.
Педагогическая целесообразность программы в том, что в её
основу положена идея личностного потенциала ребёнка и его психического
становления, через коммуникативно - игровую, познавательную и другие
виды деятельности.
Цель
программы:
Подготовка
детей
к
обучению
в
общеобразовательной школе.
Задачи:
• выявление интеллектуальных и личностных особенностей каждого
ребенка с целью их дальнейшего развития;
• развитие познавательной мотивации, желания узнавать новое и
испытывать радость от этого;
• выработка у ребенка навыка управления свои поведением.
Программа ШРР «Узнай-ка!» предназначена для детей дошкольного
возраста 5-6 лет и рассчитана на 1 учебный год. В предлагаемый курс
образовательной программы включаются следующие разделы:
1. Речевое развитие
2. Развитие грамотности
3. Математическое развитие
4. Окружающий мир
5. Ручной труд (аппликация и лепка)
6. Изобразительная деятельность, с применением правополушарного
рисования.
7. Подготовка руки к письму.

Форма и режим занятий
Занятия начинаются с 1 сентября и заканчиваются 25 мая.
Занятия осуществляются по расписанию в группах по 10-12 человек.
Продолжительность занятий 30 минут, в соответствии с санитарно гигиеническими нормами.
Количество учебных часов в неделю – 9 часов.
Уровень развития дети демонстрируют в середине учебного года
(декабрь) и в конце учебного года (май) в виде тестирования.
Ожидаемые результаты
Метапредметными результатами предшкольной подготовки является
формирование следующих универсальных учебных действий (далее по
тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные:
•
учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью педагога;
•
учиться работать по предложенному педагогом плану;
•
учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
•
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
•
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
•
учиться совместно с педагогом и другими
ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и
деятельности всей группы;
•
учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные:
•
учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного;
•
учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в
оглавлении, в условных обозначениях);
•
учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
•
сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические
фигуры, предметные картинки);
•
классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
•
учиться делать выводы в результате совместной работы с педагогом;

учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и
простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные:
•
называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
•
слушать и понимать речь других;
•
учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от
собственной, уважать иную точку зрения;
•
учиться оформлять свои мысли в устной форме;
•
строить понятные для партнера высказывания;
•
уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые
сведения от партнера по деятельности;
•
совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах
поведения и общения и учиться следовать им;
•
сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в
случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике
ситуациях конфликтов интересов;
•
учиться выполнять различные роли при совместной работе.
•

Предметными результатами предшкольной подготовки является
формирование следующих умений.
Совершенствование и развитие устной речи и подготовка к обучению
чтению и письму:
•
отвечать на вопросы педагога по содержанию услышанного
произведения;
•
задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного
произведения;
•
рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
•
конструировать словосочетания и предложения;
•
определять количество слов в предложении;
Личностными результатами предшкольной подготовки является
формирование следующих умений:
• определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех правила поведения (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
как поступить (при поддержке учителя);

• при поддержке педагога и окружающих давать оценку своим
поступкам и поступкам других людей;
• понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько
его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде
всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
• выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их
поступкам;
• объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной
деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый
личностный результат.
Ожидаемые результаты социального развития ребенка
- активность в общении
- умение входить в контакт с детьми и педагогом .
- умение пользоваться формами речевого этикета
- готовность выполнять правила общественной жизни
Ожидаемые результаты интеллектуального развития ребенка
- умение пользоваться приемами запоминания
- направлять и удерживать внимание
- ясно и последовательно выражать свои мысли
- владеть навыками звукового анализа
- умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой
Форма подведения итогов, оценка учебной деятельности учащихся
выражается учителем в форме устного одобрения, благодарственных слов
родителям. Дифференцированной оценке по пятибалльной системе
результаты работы дошкольников не подлежат. От отрицательных оценок,
даже устных, надо воздерживаться, а если нет другого выхода, выражать свое
неудовольствие ребенку или родителям наедине и предельно
аргументировать требование, которое предъявляется, но не выполняется,
разъяснить его значимость, выявить трудности, препятствующие его
выполнению, наметить реальные пути их ликвидации.
В дополнительном образовании как ступени формирования и
становления личности ребенка важным компонентом содержания развития и
воспитания является национально-региональный компонент. Дети,
посещающие ЖДТ, воспитываются в среде с национальным колоритом,
знакомятся с произведениями устного народного творчества, играют в
народные игры. Это способствует пробуждению в детях национального

самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению
основным правилам поведения в обществе.
В работе с детьми при ознакомлении их с традициями нашего региона
ставятся следующие задачи:
- воспитать достойного гражданина, знающего и любящего свой край,
город, где он родился и живет.
- развивать интерес к родной природе, формировать бережное
отношение к природе, пробуждать желание охранять ее.
- формировать бережное отношение к историческому наследию
нашего народа.
Для этого в Школе раннего развития «Узнай-ка!» планируется
проведение следующих мероприятий: игровая программа «Бурятские и
русские народные игры», оформление выставки детских работ «Родные
просторы», участие в концерте, посвященном Сагаалгану, использование
дидактических игр по развитию речи с целью реализации национальнорегионального компонента.
Вкладывая в детей знания, прививая любовь к Малой Родине нужно
стремиться воспитать в них патриотов, любящих свой край, охраняющих и
приумножающих богатства нашей земли.

Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Разделы

Речевое развитие
Развитие грамотности
Математическое развитие
Ручной труд (аппликация, лепка)
Изобразительная деятельность
Окружающий мир
Подготовка руки к письму
Итого:

Год обучения
1
Всего
Теория
36
18
72
36
72
36
36
18
36
18
36
18
36
18
324
162

Речевое развитие

Практика
18
36
36
18
18
18
18
162

Программа развития речи детей определяет круг знаний об
окружающем мире и соответствующий объём словаря, речевые умения и
навыки, а также предусматривает воспитание определённых качеств
личности ребёнка. Программа построена с учётом возрастных особенностей
детей 5-6-летнего возраста.
Программа развития речи создана с учётом главных дидактических
принципов - систематичности и взаимосвязи учебного материала, его
конкретности и доступности.
Содержание предмета «Речевое развитие»
Цель: формирование правильной устной речи детей на основе
овладения ими литературным языком своего народа
Задачи:
1. Уточнять и углублять знания детей о предметах, характеризовать их
форму, цвет, размер, отмечать индивидуальные особенности;
2. Работать над дифференциацией звуков и формировать слуховое
внимание;
3. Способствовать совершенствованию речевого дыхания и освоению
интонационных средств выразительности;
4. Усложнять и совершенствовать синтаксическую сторону речи,
включающую в себя усложнение способов словообразования всех частей
речи.
5. Способствовать овладению детьми монологической речью,
развивать мышление, находчивость, совершенствовать речь;
6. Формировать умения детей слушать и понимать обращённую к ним
речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.
7. Развивать интерес и любовь к художественной литературе, при
этом определять и мотивировать отношение к героям произведения,
формировать нравственные критерии оценки;
8. Формировать звуковой анализ речи и умение составлять
предложения из двух и более слов.
Ожидаемые результаты
К концу года дети должны уметь:
-самостоятельно,
выразительно,
последовательно
передавать
содержание небольших литературных текстов;
- составлять рассказы на темы из коллективного и личного опыта;
- составлять рассказы по картинкам и предложенной теме;
- драматизировать небольшие произведения.
Развитие грамотности

Целью этого предмета является развитие умений говорить и слушать,
обогащение активного и пассивного словаря ребенка, развитие
грамматического, строя его речи.
Готовность ребёнка к развитию грамотности складывается из многих
составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким
речевым характеристикам, как:
• Развитый речевой слух (лежит в основе профилактики дистрофии и
дислексии);
• Чёткая артикуляция звуков родного языка (обеспечивает правильное
проговаривание);
• Знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой;
• Выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства
ритма.
В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся
узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в
слове (начало, середина, конец); анализируют особенности произнесения и
звучания звука.
Содержание предмета «Развитие грамотности»
I этап: подготовительный – без буквенная ступень;
- буквенная ступень
II этап: основной
– 4 ступени:
1 ступень - овладение приёмами чтения в слове гласных прямых
слогов, открытых и примыкающих к ним согласных; работа над
многозначностью слова.
2 ступень – чтение слогов: согласный + гласный; согласный
+согласный + гласный; согласный + согласный + гласный + согласный.
3 ступень – переход от чтения по слогам к чтению целыми словами,
развитие речи.
4 ступень – чтение предложений, текстов. К концу этой ступени
предусматривается, что дети должны овладеть навыками чтения.
Анализируя артикуляцию звуков, дети знакомятся с существенными
опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка:
гласных и согласных. (Звуки демонстрируются условными обозначениями:
гласные – красным цветом, согласные – синим). Изучение акустико –
артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к гласным и согласным
завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами. Буква
демонстрируется в виде заглавной и строчной (большой и маленькой)
печатного шрифта.

Особое внимание уделяется формированию умения выделять
отдельные части букв (составляющие элементы). В процессе этой
деятельности дети учатся называть форму, величину каждого элемента
буквы, её местоположение, сравнивают между собой сходные буквы.
В процессе развития грамотности включено первоначальное
знакомство с предложением и словами. Каждое предложение выделяется из
небольшого
высказывания
(2-3
предложения)
и
обозначается
прямоугольником. Затем вычленяются отдельные слова. Они обозначаются
короткими линиями, которые вписываются в прямоугольник. Дети учатся
составлять предложения по заданным схемам, опорным словам.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны уметь:
- устанавливать последовательность звуков в слове;
- делить слова на слоги;
- знать буквы печатного шрифта, основные элементы букв (палочки,
полуовалы и т.д.);
- читать по слогам и целыми словами.

Подготовка руки к письму.
Графическая речь
1. Подготовка руки к письму
• Развитие мелкой моторики – пальчиковые игры, ручной труд.
• Правильный захват карандаша – игровая гимнастика для большого и
указательного пальцев:
- для большого: упражнение «Скакалочка»
- для указательного: упражнение «Складной ножичек»
- для большого и указательного: упражнение «Урожай».
Правильное распределение мышечной нагрузки формируется:
- в играх «Мозаика», «Конструктор»
- при работе с трафаретами
- в ручном труде
Во всех этих направлениях работы одновременно формируется навык
работы тремя пальцами (щепоть).
2. Аналитико – синтетическая деятельность. Анализ включает в себя
умение ребёнка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они.
С помощью синтеза ребёнок собирает целостный образ буквы из наборных
элементов.

3. Подготовка к технике письма. Развивается пространственная
ориентировка; написание горизонтальных линий слева направо и
вертикальных линий сверху вниз.
4. Формирование элементарных графических умений (упражнения,
подготавливающие к письму).
• Анализ образа буквы.
• Синтез образа буквы.
• Промежуточный этап (дифференциация образов букв).
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка
писать. Этот процесс длительный и непростой. На занятиях мы имеем
возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения,
осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:
• Укрепление руки, улучшение координации движений;
•Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного
положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
• Совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
• Умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах
письма;
• Поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного
мышления детей;
• Снижение психологической нагрузки ребенка.
Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе,
формирование интереса к выполнению графических упражнений,
предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Задачи:
1. Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую
мускулатуру пальцев.
2. Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных
функций, ориентировки на микроплоскости.
3. Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных
видов.
4. Учить соблюдать во время работы правила письма (положение
тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть,
формировать умение работать в общем темпе.
5. Способствовать развитию психических процессов- внимания,
памяти, мышления, воображения.
6. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной
работы.

7. Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное
отношение к работе.
Ожидаемые результаты:
- уметь правильно сидеть за столом во время письма и располагать
рабочую тетрадь;
- правильно держать карандаш и ручку;
- формирование мелкой моторики, координации рук, элементарных
навыков письма;
-знакомство с основными правилами каллиграфического письма:
графические элементы должны быть одинаковой высоты, ширины,
заканчиваться на одном расстоянии от строки вверху и внизу; расстояние
между элементами букв должно быть одинаковым, прямые линии при письме
должны быть ровными и параллельными;
-четко дифференцировать строку (верхнюю, нижнюю и среднюю
линии), уметь писать элементы букв в строке;
- выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для
написания элементов букв;
-обводить предметы и фигурки по контуру, раскрашивать и
штриховать их в разных направлениях;
- писать основные элементы букв: вертикальные линии, параллельные
и наклонные прямые (вправо и влево); овалы; линии с закруглением внизу и
вверху;
- различать и писать зеркальные элементы;
- выполнять связные ритмические движения;
- копировать сложные сочетания извилистых линий;
- уверенно ориентироваться на листе бумаги и в клетку, и в линейку,
прописывать элементы букв по предложенному образцу, не выходя за
пределы строчек и соблюдать заданный наклон элементов.

Математическое развитие
В умственном развитии детей большое значение имеют занятия по
развитию элементарных математических представлений. Эти занятия
должны быть максимально направлены на развитие логического мышления,
на формирование правильных представлений о числе.
С целью формирования категорийного, логического мышления в
программу ШРР «Узнай-ка!» введено математическое развитие
дошкольников, в которое включены следующие виды деятельности:
1 решение логических задач

2 математические игры
3 знакомство с математическими категориями
Содержание предмета «Математическое развитие»
Задачи:
1. Обучать детей устному составлению и решению задач;
2. Познакомить с цифрами и элементами математической символики
(знаками, обозначающими действия сложения и вычитания «+» и «-»; знаком
равенства «=»);
3. Развивать у детей элементарные пространственные представления;
4. Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в (пределах
10);
5. Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с
помощью условной мерки;
6. Дать представление о многоугольниках (на примере треугольника,
четырехугольника)
7. Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку (левее,
правее, выше, ниже, от, до, над, под…);
8. Закреплять представления детей о последовательности дней недели;
учить называть месяцы года.

Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны знать:
- состав чисел первого десятка;
- получение каждого числа первого десятка, прибавляя единицу к
предыдущему и вычитая
единицу из следующего за ним в ряду;
- цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+»; «-»; «=»;
- название текущего месяца, последовательность дней недели.
уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке;
- соотносить цифру и число предметов;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
-составлять из нескольких треугольников, четырёхугольников фигуры
большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Ручной труд (аппликация, лепка)

Дети в возрасте 5-6 лет более наблюдательны, у них повышается
работоспособность, сенсорные способности уже почти сформированы.
Учитывая это, программа выдвигает более сложные задачи в обучении детей
ручному труду.
Понимание ритма, гармонии цветовых ощущений, зрительного
равновесия форм и цвета, полученные детьми в процессе декоративной
работы, находит применение на уроках аппликации и лепки.
Содержание направления «Ручной труд»
Задачи:
1. Учить детей складывать бумагу в разных направлениях;
2. Учить использовать разную (по фактуре) бумагу, делать разметку с
помощью шаблона, создавать игрушки – забавы;
3. Способствовать умению подбирать цвета и их оттенки при
изготовлении сувениров, игрушек, украшений к праздникам;
4. Формировать умение использовать в качестве образца рисунок,
учить создавать объёмные игрушки;
5. Учить делать фигуры людей, животных, птиц из природного
материала;
6. Развивать фантазию, воображение детей;
7. Учить делать аппликацию в соответствии с задуманным сюжетом;
Научить детей в процессе труда аккуратно, экономно использовать
материалы.
Лепка:
- Лепка различных предметов быта: посуда.
-Лепка фигур животных, птиц, человека. Создание сюжетных
композиций из 2-3 и более изображений.
- Выполнение декоративных композиций способами налепа и рельефа.
Бумагопластика:
- Общее представление о бумажной пластике, способы сгибания.
- Объемная пластика. Конус. Цилиндр.
- Совмещение. Изготовление поделок при помощи нескольких техник.
- Оригами:
-приемы сгибания прямоугольника, треугольника, квадрата. Условные
знаки (крылья, клюв). Изделия «Птицы», «Собачка», «Котенок», «Заяц»;
- многослойное сгибание.
Чудесный мир форм и линий:
-Вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое и
гармошкой.

-Декоративные композиции разных форм их геометрических и
растительных форм. Изображение птиц и животных по типу народного
декоративного искусства.
- Сочетание приемов вырезания ножницами с приемами обрывной
аппликации.
- Составление сюжетной аппликации.
- Шаблоны, этапы работы с шаблонами.
- Геометрическая мозаика. Способы выполнения мозаики.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны уметь:
- переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги;
- делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении игрушек;
- делать объёмные игрушки;
- делать аппликацию в соответствии с задуманным сюжетом.
Изобразительная деятельность
Занятия по рисованию составляются с учётом необходимой
взаимосвязи между различными видами ИЗО-деятельности и всей
воспитательно-образовательной работы, а также с учётом преемственности
между возрастными группами.
Основное
внимание
детей
направляется
на
передачу
пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета
изображаемых объектов. Дети знакомятся с произведениями народного
декоративно-прикладного искусства.
Содержание предмета «Изобразительная деятельность»
Программа включает в себя следующие задачи:
1. Воспитывать самостоятельность, активность, уважение к труду
взрослых, любовь к животным, к природе;
2. Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям
окружающего мира, устойчивый интерес к рисованию;
3. Учить передавать форму, величину и цвет предмета, композицию в
рисунке, ритм, цветовые сочетания в декоративном узоре;
4. Развивать художественное восприятие произведений ИЗО искусства,
учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа,
понимать содержание произведений.
1. Предметное рисование:
- Использование различных техник для рисования пейзажа (печатанье,
примакивание, тычок, клеевой кистью).
- Пятно. Размывание красок.

