Гитара и основы звукорежиссуры

Паспортные данные ОП ДО
Образовательное
учреждение
Наименование
программы
Составитель
программы
Предназначение
программы
Цель
образовательной
программы
Задачи программы

Идея программы
Ожидаемый
результат
Срок освоения
Форма занятий
Вид программы
Уровни
организации
творческой
деятельности
обучающихся
Направленность
программы

МБУ ДО «Дом творчества Железнодорожного района г.
Улан-Удэ»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа «Обучение игре на шестиструнной гитаре с
основами звукорежиссуры»
Федоров Максим Андреевич,
Педагог дополнительного образования
Для детей творческого объединения «Sound Master»
от 10 до 16 лет
Обучение самостоятельному освоению музыкальных
произведений для гитары, умению понимать и передавать
художественный образ, освоить навык звукозаписи.
 образовательные:
 дать элементарные представления о музыкальной
грамоте;
 освоить основные приёмы игры на гитаре;
 развивающие:
 развивать
музыкальный
и
художественноэстетический вкус;
 развивать специальные компетенции: музыкальный
слух,
музыкальная
память,
чувство
ритма,
эмоциональная отзывчивость;
 воспитательные:
 формировать устойчивый интерес к самостоятельной
деятельности в области музыкального искусства;
 формировать
коммуникативные
компетенции
учащихся
Развитие творческих способностей и индивидуальности
учащихся через приобщение к гитарному искусству



овладение инструментом на любительском уровне
умение самостоятельно осваивать музыкальные
произведения

2 года
Индивидуальная, рассчитана на работу с подгруппами
Модифицированная
Репродуктивно-творческая, эвристическая

Художественная, техническая

Пояснительная записка
Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов,
используемых как в профессиональной, так и в любительской исполнительской
практике. Особенно привлекателен этот инструмент для детей и подростков.
Желание научиться играть на гитаре приводит их в музыкальные школы, школы
искусств, центры дополнительного образования и другие центры художественномузыкальной направленности.
Образовательная программа «Обучение игре на шестиструнной гитаре»
направлена на музыкальное развитие, приобщение детей к музыке и гитарному
искусству, предусматривает индивидуальный подход в подборе репертуара – от
классических произведений до современной музыки. Всё это дает возможность
детям проявить свою индивидуальность, реализовать творческий потенциал и
просто получать удовольствие от собственного творчества.
Программа формирует умение творчески подходить к исполнительской
деятельности, способствует воспитанию трудолюбия и любви к инструменту,
целеустремленности и настойчивости.
Актуальность программы заключается в том, что она даёт возможность
детям через знакомство с широким и разнообразным репертуаром хорошо овладеть
инструментом в более короткие сроки, чем в музыкальной школе.
Навыки игры на классической гитаре позволят учащимся в дальнейшем
самостоятельно осваивать другие музыкальные инструменты, являющиеся
«родственниками» классической гитары, – электрогитару, банджо, различные
старинные струнные инструменты.
Новизна программы заключается в использовании современных методик
обучения с применением мультимедийных технологий, собственных обработок и
переложений.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности
самоутверждения и самореализации детей и подростков, в том числе через их
участие в концертной деятельности и других мероприятиях детско-юношеского
центра.
Программа не предусматривает профессионального обучения, так как
ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает
научиться играть на шестиструнной гитаре.
Цель: обучение самостоятельному освоению музыкальных произведений
для гитары, умению понимать и передавать художественный образ, освоить навык
звукозаписи.
Задачи:
 образовательные:
 дать элементарные представления о музыкальной грамоте;
 освоить основные приёмы игры на гитаре;
 развивающие:
 развивать музыкальный и художественно-эстетический вкус;
 развивать специальные компетенции: музыкальный слух, музыкальная
память, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость;

 воспитательные:
 формировать устойчивый интерес к самостоятельной деятельности в
области музыкального искусства;
 формировать коммуникативные компетенции учащихся.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
 Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года
№1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
 Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах, о порядке их рассмотрения и утверждения в МБУ ДО «Дом
творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ» от 25.11.2016 г. Пр. за №
94;
 Устав МБУ ДО «Дом творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ».
Организация образовательного процесса
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который
заключается в постепенном изучении, закреплении и совершенствовании
приобретённых ранее знаний, навыков и умений с учётом возраста.
Занятие проводится в индивидуальной форме и является основной формой
учебно-воспитательной работы. Данная форма работы создает педагогу условия
для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка,
обеспечивает дифференцированный подход к обучению и требованиям к
аттестации учащихся.
Программа адресована детям в возрасте от 10 до 16 лет.
Набор свободный, проводится в начале учебного года (до 6 человек).
Срок реализации программы – 2 года.
Длительность занятия 45 минут (один академический час).
Количество часов в неделю – 2, всего учебных часов в году – 72.
В целях формирования навыков ансамблевого музицирования и подготовки
к выступлениям объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Приём детей осуществляется на добровольных началах по заявлению
родителей и медицинским справкам, разрешающим детям заниматься в
учреждении дополнительного образования. Обучение бесплатное.
Первоначально организуется прослушивание детей с целью подбора
индивидуальных средств обучения и разработки репертуарного плана.
Учащиеся, успешно прошедшие аттестацию, по решению педагога,
переводятся на следующий год обучения.
Учащимся, не справившимся с программой, предлагается по согласованию
с родителями пройти повторный курс первого или второго года обучения.

