Пояснительная записка Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений, и в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ и требованиям, сформулированным в Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитании и социальной поддержке детей Минобрнауки России от 18. 11.2015 года № 09-3242. Направленность программы «Общая физическая подготовка» - это комплексная система физической культуры и спорта. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, рассчитана на обучение детей с 7 до 14 лет. Срок реализации программы – три года. Первый год обучения - 144 часа. Второй год обучения - 216 часов. Третий год обучения - 216 часов. Новизна программы Новизна программы состоит в том, что Общая Физическая Подготовка (далее по тексту как ОФП) имеет не только спортивно-оздоровительную направленность и общекультурный уровень освоения. В программу так же включены занятия по самообороне, которые позволят заинтересовать детей в посещении секций единоборств, определить для себя соответствующее направление по виду единоборств и занятия по ОФП могут быть наиболее привлекательней, интересней и разнообразней. Актуальность программы В настоящее время, особенно среди детей дошкольного и младшего школьного возраста, повсеместно наблюдается малоподвижный образ жизни, это связано, прежде всего, с увлечением телевизором, видеозаписями, компьютерными играми и т.п. Как известно, «сидячий образ» жизни связан с опасностью возникновения целого ряда патологических изменений в организме – искривлениями позвоночника, неполноценным легочным дыханием, отклонениями в развитии сердечно-сосудистой системы, затруднениями в деятельности пищеварительной системы и т.п. Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность учащимся добиваться отличных показателей по физической культуре, развивать творческое воображение, фантазию, формировать здоровый образ жизни и правильное духовно-нравственное развитие, помогает самоутвердиться в среде ровесников. Педагогическая целесообразность Образовательная программа по общей физической подготовке заключается в том, что занятия по ней дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений. Проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой; приобретения умения и навыков самостоятельно заниматься; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических упражнений. Цель программы: оздоровление учащихся путём повышения физической подготовленности школьников к постоянно меняющимся условиям современной действительности. Задачи программы: Образовательные: • ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома; • пропаганда здорового образа жизни; • формировать правильную осанку; • изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью; • формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни, • изучать правила и технику ведения спортивных игр; • совершенствовать умения играть в подвижные игры. • безопасность жизнедеятельности, развития и применения навыков самообороны. Развивающие: • развивать и совершенствовать физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность; • совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями. Воспитательные: • прививать жизненно важные гигиенические навыки; содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы; • стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка; • формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Оздоровительные: • улучшать функциональное состояние организма; • физическую и умственную работоспособность; • способствовать снижению заболеваемости. • Реализация программы осуществляется по 3 годам обучения. Основными темами 1-го года обучения являются: - Основы здорового образа жизни, включающими в себя следующие компоненты: - понятие о физической культуре и спорте; - основные понятия о здоровом образе жизни; - общая физическая подготовка; - гимнастика с элементами акробатики; - спортивные игры. - развитие гибкости - базовые упражнения по самообороне (стойки, передвижения, боевые удары руками, защитные блоки, падения, кувырки, страховка при кувырках.) Основными темами 2-го года обучения являются: - Общефизическая подготовка. - развитие силовых качеств, координационные навыки; - обучить приемам страховки и самостраховки; - спортивные игры. - развитие гибкости - базовые упражнения по самообороне (стойки, передвижения, боевые удары ногами, защита) Основными темами 3-го года обучения являются: - Общефизическая подготовка. - приемы самообороны от одиночного и коллективного нападения. - спортивные игры - специальная физическая подготовка. - изучение и совершенствование техники - защита от нападения с помощью бытовых предметов, от вооруженного нападения. - индивидуальная защита от нападения с оружием. Ожидаемые результаты обучения Основные требования к знаниям, умениям и навыкам. Обучение детей по 3-летней программе предполагает овладение определёнными навыками и технологиями К концу первого года обучения дети