Аллегро

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана в соответствии с:
▪ Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
▪ Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240 – V «Об
образовании в Республики Бурятия»;
▪ Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима
работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
▪ Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 №196
«Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
▪ Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
▪ Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программах (включая разноуровневые) // Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. за № 09-3242;
▪ Письмом Министерства образования и науки Республики Бурятия от
08.12.2015 г. за № 02-17/4037 «О направлении методических
рекомендаций»;
▪ Уставом МБУ ДО «Дома творчества Железнодорожного района г.
Улан-Удэ» (далее МБУ ДО ЖДТ) и иными локальными нормативными
актами, правилами, инструкциями.
▪ Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, утвержденный
Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ".
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Аллегро» (гитара) разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
1

общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на гитаре в детских школах искусств.
Данная программа составлена с учётом социального заказа родителей
учащихся,
имеющая
личностно-ориентированную
направленность,
способствующую полноценному развитию тех способностей, которые нужны
личности и обществу, которые включают личность в социально-ценную
активность, способствуют общему развитию личности, дают возможность
эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни.
Настоящая программа имеет художественную направленность
По типу данная программа является модифицированной.
Новизна программы связана с использованием при её реализации
современной методики, где всегда присутствуют элементы педагогической,
образовательной и воспитательной технологий, направленных на:
организацию свободного времени, на удовлетворение индивидуальных
потребностей в интеллектуально - нравственном и профессиональном
совершенствовании, на формирование культуры здорового и безопасного
образ жизни - укрепление здоровья.
Актуальность программы заключается в том, что обеспечивается
реализация мотивации детей, побуждает к саморазвитию.
Педагогическая целесообразность заключается в создании условий
для развития музыкальных способностей личности и приобщению к
самостоятельному достижению успеха.
Гитара является популярным инструментом в любой среде и среди
любых возрастов. Благодаря сравнительно недорогой цене, компактным
размерам и мнимой лёгкости обучения игре на инструменте, гитара
вытесняет другие популярные для домашнего музицирования инструменты.
Возрастающая популярность инструмента рождает спрос на обучение как в
профессиональных музыкальных учреждениях, так и в сфере
дополнительного образования. Разнообразный гитарный репертуар включает
музыку разных стилей, эпох, народностей, в том числе, классическую,
популярную, джазовую.
Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет
учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные
инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной
гитары, – электрогитару, банджо, балалайку.

2

Цель программы: обеспечение развития творческих способностей и
индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о
гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков
игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в
области музыкального искусства.
Задачи программы:
образовательные:
• обучение навыкам игры на инструменте – гитаре;
• обучение основным техническим приёмам игры на гитаре;
• изучение средств музыкальной выразительности при игре на гитаре и
формирование умения
придавать музыкальному произведению
определённый характер;
• обучение приёмам создания музыкального образа;
• формирование умения свободного чтения с листа и игры нотной
партитуры;
• изучение различных видов и жанров музыки;
• изучение основ музыкальной выразительности;
• изучение основ теории музыкального языка;
• обучение
навыкам гармоничного подбора и импровизации на
инструменте;
• обучение анализу исполнения музыкальных произведений.
развивающие:
• развитие музыкальных способностей, творческого начала, потребности
учащихся в самовыражении через игру на гитаре;
• развитие музыкального вкуса, образного восприятия музыки и эстетики
музыкального восприятия у учащихся;
• развитие гармонического и мелодического слуха;
• развитие навыков сценического поведения и исполнительства;
• формирование потребности в культуросообразном развивающем досуге;
• развитие навыков артистизма учащихся, способности к саморегуляции
психического состояния;
• развитие интеллекта, памяти, аналитических способностей;
• развитие у детей заинтересованности в совершенствовании навыков игры
на гитаре.
воспитательные:
3

формирование
чувства
ответственности,
коммуникабельности,
самоконтроля и самооценка;
• формирование аналитического отношения к исполнительству, как своему,
так и других; способности к самостоятельной работе над музыкальными
произведениями, анализу музыки, окружающей жизни;
• формирование
личностных качеств человека: воли, трудолюбия,
выдержки и др.;
• формирование устойчивого интереса к музыкальным занятиям и
заинтересованности в совершенствовании своего музыкального
образования.
Отличительной особенностью программы является приобщение
ребенка ко всем возможным видам деятельности. В отличие от программы
"По учебному предмету музыкальный инструмент (гитара)" уменьшены
учебные часы на развитие исполнительских навыков игры , в учебный план
данной программы включены темы по изучению нотной грамоты, игра в
ансамбле.
Использовался принцип целостности основ музыкальных знаний – все
эти дисциплины не являются разорванными и несвязными, все сведения
развиваются и дополняют друг друга.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7 – 18
лет.
Срок реализации программы – 3 года.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся в индивидуальной, мелкогрупповой (от 5 человек),
групповой форме занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы
занятий позволяют построить процесс обучения в соответствии с
принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
Всего часов в год: 72 часа
•

