Школа ведущего

1

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
ФИО автора программы, Соловьёва Татьяна Андреевна, педагог дополнительного
образования.
должность,
квалификационная
категория
Название программы
Школа ведущего
2019г.
Дата разработки
программы
Тип программы
Модифицированная, интегрированная
Направленность
Социально-педагогическая, художественная,
программы
Где утверждена
Срок реализации
1 год
144 часа
Среднее количество
часов реализации в год
Уровень реализации
среднее (полное) общее образование
выявление и развитие одаренных детей, нет ориентации
Ориентация на
категорию учащихся
Направление
Театральное творчество. Риторика и культура речи. Ресурсы
деятельности в рамках творческого развития личности.
реализации программы:

12.
13.

Уровень усвоения
Цель программы и
основное содержание

14.

Основные компетенции, К концу обучения формируется дружелюбная социально
формируемые у детей. активная личность подростка, обладающая организаторскими
способностями,
лидерскими
качествами,
способная
к
самореализации в процессе организации досуга и социально
значимой деятельности.
10 -17 лет
Характеристика детей
возраст, социальный
статус
Репродуктивный, эвристический, креативный
Способ освоения
содержания
образования
Место реализации
МБУ ДО Железнодорожный дом творчества г. Улан-Удэ

15.
16.
17

общекультурный,
Цель программы: способствовать формированию активной,
творческой
личности,
способной
к
самоопределению
самореализации, на основе выработки умений по разработке и
реализации социально значимых творческих проектов досуговых
программ и готовности осуществлять индивидуальную
творческую практику в сфере ораторского искусства.
Программа способствует приобретению позитивного опыта
освоения учащимися социальных ролей, помогает в
формировании
осознанного
профессионального
выбора
посредством их самореализации в сфере ораторского искусства.

2

Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с:
▪ Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
▪ Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240 – V «Об
образовании в Республики Бурятия»;
▪ Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
▪ Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
▪ Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
▪ Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих

программах

(включая

разноуровневые)

//

Письмо

Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015
г. за № 09-3242;
▪

Письмом Министерства образования и науки Республики Бурятия от
08.12.2015 г. за № 02-17/4037 «О направлении методических рекомендаций»;

▪ Уставом МБУ ДО «Дома творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ»
(далее МБУ ДО ЖДТ) и иными локальными нормативными актами,
правилами, инструкциями.
Актуальные реалии современного мироустройства таковы, что
нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, которые
требуют умения решать возникающие новые, нестандартные проблемы, в
том числе в области коммуникации и сотрудничества. Время требует
активных, предприимчивых, деловых людей. Данная программа направлена
3

на формирование именно таких качеств, т.к. ведущий должен уметь быстро
принимать решения, находить выход из нестандартных ситуаций, общаться с
большим количеством людей. В этом актуальность программы
Не вызывает сомнения, и то, что творчество - одна из главных
движущих сил в организации социальной и нравственной жизни людей. Ведь
человек творческий, обладающий многими компетенциями, чувствует себя
уверенно в самых различных ситуациях бытового, межличностного,
делового, профессионального общения. Эти компетенции не даются нам
готовыми при рождении, их необходимо развивать. Но при существующей
системе образования и воспитания у большинства детей возникает
справедливое противоречие между школьным опытом, его установками на
обучение как получение готовых знаний и требованиями в постоянном
творческом поиске способов самореализации и адекватных моделей
поведения, предъявляемыми обществом.
Новизна данной программы заключается в гармоничном соединении
следующих педагогических технологий:
•

технологии коллективного творческого воспитания, согласно которой,
мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и
самосовершенствованию;

•

технологии исследовательского обучения, согласно которой воспитанники
самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их от
педагога в готовом виде;

•

проектной

технологии,

согласно

которой,

итогом

комплексной

деятельности всех участников работы над проектом является творческий
продукт совместного труда.
Цель программы: способствовать формированию активной,
творческой личности, способной к самоопределению и самореализации на
основе выработки умений по разработке и реализации социально значимых
творческих проектов досуговых программ и готовности осуществлять
индивидуальную творческую практику в сфере ораторского искусства.
4

Для достижения данной цели необходимо решить следующие группы
задач:
Образовательные:
расширить кругозор в области ораторского и театрального

•

искусства;
дать понятие об особенностях устной монологической речи,

•

рассчитанной на определенную аудиторию в определённой речевой
ситуации;
познакомить с основами проектной деятельности досуговых

•

программ;
•

сформировать умения и навыки уверенного поведения при

публичных выступлениях, проектной деятельности.
Развивающие:
•

развить

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

организаторские

и

самосовершенствованию; познавательный интерес;
•

развить

коммуникативные

компетенции,

лидерские способности; эмпатию, способности к рефлексии;
•

развить творческий и интеллектуальный потенциал.

Воспитательные:
•

сформировать культуру поведения и общения;

•

сформировать эстетические потребности и ценности;

•

воспитать

нравственные

ценности:

толерантность,

целеустремленность, активность, коммуникабельность и др.;
Особенности программы
Программа дополнительного образования детей «Школа ведущего»
имеет социально-педагогическую направленность и призвана помочь
детям в решении этих сложных жизненных задач. В этом ее практическая
значимость.
Данная программа ориентирована на обучающихся 10 - 17 лет.

5

Форма и режим занятия
Программа включает в себя 144 часа обучения с распределением
занятий по 3 часа 2 раза в неделю
Программа ориентирована на детей подросткового и юношеского
возраста, поэтому при ее составлении учитывались психологические
особенности данных возрастных категорий. А именно, интерес подростков и
юношей

к

изучению

своего

внутреннего

мира,

осознание

своей

неповторимости, наличия собственной системы жизненных ценностей,
высокая потребность в самореализации в социуме. Программа способствует
приобретению позитивного опыта освоения учащимися социальных ролей,
помогает

в

формировании

осознанного

профессионального

выбора

посредством их самореализации в сфере ораторского искусства.
В основе данной программы дополнительного образования детей
лежат следующие важные педагогические принципы:
•

Принцип

преемственности,

последовательности

и

систематичности, который направлен на закрепление ранее усвоенных
знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие
и совершенствование;
•

Принцип сочетания педагогического управления с развитием

инициативы и самостоятельности, обучающихся в сфере ораторского
искусства.
•

Принцип

сознательности

и

активности

обучающихся,

участвующих в педагогическом процессе;
•

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей,

обучающихся;
•

Принцип

ориентации

на

духовно-нравственные

ценности

современного общества;
•

Принцип гуманизации труда, требующий, чтобы любая работа

обучающегося становилась его личной задачей, пробуждала его интерес и
интеллектуальную активность, а также создавала перспективу успеха.
6

Принцип практикоориентированности предполагает разработку

•

социально значимых творческих проектов досуговых программ и их
реализацию, вариативность, преемственность;
Для реализации данных принципов и достижения поставленной цели и
задач

предполагается

использование

как

традиционных,

так

и

инновационных форм, и методов работы. Это индивидуальная и групповая
формы работы; активное использование игровых форм (интерактивные,
ролевые, деловые игры) и таких методов, как беседа, диспут, тренинг,
проектный метод. Это и опросные методы, необходимые для эффективного
проведения рефлексии, как в ходе занятий, так и по результатам проведенной
работы. Это и посещение спектаклей, концертных и праздничных программ,
участие в конкурсах профессионального мастерства. И, конечно, активное
использование

в

работе

информационных

технологий,

без

которых

практически невозможно реализовать себя современному ведущему.
Программа включает в себя занятия по изучению основных стилей
ораторского искусства, композиций и качеств публичного выступления. На
данном

этапе

обучающиеся

включаются

в

проектная

деятельность

посредством участия в разработке социально значимых творческих проектов
досуговых программ; знакомятся с такими социальными ролями, как
организатор,
оформитель

сценарист,
сцены

самостоятельно

и

режиссер,
сценических

проектируют

и

ведущий,

актер,

костюмов.

