Гармония

Пояснительная записка
Настоящая образовательная программа составлена в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от
01.09.2013 г, Приказом Министерства образования и науки Российской
федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам.
Данная программа для музыкальной студии по классу фортепиано
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности по реализации общеразвивающих программ в
области искусств» направленных письмом Министерства культуры РФ от
21.11.2013 №191-39/06-ГИ.
Основой для создания взята примерная программа, утвержденная
министерством культуры РФ, Российским научно – исследовательским
институтом культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева,
институтом развития образования в сфере культуры и искусства «По
учебному предмету музыкальный инструмент (фортепиано)»; разработчики:
Е. Моховиков, И. Елесина. Программа адаптирована к условиям работы МБУ
ДО «Дом творчества Железнодорожного района» г.Улан-Удэ.
Данная программа имеет художественную направленность
предназначена для приобщения учащихся к музыкальной деятельности.

и

Актуальность. Музыкальное воспитание является одной из форм
эстетического воспитания, цель которого – формирования в человеке умения
воспринимать, ценить и создавать прекрасное.
В наше время массовое наступление развлекательной музыки создает
немалые трудности в области музыкального воспитания, превращая эту
музыку в основную эстетическую потребность многих людей. Человек,
музыкальные интересы которого ограничены сугубо развлекательным
искусством, не развивается духовно, лишается богатейшего источника
художественной красоты и нравственного совершенства.
Формирование духовных ценностей личности начинается с детства.
Вводя ребенка в мир музыки, создаются условия для обогащения его
внутреннего мира, приобщая к ценностям музыкальной культуры. Игра на
фортепиано является одним из средств разностороннего развития детей:
музыкально-творческого и личностного.
Музыкальные занятия – это та среда, которая позволяет наиболее полно
раскрыться лучшим индивидуальным качествам ребенка, развить ему свои
способности, позволяет узнать свои возможности как личности, способствует
самореализации. По содержанию деятельности данная программа направлена
на
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в

художественно
эстетическом
развитии,
получение
исполнительской деятельности игры на фортепиано и синтезаторе.

навыков

Преподавание фортепианной игры нацелено на формирование умений и
навыков, помогающих организации музыкальной деятельности детей и на
получение разносторонних знаний. В содержании программы акцент сделан
на овладение игрой на фортепиано, синтезаторе. Эта работа ведется путем
ознакомления детей с лучшими музыкальными произведениями
классической и современной музыки композиторов всего мира, композиторов
республики Бурятии. Составляющие репертуар музыкальные произведения
должны быть разнообразными по стилю, жанру, форме, характеру и
содержанию. Важным направлением является овладение учащимися
музыкально-теоретическими знаниями, необходимыми для понимания
значения музыкальных художественных выразительных средств.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара, направлена на развитие интересов детей, не ориентированных на
дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки
музицирование.
Отличительной особенностью
программы является приобщение
ребенка ко всем возможным видам деятельности. В отличие от программы
"По учебному предмету музыкальный инструмент (фортепиано)" уменьшены
учебные часы на развитие исполнительских навыков игры на фортепиано, в
учебный план данной программы включены темы по изучению нотной
грамоты, синтезаторе, игра в ансамбле.
Использовался принцип целостности основ музыкальных знаний – все
эти дисциплины не являются разорванными и несвязными, все сведения
развиваются и дополняют друг друга.
Адресат программы - в музыкальной студии занимаются дети 7-17
лет.
Условия набора в музыкальную студию – общедоступность (набор всех
желающих осваивать программу), с различным уровнем музыкальных
способностей. Это в свою очередь дает возможность приобщения к
музыкальному искусству всех детей, сделать музыкальное воспитание
массовым.
Объем программы: Объем реализации программы 360 часов.
Формы организации образовательного процесса - Индивидуальный
урок состоит из усвоения теоретических знаний, освоению игры на
фортепиано и синтезаторе. Мелко-групповые и групповые занятия
проводятся в форме рассказов о музыке и композиторах, с прослушиванием
музыкальных фрагментов, сдача зачетов, работы по теоретическому курсу,
подготовка к мероприятиям, выходы на концерт, просмотр видеозаписей.

Срок освоения программы - рассчитан на пять лет обучения.
Режим занятий: индивидуальное обучение игре на фортепиано и
синтезаторе проходят два раза в неделю по 1 академическому часу.
Цель программы
• обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности
учащегося, формирование умений и навыков игры на фортепиано и
синтезаторе, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в
области музыкального искусства.
Задачи программы
Обучающие
• дать основы теории музыки;
• обучить основным приемам игры на фортепиано и синтезаторе.
Развивающие
• развивать музыкальные способности;
• развивать чувство ритма;
• развивать музыкальную память;
• развивать умение воспринимать и исполнять музыкальное
произведение в соответствии с их программным замыслом
• развивать исполнительские качества – артистизм, эмоциональность.
Воспитательные
• приобщить к музыкальной культуре;
• воспитать эстетический вкус;
• воспитать интерес к музыке, музыкальному исполнительству.
По
структуре
обучение
осуществляется
на
трех
ступенях
образовательного процесса:
1 ступень – 1 – 2 год обучения. Основная задача этого уровня – выявление
и развитие общих исполнительских и творческих способностей детей.
2 ступень – 3 – 4 год обучения. Основная задача – углубленное изучение и
овладение фортепианным мастерством с ориентацией на исполнительскую
деятельность.
3 ступень - 5 год обучения. Основная задача – закрепление стремления к
творческой, самостоятельной деятельности, профориентационная работа с
учащимися, участие в конкурсах и концертная деятельность.