•
•

•

Ожидаемые результаты
По итогам освоения программы, учащиеся овладеют:
основными приемами игры на гитаре;
представлениями о средствах музыкальной выразительности при игре на
гитаре;
умениями передавать свое настроение, эмоции, связанные с музыкальным
произведением при его исполнении;
4

навыками чтения с листа и подбором музыкальных произведений на
инструменте;
• теоретическими и историческими знаниями в области музыки;
• навыками игры аккомпанемента к мелодии или песни;
• техникой ансамблевого исполнения;
• сценическим мастерством;
• основными техническими средствами исполнения на гитаре.
По итогам освоения программы у учащихся развивается и
формируется:
• музыкальный вкус;
• навыки сценического поведения и исполнительства;
• интеллект,
память, музыкальный кругозор, образное мышление,
коммуникативные качества;
• музыкальный мелодический и гармонический слух;
• чувство меры и образное восприятие искусства;
• личностные качества
(воля, трудолюбие, усидчивость, выдержка,
ответственность);
• потребность в занятиях музыкой в свободное время;
• заинтересованность в совершенствовании исполнительского мастерства
на инструменте и своего музыкального образования;
• навык к анализу исполнительского мастерства.
Ожидаемые результаты 1 года обучение
Предметные результаты по итогам I года обучения.
•

Учащиеся должны знать:
•
•

первичные музыкальные жанры: песня, танец, марш;
музыкально-выразительные
средства
инструментальных
произведений.
•
базовые компоненты нотной грамоты;
Учащиеся должны уметь:
•
владеть правильной постановкой рук, посадкой, исполнительскими
движениями;
•
владеть основным приемом исполнения (тирандо, апояндо, изучение 21
вида арпеджио и основного ритмического рисунка).
•
исполнять этюды (упражнения) на разные виды техники;

5

•

исполнять музыкальные произведения различные по
содержанию;
•
исполнять двухоктавную гамму С в 1 позиции (t 180-200)
У детей будет сформирован:
•
интерес к гитарной музыке;
•
культура поведения во время занятий.

форме

и

Предметные результаты по итогам II года обучения.
Учащиеся должны знать:
•
особенности музыкально-выразительных средств инструментальных
произведений;
•
о формах и содержании музыкальных произведений.
Учащиеся должны уметь:
•
исполнять этюды на разные виды техники;
•
исполнять музыкальные произведения, разнообразные по форме,
стилю и содержанию;
•
исполнять двухоктавные гаммы: C во второй позиции в аппликатуре
Сеговии, G – в первой позиции в аппликатуре Сеговии;
•
новые приемы исполнения (смена позиции, натуральные и
искусственные флажолеты, баррэ);
У детей будет формироваться:
•
личностные
качества:
целеустремленность,
работоспособность,
артистизм;
•
культура восприятия и умение грамотно оценивать исполнение
музыкальных произведений;
•
стремление к достижению более качественного звука и
выразительности исполнения музыкальных произведений.
Предметные результаты по итогам III года обучения.
Учащиеся должны знать:
•

различные по содержанию и формам музыкальные произведения
композиторов - классиков, современных и зарубежных композиторов;
•
особенности игры в ритме «свинг»;
•
технику исполнения пассажей двойными нотами;
•
приемы исполнения: hammer on, pull off.
Учащиеся должны уметь:
6

•
•
•
•

•

•
•
•
•
•
•
•

•
•

исполнять этюды и упражнения на разные виды техники (двойными
нотами, hammer on, pull off);
осмысленно и выразительно исполнять музыкальные произведения, в
том числе в ритме «свинг»;
четко координировать движения при игре, соблюдать аппликатуру;
в рамках концерта исполнять музыкальные произведения сольно и в
ансамбле.
Будут развиты музыкальные способности:
слух, ритм, память; начальное музыкально-образное мышление.
Способы проверки результатов усвоения программы
отзывы детей и родителей;
анализ в форме диалога: педагог – учащийся;
наблюдения педагога, педагогический анализ;
зачетные занятия по темам и произведениям;
концертные и конкурсные мероприятия;
переводной экзамен по выполнению программы года обучения;
анализа сохранения контингента учащихся и его стабильности.
Способы подведения итогов реализации программы
промежуточная аттестация (декабрь) – в форме зачетного занятия;
итоговая аттестация проводится (май) – в форме экзамена-концерта, итоги
участия в конкурсах, концертах, фестивалях.