должны: Знать и иметь представление: • об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта; • о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм; • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки; • о влиянии на организм вредных привычек; Уметь: • вести дневник самонаблюдения, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений; • взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП, • уметь играть в спортивные и подвижные игры. К концу второго года обучения дети должны Знать и иметь представление: • традиции народов использующиеся как древняя основа самообороны. • о способах и особенностях движений, передвижений; • о причинах травматизма и правилах предупреждения. • основные правила закаливания; • питание и двигательный режим; • Уметь: • владеть техникой дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений, ходьбе, беге, прыжках. • владеть техникой безопасности при выполнении физических упражнений в работе с партнером в спортзале, К концу третьего года обучения дети должны Знать и иметь представление: • о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем; • первая помощь при травмах; • упражнения по самообороне: стойки, передвижения, боевые удары ногами, защита) • взаимосвязь рук и ног в технике рукопашного боя; Уметь: • владеть техникой безопасности при игре в подвижные игры; • составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки; • • владеть базовыми упражнениями по самообороне; владеть техникой защиты и нападения. Подведение итогов Уровень знаний, умений и навыков обучающихся проверяется на промежуточных зачётных занятиях, проводимых по завершении изученной темы в форме показа и коллективного обсуждения в группе. Работа в коллективе помогает адекватной самооценке учащегося и развивает стремление постоянно улучшать качество выполняемых работ. Формы контроля результатов обучения -контрольные занятия (теоретический опрос, практическое выполнение); -показательные выступления; -соревнования. Итоги проводимых мероприятий анализируются и обсуждаются с учащимися и их родителями. Учебно-тематический план 1 год обучения. № Содержание п/п I II III IV Основы знаний. Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Базовые упражнения по Самообороне Итого: Количество часов Теория Практика Всего 7 10 40 7 50 7 33 40 7 40 47 31 113 144 Содержание занятий 1-го года обучения. Тема I. Основы знаний: Теория: - Вводное занятие, инструктаж; - Здоровье и физическое развитие человека; - Здоровый образ жизни как фактор здоровья; - Влияние физических упражнений на организм человека. Закаливание и здоровье. Тема II: Общая физическая подготовка. Теория: - Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота. - Техника безопасности при выполнении упражнений с мячами разного диаметра. - Техника безопасности при игре в подвижные игры. Практика: - ходьба по кругу в колонне, ходьба на носках, на пятках, в полуприседе; - бег по кругу в колонне, спиной вперед, приставным шагом, бег с ускорением с захлестом голени и высоким подниманием бедра; - прыжки на одной и двух ногах на месте и с передвижением, с поворотами в разные стороны; - круговые наклонные движения туловищем и головой, маховые и круговые движения руками и ногами; -упражнения на гибкость, растяжку мышц и сухожилий, формирование правильной осанки. - Развитие физических качеств: сила, ловкость, выносливость, быстрота. - Школа мяча. - Подвижные игры. Тема III: Специальная физическая подготовка. Теория: - правила дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений, ходьбе, беге, прыжках. - сведения из анатомии: позвоночнике и его функциях, профилактика нарушений осанки. - физическое качество – гибкость. Практика: - Обще развивающая гимнастика - Дыхатeльная гимнастика. - Формирование навыка правильной осанки. - Развитие гибкости (растяжка мышц). - Упражнения в равновесии. - Повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени. - Суставная гимнастика. Тема: IV Базовые упражнения по самообороне Теория: - история развития различных направлений боевых искусств, развитие боевых искусств в нашей стране. -теоретические основы тактики применения приемов самозащиты; Практика: - стойки, передвижения, - боевые удары руками, - защитные блоки, - падения, кувырки, страховка при кувырках. Содержание занятий 2-го года обучения. № п/п I II III IV V Учебно-тематический план 2 год обучения. Содержание Количество часов Моральная и специальная психологическая подготовка. Техника безопасности и культура общения. Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Упражнения по Самообороне Итого: Теория Практика Всего 10 10 20 10 30 10 50 60 7 49 56 7 53 60 44 172 216 Тема: I. Моральная и специальная психологическая подготовка. Теория: - воспитание чувства справедливости, товарищества, взаимовыручки, патриотизма, силы духа и воли, доброты, свободолюбия, физической силы. Тема: II .