Каждый уровень охватывает взаимосвязанные между собой стороны
учебно-воспитательного процесса и предусматривает основные знания,
умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся.
Содержание и материал общеразвивающей программы организован по
принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями:
1 уровень - стартовый - приобретение детьми начальных базовых знаний,
умений игры на инструменте, знание основных элементов музыкальной
грамоты. Характеристика обучающегося: низкие и средние музыкальные
данные, нет инструмента для занятий дома, проблемы со здоровьем.
2 уровень - базовый - приобретение детьми начальных знаний, умений и
навыков игры на инструменте, позволяющих разучивать и исполнять
музыкальные произведения, приобретение основ музыкальной грамоты,
основных средств выразительности. Характеристика обучающегося: хорошие
музыкальные данные, высокая степень владения изучаемого материала.
3 уровень - продвинутый - приобретение детьми начальных знаний,
умений и навыков на инструменте, позволяющих самостоятельно разучивать
и исполнять музыкальные произведения в соответствии с его стилевыми
традициями; приобретение основ музыкальной грамоты, основных средств
музыкальной выразительности, углубленное знание теоретического
материала, музыкальной терминологии. Характеристика обучающегося:
отличные музыкальные и психофизические данные.
Каждый обучающийся имеет право на стартовый доступ к любому
уровню в зависимости от возраста, подготовленности, способностей.
Учебный план
№ п/п

Наименование
раздела

1 ступень
7 - 10 лет
1 год

2 ступень
10 -12 лет

3 ступень
12-13 лет

2 год

3 год

4 год

5 год

6

4

4

4

2

Обучение
музыкальной 9
грамоте
Работа над репертуаром
50

53

54

53

50

3

Игра на синтезаторе

7

7

8

9

12

4

Организация
музыкальных интересов

6

6

6

6

6

Всего

72 часа

72 часа 72 часа

72 часа

72 часа

1

В зависимости от желания и потребностей учащегося и его родителей
может изменяться форма индивидуальных занятий: большее количество
часов уделяется какому-либо одному инструменту: фортепиано или
синтезатору.

Учебный план
1 год обучения
№
п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всег Тео
о
рия

1.

Обучение музыкальной грамоте.

9

9

Форма
Форма
организа контроля
ции
занятий

Место
проведе
ния

практ
ика

-

Инд.
занятие

Опрос,
тесты,
зачет

ДТ

Работа над репертуаром.

2

2.1
2.2

Работа над произведением.
Ансамблевая игра.

44
6

3

Игра на синтезаторе.

4

Организация
музыкальных
интересов.
4.1 Беседы, слушание музыки.
4.2
Подготовка и участие в 2
мероприятиях, проводимых в ДДТ, 4
классные мероприятия, репетиции,
концертная деятельность.

-

7

Всего: 72

44
6

7

2
4

Инд.
занятие

Инд.
занятие

Мелкогруппов
ые,инд.
группов
ые.

прослуши
вание,
зачет,
выступле
ние
прослуши
вание,
зачет,
выступле
ние
беседа

-

9

63

Содержание учебного плана
Раздел 1. Обучение музыкальной грамоте.
Теория:
• Регистры (низкий, высокий).
• Понятие октав (количество октав, их название).
• Нотный стан.

ДТ

ДТ

ДТ
место
проведе
ния

• Запись нот в скрипичном и басовом ключе.
• Длительность звуков. Понятие паузы. Размер.
• Понятие тона и полутона. Знаки альтерации.
• Понятие простых интервалов.
• Буквенные обозначения нот.(C.G, F).
• Итальянские термины.
• импровизация заданную тему, сочинение на стихи.
Изучение некоторых теоретических тем, обозначенных в учебном плане в
разделе «Обучение музыкальной грамоте» 2 и 3 года обучения могут
изучаться по мере необходимости на 1 году с дальнейшим повторением и
закреплением на дальнейших этапах обучения.
Раздел 2. Работа над репертуаром.
Практика:
Тема 2.1.
Фортепиано.
Организация игрового аппарата.
Воспитание аппликатурной дисциплины.
Приемы игры –non legato, legato, staccato.
Основные уровни динамического звучания.
Упражнения на координацию движений.
Донотный период: игра с показа преподавателя легких пьес. Выработка
правильного звукоизвлечения. Игра отдельными руками. Передача мелодии
из одной руки в другую. Исполнение несложных пьес с одновременном
вступлении рук. Игра произведений с использованием нот басового ключа на
разные техники звукоизвлечения. Четкое исполнение разнообразных
ритмических
рисунков,
выразительное
исполнение
разучиваемых
произведений с динамическими оттенками.
Годовые требования по исполнительскому мастерству содержат несколько
видов исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных
и возрастных возможностей, интересов учащихся к концу учебного плана.