- Птицы, особенности строения и передачи объема изобразительными
средствами.
- Животные: нашей местности, жарких и холодных стран.
- Насекомые.
2. Сюжетно-тематическое рисование:
- Рисование на основе наблюдения.
- Первый и второй план.
- Иллюстрации к сказкам и мультфильмам.
3. Жанры изобразительного творчества:
- Расширение понятий – композиция, колорит.
-Способы передачи характерных особенностей разных пород
деревьев.
-Рисование пейзажей, отображающих разные погодные условия,
времена суток, времена года.
-Портрет как изображение конкретного человека, его душевных
переживаний и его настроения.
- Рисование человека в движении.
-Натюрморт как жанр изобразительного искусства (композиция,
пропорции, цвет, форма, величина).
- Просмотр репродукций известных художников (по выбору). Беседа.
4. Декоративное рисование:
- Роспись предметов быта, одежды (завиток, ягоды, розаны, цветы,
лепестки). Колорит, последовательность выполнения.
- Симметрическая композиция узора.
5. Правополушарное рисование
Задачи программы:
Обучающие:
1. Освоить основные навыки правополушарного рисования:
• Восприятие краев предмета (умение видеть, где кончается один
предмет и начинается второй);
• Восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг
предмета);
• Восприятие соотношений предметов и их частей (умение передавать
перспективу и пропорции);
• Восприятие света и тени (умение видеть и передавать
характеристики цвета)
• Восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части).
Развивающие:

1.Раскрепостить, убрать и раздвинуть рамки для свободного
творчества;
2.Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к
художественной деятельности;
3.Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение.
4.Развивать желание экспериментировать, стимулируя яркие
познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от познания нового.
Воспитательные:
1.Формировать
эмоционально-положительное
восприятие
окружающего мира;
2.Воспитывать художественный вкус;
3.Привить любовь и уважение к различным видам искусства;
4.Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом;
5.Воспитывать
внимание,
аккуратность,
целеустремлённость,
творческую самореализацию.
Непосредственно образовательный процесс строится согласно
календарно-тематическому планированию
Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны уметь:
-высказывать простейшие суждения о картинках, предметах
народного декоративо – прикладного искусства
- уметь свободно владеть карандашами и кистью при разных приёмах
рисования;
- передавать в рисунке выразительность образа, используя форму,
линию, композицию, сочетания различных изобразительных материалов;
- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым
содержанием;
- смешивать краски для получения новых оттенков;
- располагать персонажи и предметы на всём листе, на широкой
полосе (ближе, дальше);
Окружающий мир
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях

объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Содержание предмета «Окружающий мир»:
Задачи: развитие
у
детей
познавательных
интересов,
интеллектуальное развитие детей:
-развитие
познавательно-исследовательской
и
продуктивной
деятельности;
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора
детей.
На занятиях дети знакомятся с природой, окружающей их, с родиной,
в том числе, малой; с праздниками; учатся отличать времена года; зверей,
птиц и т.д.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны уметь:
- уметь отличать по признакам сезонные изменения в природе
- уметь отличать профессии;
- отличать диких и домашних животных;
- уметь рассказать о себе, своей семье, малой родине и родине;
- называть перелетных и зимующих птиц;
- знать праздники и их традиции;
- знать правила безопасности (на дороге, пожарной безопасности,
безопасности на улице).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Условия эффективности восприятия материала тесно связаны с
психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.
Активная позиция ребенка, эмоциональность подачи материала и его
восприятия, ассоциативная связь с личностно-значимым или хорошо
усвоенным, смысловая разбивка заданий и игровой тренинг являются
необходимыми условиями хорошего усвоения материала. Отсюда высокие
требования и к содержанию материала, и к форме проведения занятий.
Принципы отбора содержания деятельности

Исходя из того, что содержание образовательной деятельности должно
отвечать потребностям общества, заказу социума, ожиданием родителей, но
не вступать в противоречие с целями развития каждого отдельного ребенка,
содержание занятий в целом должно быть:
- Разнообразным, так как ребенок включен в ряд неоднородных сферприрода, искусство, общение и т.д.
- Увлекательным, и не развлекательным, чтобы в процессе
деятельности не «сбиться» с цели;
- Подвижным, вариативным, развивающимся, чтобы соответствовать
уровню подготовки детей;
- Воспитывающим, обучающим и развивающим каждого ребенка и
группу в целом;
- Практико-ориентированным для дальнейшего применения;
- Доступным чувствам ребенка;
- Актуальным и значимым для него, а значит - желаемым.
Для успешной организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности дошкольников используются следующие методы обучения:
словесный, наглядный, индуктивный, дедуктивный, аналитический,
синтетический, частично – поисковый, репродуктивный; работа под
руководством педагога, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль.
Особое внимание уделяется методам стимулирования учебной
деятельности: дидактические игры, занимательные задания, создание
ситуаций эмоционально- нравственных переживаний (соревнования,
конкурсы, викторины), игры – инсценировки, поощрение.
На занятиях применяется разнообразный дидактический материал.
Занятия по обучению грамоте обогащены развивающими играми В.В.
Воскобовича «Теремки», «Складушки», «Читайка», «Тысячеслов»,
«Конструктор букв».
На развивающих играх используются В.В. Воскобовича «Геоконт»,
«Геовизор», «Волшебный квадрат», «Прозрачная цифра», «Конструктор
цифр», «Чудо – лукошко»; игры – головоломки: «Колумбово яйцо»,
«Вьетнамская игра», «Чудо – крестики». Занимательный материал; задачи в
стихах, задачи на смекалку, сообразительность; считалочки, поисково –
творческие задачи А. Зака, логические задачи М.М. Бонгарда.
Для отдыха и снятия напряжения подобраны физкультминутки,
пальчиковые игры, психогимнастика; многие из них соответствуют теме
занятия.
Для
проверки
уровня
усвоения
программы
используются
диагностические таблицы. Диагностика уровня знаний детей проводится 2

раза в год. Для диагностики используются методы: наблюдение, беседа,
игровые задания, картинки, промежуточная и итоговая аттестация.