Дополнительными формами занятий являются:
 изучение ауди- и видеозаписей;
 выездные занятия – посещение различных мероприятий: концертов,
тематических и творческих вечеров;
 концертные выступления.
В течение года на учебных занятиях учащиеся осваивают упражнения,
гаммы, разучивают этюды, пьесы различного стиля и характера, знакомятся с
основами нотной грамоты.
Программа
предусматривает
различную
степень
завершенности
исполнения музыкальных произведений: некоторые пьесы могут быть
подготовлены для публичного исполнения, другие – для показа в творческом
объединении на занятии, третьи – с целью ознакомления.
Каждое учебное занятие рассматривается как одно из звеньев в общей цепи
учебного процесса.
В структуру занятия входят следующие этапы:
- организационный (проверка готовности к занятию, домашнего задания,
мотивация на учебную деятельность, постановка цели, задач занятия, требования к
выполнению поставленных задач).
- основной (подготовка игрового аппарата к работе, изучение музыкальной
грамоты, работа над произведением, повторение и закрепление пройденного
материала)
- итоговый (вывод по занятию, рефлексия, информация о домашнем
задании).
Национально-региональный компонент включен в ходе практических
занятий и участие в мероприятиях в рамках реализуемой дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Обучение игре на
шестиструнной гитаре с основами звукорежиссуры»
Методическое обеспечение
Образовательный процесс организуется на основе системного
планирования и анализа результатов учебной деятельности каждого учащегося.
Обучение по данной программе опирается на методику обучения игре на
гитаре А.В. Андреева и гитарные школы: М.Каркасси, Э.Пухоля, А. Чавычалова и
др.
Организация процесса обучения основана на педагогических принципах:
 систематичности и последовательности (от простого к сложному);
 доступности;
 единства художественного и технического развития;
 индивидуального подхода – учет индивидуальных особенностей ребенка,
музыкально-художественного
мышления,
психофизиологических
характеристик;
 воспитания инициативы и самостоятельности.
Активизации учебной деятельности учащегося способствуют следующие
методы:














подражание (исполнительский показ)
словесный,
наглядно-слуховой,
эмоционально-волевой,
проблемно-поисковый,
анализа и сравнения,
контроля и самоконтроля.
Основные требования, предъявляемые к учащимся:
регулярное посещение занятий,
трудолюбие,
добросовестность,
усидчивость,
обязательное наличие инструмента для занятий дома.
Особенности методики обучения

Главная педагогическая задача состоит в том, чтобы заинтересовать
учащегося и постепенно, от занятия к занятию, прививать ему любовь к
ежедневной игре на инструменте.
Для успешного технического развития учащегося на начальном этапе
обучения ведётся работа по правильной постановке игрового аппарата.
На первом же занятии обращается внимание на правильное положение
корпуса учащегося и положение инструмента, объясняется принцип образования
звука.
Центральной задачей является правильная постановка руки (кисти и
пальцев). Терпеливо и настойчиво отрабатываются плавность движений с
отсутствием напряженности мышц кисти и пальцев. Дальнейшие занятия
посвящаются закреплению теоретических сведений на основе разучивания
упражнений и небольших пьес.
Для того чтобы учащийся мог представить, как звучит инструмент, ему
необходимо внимательно наблюдать за исполнением произведений педагогом.
Подражая педагогу, ребёнок стремятся музицировать и совершенствоваться в
своих исполнительских возможностях.
Развитие музыкальных представлений учащегося происходит и в период
овладения основами музыкальной грамоты. Начиная с чтения отдельных знаков, он
постепенно переходит к чтению более сложной системы знаков нотного текста.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в
ансамбле, как с педагогом, так и с другими участниками одинакового или разного
уровня подготовленности. Ансамблевое музицирование позволяет совместными
усилиями создавать художественный образ, развивает умение слушать друг друга,
гармонический слух, формирует навыки игры ритмично, синхронно.
Кроме того, игра в ансамбле доставляет большое удовольствие учащимся,
позволяя им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А
позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных
занятиях музыкой.