Примерный репертуар
Стартовый уровень

Б. Берлин "Пони звездочка"
С. Аллерм "Вальс - мюзет"
Лат. нар. песня "Шесть веселых барабанщиков"
Л. Шукайло "Цыплята"
К. Черни "Этюд"
Укр. нар. песня "Ой, лопнул обруч"
Н. Соколова "Старинные часы"

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Л. Торопова "Мы идем и поем"
Р. Градески "Задиристые буги"
Н. Кембер "Народная мелодия"
Е. Гнесина "Этюд"
Ф. Жан "Менуэт"
Бел. нар. песня "Перепелка"
Р. Роули "Китайский мальчик"
Е. Накадо "Танец дикарей"
С.Зубкова "Колыбельная"
Л. Торопова " Цыплята"
И. Бах "Менуэт"
Д. Кабалевский "Старинный танец"
А. Гедике "Этюд"
Б.Барток "Песня бродяги"

Тема 2.2
Ансамбль
Развитие первоначальных ансамблевых навыков. Ослеживание сильной
доли. Организация общих игровых движений. Общий темп.
Игра с педагогом легких пьес.
Ансамблевая игра с использованием синтезатора в качестве аккомпанемента.
Примерный репертуар.
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень

Укр. нар. песня "Ехал казак за Дунай"
Г. Нафельян "Добрый король"
Г. Массон "Первая серенада"
А. Гедике "Тема"
С. Аллерм "Самба"
П. Чайковский "Вальс"

Раздел 3. Игра на синтезаторе.
Практика:
•
•
•
•
•

Техника безопасности при использовании синтезатора.
Изучение панели тембров, аккомпанемента.
Работа с музыкальными стилями.
Использование основной партии и партии левой руки.
Разучивание и исполнение несложных песенок с легким ритмическим
рисунком с применением аккомпанемента T, D, S.
• Освоение простых ритмов аккомпанемента.
Примерный репертуар

Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень

Г. Эрнесакс "Едет паровоз"
М. Красев "Елочка"
С. Аллерм "Вальс"
Рус. нар. песня "Веселые гуси"
Ит. нар. песня "Танец утят"
А. Спадвеккиа "Добрый жук"

Предлагаемые репертуарные списки, включающие художественный и
учебный материал различной степени трудности, являются примерными,
предполагающими
варьирование,
дополнение
в
соответствии
с
особенностями конкретного ученика.
Предполагается, что педагог при
работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности
исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для
публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с
целью ознакомления.
Раздел 4 . Организация музыкальных интересов.
Тема 4.1. Беседы, слушание музыки.
Презентация «Где живут ноты».
Показ «детской» бытовой музыки, художественного фортепианного
репертуара.
Просмотр видеозаписей исполнителей, аудиозаписей произведений.
Тема 4.2. Подготовка и участие в мероприятиях, концертная деятельность.
Планируемые результаты
Учащийся должен знать:
1. Написание нот в скрипичном и басовом ключе.
2. Длительности нот.
3. Знаки альтерации.
4. Октавы (1, 2, малую, большую).
5. Наиболее употребляемые термины и буквенные обозначения нот.
Уметь:
1. Пользоваться аппликатурой по нотному тексту.
2. Разбирать нотный текст.
3. Строить от белых клавиш простые интервалы.
4. Использовать различные приемы игры.
Изучить 8 - 10 произведений за год, по сложности соответствующие 1году
обучения. Выступление в классных концертах, конкурсах, концерт для

родителей, выступление на отчетном концерте. Кроссворды, тесты для
проверки теоретических знаний.
Учебный план
2 год обучения
№
п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всег Тео
о
рия

1.

Обучение музыкальной грамоте.

6

6

Форма
Форма
организа контроля
ции
занятий

Место
проведе
ния

практ
ика

-

Инд.
занятие

Опрос,
тесты,
зачет

ДТ

Работа над репертуаром.

2

2.1
2.2

Работа над произведением.
Ансамблевая игра.

48
5

3

Игра на синтезаторе.

4

Организация
музыкальных
интересов.
4.1 Беседы, слушание музыки.
4.2
Подготовка и участие в 2
мероприятиях, проводимых в ДДТ, 4
классные мероприятия, репетиции,
концертная деятельность.

-

7

Всего: 72

48
5

7

2
4

66

Содержание учебного плана
Раздел 1. Обучение музыкальной грамоте.
Теория:

Инд.
занятие

Мелкогруппов
ые,инд.
группов
ые.

-

6

Инд.
занятие

прослуши
вание,
зачет,
выступле
ние

ДТ

прослуши
вание,
зачет,
выступле
ние

ДТ

беседа

ДТ

•
•
•
•
•
•

Гармонические и мелодические интервалы.
Основные ритмические длительности.
Трезвучия мажорные и минорные.
Динамические оттенки, их разновидности.
Знаки сокращенного письма.
Наиболее употребляемые итальянские обозначения темпа.