Типы занятий:
✓ Сообщение нового материала (экскурсии, наблюдения, обучение
рассказыванию, чтение новых произведений, заучивание стихотворений);
✓ Закрепление и углубление полученных знаний (рассказы об
экскурсиях, наблюдениях, беседы, рассматривание предметов, повторные
занятия по чтению);
✓ Обобщение и систематизирование знаний (дидактические игры,
обобщающие беседы);
✓ Речевой театр.
Дидактические требования к занятиям:
1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение
его содержания и приёмов обучения;
2. Оптимальная интенсивная нагрузка;
3. Воспитательный характер занятия;
4. Эмоциональный характер занятия;
5. Распределение приёмов обучения в соответствии со структурой
занятия;
6. Речевая активность каждого ребёнка на всех этапах занятия;
7. Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным
подходом;
8. Правильная организация занятия;
9. Учёт результатов занятия;
Необходимость закрепления пройденного материала на других
занятиях или в другой деятельности.
Структура учебного занятия:
1 этап – организационный
Задача этапа: подготовка детей к работе на занятии
Содержание деятельности: организация начала занятия; создание
психологического настроя на учебную деятельность; активизация внимания
2 этап – проверочный
Задача этапа: установление пробелов в знаниях и их коррекция
Содержание деятельности: Проверка имеющихся у детей знаний и
умений для изучения новой темы
3 этап – подготовительный

Задача этапа: обеспечение мотивации обучения и принятия цели
занятия
Содержание деятельности: сообщение темы, цели занятия; постановка
обучающих, воспитательных, развивающих задач; мотивация учебной
деятельности.
4 этап – основной
Задачи этапа определяются в зависимости от цели занятия: усвоение
новых знаний; проверка понимания закрепление знаний и способов действий
обобщение знаний
Содержание деятельности: ознакомление с новыми знаниями и
умениями показ образца формирования навыков установление осознанности
усвоения знаний: выполнение тренировочных упражнений на освоение и
закрепление знаний, умений, навыков по образцу, на перенос в сходную
ситуацию, творческого характера формирование целостного представления
знаний по теме и т.п. закрепление знаний, умений, навыков.
5 этап – контролирующий
Задачи этапа - выявление качества и уровня полученных знаний их
коррекция
Содержание деятельности: Выполнение тестовых заданий Различные
виды опроса и т.п.
6 этап – итоговый
Задачи этапа: дать оценку и анализ достижения цели занятия наметить
перспективу работы
Содержание деятельности: подведение итогов занятия формулирование
выводов поощрение за работу на занятии самооценка своей работы на
занятии определение перспективы следующих занятий.
Методы и приёмы обучения:
Наглядные методы: показ картинки, игрушки, движения или действия
(в игре – драматизации, в чтении - стихотворения), показ положения органов
артикуляции при произнесении звуков.
Словесные методы:
• Речевой образец – преподносится детям подчёркнуто чётко, громко,
неторопливо;
• Повторение – преднамеренное, неоднократное использование одного
и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его
запоминания;
• Объяснение – раскрытие сущности какого – либо явления или
образца действия;

• Указания – разъяснения детям, как нужно действовать, как достичь
требуемого результата;
• Словесное упражнение – многократное выполнение определённых
речевых действий для обработки и совершенствования речевых умений
и навыков;
• Вопрос – словесное обращение, требующее ответа, задание,
предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.
Игровые методы: Вызывается интерес и усиливается внимание детей к
речевому материалу через элементы соревнования, красочность, новизну
атрибутов, занимательность сюжетов игры.
Косвенные методы: Напоминание, совет, исправление, замечание,
ритмика.
Практические методы: Применение дидактического материала.
Главное требование в работе с 5-6 летними детьми – максимальная
активизация деятельности детей на уроке и, прежде всего умственной
деятельности. Работа на уроке в школе раннего развития должна допускать
более свободное поведение ребенка, чем это наблюдается в
общеобразовательной школе.
Относительно большое место на уроке должны занимать
дидактические игры, включающие в себя элементы соревнования,
возможность выигрыша. Это могут быть дидактические игры «Молчанка»,
«Лесенка», «Эстафета». Наряду с играми важно использовать прием
«обыгрывания» обычных учебных заданий. Например, достаточно вместо
формулировки «Составьте пример на сложение двух чисел с ответом три»
предложить детям «угадать», какие карточки перевернуты в записи - + - = 3,
чтобы дети восприняли это задание с большим интересом.
При объяснении нового материала работа начинается с разнообразных
демонстраций (выходят по очереди к доске, берут стоящие на 1 полочке
игрушки, образуют пары). При самостоятельной работе в тетради учитель
оказывает индивидуальную помощь тем, кто в ней нуждается.
В ходе урока, как только замечаются признаки усталости у детей,
полезно провести физкультминутку, пальчиковую гимнастику, включить в
урок элементы занимательности, способствующие повышению тонуса
умственной работы детей.
Игровой метод является одним из основных методов, применяемых в
период раннего развития, и предусматривает использование разнообразных
компонентов игровой деятельности в сочетании с другими.
Чаще всего игровой метод включает в себя разнообразные действия с

игрушками, игровыми материалами, имитацию действий и движений,
элементы соревнования, прятанья и поиск предметов. Игра на этом этапе
является не только методом, но и формой организации педагогического
процесса. В основе образовательного процесса лежат педагогические
технологии личностно-ориентированного обучения, сотрудничества и
сотворчества, игровые технологии, а также игровые методы развития
познавательной активности дошкольников.
Немаловажную роль играют и средства обучения:
• Игрушки, карточки, книги, иллюстрации;
• Звукозапись, видеозапись;
• Работа над произношением, ролевая игра, коллективно-творческая
игра;
• Инсценирование сказок, стихов и песен;
• Игры подвижные, дидактические, тематические, ситуативные;
• Физкультминутка;
• Рисование, лепка.
Форма подведения итогов, оценка учебной деятельности учащихся
выражается учителем в форме устного одобрения, благодарственных слов
родителям.
Принципы организации деятельности на занятии
Принципы технолого-педагогического сопровождения развития
ребенка предполагает наблюдение и помощь (по мере необходимости).
Принцип обратной связи создает основу для заинтересованного и
ответственного диалога с семьей и призван повышать эффективность
образовательной деятельности.
Принцип блочной подачи материала на основе укрупненных
дидактических единиц.
Принцип соответствия внешней информации уровню развития
внутренних потребностей, возрасту, структуре мышления.
Принцип научности предполагает достоверность информации.
Принцип последовательности - изложение материала имеет
логическую последовательность и операционально усложняется.
Ведущая форма обучения - игра дидактическая, игра тренинговая
(кроссворд, ребус, лото, рассказ- задача, логическая задача и т.д.)
Так как именно игровая деятельность является ведущей в дошкольном
возрасте, включение в игру происходит на эмоционально-положительном
уровне, рождается интерес не только к игровой роли, но и к выполнению
игровой задачи, повышается умственная и творческая активность.