Работа над игровыми приемами, упражнениями и развитием мастерства –
важное эффективное средство для технического развития учащихся. В
педагогической практике используются различные виды упражнений. Важно уже с
первых упражнений работать над качеством звука. Также полезно создавать и
играть упражнения, способствующие преодолению той или иной трудности в
произведении.
В развитии технического мастерства учащегося важное место занимает
исполнение этюдов. Целесообразность выбора того или иного этюда определяется
последовательным накоплением учащимся определенных технических навыков, а
также задачами, которые возникают на каждом этапе обучения в связи с
разучиванием художественного репертуара.
Нельзя оставлять без внимания и художественную сторону воспитания.
Необходимо с первых занятий приобщить учащегося к искусству, приучить
внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение,
распознавать качество звучания. Слуховое воспитание учащихся должно
осуществляться на материале художественном, доступном и интересном.
Для достижения задачи в совершенствовании музыкального исполнения
произведений учащемуся объясняется необходимость глубокого проникновения в
содержание произведения. Правдивое воссоздание художественного образа
предполагает не только верность авторскому тексту, но и эмоциональную
насыщенность исполнения. В основу работы над произведением положено
всестороннее его изучение.
Для поддержания интереса учащегося в освоении новых заданий, развития
исполнительских навыков репертуарный план содержит музыкальные
произведения разных музыкальных жанров. Наряду с певучими пьесками,
песенными и танцевальными, вводятся различные характерные сочинения.
Постепенно учащийся переходит к исполнению сочинений с более сложной
мелодией и развитым сопровождением.
Так как программа, прежде всего, ориентирована на развитие интересов
учащихся, она предполагает и достаточную свободу в выборе музыкального
материала по стилю и направлению: классическая, джазовая, эстрадная и рокмузыка, бардовская песня, старинные и современные романсы,
В репертуарный план включаются сочинения, при исполнении которых
наиболее ярко раскрываются эмоциональные качества учащегося. При выборе
репертуарного плана учитываются задачи расширения музыкального кругозора
ученика, знакомства с важнейшими стилями, жанрами, формами, с творчеством
композиторов разных эпох.
Воспитание навыков самостоятельности: умение разобрать и осмыслить
произведение, преодолеть возникающие трудности, разумно организовать
домашнюю работу - важная задача обучения. Поэтому в программные требования
включается ряд произведений с самостоятельными заданиями.
Концертная деятельность является неотъемлемой частью учебновоспитательного процесса, способствует воспитанию сценической культуры
учащегося, формированию его нравственных качеств. Концерты организуются для
родителей, школьников, учащихся Детско-юношеского центра. На концерте

ребенок демонстрирует уровень полученных за время обучения знаний, умений и
навыков.
Педагогические технологии
Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют
раскрытию личностного потенциала каждого ребенка.
Технология эстетического развития детей позволяет ориентировать
учащихся на эстетические ценности. Содержание обучения включает в себя два
компонента:
- эстетически-интеллектуальный, т.е. восприятие детьми произведений
музыкального искусства при посещении концертов, конкурсов, фестивалей и
- эстетически-созидательный, включающий в себя концертную деятельность.
Таким образом, данная технология способствует не только воспитанию
художественного вкуса, приобретению практических навыков и умений, но
развитию интеллектуально-творческих способностей учащихся.
Интегративная технология подразумевает общее и творческое развитие
личности. В целях совершенствования музыкального воспитания, правильного
восприятия ребенком музыкального образа, в процесс обучения привлекаются
другие виды искусств.
Прежде чем приступить к работе над произведением, необходимо
заинтересовать учащегося. Рассказывая о музыке, полезно использовать различные
ассоциации, вызывая образы, знакомые ребенку по его жизненным впечатлениям.
Всё это будет способствовать глубокому проникновению в содержание
музыкального произведения, развивать эмоциональную отзывчивость при его
исполнении.
Здоровье
сберегающие
технологии
направлены
на
сохранение
психофизического здоровья учащихся и реализуются посредством:
 оптимального расписания;
 чередование на занятии различных форм работы;
 организации валеопауз;
 учета возрастных и психофизиологических особенностей учащихся в работе.
Условия реализации программы





Кадровое обеспечение:
педагог, специалист в области гитарного искусства;
Материально-технические средства и оборудование:
учебный кабинет и актовый зал со сценой;
гитары;
синтезатор;








компьютер (ноутбук);
микрофоны для записи;
микшер;
нотный материал, подборка репертуара;
аудио- и видеозаписи;
нотная и методическая литература.

Прогнозируемы результаты
Личностные результаты включают компетенции:
 коммуникативные компетенции
 адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;
 способность к сотрудничеству и открытому доброжелательному общению.
организаторские компетенции:
 умение организовать свою работу;
 готовность к самообразованию и самоорганизации
 компетенции личностного самосовершенствования:
 способность физического, нравственного и интеллектуального саморазвития;
 адекватная самооценка;
 умение и навыки, связанные с основами безопасной жизнедеятельности.
Метапредметные результаты включают компетенции:
 информационные:
 способность работать с разными источниками информации;
 способность к критическому суждению в отношении получаемой
информации;
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
 формирование умения понимать причины успеха/неудачи своей деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Предметные результаты включают компетенции:
 . специальные (общеучебные):
 обладать знаниями в области музыкальной теории и истории гитарного
исполнительства, в области звукорежиссуры;
 владение инструментом на любительском уровне;
 умение самостоятельно осваивать музыкальные произведения;
 эстетическое восприятие окружающей действительности;
 потребность в творческой самореализации.

Система контроля и оценивания результатов
Первичная диагностика ребёнка проводится с целью определения
музыкальных данных при прослушивании и знакомстве с ним в начале обучения
(прослушивается слух, ритм и музыкальная память). Обязательным компонентом
педагогического процесса является контроль, который имеет место на всех стадиях
педагогического процесса.
Индивидуальное обучение опирается на следующие виды контроля:
 поурочный;
 поэтапный (в конце первого полугодия);
 промежуточный (в конце первого года обучения);
 итоговый (в конце второго года обучения).
В конце учебного года предусмотрены следующие формы промежуточной
аттестации:
 итоговое занятие;
 мини-концерт;
 концерт.
Итоговая аттестация проходит в форме отчетного концерта.
Для учащихся разработаны следующие критерии оценки:
Высокий уровень - успешное освоение более 70% материала учебной
программы
Средний уровень – усвоено 50-70% программного материала
Низкий уровень - менее 50% .
Основными способами контроля, позволяющими оценить уровень развития
навыков игры на инструменте, специальных компетенций, музыкальных
способностей учащихся являются прослушивание, наблюдение и анализ.