•

Учебный план
1 год обучения.
№

Тема

1
2

Вводное занятие.
Общие сведения об инструменте
(история, конструкция,
расположение и нумерация струн,
посадки и постановка рук).
Звукоизвлечение: прием
«апояндо», «тирандо». Строй
гитары, аппликатура.
Обслуживание инструмента.

3

4

7

Всег
о
1
2

Теори Практ
я
ика
1
1
1

2

1

1

1

-

1

Форма
контроля
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
-

6

2

4

6

Октава, такт, динамические
оттенки, тон, понятие
«мажор/минор»
Гамма С: понятие, строение.

4

1

3

7

Настройка гитары. Табулатура.

3

1

2

8

Лига, реприза, вольты, нота с
точкой, знаки альтерации.

3

2

1

9

Малое баррэ.

12

1

11

10

Контрольный урок

1

-

1

11
12

Обслуживание инструмента.
Арпеджио трех и четырех пальцев
правой руки.

1
8

1

1
7

13

Игра в ансамбле.

9

-

9

14

Длительности, тактовый размер.

5

2

3

15

Аккорды и способы их
извлечения.

7

2

5

16

Обобщение и систематизация
изученного материала.

5

1

4

17

Контрольный урок.

1

-

1

5

8

Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Тестирование,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Тестирование,
прослу-

шивание..
18

Обслуживание инструмента.

1

-

1

ВСЕГО

72

16

56

-

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 года обучения.
Тема № 1. Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на
занятиях. Знакомство с планом работы на год.
•

правила поведения и техника безопасности в образовательном

учреждении;
•

правила поведения на улице, правила дорожного движения;

•
правила поведения на занятиях;
•
противопожарная безопасность;
•
меры профилактики при несчастном случае и в чрезвычайной
ситуации
Практика: выполнение упражнений на усвоение изученных правил
Тема № 2. Общие сведения об инструменте (материалы к занятию
приложение 1).
Теория: история гитары, направление и школы гитарной музыки,
конструкция гитары, расположение и нумерация струн, посадка: положение
корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения.
Практика: упражнения на открытых струнах.
Тема № 3. Звукоизвлечение: прием «апояндо», «тирандо. Строй
гитары, аппликатура (приложение 2).
Теория: Звукоряд. Нотоносец. Скрипичный ключ. Обозначение нот.
Строй гитары. Обозначение пальцев правой и левой руки: правая рука:
большой палец – р, указательный палец – i, средний палец – m, безымянный
– а; левая рука: указательный палец – 1, средний палец – 2, безымянный – 3,
мизинец – 4.
Практика: Освоение приемов «апояндо» и «тирандо», их практическое
применение на инструменте с учетом полученных знаний о правильной
посадке гитариста. Разучивание одноголосной мелодии.
Тема № 4. Обслуживание инструмента.

9

Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары.
Тема № 5. Октава, такт, динамические оттенки, тон, понятие
«мажор/минор» (приложение 3).
Теория: формирование элементарных музыкальных теоретических
представлений по теме.
Практика: упражнения в разборе и исполнении одноголосных мелодий
с использованием динамических оттенков.
Тема № 6. Гамма С: понятие, строение (приложение 4).
Теория: Понятие о гамме и строении мажорной гаммы.
Практика: Разучивание двухоктавной гаммы С в 1 позиции.
Тема № 7. Настройка гитары. Табулатура
Теория: способы настройки гитары. Знакомство с табулатурой.
Практика: упражнение в настройке.
Тема № 8. Лига, реприза, вольты, нота с точкой, знаки альтерации
(приложение 8).
Теория: формирование элементарных музыкальных теоретических
представлений по теме.
Практика: упражнение в нахождении нот со знаками альтерации на
грифе гитары, разучивание упражнений и пьес с залигованными нотами,
анализ
динамических
оттенков
и
совершенствование
навыка
самостоятельного разбора. Продолжение работы над аккомпанементом
вокальных произведений.
Тема № 9. Малое баррэ
Теория: понятие малого баррэ.
Практика: разучивание пьес с использованием приема малое баррэ.
Разучивание аккомпанемента к вокальным произведениям.
Тема № 10. Контрольный урок.
Практика: исполнение двух разнохарактерных произведений.
Тема № 11. Обслуживание инструмента.
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары.
Тема № 12. Арпеджио трех и четырех пальцев правой руки
(приложение 10).
Теория: виды и правила извлечения аккордов, способы записи
аккордов.
10