Раздел 2. Работа над репертуаром.
Практика:
Тема 2.1. Фортепиано.
Освоение большего диапазона клавиатуры. Усложнение ритма в
изучаемых произведениях. Увеличение нотного текста. Работа над качеством
звука. Продолжается работа над исполнительскими штрихами, градациями
динамического звучания (крещендо, диминуэндо, фортиссимо, пианиссимо).
Совершенствуются
технические
навыки.
Применение
педали
в
произведениях.
Этюды и упражнения для развития техники пальцев. Изучение гаммы СОЛЬ,
РЕ мажор в прямом и расходящемся виде. Трезвучия двумя руками с
переносом через октаву. Хроматическая гамма.
Примерный репертуар
Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Е. Накадо "Танец дикарей"
С.Зубкова "Колыбельная"
Л. Торопова " Цыплята"
И. Бах "Менуэт"
Д. Кабалевский "Старинный танец"
А. Гедике "Этюд"
Б.Барток "Песня бродяги"
К. Вебер "Вариации"
И. Бах "Волынка"
Д. Кембер "Песня без слов"
В. Томпсон "Этюд"
С. Торопова "Шутка"
С. Зубкова "Гадкий утенок"
Л. Бетховен "Контрданс"
Э. Григ "Кобольд"
П. Чайковский "Старинная французская песенка"
Г. Свиридов "Упрямец"
С. Торопова "Этюд"
Р. Шуман "Марш"
Г. Градески "Мороженое"

С. Зубкова "Рождественская сказка"
Тема 2.2
Ансамбль
Совершенствование навыков ансамблевой игры. Организация общих
игровых движений. Общий темп. Вступление. Динамика.
Игра учеником партии педагога.
Ансамблевая игра с использованием синтезатора в качестве аккомпанемента.
Примерный репертуар
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень

С. Аллерм "Самба"
П. Чайковский "Вальс"
А. Моцарт "Отрывок из симфонии"
К. Шмитц "Танцуем буги"
С. Зубкова "Хроматический вальс"
Л. Бетховен "Марш".

Раздел 3. Изучение синтезатора.
Практика:
• Использование клавиш категории тонов.
• Выбор различных тембров.
• Использование цифровых клавиш.
• Включение секции управления аранжировщиком – intro, original, fill,
variation ending.
Усложняется музыкальный материал разучиваемых произведений.
Осваиваются различные приемы управления фактурой музыкального
звучания. Учащимися самостоятельно подбираются тембры различных
музыкальных инструментов. В изучаемые пьесы включаются обработки
детских, эстрадных песен.
Примерный репертуар
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень

Ит. нар. песня "Танец утят"
А. Спадвеккиа "Добрый жук"
Р. Роджерс "Звуки музыки"
В. Шаинский "Антошка"
В. Дугаров "Бабочка"»
Г. Гладков "Песенка"

Предлагаемые репертуарные списки, включающие художественный и
учебный материал различной степени трудности, являются примерными,

предполагающими
варьирование,
особенностями конкретного ученика.

дополнение

в

соответствии

с

Раздел 4 . Организация музыкальных интересов.
Тема 4.1. Беседы, слушание музыки.
П. Чайковский «Детский альбом».
Презентация «Как возникли ноты».
Показ «детской» бытовой музыки, художественного фортепианного
репертуара.
Просмотр видеозаписей исполнителей, аудиозаписей произведений.
Тема 4.2. Подготовка и участие в мероприятиях, концертная деятельность.
Планируемые результаты
Учащийся должен знать:
1.Количественный состав интервалов.
2. Итальянские обозначения темпов и динамических оттенков.
3. Строение мажорного и минорного трезвучия.
Уметь:
1.Разбирать нотный текст.
2. Правильно исполнять музыкальные штрихи.
3. Пользоваться музыкальной терминологией.
4. Исполнять на синтезаторе мелодии с функцией автоаккомпанемента.
Изучить 6 - 8 произведений за год, по сложности соответствующие 2 году
обучения. Выступление в классных концертах, конкурсах, концерт для
родителей, выступление на отчетном концерте. Кроссворды, тесты для
проверки теоретических знаний.
Учебный план
3 год обучения
№
п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всег Тео
о
рия

1.

Обучение музыкальной грамоте.

4

4

Форма
Форма
организа контроля
ции
занятий

практ
ика

-

Инд.
занятие

Опрос,
тесты,
зачет

Место
проведе
ния

Работа над репертуаром.

2

2.1
2.2

Работа над произведением.
Ансамблевая игра.

49
5

3

Игра на синтезаторе.

4

Организация
музыкальных
интересов.
4.1 Беседы, слушание музыки.
4.2
Подготовка и участие в 2
мероприятиях, проводимых в ДДТ, 4
классные мероприятия, репетиции,
концертная деятельность.

-

8

Всего: 72

49
5

8

2
4

Инд.
занятие

Инд.
занятие

Мелкогруппов
ые,инд.
группов
ые.

прослуши
вание,
зачет,
выступле
ние
прослуши
вание,
зачет,
выступле
ние
беседа

-

4

68

Содержание учебного плана
Раздел 1. Обучение нотной грамоте.
Теория:

• Обращения интервалов.
• Обращения трезвучий.
• Виды минорного лада.
• Наиболее употребляемые
динамика).