Учебно-тематический план
Первый год обучения




Задачи:
обучить основам нотной грамоты; правильно поставить игровой аппарат;
развивать первоначальные исполнительские навыки игры на инструменте;
воспитывать личностные-волевые качества детей: прилежание в обучении,
добросовестное отношение к выполнению домашнего задания, терпение и
выдержку.
№

Тема занятия

1.

История исполнительского
искусства
История возникновения гитары
Устройство инструмента
Народное творчество в обработке для
гитары
Творчество М.Джулиани
Творчество М.Каркасси
Творчество Р. Блэкмор и др.
Прослушивание музыкальных
произведений в исполнении
известных гитаристов
Музыкально-теоретическая
подготовка
Система линейной нотации. Ключи
Строй гитары. Способы настройки.
Диапазон
Аппликатура. Основные гитарные
обозначения
Длительности нот. Паузы. Ритм
Метр. Размер. Такт
Расположение нот на грифе до V лада
Основные штрихи: легато, стаккато,
нонлегато
Длительности с точкой
Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар
Знаки сокращения нотного письма:
реприза
Знаки сокращения нотного письма:
вольты, D.C. al Fine
Лад. Тональность. Гамма. Трезвучие.
Аккорд
Знаки при ключе. Параллельные
тональности
Темп. Основные темповые
обозначения. Метроном
Темповые отклонения: ritenuto,
ritardando, a tempo

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.

2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.
2.15.

Количество часов
Теория
Практика
Всего
3

2

5

0,5
0,5
0,5

-

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
-

2

0,5
0,5
0,5
2

10

7

17

0,5
0,5

1
-

1,5
0,5

0,5

0,5

1

0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
-

1,5
1,5
1,5
0,5

0,5
0,5
0,25

-

0,5
0,5
0,25

0,25

-

0,25

0,5

-

0,5

0,5

-

0,5

0,5

-

0,5

0,5

-

0,5

2.16.
2.17.
2.18.
2.19.
2.20.
2.21.
2.22.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.6.
3.7.
3.8.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
4.9.
4.10.
4.11.
4.12.
4.13.
4.14.
4.15.
4.16.
4.17.
5.
5.1.
5.2.
5.3.

Обозначение динамических оттенков
Залигованные ноты
Форшлаг (натуральный,
искусственный)
Буквенное обозначение нот и
аккордов. Аккорды в первой позиции
Особые виды ритмического деления:
триоль
Расположение нот на грифе до XII
лада
Повторение изученного
теоретического материала
Постановка игрового аппарата
Посадка гитариста
Постановка правой руки
Основные способы звукоизвлечения:
апояндо, тирандо. Качество звука
Упражнения на открытых струнах
Постановка левой руки
Упражнения для левой руки
Упражнения на координацию обеих
рук
Упражнения на всех струнах
Корректировка посадки и постановки
рук
Учебно-техническая работа
Двухпальцевая техника игры щипком
(m, i)
Гамма соль мажор. Аппликатура
Гамма ре мажор. Аппликатура
Гамма ля мажор. Аппликатура
Гамма ми мажор. Аппликатура
Гамма фа мажор. Аппликатура
Трёхпальцевая техника игры щипком
(p, i, m)
Аккордовая техника
Аккомпанемент. Виды
аккомпанемента
Натуральные флажолеты
Арпеджио. Виды арпеджио
Приём апояндо
Приём арпеджио
Приём малое баррэ
Приём расгеадо
Позиция. Смена позиции
Разбор и разучивание музыкальных
произведений
Художественная работа
Художественный образ, характер
произведения
Штрихи
Динамика

0,5
0,5
0,5

-

0,5
0,5
0,5

0,5

1

1,5

0,5

-

0,5

0,5

1

1,5

-

0,5

0,5

3
0,5
0,5
1

8
0,5
0,5
1

11
1
1
2

0,5
0,5
-

1
0,5
0,5
1

1
1
1
1

-

1
2

1
2

-

8
0,5

8
0,5

-

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

-

0,5
0,5

0,5
0,5

-

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
14

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
14

-

8
2

8
2

-

2
2

2
2

5.4.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
6.6.

7.
7.2.
7.3.
7.4.
7.5.

Агогика
Художественная работа
Соединение партий
Баланс голосов
Развитие навыков синхронной игры
Работа над ритмическим ансамблем
Игра в ансамбле с педагогом
Начальные сведения о звуковом
оборудовании:
1. Микрофоны и их применение в
звукозаписи и на концертах;
2. Пробная запись игры на гитаре
Итоговое занятие
Исполнение изученных музыкальных
произведений
Краткий обзор пройденного
теоретического материала
Подготовка к концерту
Выбор репертуара на лето
Всего:

-

2
7
1
1
1
1
1
2

2
7
1
1
1
1
1
2

-

2
0,5

2
0,5

-

0,5

0,5

16

0,5
0,5
56

0,5
0,5
72

К концу первого года обучения учащийся
Знает:
 расположение звуков (нот) на грифе
 ритмические рисунки
 основы метроритмической организации
 гитарные аккорды в первой позиции
Умеет:
 разбирать простые музыкальные произведения
 играть 4-8 разнохарактерных произведений (этюды, пьесы)
 играть в ансамбле с педагогом
Применяет:
полученные знания на практике.