В игре ребенок не ощущает себя прямым объектом воздействия
педагога. Косвенное педагогическое воздействие отождествляется с
правилами игры, дети сами ставят игровые задачи, сами их решают согласно
правилам. Поэтому часто в процессе игры воспитание перерастает в
самовоспитание.
Для проверки уровня усвоения программы используются
диагностические таблицы. Диагностика уровня знаний детей проводится 2
раза в год. Для диагностики используются методы: наблюдение, беседа,
игровые задания, картинки, промежуточная и итоговая аттестация.
Условия успешной реализации программы
Особенность программы заключается в постоянном заинтересованном
и ответственном диалоге с семьей. Родители получают информацию от
педагога об успехах ребенка, рекомендации, пожелания. Организация работы
с родителями и детьми - одно из важных условий, помогающих в решении
задач раннего развития. Работу с родителями и детьми можно назвать
психологической службой, которая является системой практического
использования психологии для решения комплексных задач диагностики,
консультации, работы с детьми и родителями.
Литература
1. Артёмова Л.В. «Окружающий мир» в дидактических играх
дошкольников, 1991.
2. Бетти Эдвардс, «Открой в себе художника», 1979.
3. Бетти Эдвардс, «Ты – Художник» 2010.
4. Бетти Эдвард «Цвет», с 2010.
5. Бородич А.М. «Методика развития речи детей», М., «Просвещение»,
1991.
6. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в подготовительной группе
детского сада», М., «Просвещение», 1999
7. Горецкий В.Г., А.Ф Шанько «Обучение грамоте», М.,
«Просвещение», 1990.
8. Гусакова М.А. «Аппликация», М., «Просвещение», 1987.
9. Девина И.А, В.А. Девина «Развиваем речь», Москва, издательство
«Ось - 89», 2003.
10. Дронова Т.Н. «На пороге школы», М., «Просвещение», 2003г.;
11. Дыбина О.Б. «Ребёнок и окружающий мир» - М., Мозаика –Синтез,
2010.

12. Дыбина О.Б. «Что было до… Игры-путешествия в прошлое
предметов», М., 1999.
13. Дыбина О.Б. «Предметный мир как средство формирования
творчества детей». М., 2002.
14. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез,
2005-2010.
15. Жуковой Н.С. «Букварь»
16. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»,
М., «Просвещение», 1990.
17. Петерсон Л.Г., Н.П. Холина «Раз-ступенька, два ступенька»
методические рекомендации.
18. Петерсон Л.Г, Н.П.Холина Практический курс математики для
дошкольников «Раз- ступенька, два- ступенька…» М. «Ювента»,2008.
19. Петерсон Л.Г., Н.П.Холина Рабочая тетрадь 1-2 часть по
математике для дошкольников «Раз- ступенька, два- ступенька…»
20. Программа «Ступеньки». Курс математики для дошкольной
подготовки детей 3-6 лет по образовательной системе деятельностного
метода обучения «Школа 2000…» М. «АПК и ППРО»2007.
21. Пугина А.В. «Комплексные занятия в подготовительной группе»,
Волгоград, «Учитель», издание 2-е, переработанное.
22. Пугина А.В. «Комплексные занятия в подготовительной группе»,
«Учитель», Волгоград, 2012.
23. Пушков А.Е. Пропись Написание печатных букв и элементов
рукописных букв, 2015.
24. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду»
М., Мозаика-Синтез 2010.
25. Щеблыкин И.К., В.И. Романина, И.И. Кагакова «Аппликационные
работы», М., «Просвещение», 1990.

№

Тема

Приложение №1
Календарно-тематический план по развитию речи
Количество занятий в неделю- 1 час, в год- 36 часов
Колич
ество

часов
Сентябрь
Подготовишки
Летние истории
Для чего нужны стихи?
Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (в
обработке ДЖ. Родари)
Октябрь
5
Рассказ о А.С Пушкине
6
Заучивание А. Фета «Ласточки пропали»
7
Русские народные сказки
8
Вот такая история!
Ноябрь
9
Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра
«Я- вам, вы- мне»
10 Небылицы- перевертыши
11 Осенние мотивы
12 Лексические игры и упражнения
Декабрь
13 Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»
14 Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»
15 Здравствуй, гостья - зима!
16 Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»
Январь
17 Чтение былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»

1
1
1
1

18 Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
19 Чтение сказки В. Даля «Старик годовик»
20 Весна идет, весне дорогу!
Февраль
21 Сочиняем сказку про Золушку

1
1
1

22 Пересказ сказки «Лиса и козел»
23 Бурятский праздник «Сагаалган»
24 Чтение бурятской сказки «Девочка Луна»
Март
25 Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

1
1
1

26 Сказки Г.Х. Андерсена

1

1
2
3
4

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

27 Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
28 Весенние стихи
Апрель
29 Лексические игры

1
1

30 Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»
31 Чтение рассказа Г. Воробьева «Обрывок провода»
32 Лексические игры и упражнения
Май
33 Рассказы по картинкам

1
1
1

1

1

34 Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В. Бианки «Май»
35 Чтение и пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
36 Повторение
Итого:

1
1
1
36 ч.