реализуют

звукооператор,

Далее

обучающиеся

досуговые

праздничные

программы, являются исполнителями социальных ролей при разработке и
реализации творческих проектов досуговых программ.
В течение обучения по программе планируется разработка и
реализация социально значимых творческих проектов досуговых программ,
проведение различных видов игровых практикумов, культурно - массовых
мероприятий, а также участие в муниципальных, областных и региональных
фестивалях и конкурсах интеллектуальных, игровых и шоу программ.
Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала
7

через различные формы самопрезентации, участие в конкурсах различного
уровня,

проведение

мониторинговых

психолого-педагогических

исследований.
Прогнозируемый конечный результат
К концу обучения формируется дружелюбная социально активная
личность

подростка,

обладающая

организаторскими

способностями,

лидерскими качествами, способная к самореализации в процессе организации
досуга и социально значимой деятельности.
Усвоение программы возможно по 3-м уровням:
низкий, средний, высокий.
К концу обучения дети
Низкий уровень:
Знают:


что такое сценарий досуговой программы и правила подбора информации к
ней;

•

основные функции профессий сценарист, актер, режиссер, ведущий,
звукооператор, оформитель сцены и сценических костюмов)

•

основы грамотного ведения дискуссии, полемики;

•

содержание

таких

психологических

понятий,

как

«личность»,

«личностные ценности», «самооценка».
Умеют:
•

уверенно выступать на сцене, работать в паре, в группе в процессе
выполнения учебной задачи;

•

выполнять

несложные

роли

в

театральной

постановке

и

театрализованной программе;
Средний уровень:
Знают:
•

основы построения сценария и критерии оценки эффективности
создаваемой досуговой программы.
8

•

алгоритм разработки и реализации социального проекта;

•

содержание
«личностные

таких

психологических

ценности»,

«самооценка»,

понятий,

как

«особенности

«личность»,
восприятия»,

«психология группы, групповое взаимодействие».
•

основы грамотного ведения полемики, дискуссии.
Умеют:

•

владеет первоначальными навыками импровизации;

•

участвовать в коллективном творческом процессе - работе творческих
групп при реализации творческого проекта;

•

составлять план реализации творческого проекта;

•

подбирать информацию в литературных источниках и сети интернет;

•

свободно общаться с партнером на площадке и зрителем в зале;

•

четко, внятно и выразительно говорить, уметь вести дискуссию;

•

анализировать

результаты

своей

работы

и

свои

личностные

особенности. На основе этого анализа вносить коррективы и планировать
свою деятельность.
•

самостоятельно реализовывать социальные роли, предполагаемые
досуговой программой.
Высокий уровень:
Знают:

•

приемы

определения

проблемы

в

социальном проектировании,

алгоритм разработки и реализации;
•

основные правила конструктивного общения.
Умеют:

•

владеет первоначальными навыками импровизации;

•

быть лидером в творческой группе;

•

самостоятельно строить свое выступление с учетом предполагаемых
особенностей аудитории слушателей.

•

самостоятельно подбирать материал и составлять сценарий досуговой
программы с учетом предполагаемых особенностей целевой аудитории.
9

уверенно руководить процессом реализации творческого проекта

•

досуговой программы.
Учебно-тематический план
№

Тема
Организационные
мероприятия
Вводное занятие

Содержание

Теория Практик Всего
а8
8
Разработка программы, проведение Дней
открытых дверей, формирование списков
групп и режима работы.
2
2
Знакомство. Правила поведения в ОУ,
ТБ, Ш1Б. Игры: «Снежный ком»,
«Визитная карточка», игры на выявление
лидерских качеств, тестирование.

Мастерство ведущего Культура речи: голос, интонация,
дикция, сценическое произношение,
логика речи. Мимика. Внешний вид.
Поза.
Деятельность
ведущего
телевизионных программ. Приёмы и
навыки
представления
созданного
номера. Приемы разработки алгоритма
реализации
социально
значимого
творческого
проекта
досуговой
программы.
Я - оратор! Стили
Ораторское искусство: определение.
Стили ораторской речи: официальноделовой, научный, публицистический,
художественнобаллетрический,
разговорный. Композиция ораторской
речи: зачин, вступление, основная часть,
заключение, концовка речи. Качество
речи:
выразительность,
эмоциональность, четкость, дикция,
правильность. Невербальные средства
общения. Исполнение, декламирование
произведений. Ролевая игра «Я Греческий оратор!».
Такие разные проекты. Проектная
деятельность,
виды
Виды творческих
творческих
проектов
досуговых
проектов досуговых
программ.
Выявление
социального
программ.
запроса. Знакомство с принципами и
особенностями
одного
из
видов
проектных работ - творческих проектов
досуговых
программ.
Работа
с
литературой.

2

-

2

1

1

2

2

2

4

ораторской речи.

10

2
Подготовка к созданию Коллективная творческая деятельность
проекта.
как условие эффективного создания
творческого
проекта
досуговой
программы. Алгоритм действий создания
творческого
проекта
досуговой
программы.
2
Основы общения.
Нравственные основы общения при
Средства общения.
исполнении
различных
социальных
ролей. Содержание и средства общения.
Ролевые игры.
2
Как избегать
Понятие
«конфликтная
личность».
конфликтов? Качества, Необходимость гармонизации общения.
необходимые для
Конфликтная ситуация и выход из нее.
продуктивного
Практические умения в разрешении
общения.
конфликтов. Качества, необходимые для
продуктивного общения. Тестирование.
Игровой тренинг.
Творческие проекты Участие
в
разработке
проектов
досуговых
досуговых
программ,
праздничных программ, в распределении
посвященных
социальных ролей между участниками
новогодним
проектов и их освоение. Участие в
праздникам.
разработке сценариев, эскизов костюмов
и
оформления
праздничного
пространства; в реализации творческих
проектов.
Алгоритм.
Составление алгоритма работы над 2
творческим
проектом
досуговой
программы. Определение аудитории,
формы,
темы
разрабатываемых
творческих проектов.
Наш замысел, идея.
Разработка замысла, идеи творческого 1
проекта досуговых программ.

2

4

4

6

2

4

2

4

1

2

Разработка сценария, игр и творческих 2
заданий,
подбор
номеров
художественной самодеятельности.
Мы - дизайнеры и
Разработка
эскизов
костюмов
и 2
модельеры.
реквизита для оформления праздника и
их создание.
2
Мы - звукорежиссеры. Подбор музыкального оформления.

6

8

8

10

2

4

Мы реализуем.

Организация репетиций.
творческих проектов.

12

12

Мы анализируем.

Анализ всех
проектом.

-

2

Мы - сценаристы и
режиссеры.

этапов

Реализация
работы

-

над 2

11

Весь мир - театр, а
Беседа
о
театральном
искусстве. 2
люди в нем актеры.
Понятие,
сходства
и
отличия
Основные виды
театральных и социальных ролей.
деятельности в
Основные
виды
деятельности
в
реализации творческих реализации
творческих
проектов:
проектов.
организатор,
сценарист,
режиссер,
ведущий, актер, референтная группа,
звукорежиссер, художник по костюмам,
гример, оформитель сцены.

4

6

Правила успеха.
Разработка правил
успешной
деятельности.

Разработка
правил
успешной 1
деятельности на основе реализованных
проектов досуговых программ. Игровые
тренинги. Тестирование.

1

2

На пути к цели.
Игровой тренинг.

Навыки преодоления препятствий на 2
пути к достижению цели - реализации
творческого
проекта
досуговой
программы. Игровой тренинг.