Учебно-тематический план
Второй год обучения
Задачи:




обучить новым приёмам игры, освоить более сложный репертуар;
воспитать творческую активность через самостоятельное
музыкальных произведений;
развивать навыки игры в ансамбле.
№

Тема занятия

1.
1.1.

История исполнительского искусства
Прослушивание
музыкальных
произведений в исполнении известных
гитаристов
Старинная музыка. Мелизмы
Творчество
А.
Романова,
К.
Никольского (гр. «Воскресение»)
Направления современной гитарной
музыки
Музыкально-теоретическая
подготовка
Повторение изученного теоретического
материала
Самостоятельный разбор и анализ
музыкальных произведений нотам
Интервалы
Строение мажорных аккордов
Строение минорных аккордов
Строение септаккордов
Слуховой анализ
Буквенно-цифровое обозначение
аккордов
Основные гармонические функции
Транспонирование
Постановка игрового аппарата
Корректировка посадки и постановки
рук
Учебно-техническая работа
Повторение, разбор и разучивание
музыкальных произведений
Приём большое баррэ
Аккордовая техника
Приём вибрато
Приёмы глиссандо и портаменто
Приём техническое легато
Форшлаг
Мордент
Искусственные флажолеты
Совершенствование исполнительских

1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
3.

4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.7.
4.8.
4.9.

исполнение

Количество часов
Теория
Практика
Всего
3
-

1
1

4
1

1
1

-

1
1

1

-

1

10,5

10,5

21

2

2

4

2

2

4

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

2
2
2
2
1
1

1
0,5
-

1
0,5
3,5
3,5

2
1
3,5
3,5

-

22,5
15,5

22,5
15,5

-

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
3

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
3

5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
7.
7.1.
8.
8.1.
8.2.
8.3.

навыков
Художественная работа
Художественный образ, характер
произведения
Фразировка
Штрихи
Динамика
Агогика
Ансамблевая работа
Соединение партий
Баланс голосов
Работа над ритмическим ансамблем
Игра в ансамбле с педагогом, другими
учащимися
Компьютерные технологии в музыке
Программа GuitarPro
Итоговое занятие
Исполнение изученных музыкальных
произведений
Краткий обзор пройденного
теоретического материала
Подготовка к отчетному концерту
Всего:

-

13,5
5

13,5
5

-

2,5
2
2
2
3,5
1
0,5
1
1

2,5
2
2
2
3,5
1
0,5
1
1

1
1
-

1
1
2
0,5

2
2
2
0,5

-

0,5

0,5

14,5

1
57,5

1
72

К концу второго года обучения учащийся












Знает:
понятие интервала
основные гитарные тональности
строение мажорных и минорных трезвучий, септаккордов
буквенные обозначения большинства аккордов, их расположение на грифе в
нескольких позициях
основы работы в программе Guitar Pro
основные приёмы игры на гитаре
Умеет:
транспонировать простые аккордовые последовательности
играть 8-12 разнохарактерных произведений, самостоятельно осваивать легкие
и средней сложности произведения.
играть в ансамбле с педагогом и другими детьми гитарные партии легкой и
средней степени сложности
пользоваться гитарным тюнером и метрономом
передавать характер произведения, художественный образ через игру на
инструменте
Применяет полученные знания на практике.

Содержание программы
В содержании программы первого года обучения значительное место
отводится освоению учащимися начальных практических исполнительских умений
и навыков игры на инструменте. Одновременно с этим происходит накопление
знаний и понятий элементарной теории музыки.
На втором году обучения учащиеся совершенствуют полученные ранее
практические умения и навыки игры на инструменте, расширяют и углубляют
теоретические знания. У учащихся формируется творческое воображение и
способность к самовыражению при исполнении музыкальных произведений.
На теоретическую подготовку учащихся отводится учебного времени до 20
% в год, соответственно - на практику до 80%.
История исполнительского искусства
История появления и развития инструмента, родственные инструменты.
Устройство гитары, принципы звукоизвлечения, физические свойства струны.
Народное творчество в обработке для гитары. Творчество композиторов и
исполнителей в области гитарного искусства: М.Каркасси, Ф.Карулли,
М.Джулиани, Лео Брауэра, А.В. Андреев, К. Никольский, А. Романов.
Музыкальные направления. Слушание музыкальных произведений в исполнении
известных гитаристов.
Музыкально-теоретическая подготовка
Звук, нота. Высота звука. История нотной записи. Табулатура.
Длительности нот, паузы. Ритм, ритмические упражнения. Такт. Размер, виды
размеров. Строй гитары. Способы настройки. Диапазон гитары. Расположение нот
на грифе до V лада. Штрихи: легато, стаккато, нонлегато. Длительности с точкой,
залигованные ноты. Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар. Знаки сокращения
нотного письма: реприза, вольты, D.C. al Fine. Лад. Тональность. Гамма. Трезвучие.
Аккорд. Знаки при ключе. Параллельные тональности.
Темп. Темповые
обозначения. Метроном Темповые отклонения: ritenuto, ritardando, a tempo.
Обозначение динамических оттенков. Форшлаги (натуральные и искусственные).
Особые виды ритмического деления: триоль Расположение нот на грифе до XII
лада.
Интервалы, построение интервалов от разных нот, слуховой анализ:
консонанс, диссонанс. Строение мажорных аккордов. Строение минорных
аккордов. Строение септаккордов. Слуховой анализ, определение окраски аккорда
на слух. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Основные гармонические
функции: T, S, D, слуховой анализ. Транспонирование.
Повторение изученного теоретического материала. Самостоятельный
разбор и анализ музыкальных произведений по нотам.
После освоения основ нотной грамоты учащиеся продолжают приобретать
теоретические знания параллельно с практическими занятиями.