итальянские

термины

(Темпы,

Раздел 2. Работа над репертуаром.
Практика:
Тема 2.1. Фортепиано.
Формирование навыков самостоятельности в решении различных
музыкально-исполнительских задач (нахождение правильной и удобной
аппликатуры).
Дальнейшее развитие метроритма (триоль, синкопа, пунктирный ритм).
Развитие умений пользоваться динамическими градациями. Исполнение
мелизмов (форшлаг, мордент, трель). Развитие музыкально-образного
мышления на основе усложнения содержания произведения. Разучивание

разнообразных по характеру, форме и жанру музыкальных произведений.
Изучение гаммы ЛЯ, Ми минор в трех видах, РЕ, ЛЯ мажор.
Примерный репертуар
Стартовый уровень

Э. Григ "Кобольд"
П. Чайковский "Старинная французская песенка"
Г. Свиридов "Упрямец"
С. Торопова "Этюд"
Р. Шуман "Марш"
К. Бернес "Этюд"
С.Зубкова "Перезвон"

Базовый уровень

С. Разоренов "Два петуха"
В. Усович "Напев»
Л. Торопова «Этюд «Переменка»
П. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
И. Штраус «Анна-полька»
К. Черни «Этюд»
Ит. песня «Мое солнце»
Д. Аюшеев «Танец».
В. Моцарт «Вариации»
Э. Градески «По дороге домой из школы»
Э. Григ "В пещере горного короля"
В. Дашкевич «Увертюра»
Л. Торопова "Новогодний вальс"
С. Зубкова "Этюд"

Продвинутый уровень

Тема 2.2. Ансамбль.
Закрепление и совершенствование начальных навыков ансамблевой игры в
четыре руки. Понятие звукового баланса в ансамбле. Общие темповые
изменения (rit, accel, фермата). (Педагог – ученик, Ученик – ученик).
Примерный репертуар
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень

С. Зубкова "Хроматический вальс"
Л. Бетховен "Марш"
И. Бородин "Галоп"
Н. Смирнова "Полька и танго"
Л. Бетховен "Немецкий танец"
С. Зубкова "Каникулы"

Раздел 3. Изучение синтезатора.

Практика:
• Использование партии наложения Dual.
• Использование функции Melody.
Усложняется музыкальный материал разучиваемых произведений.
Осваиваются различные приемы управления фактурой музыкального
звучания. Учащимися самостоятельно подбираются тембры различных
музыкальных инструментов и аккомпанемент. В изучаемые пьесы
включаются обработки классических произведений.
Примерный репертуар
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень

В. Дугаров "Бабочки"»
Г. Гладков "Песенка"
Э. Григ "В пещере горного короля"
Л. Бетховен "Рондо – каприччио"
В. Бальжинимаев "Туруушин дуран"
П. Чайковский "Тема"

Предлагаемые репертуарные списки, включающие художественный и
учебный материал различной степени трудности, являются примерными,
предполагающими
варьирование,
дополнение
в
соответствии
с
особенностями конкретного ученика.
Раздел 4 . Организация музыкальных интересов.
Тема 4.1. Беседы, слушание музыки.
Презентация «Инструменты симфонического оркестра»».
Показ художественного фортепианного репертуара.
Просмотр видеозаписей исполнителей, аудиозаписей произведений, выходы
на концерты.
Тема 4.2. Подготовка и участие в мероприятиях, концертная деятельность.
Планируемые результаты:
Учащийся должен знать:
1. Обращение трезвучий, их интервальный состав.
2. Итальянские обозначения темпов и динамических оттенков.
3. Строение минорного лада.
Уметь:
1.Разбирать нотный текст.
2. Правильно исполнять музыкальные штрихи.
3. Пользоваться музыкальной терминологией.

4. Исполнять на синтезаторе мелодии с различными приемами управления
фактурой музыкального звучания.
Формы контроля:
Изучить 6 - 8 произведений за год, по сложности соответствующие 3 году
обучения. Выступление в классных концертах, конкурсах, концерт для
родителей, выступление на отчетном концерте. Кроссворды, тесты для
проверки теоретических знаний.
Учебный план
4 год обучения
№
п/п

1.

Наименование разделов

Количество часов

Обучение музыкальной грамоте.

Всег Тео
о
рия

практ
ика

4

-

4

Форма
Форма
организа контроля
ции
занятий

Инд.
занятие

Работа над репертуаром.

2

Работа над произведением.

53

3

Игра на синтезаторе.

9

4

Организация
музыкальных
интересов.
4.1 Беседы, слушание музыки.
4.2
Подготовка и участие в 2
мероприятиях, проводимых в ДДТ, 4
классные мероприятия, репетиции,
концертная деятельность.

Всего: 72

-

53

-

9

2
4
-

4

68

Содержание учебного плана
Раздел 1. Обучение музыкальной грамоте

Инд.
занятие

Инд.
занятие

Мелкогруппов
ые,инд.
группов
ые.

Опрос,
тесты,
зачет
прослуши
вание,
зачет,
выступле
ние
прослуши
вание,
зачет,
выступле
ние
беседа