2

4

2

2

4

2

2

4

2

4

6

1

1

2

Имейте свое лицо.

Общечеловеческие
недостатки,
мешающие в выборе профессии и
работы, применение полученных знаний
о освоенных социальных ролях. Способы
успешной самопрезентации. Игровой
тренинг.
Язык тела.
Невербальные
средства
общения.
Невербальные средства Восприятие объектов внешнего мира.
общения.
Объекты живой и неживой природы как
материал овладения основами актерского
искусства. Игровые тренинги.
Этикет для меня.
Этика. Этикет. Ролевая игра. Правила
Правила поведения
поведения необходимые участникам
ведущего на сцене.
проекта.
Культура
поведения:
приветливость,
деликатность.
Тест.
Ролевая игра. Игра- упражнение.
Игровой тренинг.
Полезные привычки. «Правильные»
привычки.
Значение
навыков самовоспитания, саморазвития
для
организаторов
досуговой
деятельности. Тест.

12

Творческие проекты
досуговых программ,
посвященных
тематическим
праздникам

Алгоритм.

Наш замысел, идея.

Участие
в
разработке
проектов
досуговых праздничных программ, в
распределении
социальных ролей между участниками
проектов и их освоение. Участие в
разработке сценариев, эскизов костюмов
и
оформления
праздничного
пространства; в реализации творческих
проектов.
Составление алгоритма работы над 1
творческим
проектом
досуговой
программы. Определение аудитории,
формы,
темы
разрабатываемых
творческих проектов.
Разработка замысла, идеи творческого 1

1

2

1

2

2

4

проекта досуговых программ.
Мы - сценаристы и
режиссеры.

Разработка сценария, игр и творческих 2
заданий,
подбор
номеров
художественной самодеятельности.

Мы - дизайнеры и
модельеры.

Разработка
эскизов
костюмов
и
реквизита для оформления праздника и
их создание.
Мы - звукорежиссеры. Подбор музыкального оформления.

-

2

2

-

2

2

Мы реализуем.

Организация репетиций.
творческих проектов.

-

6

6

Мы анализируем.

Анализ всех
проектом.

над 2

-

2

Разработка
творческих проектов
досуговых шоупрограмм

Участие
в
разработке
проектов
досуговых праздничных программ, в
распределении социальных ролей между
участниками проектов и их освоение.
Участие в разработке сценариев, эскизов
костюмов и оформления праздничного
пространства;
реализацииработы
творческих
Составление валгоритма
над 1
проектов.
творческим
проектом
досуговой
программы. Определение аудитории,
формы,
темы
разрабатываемых
творческих проектов.

1

2

1

2

Алгоритм.

Наш замысел, идея.

этапов

Реализация
работы

Разработка замысла, идеи творческого 1
проекта досуговых программ.

13

Мы - сценаристы и
режиссеры.

Разработка сценария, игр и творческих 2
заданий,
подбор
номеров
художественной самодеятельности.

2

4

Мы - дизайнеры и
модельеры.

Разработка
эскизов
костюмов
и
реквизита для оформления праздника и
их создание.

-

2

2

Мы - звукорежиссеры. Подбор музыкального оформления.

-

2

2

Мы реализуем.

Организация репетиций.
творческих проектов.

-

6

6

Мы анализируем.

Анализ всех
проектом.

над 2

-

2

Итоговое
занятие/Выдача
свидетельств

Подведение итогов курс. Пожелания и 2
перспективы профессии ведущего.

-

2

96

144

этапов

Реализация
работы

Итого:

48

Методическое обеспечение программы
Данная программа является модифицированной, интегрированной. При
ее

составлении

были

использованы

учебные

пособия

по

основам

театрального и сценического искусства Чечётин, А.И. «Основы драматургии
театрализованных представлений», Е.Н. Головинской «Сценическая речь», а
также теория технологий И.С. Иванова «Технология коллективного
творческого воспитания», Дж. Дьюи «Проектная технология», Дж. Брунера
«Технология исследовательского обучения». При построении программы
были учтены возрастные особенности психологии подростка (И.А. Кон, Л.И.
Божович). В результате получилась программа, содержание которой
направленно на создание условий для развития личности ребенка, его
социального,

культурного,

профессионального

и

личностного

самоопределения.
Условие реализации программы:
Программа может быть реализована в учреждениях дополнительного
образования, во внеклассной работе в школе.
Программа реализуется в тесном сотрудничестве с педагогами и
14

учащимися

театральной,

хореографической

студий

и

объединений

художественно-эстетической направленности.
Для мониторинга результативности программы привлекается психолог,
обеспечивающий психологическое сопровождение реализации программы.
Еще древнегреческий философ Платон подчеркивал, что риторика, как
и всякое подлинное искусство, есть творческая деятельность. Эта творческая
деятельность, однако, требует тщательной подготовки. Конечно, не каждый
ребенок в будущем станет Сократом, Цицероном или Плевако, но творческое
начало есть в каждом, и одна из главных задач педагога дополнительного
образования - создать условия для раскрытия творческого потенциала
обучающихся.
Основные способы и формы работы с детьми:
В ходе реализации программы планируется использовать такие формы
занятий как, занятие - поиск, занятие - фантазия, игровое занятие,
стихотворно-музыкальное занятие, занятие художественного чтения, занятие
- инсценировка, а также интегрированные и комбинированные занятия.
Такой выбор форм занятий обусловлен комплексностью образовательной
программы; ее творческой, социально-педагогической направленностью; а
также опорой на преобладающие виды деятельности детей в ходе реализации
программы.
Год обучения по программе включает в себя как проектную
деятельность, так и деятельность, направленную на самопознание и развитие
коммуникативных компетенций:
•

Для

организации

проектной

деятельности

предполагается

преимущественное использование групповых, практических форм работы и
таких методов, как объяснение, дискуссионная беседа, открытие знаний,
игровые упражнения, творческие методы.
•

Для организации деятельности, направленной на самопознание и развитие
коммуникативных

компетенций,

предполагается

использование

как

групповых, так и индивидуальных и преобладание практических форм
15

работы.
Основные методы работы - эвристическая беседа, упражнение, тренинг,
методы саморефлексии.
По результатам творческой деятельности обучающихся формируется
содержание портфолио. Работа с родителями предполагает творческие
совместные

встречи,

посещение

родителями

театрализованных

представлений, организованных учащимися, консультации руководителя
объединения, на которых родители имеют возможность лучше узнать своих
детей,

наблюдать

их

личностный

рост,

рост

организаторского

и

исполнительского мастерства детей и формирование их социальной
успешности.
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база.
Наличие:

инструменты,

принадлежности,

материалы

и

необходимое

оборудование в достаточном объеме из расчета на 12-15 обучающихся
(группа);
•

учебной аудиторий для занятий с детьми, имеющей сцену, зрительный

зал, хорошее освещение (до 200 лк) и вентиляцию;
•

аптечки;

•

информационного стенда;

•

оборудования:

•

- стульев, соответствующих росту обучающихся,

•

- зажимов для крепления и демонстрации учебных схем и плакатов;

•

- телевизора; аудио-видеоаппаратуры;

•

- цифрового фотоаппарата;

•

- компьютера, мультимедийного аппарата и т.д.;

•

- реквизитов для игр, упражнений, тренингов;

•

- канцтоваров: ватман, маркеры, фломастеры, простые карандаши,

писчая бумага, скотч, цветная бумага, картон, и т.п.
16

Дидактическое обеспечение программы:
-

Методические разработки занятий;

-

Методическая литературы по данной тематике.

-

Ауди и видеотека;

-

Подборка методик проведения оценки эффективности

программы;
Важным условием реализации программы является финансовое
обеспечение. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета и
спонсорской помощи.