Постановка игрового аппарата
Посадка, постановка правой руки. Постановка левой руки. Основные
способы звукоизвлечения: апояндо, тирандо. Качество звука. Упражнения на
открытых струнах. Упражнения для левой руки. Упражнения на координацию
обеих рук. Упражнения на всех струнах. Корректировка посадки и постановки рук.
Учебно-техническая работа
Отработка основных способов звукоизвлечения: приём тирандо, апояндо.
Приготовленный звук. Двухпальцевая техника игры щипком (m, i). Гаммы,
аппликатура. Работа правой руки при игре гаммообразных пассажей и гамм. Работа
левой руки при игре мелодической линии, гамм. Развитие беглости пальцев.
Чередование пальцев, аппликатурные «клише». Трёхпальцевая техника игры
щипком (p, i, m). Приём арпеджио, виды арпеджио. Работа правой руки при игре
арпеджио и «ломанного» арпеджио. Аккордовая техника. Перемещение левой руки
при игре аккордами. Аккомпанемент. Виды аккомпанемента. Игра аккордовых
последовательностей. Приёмы малое, большое баррэ. Приём расгеадо. Позиция.
Смена позиции Натуральный и искусственный флажолеты. Приём вибрато.
Приёмы глиссандо и портаменто. Приём техническое легато. Мелизмы: форшлаг,
мордент.
Повторение, разбор и разучивание музыкальных произведений.
Совершенствование исполнительских навыков. Качество звука, баланс голосов,
выделение мелодической линии.
Художественная работа
Работа над художественным образом, характером
фразировкой, динамическими оттенками, штрихами, агогикой.

произведения,

Ансамблевая работа
Ансамбль. Дуэт, трио. Игра в ансамбле. Баланс голосов. Партия.
Соединение партий. Навыки синхронной игры, умение слушать. Работа над
ритмическим ансамблем. Игра в ансамбле с педагогом и другими учащимися.
Умение солировать и аккомпанировать.
Компьютерные технологии в музыке Основы работы в программе Guitar
Pro. Разбор произведений в Guitar Pro. Цифровой гитарный тюнер, метроном.
Итоговое занятие
Исполнение изученных музыкальных произведений. Краткий обзор
пройденного теоретического материала. Выбор репертуара на лето. Подготовка к
концерту. Подготовка к отчетному концерту.

Примерный перечень произведений,
рекомендуемых для первого года обучения
1. Д.Агуадо Этюд
2. Х.Сагрерас Этюд a-moll
3. В.Калинин Этюд
4. Русская народная песня «Весёлые гуси»
5. Русская народная песня «Ходила младёшенька»
6. Русская народная песня «По малинку в сад пойдём»
7. Русская народная песня «Птичка»
8. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» в обр. Е.Ларичева
9. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» в обр. П.Агафошина
10. Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»
11. А.Иванов-Крамской Маленький вальс
12. А.Иванов-Крамской Пьеса
13. М.Каркасси Андантино
14. М.Каркасси Прелюды
15. М. Джулиани Аллегро
16. М.Иванов Полька
17. Ф.Карулли Андантино
18. А.Иванов-Крамской Прелюдия e-moll
19. Г.Гарничевская Прелюдия
20. Г.Гарничевская Вальс «Осенний лес»
21. Е. Поплянова Колыбельная луны

Примерный перечень произведений,
рекомендуемых для второго года обучения
1. Ф.Таррега Этюд e-moll
2. Г.Гарничевская Снег идёт
3. Рокамора Мазурка
4. А.Иванов-Крамской Танец
5. М.Каркасси Сицилиана
5. М.Каркасси Этюд A-dur
6. Р.Визе Менуэт
7. Р. Бартолли Романс
8. Н.Кост Баркарола
9. М.Джулиани Этюд№5 Ручеек
10. Английская народная песня «Зелёные рукава» в обр. З.Беренда
11. В.Калинин Маленький испанец
13. Е.Поплянова Колыбельная луны
14. Г.Гладков Песенка черепахи (обр. Ионкина А.)
15. Я. Гилан Дым над водой (обр. Ионкина А.)
17. Гомес Романс
18. Д.Качинни Аве Мария
19. М.Каркасси Этюд №7