Приложение №2
Календарно-тематический план по обучению грамоте
№

Тема

Количество часов
Теория

Сентябрь

Практи
ка

Речь. Слово
Слог. Гласные и согласные звуки
Предложение. Слово. Звуки и
Ударение
4
Звук [а] и буква А, а
Октябрь
5
Звук [у] и буква У, у
6
Звук [о] и буква О, о
7
Звук [м], [м’] и буква М, м
8
Звук [с], [с’] и буква С, с
Ноябрь
9
Звук [х], [х’] и буква Х, х
10
Звук [р], [р’] и буква Р, р
11
Звук [ш] и буква Ш, ш
12
Звук [ы] и буква ы
Декабрь
1
2
3

1
1
1

1
1
1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

13
Звук [л], [л’] и буква Л, л
14
Звук [н], [н’] и буква Н, н
15
Звук [к], [к’] и буква К, к
16
Звук [т], [т’] и буква Т, т
Январь

1
1
1
1

1
1
1
1

Звук [и] и буква И, и
Звук [п], [п’] и буква П, п
Звук [з], [з’] и буква З, з
Звук [й] и буква Й

1
1
1
1

1
1
1
1

17
18
19
20

буквы.

Февраль
21

Звук [г], [г’] и буква Г, г

1

1

22

Звук [в], [в’] и буква В, в

1

1

23
24
Март

Звук [д], [д’] и буква Д, д
Звук [б], [б’] и буква Б, б

1
1

1
1

Звук [ж] и буква Ж, ж

1

1

1
1
1

1
1
1

25

26
Буква Е, е и звуки, которые она обозначает
27
Буква ь в конце и в середине слова
28
Буква Я, я и звуки, которые она обозначает
Апрель

29
30
31
32
Май
33
34
35
36

№

Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает

1

1

Буква Ё, ё и звуки, которые она обозначает
Звук [ч] и буква Ч, ч
Звук [э] и буква Э, э

1
1
1

1
1
1

Звук [ц] и буква Ц, ц

1

1

1
1
1
36

1
1
1
36

Звук [ф], [ф’] и буква Ф, ф
Звук [щ] и буква Щ, щ
Разделительный твердый знак
ИТОГО

Приложение №3
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Готовим руку к письму» на 2020-2021 учебный год. (Пропись А. Е.
Пушкова «Написание печатных букв и элементов рукописных букв»
Количество занятий в неделю- 1 час, в год- 36 часов
Количество
Тема
часов

Сентябрь
1
Гигиенические правила письма.
2
Написание элементов букв. Короткая прямая наклонная линия.
3
Длинная наклонная прямая линия.

1
1
1

Знакомство с контуром предмета и его особенностями.
Короткая прямая с углом.
Октябрь
5
Длинная прямая с углом.
6
Короткая прямая с закруглением внизу.
7
Длинная прямая с закруглением внизу.
8
Короткая прямая с закруглением вверху и внизу.
Ноябрь
9
Длинная прямая с закруглением вверху и внизу.
10
Нижняя точка начала буквы. Короткие прямые.
11
Верхняя точка начала буквы. Длинные прямые.
12
Длинная прямая с петлей вверху.
Декабрь
13
Длинная прямая с петлей внизу.
14
Прямая с петлей вверху и внизу.
15
Прямая с петлей вверху и внизу.
16
Полуовал левый малый.
Январь
17
Полуовал правый малый.
18
Овал. Малый овал.
19
Совмещенные овалы малые.
20
Прямая с крючком вверху.
Февраль
21
Прямая с петлей внизу малая.
22
Прямая с закруглением вверху и внизу малая.
23
Длинная прямая с закруглением вверху и внизу.
24
Зигзаг малый с наклоном.
Март
25
Зигзаг прямой.
26
Соединение двух элементов с закруглением вверху.
27
Соединение трех элементов с закруглением внизу.
28
Наклонная прямая с малой петлей внизу.
Апрель
29
Начало буквы внизу.
30
Наклонная прямая с овалом.
31
Горизонтальная прямая.
32
Веселый забор. Большие и малые наклонные палочки.
Май
4

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
34
35
36

Наклонные с петлей вверху и внизу.
Овалы. Большие и малые. Узоры из овалов.
Узоры из полуовалов. Штриховка.
Узор дождик. Длинная наклонная. Штриховка.
Итого:

1
1
1
1
36 ч.

Приложение №4
Календарно-тематический план по математике
Количество занятий в неделю- 2 часа, в год- 72 часа
№
Тема занятий
Кол-во
занятий
Сентябрь
1-5
Свойства предметов. Объединение предметов в группы
5
по общему свойству
6-8
Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и
3
неравенства.
Октябрь

9-10
11-13
14-15
16-17

Отношение: часть-целое. Представление о действии
сложения (на наглядном материале)
Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа
Удаление части из целого (вычитание)
Пространственные отношения: между, посередине

2
3
2
2

Ноябрь
Взаимосвязь между целым и частью. Представление:
один - много
20
Число 1 и цифра 1
21-22 Пространственные отношения: внутри, снаружи
23
Число 2 и цифра 2. Пара
Декабрь
18-19

24-25
26
27

Представление о точке и линии. Отрезке и луче
Число 3. Цифра 3
Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

2
1
2
1
2
1
1

28-29 Об отрезке и многоугольнике
30-31 Число 4. Цифра 4
Январь
32
Представление об углах и видах углов.

2
2

Представление о числовом отрезке
Число 5. Цифра 5
Пространственные отношения: впереди, сзади
Сравнение групп предметов по количеству на наглядной
основе.
39
Обозначение отношений: больше- меньше
Февраль

1
1
2
2

33
34
35-36
37-38

1

1

40-41

Временные отношения: раньше, позже

2

42
43 -44
45-48

Упражнение по выбору детей
Число 6. Цифра 6
Пространственные отношения: длиннее, короче

1
2
4

Март
49-51 Число 7 и цифра 7
52-54 Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы.
55-57 Число 8 и цифра 8
Апрель

3
3
3

Представление об объеме. Сравнение объема.
Число 9 и цифра 9
Преставление о площади. Сравнение площади

2
3
2

2
2

71

Число 0 и цифра 0
Число 10. Представление о сложении и вычитании в
пределах 10 на наглядной основе.
Знакомство с пространственными фигурами- шар, куб,
параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Их
распознание.
Работа с таблицами.

72

Упражнения по выбору детей

1

58-59
60-62
63-64
Май
65-66
67-68
69-70

Итого

2

1
72 ч.