Список литературы:
1.

Бурдихина, Н.В. 50 игр с залом / Н.В. Бурдихина, И.М. Матусяк. Ярославль: Академия развития, 2017.

2.

Сценическая

речь/ Сост. Е.Н. Головинская; ТГИИК; Каф. реж.

театр.представ.и праздн. - Тюмень: ТГИИК, 2012.
3.

Гурков, А.Н. Школьный театр: Классные шоу - программы / А.Н. Гурков.
- Ростов- на- Дону: Феникс, 2015.

4.

Гущина, Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных
навыков у подростков: Практическое пособие / Т.Н. Гущина. - Москва:
Издательство «Арти», 2018.

5.

Григоренко, Ю.Н. Учебное пособие по организации детского досуга в
детских оздоровительных лагерях и школе / Ю.Н. Григоренко, У.Ю.
Кострецов. - М.: Педагогическое общество России, 2012.

6.

Данилков, А.А. Игры на каждый день: Пособие для организаторов
развивающего досуга / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. - Новосибирск:
Сибирский университет, 2014.

7.

Евтихов, О.В. Тренинг лидерства: монография. / О.В. Евтихов. - М.:
Издательство «Речь», 2017.

8.

Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — 4е изд. — М.: Дело, 2002.
17

9.

Козак, О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников. / О.Н. Козак. СПб. Издательство «Союз», 2001.

10.

Кобзева, Г.М. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих
способностей / Г.М. Кобзева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

11.

Канторович, Н.Я. Интеллектуальные игры в системе развивающего
обучения школьников / Н.Я. Канторович, Л.Я. Лазолван - Новокузнецк:
КузГПА, 2005.

12.

Коган М.С. Игровая кладовая. / М.С. Коган. - Новосибирск: Сибирский
университет, 2004.

13.

Коренева, Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли: для детей
дошкольного,

младшего

и

среднего

школьного

возраста:

Учебно-

методическое пособие / Т.Ф. Коренева. - М.: Гуманитарный издательский
центр «Владос», 2002.
14.

Колодницкий, Г.А., Кузнецов В.С. Физическая культура, ритмические
упражнения,

хореография

и

игры:

Методическое

пособие

/

Г.А.

Колодницкий, В.С. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2013.
15.

Левашова, С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный
тренинг / С.А. Левашова. - М.: Академия развития, 2002.

16.

Лизинский. В.М. О методической работе в школе - М.: Центр
"Педагогический поиск", 2004.
Список литературы для обучающихся и их родителей:

17.

Бурдихина, Н.В. 50 игр с залом / Н.В. Бурдюхина, И.М. Матусяк. Ярославль: Академия развития, 2018.

18.

Гурков, А.Н. Школьный театр: Классные шоу - программы / А.Н. Гурков.
- Ростов-на- Дону: Феникс, 2015.

19.

Данилков, А.А. Игры на каждый день: Пособие для организаторов
развивающего досуга / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. - Новосибирск:
Сибирский университет, 2014.

20.

Диниц, Е.В. Азбука танцев / Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков. - М.: Издательство
«АСТ», 2014.
18

21.

Игумен Евмений “Аномалии родительской любви” - М.: Издательство
«Свет православия» - 2010.

22.

Кобзева, Г.М. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих
способностей / Г.М. Кобзева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

23.

Козак, О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников / О.Н. Козак. СПб. Издательство «Союз», 2001.

24.

Коган, М.С. Игровая кладовая / М.С. Коган. - Новосибирск: Сибирский
университет, 2004.

25.

Малахова, М.М. Сценарии общешкольных праздников и мероприятий /
М.М. Малахова, Н.А. Касаткина, Н.И.

19

Система психолого-педагогического мониторинга эффективности программы

развивающие обучающие

Категория
испытуемых

Параметры
диагностики

обучающиеся

Начальный
уровень
интеллектуаль
ного
развития

Обучающие ся с
10 лет

тельные

Воспита-

Первичная

Этап Педагоги
аттес ческие
таци задачи
и

Родители,
педагоги
обучающиеся

Используемые
методики

Тест структуры интеллекта
Амтхауэра

Творческие 1.
Опросник «Диагностика
способности
личностной креативности»
(Е.Е.Туник).
2.
Диагностика вербальной
креативности (методика С.
Медника, адаптирована А.Н.
Ворониным, 1994)
Социальный
Анкетирование (авторская
заказ к
анкета);
учреждению
анкета «Мои интересы»

Сроки
проведения

Сентябрьоктябрь

октябрь

сентябрь

20

воспитательные

Обучающиеся

Обучающиеся
(13-17 лет)

Категория
испытуемых

Атмосфера в
Атмосфера в группе Определение
группе;
индекса групповой сплоченности
групповая
Сишора
сплоченность
Коммуникати Опросник «Коммуникативная
вная
компетентность»
компетентнос
ть
Уровень
опросник «Шкала оценки
самооценки;
потребности в достижении»
преобладающ ая Опросник оценки уровня
мотивация
уверенности в себе
(достижения
успехов
или
избегания
неудач)
Профессиона
Методика «Мотивы выбора
льная
профессии»;
направленнос ть Опросник профессиональных
личности
склонностей Л. Йовайши
(модификация Г.В. Резапкиной);
Тест «Конструктивный рисунок
человека из геометрических
фигур»
Параметры
диагностики

Используемые
методики

декабрь

декабрь

декабрь

Январь

Сроки
проведения

педагоги

Стиль
педагогическо
го
руководства

Опросник «Эффективность
лидерства»

Январь

обучающиеся

Итоговый
уровень
интеллектуаль
ного
развития

Тест структуры интеллекта
Амтхауэра.

Апрельмай

Самооценка
педагогов

Педагог
ические
задачи

развивающие

Обучающие ся
(10-17 лет);
педагоги

обучающие

Промежуточная
Итоговая

промежуточня

Этап
аттес
таци
и

Обучающие ся с
10 лет

21

воспитательные

итоговая

Этап
аттес
таци
и

Педагог
ические
задачи

развивающие

Обучающие
ся с 10 лет

Творческие 1.
Опросник «Диагностика
Май
способности
личностной креативности»
В ходе
(Е.Е.Туник).
обучения
2.
Диагностика вербальной
креативности (методика С.
Медника, адаптирована А.Н.
Ворониным, 1994)
3.
Анализ продуктов
творческой деятельности:
презентации научноисследовательских работ, участие
в городских и региональных
конференциях, чтениях,
олимпиадах; метод наблюдений;
метод экспертных оценок

Обучающие ся Уровень
опросник «Шкала оценки
(10-17 лет)
самооценки;
потребности в достижении;
преобладающая
Опросник оценки уровня
мотивация
уверенности в себе
(достижения
успехов
или
избегания
неудач)
Параметры
Используемые
Категория
диагностики
методики
испытуемых

Обучающиеся Коммуникати
вная
компетентнос
ть
Обучающиеся Атмосфера в
группе;
с 10 лет
групповая
сплоченность
Родители, Удовлетворен
обучающиеся ность
результатами
учебновоспитательн ой
работы

Апрель

Сроки
проведени
я

Опросник «Коммуникативная
компетентность»

Апрель

Определение индекса групповой
сплоченности Сишора

Апрель

Анкетирование (авторские
анкеты)