Список литературы
1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 2011.
2. Андреев А.В. Современная школа игры на шестиструнной гитаре.
Безнотная методика обучения / А.В. Андреев. – Минск: Совр. шк., 2007.
3. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и
аккомпанемент. – Кифара, 2009.
4. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. – М., 2006.
4. Иванов-Крамской А. И. Школа игры на шестиструнной гитаре. – Ростовна-Дону, 2005.
5. Ионкин А.В., Ионкина О.В. Образовательная программа по предмету
«Музыкальный инструмент гитара». – Нижневартовск, 2009.
6. Калинин В. Юный гитарист. М., Музыка, 2010.
7. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре – Кифара, 2010.
8. Кирьянов Н.Г.. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 2002.
9. Козлов В.В. Маленькие тайны сеньориты гитары. – М., 2006.
10. Кошкин И. Маскарад. - М., 2005.
11. Кузин Ю.П. Азбука гитариста. I и II части. – Новосибирск, 1999.
12. Кузин Ю.П. Азбука гитариста. III часть. – Новосибирск 1999.
13. Ларичев Е.Д.. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. - М.:
Музыка, 2014.
14. Манилов В. Учись аккомпанировать на гитаре. – М., 2008.
15. Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной
гитаре. - К.: Книга, 2003.
16. Поплянова Е.М. Путешествие на остров гитара. Альбом юного
гитариста. – Санкт-Петербург, 2004.
17. Соколова Л., Иванова Л. Классическая гитара. Примерная программа к
базисному учебному плану для ДШИ Санкт-Петербурга. – Санкт-Петербург, 2012.
18. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1983.
19. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. – М.,2008.
20. Хрестоматия гитариста. Шестиструнная гитара. 1-2 классы. – Ростов-наДону, Феникс, 2008.
21. Чавычалов А.А. Азбука игры на гитаре / А.А. Чавычалов – Ростов н/Д.:
Феникс, 2010.

Литература для учащихся
1. Иванов-Крамской А. И. Школа игры на шестиструнной гитаре. – Ростовна-Дону, 2005.
2.Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. – М., 2006.
3. Калинин В. Юный гитарист М., 2010.
4. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре – Кифара, 2010.
5. Манилов В. Учись аккомпанировать на гитаре. – М., 2008.
6. Козлов В.В. Маленькие тайны сеньориты гитары.- М, 2016.
7. Ларичев Е.Д.. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. - М.: Музыка,
2014.
8. Поплянова Е.М. Путешествие на остров гитара. Альбом юного гитариста.
– Санкт-Петербург, 2004.
Интернет-сайты
http://muzuchitel.com/guitar.php – Сайт Гитара от А до Я – музыкальнотеоретический материал
http://www.gtp-tabs.ru – Сайт GTPTabs – музыкальные произведения в
формате gtp
http://eythorsson.com – Сайт «Исландская гитарная школа» – репертуар для
классической гитары
http://www.classicalguitarschool.net – Сайт The Guitar School – репертуар для
классической гитары
http://www.gitaristu.ru – биографии гитаристов, история гитары, аккорды,
табулатуры.

Приложение к программе 1

Учебно-календарный график
Первый год обучения

№

Тема занятия

1.

История исполнительского
искусства
История возникновения гитары
Устройство инструмента
Народное творчество в обработке для
гитары
Творчество М.Джулиани
Творчество М.Каркасси
Творчество Р. Блэкмор и др.
Прослушивание музыкальных
произведений в исполнении
известных гитаристов
Музыкально-теоретическая
подготовка

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.

2.

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.
2.15.
2.16.
2.17.
2.18.

Система линейной нотации. Ключи
Строй гитары. Способы настройки.
Диапазон
Аппликатура. Основные гитарные
обозначения
Длительности нот. Паузы. Ритм
Метр. Размер. Такт
Расположение нот на грифе до V
лада
Основные штрихи: легато, стаккато,
нонлегато
Длительности с точкой
Знаки альтерации: диез, бемоль,
бекар
Знаки сокращения нотного письма:
реприза
Знаки сокращения нотного письма:
вольты, D.C. al Fine
Лад. Тональность. Гамма. Трезвучие.
Аккорд
Знаки при ключе. Параллельные
тональности
Темп. Основные темповые
обозначения. Метроном
Темповые отклонения: ritenuto,
ritardando, a tempo
Обозначение динамических оттенков
Залигованные ноты
Форшлаг (натуральный,

Количество часов
Теория Практика Всего

Сроки
месяц

3

2

5

Сентябрь

0,5
0,5
0,5

-

0,5
0,5
0,5

сентябрь
сентябрь
сентябрь

0,5
0,5
0,5
-

2

0,5
0,5
0,5
2

сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь

10

7

17

0,5
0,5

1
-

1,5
0,5

СентябрьОктябрьНоябрь
сентябрь
октябрь

0,5

0,5

1

октябрь

0,5
0,5
0,5

1
1
1

1,5
1,5
1,5

октябрь
октябрь
октябрь

0,5

-

0,5

октябрь

0,5
0,5

-

0,5
0,5

ноябрь
ноябрь

0,25

-

0,25

ноябрь

0,25

-

0,25

ноябрь

0,5

-

0,5

ноябрь

0,5

-

0,5

ноябрь

0,5

-

0,5

ноябрь

0,5

-

0,5

ноябрь

0,5
0,5
0,5

-

0,5
0,5
0,5

ноябрь
ноябрь
ноябрь

2.19.
2.20.
2.21.
2.22.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.6.
3.7.
3.8.
4.

4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
4.9.
4.10.
4.11.
4.12.
4.13.
4.14.
4.15.
4.16.
4.17.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.