Место
проведе
ния

Теория:
• Обращение трезвучий.
• Главные ступени лада: тоника, доминанта, субдоминанта.
• 3 вида минора (натуральный, гармонический, мелодический).
• Квинтовый круг диезных и бемольных тональностей.
• Определение лада и тональности произведения.
• сочинение мелодии на стихи.
Раздел 2. Работа над репертуаром.
Практика:
Формирование навыков самостоятельности в решении различных
музыкально-исполнительских задач (нахождение правильной и удобной
аппликатуры). Дальнейшее развитие метроритма. Развитие умений
пользоваться динамическими градациями. Исполнение мелизмов (форшлаг,
мордент, группетто, трель). Развитие музыкально-образного мышления на
основе усложнения содержания произведения. Разучивание разнообразных
по
характеру,
форме
и
жанру
музыкальных
произведений.
Совершенствование технических навыков.
Примерный репертуар
Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Д. Аюшеев «Танец»
В. Моцарт «Вариации»
Э. Градески «По дороге домой из школы»
Э. Григ "В пещере горного короля"
В. Дашкевич «Увертюра»
Л. Торопова "Новогодний вальс"
С. Зубкова "Этюд"
Д. Кабалевский "Токкатина""
И. Шуман "Охотничья песенка"
А. Аюшеев "Танец"
С. Зубкова "Принцесса Будур"
В. Дашкевич "Увертюра"
Н. Торопова "Этюд "Коррида"
И. Шуман "Дед Мороз"
В. Усович "Снежинки"
С. Зубкова "Марш"
С. Майкапар «Маленькая сказка»
М. Глинка «Андалузский танец»
П. Чайковский "Вальс"

Раздел 3 . Игра на синтезаторе
Усложняется музыкальный материал разучиваемых произведений.
Осваиваются различные приемы управления фактурой музыкального
звучания. Учащимися самостоятельно подбираются тембры различных
музыкальных инструментов и аккомпанемент. В изучаемые пьесы
включаются эстрадные песни, обработки классических произведений.
Умение самостоятельно применять обращения аккордов в партии
аккомпанемента.
Примерный репертуар
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень

В. Бальжинимаев "Туруушин дуран"
П. Чайковский "Тема"
М. Легар "Шербургские зонтики"
В. Дугаров «Росинки»
А. Андреев "Степь моя"
А. Зацепин " Есть только миг"

Раздел 4. Организация музыкальных интересов
Тема 1. Слушание музыки.
Краткие сведения о творчестве композиторов.
Прослушивание в оригинальном исполнении произведений, изучаемых
учеником.
Просмотр презентаций.
Показ художественного фортепианного репертуара.
Просмотр видеозаписей исполнителей, аудиозаписей произведений, выходы
на концерты.
Тема 4.2. Подготовка и участие в мероприятиях, концертная деятельность.
Планируемые результаты:
Учащийся должен знать:
1. Мажор, Минор.
2. Количество знаков тональности.
3.Творчество композиторов исполняемых произведений.
4. Наиболее употребительные музыкальные итальянские термины.
Уметь:
1. Определить тональность произведения.
2. Строить трезвучия с обращением.
3. Исполнять мелизмы.
4. Самостоятельно разбирать и разучивать произведения.
5. Свободно владеть выученным материалом.

Формы контроля:
Изучить 6 - 8 произведений за год, по сложности соответствующие 4 году
обучения. Выступление в классных концертах, конкурсах, концерт для
родителей, выступление на отчетном концерте. Кроссворды, тесты для
проверки теоретических знаний.
Учебный план
5 год обучения
№
п/п

1.

Наименование разделов

Количество часов

Обучение музыкальной грамоте.

Всег Тео
о
рия

практ
ика

4

-

4

Форма
Форма
организа контроля
ции
занятий

Инд.
занятие,
группов
ые.

Работа над репертуаром.

2

Работа над произведением.

50

3

Игра на синтезаторе.

4

Организация
музыкальных
интересов.
4.1 Беседы, слушание музыки.
4.2
Подготовка и участие в 2
мероприятиях, проводимых в ДДТ, 4
классные мероприятия, репетиции,
концертная деятельность.

12

Всего:

72

-

-

50

12

2
4
-

4

68

Содержание учебного плана
Раздел 1. Обучение музыкальной грамоте
Теория:

Инд.
занятие

Инд.
занятие

Мелкогруппов
ые,инд.
группов
ые.

Опрос,
тесты,
зачет
прослуши
вание,
зачет,
выступле
ние
прослуши
вание,
зачет,
выступле
ние
беседа

Место
проведе
ния

ДТ

ДТ

ДТ

ДТ
Место
проведе
ния

Закрепление всего пройденного теоретического материала.
Сочинение музыкальных периодов.
Раздел 2. Работа над репертуаром.
Практика:
Дальнейшее развитие технических навыков.
Разучивание произведений больших по объему.
Совершенствование художественно-исполнительской работы.
Примерный репертуар
Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

И. Шуман "Дед Мороз"
В. Усович "Снежинки"
С. Зубкова "Марш"
А. Адан «Вадьс»
К. Бэйделт «Пираты»
Г. Гаврилин «Танец»
Ируми "Река течет в тебе"
М. Дворжак "Этюд"
Р. Шамо "Скерцо"
Л. Бетховен "К Элизе"
Р. Майкапар "Стаккато-прелюдия"
П. Чайковский "Неаполитанская песенка"
В. Усович «Полька»
"Реквием по мечте"
Э. Григ "Халлинг"
Д. Шостакович «Сентиментальный вальс»
Г. Геуман «Прелюдия»
И. Беркович «Октавный этюд»
Л. Бетховен «Багатель»
К. Хачатурян "Танец с саблями"