Апрель

22

Приложения к программе
Приложение 1
Диагностические методики Анкета «Мои интересы»
Дорогой друг!
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы!
1. Меня зовут ______________________________________________________________
2. Мне ___________ лет
3. Я выбрал(а) школу ведущего _______________________________________________
4. Я узнал (а) о школе ведущего (нужное отметить):
• из газет, телепередачи;
• от учителей;
• от родителей;
• от друзей;
• из Интернета;
• свой вариант.
5. Я пришел (ла) в школу ведущего, потому что (нужное отметить):
• мне нравится заниматься, тем, что предлагает педагог;
• надеюсь найти новых друзей;
• хочу узнать что-то новое, что не изучается в школе;
• от нечего делать;
• в этом объединении занимаются мои знакомые;
• заставили родители;
• свой вариант.
23

6.
•
•
•
•
•
7.
•
•
•
•
8.
•
•
•
•
•
•

Думаю, что занятия в школе ведущего помогут мне (нужное отметить):
определиться с выбором профессии;
интересно проводить свободное время;
приобрести знания, которые пригодятся в школе;
стать более раскованным, общительным;
свой вариант.
На занятиях больше всего мне хотелось бы (нужное отметить)::
заниматься увлекательным делом;
больше общаться с товарищами;
участвовать в конкурсах, играх, викторинах и других активных видах деятельности;
получать знания и навыки, которые пригодятся мне в будущем.
Я хотел (а) бы, чтобы занятия в школе ведущего помогли мне (нужное отметить):
развить свои способности;
стать лидером среди сверстников;
обрести новых друзей;
получить профессиональные умения;
подготовиться к поступлению в ВУЗ;
свой вариант

Самооценка уверенности в себе
Цель: оценить степень уверенности в себе.
Данная черта характера влияет на эффективность вашей деятельности и объективность
оценки своих успехов и неудач. Предлагаемая анкета позволяет проверить степень
уверенности в себе. Анкета включает 20 вопросов. Ответ в виде «+» или «-» напишите в листе
ответов. Затем посчитайте количество «+» (за каждый «+» начисляется один балл).
1.

Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2.

Чаще у меня бывает хорошее настроение.

3.

Со мной все ребята советуются, считаются.

4.

Я уверенный в себе человек.

5.

Считаю, что я сообразительный и находчивый.

6.

Я уверен, что всегда всем нужен.

7.

Я все делаю хорошо.

8.

В будущем я обязательно осуществлю свою мечту.

9.

Люди часто помогают мне.

10.

Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми.

11.

Я проявляю самостоятельность в учебе и труде.

12.

Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях.

13.

Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14.

Я стараюсь планировать свою деятельность.

15.

Я редко жалею о том, что уже сделал.
24

16.

Я уверен, что в будущем добьюсь успеха.

17.

Мне нравится принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах.

18.

Я учусь лучше, чем все остальные.

19.

Мне чаще везет, чем не везет.

20.

Учеба для меня не представляет труда.
Количество баллов от 17-20 отражает высокую степень уверенности в себе. Можно
предположить, что в сложной ситуации Вы проявляете решительность, самостоятельность в
принятии ответственных решений. В ситуации выбора избираете задачи средней трудности,
чтобы избежать неудачи. Результат 1-10 баллов свидетельствует о том, что Вы испытываете
неуверенность в себе, которая проявляется и в учебе и в труде. Наблюдается некритичность в
оценке достигнутого, заниженный уровень притязаний в планировании своей судьбы.

Шкала оценки потребности в достижении Цель: измерить
уровень мотивации достижения.
Шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов «да» или
«нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый
такой ответ).
1.

Суждения:
Думаю, что успех в жизни больше зависит от случая, чем от моих стараний.

2.

Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.

3.

Для меня в любом деле важнее не процесс его исполнения, а конечный результат.

4.

Считаю, что люди больше страдают от неудач в делах (в учебе, на работе), чем от
плохих отношений с близкими.

5.

По моему мнению, большинство людей живет далекими целями, а не близкими.

6.

В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7.

Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем спокойные и старательно делающие
дело.
8.

Даже в обычной работе я стараюсь придумать, как сделать ее интереснее.

9.

Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть об осторожности.

10. Мои близкие считают меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах больше виноваты обстоятельства, чем я сам.
12. Терпения во мне больше, чем способностей.
13. Мои родители слишком строго контролировали (контролируют) меня.
14. Лень, а не сомнение в успехе часто вынуждают меня отказываться от своих

намерений.
25

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.
17. Я усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19.

Если бы я был журналистом, я с большим удовольствием писал бы об оригинальных
изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие не разделяют моих планов на будущее.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Обработка результатов: шкала потребности в достижении имеет стеновые нормы, поэтому
конкретный результат можно оценить по следующей таблице:

Сумма баллов

Уровень мотивации достижения
низкий
средний
123
4567
2-9 10 11
12 13 14 15

высокий
8 9 10
16 17 18-19

Ключи: ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22.
ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

26

Приложение 2
Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»
Цель: выявление индивидуально-типологических различий.
Инструкция: «Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10
элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы
можете увеличивать или уменьшать эти фигуры в размерах, накладывать
друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти 3 элемента в
изображении

человека присутствовали, а сумма общего количества

использованных фигур была равна 10. Если при рисовании вы использовали
большее количество фигур, нужно зачеркнуть лишнее, если же вами
использовано меньше фигур, необходимо дорисовать недостающие»
Испытуемым предлагается 3 листа бумаги 10 на 10 см., на которых
они выполняют 3 рисунка, подписывая очередность исполнения.
Обработка

данных:

подсчитывается

количество

использованных

в

изображении треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку
отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни
будут обозначать количество треугольников, десятки - количество кругов,
единицы - количество квадратов. Эти трехзначные числа составляют
«формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к
соответствующим типам и подтипам, которые описаны далее.

27

Типы:
1.

Руководитель (901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 622, 631,

613, 640).
Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской
деятельности, ориентированные на социально-значимые нормы поведения,
могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком
уровне речевого развития. Хорошо адаптируются в социуме, доминирование
над другими удерживают в определенных
границах. Такие люди обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и
рисуют елку в тесте«Дерево».
Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910,
802, 811, 820; ситуативно - 703, 712, 721, 730; преподавательский подтип
(вербальный руководитель) - 604, 613, 622, 631, 640.
2.

Ответственный исполнитель (505, 514, 523, 532, 541, 550). Обладает
многими чертами типа «руководитель», однако, в принятии ответственных
решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более
ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает
высоким чувством ответственности и требовательности к себе и к другим,
высоко

ценит

правоту,

то

есть

характеризуется

повышенной

чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими
заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.
3.

Тревожно-мнительный (406, 415, 424, 433, 442, 451, 460). Характеризуется
разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до
литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках
одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и
неожиданную, иметь хобби, которое, по сути, является второй профессией.
Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за
этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто
сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.
Кроме того: 415 - поэтический подтип - возможна поэтическая одаренность;
28

424 - подтип людей, узнаваемых по фразе: «Как это можно плохо работать? Я
себе это не представляю». Люди такого типа отличаются особой
тщательностью в работе.
4.

Ученый (307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370). Эти люди легко
абстрагируются

от

реальности,

обладают

«концептуальным

умом»,

отличаются способностью разрабатывать на все свои теории. Обычно
обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое
поведение. Представители этого типа часто встречаются среди лиц,
занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театральнозрелищная режиссура, мультипликация и т.д. Подтип 316 характеризуется
способностью создавать теории, по

преимуществу глобальные, или

осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 - подтип,
характеризующийся большой увлеченностью познанием жизни, здоровья,
биологическими дисциплинами, медициной.
5.

Интуитивный (208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280). Люди этого типа
обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее
истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности
к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которыми стоят
новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне.
Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими
ручными навыками и образным воображением, что дает возможность
заниматься техническим видами творчества. Обычно вырабатывают свои
нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, то есть предпочитают
самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их
свободы. Подтип 235 - часто встречается среди профессиональных
психологов или людей с повышенным интересом к психологии; 244 обладает способностью к литературному творчеству; 217 - обладает
способностью к изобретательской деятельности; 226 - большая потребность в
новизне, обычно ставит осень высокие критерии достижения для себя.