Практика: упражнения в извлечении аккордов, исполнение
произведений с аккордами.
Тема № 13. Игра в ансамбле.
Практика: Развитие начальных навыков игры в ансамбле на
простейшем музыкальном материале.
Тема № 14. Длительности, тактовый размер
Теория: формирование элементарных музыкальных теоретических
представлений по теме.
Практика: разучивание упражнений и пьес с предварительным
прохлопыванием, анализ динамических оттенков и формирование навыка
самостоятельного разбора. Разучивание аккомпанемента к вокальным
произведениям.
Тема № 15. Аккорды и способы их извлечения
Теория: понятие об арпеджио, как важном средстве музыкальной
выразительности и правилах исполнения арпеджио.
Практика: упражнения в исполнении арпеджио в тональности до мажор
с применением знаний по теории музыки. Продолжение работы над
аккомпанементом вокальных произведений.
Тема № 16. Обобщение и систематизация изученного материала.
Теория: повторение сведений по теории музыки.
Практика: исполнение пьес, упражнений, работа над темпом
исполнения гаммы до – мажор, аккомпанемент вокальных произведений.
Тема № 17. Контрольный урок.
Практика: Исполнение двух разнохарактерных произведений.
Тема № 18. Обслуживание инструмента.
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары. Итоговые занятия.
Учебный план
2 год обучения.
№

Тема

Всего

1

Вводное занятие.
Обслуживание
инструмента.
Повторение и закрепление
пройденного материала.

1

2

8

11

Теория Практи
ка
1

1

7

Форма
контроля
Опрос,
прослушивание.

3

Двухоктавная Гамма С во
второй позиции.

8

1

7

4

Большое Баррэ.

13

1

12

5

Вибрато.

4

1

3

6

Контрольный урок

1

-

1

7

1

0

1

8

Обслуживание
инструмента.
Флажолеты

4

1

3

9

Глиссандо

2

1

1

10

Позиции

5

1

4

11

Игра в ансамбле

9

-

9

12

Гаммы, упражнения и
пьесы

14

-

14

13

Контрольный урок

1

-

1

14

Обслуживание
инструмента
ВСЕГО

1

-

1

72

7

65

Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Тестирование,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Тестирование,
прослушивание.
-

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 года обучения.
Тема №1. Вводное занятие.
Обслуживание инструмента.
Теория: Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на
занятиях
12

Знакомство с планом работы на год.
•
правила поведения и техника безопасности в образовательном
учреждении;
•
правила поведения на улице, правила дорожного движения;
•
правила поведения на занятиях;
•
противопожарная безопасность;
•
меры профилактики при несчастном случае и в чрезвычайной
ситуации.
Практика: выполнение упражнений на усвоение изученных правил.
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары.
Тема № 2. Повторение и закрепление пройденного материала.
Теория: Повторение сведений по теории музыки, правил посадки,
положения рук, принципов игры приемом «малое баррэ», арпеджирования.
Практика: Повторение, закрепление пройденного материала на
примере нового музыкального материала. Повторение пьес, арпеджио и
упражнений, отработанных на 1 году обучения.
Тема № 3. Двухоктавная гамма С во второй позиции.
Теория: Формирование навыка самостоятельного построения
мажорных и минорных гамм.
Практика: Разучивание гаммы С во II позиции и исполнение в t 200.
Тема № 4. Баррэ
Теория: Понятие большого баррэ.
Практика. Разучивание пьес, упражнений и песен с использованием
приема баррэ.
Тема № 5. Вибрато
Теория: Понятие приема вибрато.
Практика: Разучивание произведения для двух гитар с использованием
приема вибрато.
Тема № 6. Контрольный урок.
Практика: Исполнение двух разнохарактерных пьес и арпеджио
(упражнения). Анализ.
Тема № 7. Обслуживание инструмента.
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары.
Тема № 8. Флажолеты .
13