Раздел 3 . Игра на синтезаторе
Усложняется музыкальный материал разучиваемых произведений.
Осваиваются различные приемы управления фактурой музыкального
звучания. Учащимися самостоятельно подбираются тембры различных
музыкальных инструментов и аккомпанемент. В изучаемые пьесы
включаются эстрадные песни, обработки классических произведений.
Умение самостоятельно применять обращения аккордов в партии
аккомпанемента.
Примерный репертуар

Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень

А. Андреев "Степь"
А. Зацепин " Есть только миг"
А Пьяцолло "Либертанго"
К. Лэй" История любви"
К. Хачатурян "Помидор"
Л. Квинт "Здравствуй, мир"

Раздел 4. Организация музыкальных интересов
Тема 1. Слушание музыки.
Краткие сведения о творчестве композиторов.
Прослушивание в оригинальном исполнении произведений, изучаемых
учеником.
Показ художественного фортепианного репертуара.
Просмотр видеозаписей исполнителей, аудиозаписей произведений, выходы
на концерты.
Тема 4.2.
Подготовка и участие в мероприятиях, концертная
деятельность.
Планируемые результаты:
Учащийся должен знать:
Весь теоретический материал 1 и 2 уровней.
Уметь:
Выразительно и технически точно исполнять выученные произведения.
Самостоятельно разбирать и разучивать произведения.
Формы контроля:
Изучить 6 - 8 произведений за год, по сложности соответствующие 5 году
обучения. Выступление в классных концертах, конкурсах, концерт для
родителей, выступление на отчетном концерте. Кроссворды, тесты для
проверки теоретических знаний.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно-учебный график
в приложении №1
Условия реализации программы
• Фортепиано;
• Интерактивный аранжировщик – синтезатор;
• Репертуарные нотные сборники, хрестоматии для учащихся;
• Музыкальная литература, энциклопедии;

• Ноутбук;
• Акустическая колонка;
• Наушники для самостоятельной работы.
Формы контроля и аттестации
Основными видами контроля успеваемости являются:
• текущий (проводится с целью контроля за качеством какого-либо
раздела учебного предмета и осуществляется регулярно на занятиях).
• промежуточная аттестация (проводится в конце 1 полугодия определяет степень освоения учебных задач на данном этапе; зачеты,
контрольный урок).
• итоговая аттестация (может проходить в форме концерта, выполнение
творческих заданий по теории музыки).
Формой контроля к практическому разделу являются:
Количество произведений, пройденных за определенный период, с учетом
возрастных, музыкальных, психофизиологических особенностей ребенка.
Формами контроля к теоретическому разделу являются:
Тесты, вопросники для проверки теоретических знаний, кроссворды,
творческие работы.
Оценочный материал
По итогам исполнения программы на аттестации, прослушивании,
оценивается уровень выступления. Критерии оценки качества подготовки
учащегося
позволяют
определить уровень
освоения
материала,
предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок
учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное
исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение
техническими приемами игры на инструменте.
• Высокий уровень – предусматривает исполнение программы наизусть,
отличное знание нотного текста, владение штрихами, использование
оправданных приемов, позволяющих создавать художественный
образ;
• Средний уровень – грамотное исполнение наизусть с наличием мелких
технических
недочетов,
небольшое
несоответствие
темпа,
недостаточное убедительное донесение художественного образа;
• Низкий уровень – незнание наизусть нотного текста, слабое владение
навыками игры на инструменте.
Форма подведения итогов реализации данной программы:
Показателем эффективности обучения служит конечный результат выступление в концерте, которое стимулирует и повышает результативность.
Итоги работы подводятся по полугодиям в форме мини-концерта, отчетного
концерта студии, выступления перед родителями, участие в мероприятиях,
проводимых в Доме детского творчества и в выездных концертах

Методическое обеспечение программы
При изучении тем раздела №1 «Обучение музыкальной грамоте»
используется « Практическое руководство по музыкальной грамоте » (Г.
Фридкин).
Дидактические материалы: наглядные пособия для изучения нотной
записи, карточки с длительностями звуков и ритмическими заданиями,
интервалов, динамических оттенков, музыкальный размер. Презентации.
Содержание разделов №2 и №3 - изучение музыкальных произведений.
Используется нотная литература для фортепиано и синтезатора. Репертуар
подбирается педагогом индивидуально для каждого обучающегося с учетом
его возраста, уровня подготовки, психофизиологических особенностей.
Наглядные пособия: тренажеры для изучения нот, интервалов, аккордов на
быстрое зрительное узнавание при чтении нот.
Для раздела № 4 «Организация музыкальных интересов» используются
«Краткий музыкальный словарь для учащихся» (Ю. Булучевский, В.Фомин),
Энциклопедии, справочники. Кроссворды на общие музыкальные темы.
Презентации. Видео и музыкальные записи.
Сборники нотной литературы.
1. Алпарова Н., «Универсальный синтезатор», Ростов-на –Дону, 2009;
2. Артобалевская А.М., «Первая встреча с музыкой», М., Советский
композитор, 1992;
3. Бакулов А., Сорокин К., «Калинка», М., Советский композитор, 1991;
4. Баренбойм Л., «Путь к музицированию», Ленинград, Советский
композитор, 1980;
5. Баренбойм Л.,Ляховитская С., «Сборник фортепианных пьес, этюдов и
ансамблей», 1 и 2 часть, М., Музыка, 1978, 1979;
6. Зимина О., Мохель Л., «Самоучитель игры на фортепиано», М.,
Музыка, 1971;
7. Зубкова С., «Волшебный ключик», Улан-Удэ, ГУЗ РЦМП МЗ РБ, 2010;
8. Кургузов С., «Школа игры на синтезаторе», Ростов-на-Дону.,2008;
9. Копчевский Н., «Современная фортепианная музыка», М., Музыка,
1968;
10. сост. Лещинская А., «Малыш за роялем», М., Советский композитор,
1992;
11. Любомудрова Н., Сорокина К., Тумапян А., «Хрестоматия
педагогического репертуара для фортепиано», М., Музыка, 1969, 1999;
12. Ляховицкая С., «Задания для развития самостоятельных навыков при
обучении фортепианной игре», Ленинград, Музыка, 1979;