29

6.

Изобретатель, конструктор, художник (109, 118, 127, 136, 145, 109, 019,
028, 037, 046). Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это
люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением,
часто занимаются различными видами технического, художественного и
интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же как и
интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют
никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны,
одержимы

собственными

оригинальными идеями.

Подтип 109 - встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 тип

с

наиболее

выраженными

конструктивными

возможностями

и

способностью к изобретениям.
7.

Эмотивный (550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172,
181, 190, 055, 064, 073, 082, 091) Обладают повышенным сопереживанием по
отношению к другим, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут
надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких
событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание
и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате
становится затруднительной реализация их собственных способностей.

8.

Противоположный эмотивному тип (901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208,
109) Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с
невниманием или даже усиливает давление на людей. Если это хороший
специалист, то он может заставить других делать то, что считает нужным.
Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно,
когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных
проблем.

Комментарии:
Данная методика не является достаточно надежной сама по себе,
требует дополнительной беседы с испытуемым, либо дополнительного
обследования.
Есть ряд дополнительных характеристик к методике:
30

■

При наличии шеи, возможно, человек обидчивый, ранимый.

■

Ушей - человек, умеющий слушать.

■

Кармашка на теле человечка - есть дети.

■

На голове «шляпы» в виде квадрата или треугольника - возможно,
ощущение скованности, вынужденности положения.

■

Полностью прорисованного лица - общительность.

■

Одного рта на лице - любит поговорить.

■

Одного носа - возможно, чутко улавливает запахи, любит духи.

■

Изображение кружка на теле - в круг обязанностей входит необходимость
отдавать кому- то распоряжения.

■

Наличие рук - экстраверсия (их отсутствие, не прорисованное лицо интроверсия).
Приложение 3
Игровые упражнения

Упражнение «Описание - интерпретация»
Упражнение направлено на развитие способности различать сенсорно
воспринимаемую информацию от чувственно переживаемой.
Человек живет в мире собственных представлений и интерпретаций.
При этом объяснение человеком причин и смысла происходящих событий во
многом определяет отношение этого человека к данным событиям.
Без способности отделять то, что мы видим и слышим, оттого, что мы
думаем и чувствуем в отношении человека или события, нам очень трудно
ориентироваться в действительности. Поэтому, чтобы не заблудиться в
жизни, человеку необходимо умение отличать реальные события от
собственных интерпретаций этих событий.
Участник становится на определенном месте (например, в центре
комнаты) и получает задание в течение двух-трех минут описывать
происходящее в комнате, включая свои действия. Ведущий обращает
внимание

участника

на

ошибки,

если

он

вместо

описания

дает
31

интерпретацию.
Примерное описание успешного выполнения упражнения: «Я стою в
комнате.
Вокруг меня сидят люди. Я слышу звуки, доносящиеся с улицы и т. д.»
Если участник вместо последней фразы скажет, например: «Я слышу
пение птиц, доносящееся с улицы», то ведущий поправляет, что «пение
птиц» — это интерпретация, так как он не может видеть этих птиц, а слышит
только звуки и интерпретирует их исходя из имеющегося у него опыта.
Поэтому, согласно условиям задания, можно говорить только о «звуках,
доносящихся с улицы и похожих на пение птиц».
Важно донести до участников, что в жизни все люди обычно
реагируют подобным образом, автоматически интерпретируя события.
Способность человека соотносить полученную сенсорную информацию с
элементами собственного опыта позволяет быстро ориентироваться в
ситуации. Однако иногда эта способность может и ограничивать человека,
приводя к ошибочным выводам. Лидеру необходимо научиться отличать
реальное событие от собственных интерпретаций этого события, а также
перед принятием важных решений и совершением значимых поступков
«проверять те основания», на которых были сделаны определенные выводы.
Упражнение «Выражение чувств»
Цель: понимание важности языка тела, налаживание связи между
чувствами и их телесным выражением.
Участники вытягивают по очереди бумажки с названием чувств и
молча мимически выражают это чувство. Передвигаясь, произвольно находят
партнеров, выражающих аналогичные чувства, собираются в группы. По
знаку ведущего выясняют, сколько получилось групп, какие трудности
испытывали участники при выполнении задания.
Упражнение «Установи контакт»
Цель: формирование умения устанавливать контакт невербальными
средствами.
32

Все участники располагаются большим полукругом. Каждый из
участников выходит в центр и пытается любыми доступными средствами, но
только не вербальными, установить контакт с каждым участником задания.
Упражнение «Взаимопонимание»
Тренинг

направлен

на

развитие

навыков

интуитивного

взаимопонимания партнеров при осуществлении совместной деятельности в
ситуации искусственного ограничения средств передачи информации.
Вариант I. Участники равномерно распределяются по помещению.
Их задача — посчитать от одного до двадцати, соблюдая следующие
правила:
—

числа должны называться последовательно, то есть по порядку;

—

один человек не может называть два числа подряд;

—

если следующее число одновременно назвали несколько участников, то

упражнение начинается заново.
Для усложнения упражнения можно предложить участникам его
выполнение с закрытыми глазами.
Вариант 2. Упражнение выполняется в круге. Ведущий называет
любое число (но не большее, чем количество участников в группе).
Одновременно с этим необходимо встать участникам в количестве, равном и
званному числу с соблюдением следующих условий:
—

должно встать ровно столько участников, сколько «заказывалось»;

—

участникам нельзя вслух договариваться, кто именно будет выполнять

задание.
Необходимо совместно с участниками рассмотреть особенности
взаимопонимания партнеров в ситуации искусственного ограничения средств
передачи информации. Также полезно выйти на обсуждение роли лидера в
ситуации,

когда

необходимо

организовать

группу

на

выполнение

согласованных совместных действий.
Упражнение «Информация к размышлению»
Публичное выступление воспринимаются как особо сложная задача.
33

Готовиться к выступлению надо целенаправленно, учитывая при этом его
особенности.

Давайте

сосредоточим

свое

внимание

на

подготовке

выступления-информации. Такое выступление направлено на передачу
информации и обогащение знаниями. Это могут быть отчеты, сообщения о
результатах работы, лекции, рефераты, доклады. Выберите любую тему
выступления и в течение трех минут продумайте, о чем вы будете сообщать.
Не забудьте при этом о структуре выступления. В ней три части: вступление,
где главное — привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт,
основная часть, стержень которой — аргументация, достигаемая за счет
непротиворечивости мысли и точности языка, и, наконец, заключение. Его не
следует затягивать, а с другой стороны, прерывать на полуслове. Это могут
быть выводы, ваше личное отношение к содержанию, указания на
нерешенные проблемы, пожелания, призывы к дальнейшим действиям. Итак,
ваше выступление не должно превышать трех минут. Выберите для себя
одну из самых актуальных тем, которая вас волнует. Например: судьба
перестройки,

инопланетные

цивилизации,

будущее

планеты

и

т.д.