Техника безопасности и культура общения. Теория: -традиции народов, использующиеся как древняя основа самообороны. -игры как элемент техники и тактики боя; Практика: -техника безопасности при выполнении физических упражнений и работе с партнером в спортзале, -первая помощь при травмах; -основные правила закаливания; -питание и двигательный режим; Тема: III. Общая физическая подготовка. Теория: - Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота. - Формирование потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом, осмысленного отношения к ним. Практика: - развитие координационных, скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей, гибкости и выносливости. - обучение приемам страховки и самостраховки; - спортивные игры. -бег по кругу в колонне, спиной вперед, приставным шагом, бег с ускорением с захлестом голенью и высоким подниманием бедра; -прыжки на скакалке; -отжимание от пола, в упоре лежа, подтягивание на перекладине; -прыжки в высоту и длину. Тема:IV. Специальная физическая подготовка. Теория: - воспитание у обучающихся силы воли, внимательности, мужества, стойкости, рационального образа мышления и поступков. Практика: - акробатические упражнения; - бой с "тенью"; - коридор с препятствиями. - обще развивающая гимнастика - дыхатeльная гимнастика. - развитие гибкости. (растяжка мышц) - упражнения в равновесии. - суставная гимнастика. Тема: V. Упражнения по Самообороне Теория: - духовно-нравственные и психо-эмоциональные основы самообороны. - роль самообороны в условиях современного общества Практика: - упражнения по самообороне (стойки, передвижения, боевые удары ногами, защита) -взаимосвязь рук и ног в технике рукопашного боя; -комбинирование техник защиты и нападения; -умение работать с противником на различных дистанциях и уровнях. Содержание занятий 3-го года обучения. Учебно-тематический план 3 год обучения. № Содержание Количество часов п/п Теория Практика Национальные ви7 I ды спорта II Общая физическая 10 33 подготовка III Специальная физи10 30 ческая подготовка IV V VI Техника передвижений Упражнения по Самообороне Подвижные игры Итого: Всего 7 43 40 10 25 35 7 49 56 10 54 25 162 35 216 Тема I. Национальные виды спорта Теория: -история, традиции, национальные виды спорта и спортивные праздники Бурятии. Тема II. Общая физическая подготовка Теория: - формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков; - укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма; - совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций; Практика: -бег по кругу в колонне, правым и левым боком, спиной вперед, приставным шагом, бег с ускорением с захлестом голени и высоким подниманием бедра; - упражнения для развития брюшного пресса и спины; -упражнения на гибкость, растягивание мышц и сухожилий, формирование правильной осанки; -прыжки в высоту и длину, упражнения для укрепления голеностопа. -прыжки на скакалке; -отжимание от пола в упоре лежа, подтягивание на перекладине; Тема III. Специальная физическая подготовка Теория: - устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности; - кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды; - способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации; - способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени; Практика: - коридор с препятствиями. - переползания по-пластунски; - кувырки вперед, назад, прыжок-кувырок; -акробатические упражнения; -бег по пересеченной местности; -спрыгивание с высоты 0.5-0.7 м. Тема IV. Техника передвижений Теория: - двигательные способности; - построения технологи двигательных действий; - скоростная техника движений; - силовая техника движений. Практика: -зашагивание, забегание; -передвижение прыжком; -передвижение по дуге и зигзагом. -приставным шагом; -челночное перемещение (влево, вперед, назад, вправо). Тема V. Упражнения по Самообороне Теория: - современные подходы построения физической подготовки в единоборствах; - понятие необходимой обороны в Уголовном кодексе Российской Федерации, степень правомерности её применения. Практика: -комбинирование техник защиты и нападения; -комбинирование борцовской и ударной техник; -защита от нападения безоружного противника; -защита от нападения противника вооруженного палкой, веревкой, ножом, пистолетом. Тема VI. Подвижные игры Теория: - истоки подвижных игр; - отличие подвижных игр от спортивных игр; - типы подвижных игр с различным двигательным содержанием; - подвижные игры на занятиях по различным видам спорта. Практика: - «пятнашки", "выжигала", "выталкивание из круга", "конный бой", "перетягивание каната", "бой на бревне", игры с мячом (футбол, баскетбол, волейбол) Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии. Данная программа создана для детей и подростков, желающих заниматься по программе «Общей Физической Подготовки» Программа предусматривает общеоздоровительное и укрепляющее направление всех занимающихся, а также подготовка детей для занятий в секциях единоборств. Программа заключается в воспитании