искусственный)
Буквенное обозначение нот и
аккордов. Аккорды в первой позиции
Особые виды ритмического деления:
триоль
Расположение нот на грифе до XII
лада
Повторение изученного
теоретического материала
Постановка игрового аппарата
Посадка гитариста
Постановка правой руки
Основные способы звукоизвлечения:
апояндо, тирандо. Качество звука
Упражнения на открытых струнах
Постановка левой руки
Упражнения для левой руки
Упражнения на координацию обеих
рук
Упражнения на всех струнах
Корректировка посадки и постановки
рук
Учебно-техническая работа
Двухпальцевая техника игры щипком
(m, i)
Гамма соль мажор. Аппликатура
Гамма ре мажор. Аппликатура
Гамма ля мажор. Аппликатура
Гамма ми мажор. Аппликатура
Гамма фа мажор. Аппликатура
Трёхпальцевая техника игры щипком
(p, i, m)
Аккордовая техника
Аккомпанемент. Виды
аккомпанемента
Натуральные флажолеты
Арпеджио. Виды арпеджио
Приём апояндо
Приём арпеджио
Приём малое баррэ
Приём расгеадо
Позиция. Смена позиции
Разбор и разучивание музыкальных
произведений
Художественная работа
Художественный образ, характер
произведения
Штрихи
Динамика
Агогика

0,5

1

1,5

ноябрь

0,5

-

0,5

ноябрь

0,5

1

1,5

ноябрь

-

0,5

0,5

ноябрь

3
0,5
0,5
1

8
0,5
0,5
1

11
1
1
2

Декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

0,5
0,5
-

1
0,5
0,5
1

1
1
1
1

декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

-

1
2

1
2

январь
январь

-

8

8

-

0,5

0,5

ЯнварьФевральМарт
январь

-

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

январь
январь
январь
январь
январь
январь

-

0,5
0,5

0,5
0,5

февраль
февраль

-

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
14

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
14

-

8
2

8
2

февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февральмарт
Апрель
апрель

-

2
2
2

2
2
2

апрель
апрель
апрель

6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
6.6.

7.
7.2.
7.3.
7.4.
7.5.

Ансамблевая работа
Соединение партий
Баланс голосов
Развитие навыков синхронной игры
Работа над ритмическим ансамблем
Игра в ансамбле с педагогом
Начальные сведения о звуковом
оборудовании:
3. Микрофоны и их применение
в звукозаписи и на концертах;
4. Пробная запись игры на
гитаре
Итоговое занятие
Исполнение изученных музыкальных
произведений
Краткий обзор пройденного
теоретического материала
Подготовка к концерту
Выбор репертуара на лето
Всего:

-

7
1
1
1
1
1
2

7
1
1
1
1
1
2

Май
май
май
май
май
май
май

-

2
0,5

2
0,5

Май
май

-

0,5

0,5

май

16

0,5
0,5
56

0,5
0,5
72

май
май

Приложение к программе 2

Учебно-календарный график
Второй год обучения
№

Тема занятия

1.
1.1.

История исполнительского искусства
Прослушивание
музыкальных
произведений в исполнении известных
гитаристов
Старинная музыка. Мелизмы
Творчество
А.
Романова,
К.
Никольского (гр. «Воскресение»)
Направления современной гитарной
музыки
Музыкально-теоретическая
подготовка

1.2.
1.3.
1.4.
2.

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
3.

4.

Повторение изученного теоретического
материала
Самостоятельный разбор и анализ
музыкальных произведений нотам
Интервалы
Строение мажорных аккордов
Строение минорных аккордов
Строение септаккордов
Слуховой анализ
Буквенно-цифровое обозначение
аккордов
Основные гармонические функции
Транспонирование
Постановка игрового аппарата
Корректировка посадки и постановки
рук
Учебно-техническая работа

Количество часов
ПракТеория
Всего
тика

Сроки
месяц

3
-

1
1

4
1

Сентябрь
сентябрь

1
1

-

1
1

сентябрь
сентябрь

1

-

1

сентябрь

10,5

10,5

21

2

2

4

СентябрьОктябрьНоябрь
сентябрь

2

2

4

октябрь

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

2
2
2
2
1
1

октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

1
0,5
-

1
0,5
3,5
3,5

2
1
3,5
3,5

ноябрь
ноябрь
Декабрь
декабрь

-

22,5

22,5

ДекабрьЯнварьФевральМарт
декабрьянварьфевраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль

4.1.

Повторение, разбор и разучивание
музыкальных произведений

-

15,5

15,5

4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.7.

Приём большое баррэ
Аккордовая техника
Приём вибрато
Приёмы глиссандо и портаменто
Приём техническое легато
Форшлаг
Мордент

-

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

4.8.
4.9.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
7.
7.1.
8.
8.1.
8.2.
8.3.

Искусственные флажолеты
Совершенствование исполнительских
навыков
Художественная работа
Художественный образ, характер
произведения
Фразировка
Штрихи
Динамика
Агогика
Ансамблевая работа
Соединение партий
Баланс голосов
Работа над ритмическим ансамблем
Игра в ансамбле с педагогом, другими
учащимися
Компьютерные технологии в музыке
Программа GuitarPro
Итоговое занятие
Исполнение изученных музыкальных
произведений
Краткий обзор пройденного
теоретического материала
Подготовка к отчетному концерту
Всего:

-

0,5
3

0,5
3

февраль
март

-

13,5
5

13,5
5

Март-апрель
март

-

2,5
2
2
2
3,5
1
0,5
1
1

2,5
2
2
2
3,5
1
0,5
1
1

апрель
апрель
апрель
апрель
Май
май
май
май
май

1
1
-

1
1
2
0,5

2
2
2
0,5

Май
май
Май
май

-

0,5

0,5

май

14,5

1
57,5

1
72

май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».