Пожалуйста, на подготовку — три минуты. Начали.
Давайте выступать по очереди слева направо, Во время выступлении
обращайте внимание на мимику, жесты, интонацию, логику изложения. Все
последующие, учитесь на ошибках предыдущих. Потом мы оценим самые
интересные выступления. Пожалуйста, начали по очереди выступления.
(Гонг). Хорошо, заканчиваем. Теперь давайте оценим, какое из выступлений
произвело

на

вас

большее

впечатление

и

более

всего

отвечает

предъявленным к нему требованиям. Давайте под руководством ведущего
заслушаем мнения всех о выступлениях и выберем наиболее интересные из
них. Ведущий, пожалуйста, вам слово!
Спасибо, благодарим всех за участие, поздравляем победителей!
Упражнение «Убеждение»
В чем особенность убеждающей речи? В основном она должна
вызвать у слушателей те или иные чувства. На передний план выступает
34

эмоциональный аспект. К выступлению-убеждению относятся такие формы
речи, как торжественная речь, например, по случаю праздника, юбилея и т.д.,
поздравительная речь (поздравление кого-то), напутственное слово (по
случаю проводов работника на пенсию, отправления на учебу и т.д.)
Выберите форму

выступления-убеждения

и

в

течение

трех

минут

придумайте свою речь- убеждение. В процессе выступления старайтесь
избегать излишней сентиментальности, старайтесь быть убедительными, но
не навязчивыми. Помните, убедительность зависит от умения настроиться на
партнера. Выберите себе тему, можно и не вполне серьезную. Например,
проводите друга на другую работу, поздравьте друг друга со столетним или
двухсотлетним юбилеем и т.д. Итак, три минуты на подготовку, Пожалуйста,
начали!
Хорошо, время истекает. Пожалуйста, давайте по очереди послушаем
всех выступающих. И пусть каждый по пятибалльной системе оценит
каждого. Посмотрим, кто сколько очков наберет. Ведущий, руководите
митингом. Пожалуйста, начали!
Итак, митинг подходит к концу. Давайте подведем итоги. Ведущий,
по очереди называйте докладчиков, все называют ему свои оценки,
докладчик их суммирует, определяет количество набранных очков. В конце
ведущий

оцените

победителей.

Пожалуйста,

начали!

Упражнение

«Взаимодействие с партнером»
Пожалуйста, разбейтесь на пары. Сейчас вам предстоит выполнить
ряд совместных действий. Поздоровайтесь, передайте книгу, запишите адрес,
подайте пальто и т.п. По сигналу гонга, вам надо будет остановиться и
"замереть". Ведущий будет выступать в качестве эксперта. Он подойдет к
каждому из застывших и определит локализацию мышечных зажимов. Как
только он подойдет, дотронется до тех мест, где, по его мнению, есть
мышечные зажимы, напряжение должно сниматься, а движение —
завершаться.
Цель данного упражнения: уловить разницу в ощущении зажатого и
35

свободного движения. Итак, все заняли свои места по парам. Наверное, даже
лучше встать. Впрочем, как хотите. И каждый друг другу дает какие-то
задания. Вы совместно выполняете задания. По сигналу ведущего все
застывают, а ведущий оценивает, у кого имеются зажимы. Подходит,
дотрагивается, снимает эти зажимы, а потом определяет, кто из всех
чувствовал себя наиболее раскованно. Пожалуйста, начали.
Мы уже заканчиваем нашу игру. Пожалуйста, ведущий, подведите
итоги и определите, кто из всех здесь присутствующих вел себя наиболее
раскованно. Пожалуйста, вам заключительное слово.
Упражнение «Выбор тактики»
В речевом общений можно выбрать разные тактики поведения:
подавление, уступка, подстраивание, защита, сотрудничество, компромисс.
Сейчас вам представится возможность апробировать эти тактики в действии.
Пожалуйста, разбейтесь на пары.
А сейчас определите для себя роли. В каждой паре один будет из вас
начальник, другой — подчиненный.
Начинаем работу. Представьте себе такую ситуацию; в конце
рабочего

дня

начальник

подходит

к

сотруднику.

Конец

месяца,

подразделение загружено срочными делами, и вот между начальником и
подчиненным происходит разговор: "Я прошу вас остаться после работы,
чтобы доделать горящие дела". Подчиненный: "Не могу, рабочий день уже
закончился" Цель каждого из вас: найти тактику поведения. Посмотрим, кто
выиграет? Итак, как бы вы продолжили этот разговор? Начали!
Упражнение «Выход из контакта»
Как выйти из контакта? Порой это сделать довольно трудно.
Особенно когда мы торопимся, опаздываем. Попробуем пережить эту
сложную, ситуацию. Для начала разбейтесь на пары.
Представьте, вы встретили не очень близкого знакомого, который
заводит с вами разговор, расспрашивает о делах, о семье, проявляет
назойливость. Вы вступаете в разговор, однако, взглянув на часы, понимаете,
36

что вам нужно идти. Не забудьте, вам надо достойно выйти из контакта.
Итак, распределите роли. Начинаем выходить из контакта. Пожалуйста.
Хорошо! Ну, а сейчас нужно оценить, кто из участников игры нашел
наиболее удачный выход из контакта. Каждый поднимите руку, на которой
будет столько открытых пальцев, во сколько вы оценили успех своего
коллеги. Пожалуйста!
Результат налицо. Каждый может посмотреть и увидеть взаимные
оценки. Давайте выделим лучшие оценки. Пожалуйста.
Всем спасибо. Игра закончена.
Упражнение «Чувство успеха»
Упражнение направлено на работу с чувством успеха. Также его
можно использовать для завершения занятия. Во втором случае процедура
обсуждения не проводится.

Описание
Вариант I. Участникам предлагается встать в круг. Выбирается
первый доброволец, желающий почувствовать успех. Доброволец выходит в
центр круга, остальные участники бурно ему аплодируют. Это продолжается
ровно столько, сколько захочет одариваемый аплодисментами участник.
После этого он благодарит группу (говорит «спасибо», кланяется и т. п.) и
возвращается в круг. Далее выходит следующий участник.
Вариант 2. Доброволец становится в середину круга. Остальные
члены группы встают на одно колено, держа руки за спиной. Потом все
медленно вытягивают руки вперед, одновременно поднимаются, повторяя
при этом имя участника, стоящего в середине. После этого члены группы
поднимают руки вверх над головой и все ближе подходят к добровольцу в
середине круга, одновременно все громче (утвердительнее) произнося его
имя. Игроки подходят к человеку в середине круга так близко, как только
могут, но не касаясь его.
37

Пояснение
Любопытно наблюдать реакции участников, стоящих в центре круга.
Кто-то при этом входит в кураж и, возможно, раскланивается, кто-то
смущается, говорит «спасибо», но группа нередко не отпускает его,
продолжая награждать аплодисментами. Упражнение поднимает настроение
участников, вплоть до восторга, и позволяет завершить занятие
сильными положительными эмоциями.
При использовании упражнения в целях работы с чувством успеха
участникам предлагается обсудить чувства «героя - лидера».
В процессе обсуждения каждый из участников коротко описывает, что
он чувствовал, что при этом было приятно, а что, может быть, и вызывало
напряжение.