качеств, направленных на гармоничное физическое и духовно-нравственное развитие личности учеников, воспитании достойных представителей своего народа и патриотов нашей Родины, граждан своего государства и культурных членов мирового сообщества, сознающих ценность явлений жизни и человека. Деятельность педагога строится на следующих принципах: -предоставление возможности самовыражения, самореализации инициативы; - принцип гуманизации процесса обучения; - принцип культуросообразности; - принцип сознательности и активности обучающихся; - принцип наглядности; - принцип доступности и индивидуальности; - принцип прочности знаний и научности учебного материала; - принцип «от простого к сложному» и Психолого-педагогическое сопровождение Обучения предполагает психологическое сопровождение, в задачу которого входит не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, обеспечению условий для коррекции и развития личности, защите прав воспитанников, а также дальнейшей успешной социализации в обществе. Качество сопровождения определяют его базовые принципы: - комплексность, - непрерывность, - междисциплинарность, - приоритет интересов ребенка, - командный подход. Методическое обеспечение программы. Для успешной реализации программы педагогом используются следующие методы: В процессе физической подготовки используются методы обучения, развития и воспитания. Обучение физических упражнений включает в себя:- - ознакомление, - разучивание - и тренировку (совершенствование). Занятия направлены на закрепление у обучаемых двигательных навыков, совершенствование физических и специальных качеств. Тренировки заключается в многократном повторении упражнения с постепенным усложнением условий его выполнения и повышением физической нагрузки. Основными методами развития физических качеств являются: равномерный, повторный, переменный, интервальный, контрольный и соревновательный. Материально - техническое обеспечение. 1. Скамейки гимнастические жесткие 2 м; 4 м. 2. Мячи: мячи малые (теннисные), мячи футбольные, мячи набивные (1, 2 кг), мячи волейбольные, мячи баскетбольные. 3. Палки гимнастические. 4. Скакалки детские. 5. Маты и коврики гимнастические, 6. Обручи металлические детские. 7.Сетка волейбольная. 8.Аптечка 9.Секундомер. 10. Ракетки для бадминтона. 11.Гантели 12. 3 пары лап для отработки техники ударов руками 13. Боксерские перчатки 4 пары 14. Боксерская груша 2 шт. Нормативные документы 1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//Российская газета. № 5979. 31.12.2012 г. 2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республики Бурятия» // Народный Хурал Республики Бурятия – 2013. 3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» // Российская газета. № 6498. 03.10.2014. 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» // Российская газета. № 6255.11.12.2013. 5. Концепция развития дополнительного образования детей // Распоряжение Правительства РФ. - № 1726-р. 04.09.2014. Используемая и рекомендуемая литература Аркадьев В.А. Фехтование. М.:Ф.И.С.,1959 Г. Бурцев В.А. Рукопашный бой. М.: Военное издательство, 1994 г. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка, Знать и уметь,., 2014. Жуков А.Г., Тихонов В.А., Шмелев О.А. Боевое самбо для всех МКП "Ассоциации – Олимп", 1992 г. 5. Захаров Е., Карасев А., Сафонов А. Рукопашный бой. Самоучитель. М.: Культура и традиции, 1994 г. 6. Иванов А.В. Каратэ спортивно-техническая и физическая подготовка. Учебно-методическое пособие. Волгоград, 2007г. 7. Иванов С., Касьянов Т. Основы рукопашного боя. М.: Прасковья, 1995 г. 8. Иванов-Катанский С. Техника рукопашного боя. М.:"Терра"-"TERRA", 1996 г. 9. Карякин Б.П. Самозащита. Самарский Дом печати: 1994 г. 10. Масатоши Накояма. Динамика каратэ М.: Министерство Фаир, 1998 г. 11. Никифоров Ю.Б. Эффективность тренировки боксеров. М.: Ф.И.С., 1987 г. 12. Панченко Г.К. История боевых искусств. М.: Олимпия, 1997 г. 13. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. Приложение к журналу "Внешкольник". Выпуск5. М.: ЦРСДОД, 2001 г. 14. Путин В., Шестаков В., Левицкий А. Дзюдо: история, теория, практика. Издательский дом СК, 2000 г. 15. Радюков В.И. Самоучитель по рукопашному бою. Минск, "Полымя", 1995 г. 16. Сенчуков Ю.Ю. Да-изе-шу – искусство пресечения боя. Минск, Современное слово, 2000 г. 17. Тарас А.Е. Боевые искусства. (Энциклопедический справочник). 200 школ боевых искусств Востока и Запада. Минск,:Харвест, 1996 г. 18. Харлампиев А.А. Борьба самбо. Учебное пособие для секций, коллективов физической культуры. Изд.4-е дополненное. М.:Ф.И.С.,1959 г. 19. Цзи Цзяньчен. Техника самообороны дуаньда. М.: Прасковья, 1995 г. 20. Чумаков Е.М. 100 уроков самбо. М.: Фаир пресс, 1999 г. 21. Щитов В. Бокс для начинающих. М.: Фаир пресс, 2001 г. 22. Ян Цзюньмин Основы шаолиньского стиля "Белый журавль". Боевая сила и цигун. София: YMAA, 1998 г. 23. Ямалетдинова Г.А. Физическая культура. Учебное пособие. Екатеринбург, 2008 г. 1. 2. 3. 4.