Приложение №5

Календарно-тематический план по ручному труду
Количество занятий в неделю-1 час, в год-36 часов
Тема
Количест
во часов

№

Сентябрь
1
Вводное занятие. Инструктаж. Аппликация из сухих
листьев.
2
Лепка «Колобок»
3
Работа с бумагой. Пингвин
4
Лепка. Барельеф «Грибок»
Октябрь

1
1
1
1

5

Работа с бумагой «Божья коровка» игрушка

1

6
7

Аппликация «Девочка из геометрических фигур»
Аппликация –мозаика «Аквариум»

1
1

8
Лепка «Котенок»
Ноябрь
9
Работа с бумагой. Оригами «Щенок»

1

10
Работа с бумагой «Машина из геометрических фигур»
11
Работа с бумагой «Улитка»
12
Работа с бумагой «Елочные игрушки»
Декабрь
13
Работа с бумагой и картоном «Рукавичка Деда
Мороза»
14
Работа с ватными дисками Аппликация «Дед Мороз»
15
Лепка «Гусеница»
16
Оригами «Пиджак». Открытка для папы
Январь
17
Лепка по замыслу «Волшебная юрта»
18
Работа с бумагой «Мышка» объемная работа
19
Лепка «Посуда»
20
Аппликация «Домик»
Февраль

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

21

Работа с бумагой «Цветы в вазе»

1

22

Работа с бумагой и картоном Праздничная открытка
для мамы
Работа с рваной бумагой
Работа с деталями конструктора «Пазлы»

1

Работа с бумагой «Мой друг- Трезор»

1

23
24
Март
25

26
Лепка. «Морин»
27
Работа с бумагой «Кукла из треугольника»
28
Лепка «Подсолнух, кукуруза, морковь» по выбору
Апрель
29
30
31
32
Май
33

1
1

1
1
1

Работа с бумагой Аппликация «Ракета»

1

Лепка. «Байкальская нерпа»
Работа с бумагой «Осьминог»
Барельеф «Цветы»

1
1
1

Работа с бумагой. Открытка на 9 мая. «Праздничный

1

салют»
34
35
36

Работа с бумагой. Оригами «Заяц»
Оригами «Муха»
Работа с бумагой. Объемная аппликация «Рыба»
Итого

1
1
1
36

Приложение №6
Календарно-тематический план по изобразительной деятельности
Количество занятий в неделю-1 час, в год- 36 часов
№
Тема
Количеств
о часов
Сентябрь
1
Вводное занятие (о технике). Правополушарное рисование
1
2
Работа с акварелью «Осенний лист».
3
Правополушарное рисование «Одуванчики»
4
Работа с цветными карандашами «Волшебная ладошка».
Октябрь
5
Работа с акварелью «Клякса».

1
1
1

6
Правополушарное рисование «Осенний натюрморт»
7
Работа с цветными карандашами «Букет».
8
Правополушарное рисование «Дерево»
Ноябрь
9
Работа с акварелью «Матрешка»

1
1
1

1

1

10
Работа с фломастерами «Узор в полосе». Бурятский орнамент
11
Работа с акварелью «Сказочные птицы».
12
Правополушарное рисование «Маки»
Декабрь
13
Работа с акварелью «Снеговик».

1
1
1

14
Работа с цветными карандашами «Новогодняя ветка».
15
Правополушарное рисование «Снегири»
16
Декоративное рисование «Снежинка».
Январь

1
1
1

Работа с фломастерами «Варежки для бельчат».

1

17

18
Правополушарное рисование «Зимний пейзаж»
19
Работа с акварелью «Аквариум».
20
Правополушарное рисование «Дерево» Природа Бурятии
Февраль
21
Работа с акварелью «Фрукты и ягоды в чаше». Дары Сибири.
22
23
24
Март
25

1

1
1
1
1

Правополушарное рисование «Маленький совенок»
Работа фломастерами «Открытка 23 февраля»
Работа с цветными карандашами «Моя семья».

1
1
1

Работа с гуашью «Сагаалган»

1

26
Правополушарное рисование «Светлая Пасха»
27
Работа с акварелью «Веточка вербы».
28
Тематическое рисование «Познаем Космос»
Апрель
29
Правополушарное рисование «Морской пейзаж»

1
1
1
1

30
31
32
Май
33

Правополушарное рисование «Енот»
Правополушарное рисование «Салют победы»
Кляксография «Дерево удачи».

1
1
1

Работа с цветными карандашами «Эмоции»

1

34

Работа с цветными карандашами. Морские животные.
Веселые раскраски
Правополушарное рисование «Бабочка»
Тематическое рисование «Здравствуй, лето!

1

35
36

1
1

Итого:

№

36

Приложение №7
Календарно-тематический план по окружающему миру
Количество занятий в неделю – 1, часов в год- 36.
Тема
Количеств
о часов

Сентябрь

1
2
3
4

Осень. Сезонные признаки. Осенние месяцы. Деревья
осенью
Овощи. Труд людей осенью
Фрукты ,ягоды
Инструменты

1
1
1
1

Октябрь

5

Деревья

1

6
7
8

Дом. Жилище
Электроприборы
Мебель

1
1
1

Ноябрь

9
10
11
12

Посуда. Виды посуды
Продукты
Город
Транспорт

1
1
1
1

Декабрь

13
14
15
16

Семья
Части тела и лица
Одежда
Обувь

1
1
1
1

Январь

17

Игрушки

1

18
19
20

Зима
Наша Родина – Россия. Москва – столица России
Сагаалган-праздник белого месяца

1
1
1

Февраль

21

Профессии, инструменты

1

22
23
24

День защитника отечества
Животные севера
Научно-исследовательская
лилий. Ведение дневника

1
1
1

деятельность.

Посадка

Март

25
26
27
28

Морские животные
Аквариум
Животные и птицы весной
Животные жарких стран

1
1
1
1

Апрель

29

Домашние животные

1

30
31
32

Космос
Цветы сада и луга
Насекомые

1
1
1

33

День Победы

1
1

34
35
36

Школа. Школьные принадлежности
Правила дорожного движения
Мой город – Улан-Удэ
Итого

Май

1
1
1
36 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».