13. Мануильская Т., «Пьесы для фортепиано», М., Советский композитор,
1987;
14. Милич Н., «Фортепиано», Киев, Музичина Украина, 1968, 1973, 1974,
1976;
15.«Народные песни и танцы» (в переложении для синтезатора), М., 2004;
16. Натансон В., Ройзман Л., «Юный пианист», 1, 2 выпуск, М.,
Советский композитор, 1987;
17. Николаев А., «Фортепианная игра», 1, 2 класс, М., Музыка, 1986;
18. Руббах А., «Ансамбли», М., Советский композитор, 1975;
19. Самсонова С., «Маленькому виртуозу», М., Советский композитор,
1979;
20. Смирнова Т., «Фортепиано. Интенсивный курс», М., Риф, 1992;
21. Сорокина К., «Музыка для детей», М., Советский композитор, 1981;
22. Тургенева Э., Малюков Л., «Пианист-фантазер», М., Советский
композитор, 1990;
23. В. Усович., «Новые пьесы для моих старых друзей», Улан – Удэ, 2008;
24. Фишер А., «Сборник фортепианных произведений бурятских
композиторов», Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1966;
25. Шульгина В., «Юным пианистам», Киев, Музична Украина, 1991;
26. Ц. Шойжонимаев., «Первая любовь», Улан – Удэ, 1997.
Список используемой методической литературы.
1. Артобалевская А.Д., Левин В.И. «Первые встречи с искусством», М.,
Искусство в школе, 1995;
2. сост. Бататова А.П., Дашкова И.Н.,Программа «Музыкальный
инструмент». Фортепиано, М., 1988;
3. сост. Вендрова Т.Е., Пигарева И.В. «Воспитание музыкой», М.,
Просвещение,1991;
4. сост. Дмитриева Л., Черноиваненко Н., «Методика музыкального
воспитания в школе», М., Просвещение,1986;
5. Магутин А.М., «Основы педагогики музыкальной школы», М.,
Музыка, 1985;
6. Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика», Ростов-на-Дону, Феникс,
2002,
7. сост. Натансон М., «Вопросы музыкальной педагогики», М., Музыка,
1979;
8. сост. Смирнова Т., «Фортепиано. Интенсивный курс. Методические
рекомендации», М., 1992;
9. Цыпин Т.М., «Обучение игре на фортепиано», М., Просвещение, 1984;
Список используемой методической литературы.

1. А. Алексеев. «Методика обучения игре на фортепиано» – М., 1978.
2. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» – М., 1989
3. Т. Вахромеева «Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио» М., Музыка, 2004.- 88 с., нот.
4. Т. Вендерова, И. Пигарева. «Воспитание музыкой».
5. В. Гутерман. «Возвращение к творческой жизни».
6. И. Красильников. «Примерная программа по учебному предмету
Электронные музыкальные инструменты» - Москва 2013
7. Т. Крылова «Современные педагогические технологии в музыкальной
школе: между традицией и инновацией» ЦДМШ им. Б.Г. Павликовской
г. Чита. http://www.pavlikovskaya.ru/mttod/konf/konf02.html
8. А. Малиновская «Методика обучения игре на фортепиано в системе
дополнительного
образования»
http://festival.1september.ru/articles/615590/
9. Н. Моховикова, И.А. Елесина. «Примерная программа учебному
предмету музыкальный инструмент» (фортепиано) Москва 2013.
10.В. Крюкова. «Музыкальная педагогика» - Ростов на Дону, – Феникс
2002. 288с.
11. М. Михайлова. «Развитие музыкальных способностей детей».
12.Э. Смирнова. «Методические рекомендации».
13.Г. Цыпин. «Обучение игре на фортепиано».
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей
1. Ю. Булчевский, В. Фомин. «Краткий музыкальный словарь для
учащихся» - Ленинград, Музыка, 1988.
2. А. Бывших, «Программа - нотный тренажер»
http://notes.tarakanov.net/study.htm
3. В. Васина-Гроссман. «Первая книжка о музыке»
4. Государственное музыкальное издательство 1953 Страниц: 188
5. М. Зильбеквит. «Рождение фортепиано» - М., 1982
6. С. Максимов. «Музыкальная грамота» - М. Музыка, 1990.
7. И. Прохорова. «Музыкальная литература зарубежных стран» - М.,
Музыка, 1994.
8. Э. Смирнова. «Русская музыкальная литература» - М., Музыка, 1990.
9. Д. Самин. «100 великих композиторов» - М., Вече, 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».