Теория: Понятие натуральных и искусственных флажолетов.
Практика:
Упражнения
с
использованием
натуральных
и
искусственных флажолетов.
Тема № 9. Глиссандо
Теория: Понятие глиссандо.
Практика: Упражнение с использованием приема «глиссандо».
Тема № 10. Позиции
Теория: Правила смены позиций, аппликатура.
Практика: Формирование навыка смены позиций в процессе работы
над музыкальным произведением.
Тема № 11. Игра в ансамбле.
Практика: Развитие навыков игры в ансамбле.
Тема № 12. Гаммы, упражнения и пьесы.
Практика: Разучивание произведений, этюдов, песен различных жанров
и отработка техники исполнения, динамические оттенки.
Тема № 13. Контрольный урок.
Практика: Исполнение двух разнохарактерных пьес.
Тема № 14. Обслуживание инструмента.
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
Учебный план
3 год обучения.
№

Тема

Всего

1

Вводное занятие.
Обслуживание
инструмента.
Упражнения для развития
техники рук.

1

-

1

10

1

9

Двойные ноты.

12

1

11

Ударные легато hammer
on.

10

1

9

2

3

4

14

Теория Практика

Форма
контроля
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослу-

шивание.
5

Контрольный урок.

1

-

1

6

Обслуживание
инструмента.
Нисходящие легато pull
off.

1

-

1

8

1

7

8

СВИНГ.

12

1

11

9

Гаммы, упражнения и
пьесы.

15

-

15

10

Контрольный урок.

1

-

1

11

Обслуживание
инструмента.
ВСЕГО

1

-

1

72

5

67

7

Тестирование,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Опрос,
прослушивание.
Тестирование,
прослушивание.
-

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 год обучения.
Тема №1. Вводное занятие. Обслуживание инструмента.
Теория: Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на
занятиях. Знакомство с планом работы на год.
•
правила поведения и техника безопасности в образовательном
учреждении;
• правила поведения на улице, правила дорожного движения;
• правила поведения на занятиях;
• противопожарная безопасность;
• меры профилактики при несчастном случае и в чрезвычайной ситуации
Практика: выполнение упражнений на усвоение изученных правил
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары.
Тема №2. Упражнения для развития техники рук.
•

15

Практика: Повторение и закрепление ранее полученных навыков в
технике баррэ, арпеджио, вибрато, глиссандо, смена позиций, разучивание
упражнений для развития беглости пальцев.
Тема №3. Двойные ноты
Теория: Правила исполнений пассажей двойными нотами.
Практика: Разучивание различных гамм и пассажей терциями,
октавами.
Тема №4. Ударные легато (hammer on)
Теория: Инструктаж по выполнению приема hammer on, обозначение.
Практика: Упражнения на развитие техники hammer on. Разучивание
произведений с использованием приема hammer on.
Тема № 5. Контрольный урок.
Практика: Исполнение двух разнохарактерных
пьес и этюда
(упражнения). Анализ.
Тема №6. Обслуживание инструмента.
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары.
Тема №7. Нисходящие легато pull off
Теория: Инструктаж по выполнению приема pull off, обозначение.
Практика: Упражнения на развитие техники pull off. Разучивание
произведений с использованием приема pull off.
Тема №8. Свинг
Теория: Понятие ритма свинг. Свинг (англ. swing — покачивание) —
джазовый ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары
играемых нот продлевается, а вторая сокращается.
Практика: Разучивание произведений в ритме «свинг».
Тема № 9. Гаммы, упражнения и пьесы.
Практика: Разучивание произведений, этюдов, песен различных жанров
и отработка техники исполнения, динамические оттенки.
Тема №10. Контрольный урок.
Практика: Исполнение двух разнохарактерных пьес.
Тема № 11. Обслуживание инструмента.
Практика: Снятие струн, чистка и пропитка накладки грифа лимонным
маслом. Чистка всех деталей инструмента и обработка полиролью. Установка
новых струн, настройка гитары. Итоговые занятия.