Приложение 4
Психологические рекомендации родителям подростка
Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство к
своему ребенку- подростку, то значит пришло время изменить что-то в вашей
собственной жизни, взглянуть на нее другими глазами.
Сначала, познакомимся с тем, что особенного происходит с ребенком,
когда он вступает в подростковый возраст.
Меняется внешность. Для подростка очень важен вопрос, как жить в
новом измененном теле. Тем более, в нашей культуре очень многое зависит
от внешности. И, если женщины часто с возрастом начинают придавать
большее значение мужскому уму, ответственности и т.д. То, у многих
мужчин часто женская красота остается единственным определяющим
фактором.
Как правило, у подростка есть эталон красоты, с которым он начинает
себя сравнивать.
В каком-то смысле, внешность даже может задать дальнейшую судьбу
38

подростка. Отсюда такое сильное желание выделиться, быть оригинальным.
Меняются отношения в социуме. Для подростка важно выстроить
отношения с взрослыми и сверстниками. Самодостаточные личности легче
находят свое место в обществе. А вот те, кто подстраиваются, т.е. играют
какую-то роль, как правило, сверстниками не принимаются.
Попробовав множество ролей, в подростковом возрасте происходит
первая “сборка” себя, т.е. происходит формирование самооценки ребенка.
Если ребенок не получит верной самооценки у своих родителей, то компания
друзей или какая-нибудь другая компания, в которую он попадет,
сформируют эту самооценку. Кто подростка примет таким, какой он есть,
тому он будет благодарен и с тем он и останется. Пить, курить - для многих
подростков это символы взрослой жизни. Иногда курение становится
атрибутом общения.
И тут важно помнить: чем больше запретов со стороны взрослых, тем
хуже. Будет правильно - поменять отношение к поступкам и действиям
ребенка. Чем спокойнее, уравновешенней будут родители, тем более
вероятно, что подростковый возраст пройдет гладко, без осложнений. В
результате, дети выдут из него более зрелыми и самостоятельными.
Наиболее позитивное влияние, которое могут оказать на жизнь
детей в этом возрасте родители - это поддерживать, уважать и любить их.
Твердость и последовательность - очень важные родительские качества. Если
мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми и любящими людьми, то сами
должны относиться к ним по-доброму и с любовью.
Стремление ребенка к независимости - это нормальная, здоровая
потребность. Если она выражается неприемлемыми с вашей точки зрения
способами, то не реагируйте на это слишком эмоционально. Не допускайте
раздражения, криков, агрессии, ведь чем чаще подросток видит своих
родителей, потерявших контроль, тем меньше он уважает их. Если это
поможет несколько избавиться от негативных эмоций, постарайтесь
представить, что все это делает не ваш ребенок, а например, ребенок ваших
39

соседей. Тогда, вы сможете почувствовать, что принимаете происходящее не
так близко к сердцу. Скорее - это чувства удивления и сожаления, но никак
не чувства гнева.
У некоторых родителей возникает потребность обращаться со своими
детьми, как с ровесниками. Это, конечно хорошо, если целью такого общения
не является потребность родителей переложить на плечи ребенка свои
психологические проблемы. Нельзя плакать в жилетку своему собственному
ребенку, советоваться с ним по поводу своих взрослых проблем, иначе
подросток будет чувствовать свою незащищенность в этом мире. Конечно,
посоветоваться с ребенком можно, но не для того, чтобы переложить на него
тяжесть принятия решения и получить эмоциональную поддержку. Нельзя
просить детей облегчить наши страдания. Если родители перестают быть
авторитетами, то дети легче поддаются дурному влиянию.
Чересчур заботливые матери замедляют свободное развитие своих
детей. Часто после развода, чувствуя себя брошенными, многие женщины
пытаются найти утешение в ребенке. Особенно если это мальчик, который
психологически занимает место отдалившегося или бросившего ее мужа.
Ребенка нельзя назначать на роль взрослого мужчины. Ему это не под силу!
Мужчины, состоящие в детстве в ”психологическом браке” с матерью, часто
так и не вступают в реальный брак, т.к. они не находят себе в жизни
достойную пару. Такие мужчины безответственны, у них отсутствуют
волевые проявления, в них присутствует юношеский инфантилизм.
Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас.
Если родители игнорируют право ребенка на независимость, то он
может вырасти подчиненным родительской воле, покорным и неспособным
осознать своего места в жизни. Такой ребенок, со временем, может начать
мстить своим родителям за чрезмерно крепкие “объятия”, сдавливающие
самостоятельное развитие его личности.
Родителям нужно научиться вырабатывать доверие к тому, что ваш
ребенок может сам принимать правильные решения и нужно дать подростку
40

почувствовать

это

доверие

к

его

поступкам.

Нельзя

считать

его

беспомощным существом, которое нуждается в постоянных советах, заботе и
поддержке.
Попробуйте изменить способ вашего мышления: все, что вы
делаете, должно быть направлено на предоставление подростку
самостоятельности в принятии решений.
Для того чтобы процесс отделения подростка завершился успешно, мы
рекомендуем родителям:
Воспринимать ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким его

•

хотели бы видеть вы.
Поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий ребенка.

•
•

Не впадать в отчаяние и депрессию, если ребенок отказывается от вашей

помощи.
•

Не пытаться прожить жизнь за ребенка.

•

Признать в ребенке самостоятельную личность, со своими желаниями
и стремлениями.

Родители, реагируйте на действия подростка не изменением своего
внутреннего состояния (обида, депрессия), а изменением ВНЕШНЕГО
поведения. Дети обучаются не по словам, а по родительским действиям и
поступкам. Очень часто, родители, общаясь со своим ребенком, забывают о
себе, о своих собственных желаниях. Взрослые не оставляют ни минуты
времени на себя, они полностью поглощены решением проблем ребенка. Как
вы думаете, сколько энергии содержится в таком желании улучшить жизнь
ребенка? Откуда вообще может взяться энергия, если вы полностью
перекрыли ей доступ. Только счастливый, реализованный родитель может
понять и сделать счастливым своего ребенка. Поэтому, не отказывайтесь себе
в своих желаниях.
Прислушивайтесь к внутреннему Я, что оно на самом деле хочет?
41

Самое важное, что вы можете сделать по отношению к себе и своему
ребенку - это взять собственную жизнь в свои руки. Сделайте ее такой, какой
вы хотите, тогда и жизнь вашего ребенка изменится к лучшему.

Приложение 5
Терминологический словарь
Развитие - процесс количественных и качественных изменений в
организме,

психике,

интеллектуальной

и

духовной

сфере

человека,

обусловленный влиянием внешних и внутренних, управленческих и
неуправленческих факторов.
Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок,
образцов поведения, присущих в данное время данному обществу,
социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и
социального опыта.
Формирование - процесс становления личности человека в результате
объективного влияния среды, целенаправленного воспитания и собственной
активности личности (самовоспитания)
Социальная адаптация - это процесс активного приспособления
42

ребенка к условиям социальной среды с помощью мероприятий по
установлению соответствия поведения воспитанника принятым в обществе
правилам, нормам, ценностям или корректировке несоответствия такого
поведения.
Самовоспитание
человека,

-

сознательная

направленная

совершенствование

на

положительных

и

целеустремленная

самообразование,
и

преодоление

работа

саморазвитие,
отрицательных

личностных качеств.
Активность личности - деятельное отношение человека к миру,
способность человека производить общественно значимые преобразования
материальной и духовной среды.
Способности

-

индивидуально-психологические

особенности

человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся
условием успешного ее выполнения.
Интонация - основное выразительное средство звучащей речи,
позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к
собеседнику.
Ритм - (греч. Rhythmos - соразмерность)- постоянное, мерное
повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе ударных и
безударных. Равномерное чередование каких - либо элементов (ритм стиха).
Упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи,
определенная ее смысловым заданием.
Тембр - характерная окраска звука (голоса).
Мимика - выразительное движение лица, отражающее чувства,
отношения человека.
Темп - степень быстроты в исполнении или осуществлении чего-либо
(чтение
текста).
Конфликт - борьба противоборствующих сторон, идей.
43

Кульминация - наивысшая точка напряжения конфликта.
Развитие действия - действие от завязки до кульминации.
Развязка - исход событий, решение противоречий драмы.
Специальные сценические приемы - сложные действия, создающие
эффектное зрелище, почти не встречающиеся в жизненной практике.
Сценическое общение - взаимодействие партнеров, в котором
раскрываются характеры героев и идея сценического действия.
Сценарий

-

литературно-драматическое

произведение,

предназначенное для постановки, включает детальное описание действия с
текстом речей персонажей.

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».