16

Методическое обеспечение программы
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:
перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить
самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в
различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует
особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Основными
составляющими
процесса
обучения
являются
использование различных образовательных технологий:
- на основе личностно-ориентированного обучения (индивидуальный
подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
- технология коллективной творческой деятельности (ансамбль);
- игровая технология (обучающая, развивающая, познавательная,
контролирующая);
- технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательных задач);
- проникающая технология(сотрудничество);
- технология проблемного обучения (самостоятельность);
-технология программированного обучения (усвоения материала с
помощью обучающих устройств –ЭВМ, аудио, видео, кино),
- интернет технология (дистанционное обучение скайп- использование
сервиса бесплатных услуг по обмену информацией, файлами, фото,
видеоматериалами; даёт возможность не прерывать программу обучения в
случае болезни или с детьми с ограниченными возможностями по
физическому здоровью, а также даёт возможность проведение не только
индивидуальных занятий, но и групповых);
- технология ЭОР (электронные копии самоучителей, интерактивные
мультимедиа продукты- диски, графика, фото, видео, анимация, online);
-технология проектирования (планирование, послеоперационная
разработка, реализация и оценка проекта);
- технология полного усвоения знаний (адаптивная система обучения,
подобранная для данного ребенка, в зависимости от категории способности:
малоспособный, обычный, талантливый);
- воспитательные технологии (диагностика- установление личностных
и индивидуальных особенностей учащихся; организация общения -создание
ситуаций необходимости принятия собственных решений; организация
взаимодействия
ученик-учитель,
ученик-ученик;
шоу
технологияподготовка- реализация-анализ итогов; родительское собрание -коллективное
планирование, целеполагание, принятие решения)
17

С внедрением новой технологии в образовательный процесс
применяются методы и приёмы обучения, используемые в данной
технологии. Оценивание результатов внедрения новой технологии в
практику производиться методом педагогической диагностики, методом
анализа учебного занятия
Обучающиеся посещают выставки, концертные залы, прослушивают
музыкальные записи, просматривают концерты и музыкальные фильмы.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и
содержанию. Необходимо познакомить обучающегося с историей гитары,
рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.
На заключительном этапе у обучающихся сформирован опыт
исполнения произведений классической и народной музыки (разных стран и
народов) эстрадных и бардовских песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из
этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в
исполнительской практике. Параллельно с формированием практических
умений и навыков обучающийся получает знания музыкальной грамоты,
основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей обучающихся, степени развития музыкального
слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

•
•
•
•
•

Условия реализации программы:
аудитория для занятий;
инструмент;
стулья;
подставки (под ноги);
пюпитр;
18

•
•

фонд музыкальных материалов известных музыкантов;
нотная библиотека;
Формы и методы контроля. Критерии оценок

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и
итоговую аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются:
контрольный урок, участие в тематических вечерах,
концертах,
воспитательных мероприятиях ЖДТ и за его пределами.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных
видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.
Промежуточная аттестация проводиться каждое полугодие. Проведение
отдельных контрольных мероприятий по ансамблю, аккомпанементу.
Критерии оценки
При оценивании обучающегося, осваивающего общеразвивающую
программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального
мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской
деятельности:
сольном,
ансамблевом
исполнительстве, подборе аккомпанемента;
- степень продвижения обучающегося, успешность личностных
достижений.

СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическая литература
1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934,
1938, 1983, 1985
2. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М.,
2003
3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995,
1999, 2002
19

4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М.,
1970-2009
5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
6. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
7. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009
Методическая литература
1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной
техники. М., Классика-XXI, 2004
3. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре.
Киев, 2003
Нотная литература
1. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост.
В.Максименко.- М., 1989
2. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр.
П.Исаков. - М.- Л., 1934
3. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962
4. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка
гитариста №3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
5. Из
репертуара
А.Иванова-Крамского:
Произведения
для
шестиструнной гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
6. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и
ред. А.Гитмана. - М., 1997
7. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост.
А.Гитман. - М., 1998
8. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост.
А. Гитман. - М., 2002
9. Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ /
Сост. А.Иванов-Крамской. - М.,1966
10. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ /
Сост. П.Вещицкий. - М., 1967
11. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ:
Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост.
А.Гитман. - М., 2005

20

12. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы
ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. М., 1999, 2004
13. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар
музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
14. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары /
Сост. Е.Ларичев. - М., 1983
15. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских
музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
16. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских
музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
17. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских
музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972
18. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских
музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986
19. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы
детской музыкальной школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983
20. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных
школ (2 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1984
21. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных
школ (3 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1980, 1984
22. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных
школ (4 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1981, 1985
23. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных
школ (5 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1982, 1986

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».