Пояснительная записка
Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений, и в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-ФЗ и требованиям, сформулированным в Приложении к
письму Департамента молодежной политики, воспитании и социальной поддержке детей Минобрнауки России от 18. 11.2015 года № 09-3242.
Направленность программы
«Общая физическая подготовка» - это комплексная система физической
культуры и спорта. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, рассчитана на обучение детей с 7 до 14 лет.
Срок реализации программы – три года.
Первый год обучения - 144 часа.
Второй год обучения - 216 часов.
Третий год обучения - 216 часов.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что Общая Физическая Подготовка
(далее по тексту как ОФП) имеет не только спортивно-оздоровительную
направленность и общекультурный уровень освоения. В программу так же
включены занятия по самообороне, которые позволят заинтересовать детей в
посещении секций единоборств, определить для себя соответствующее
направление по виду единоборств и занятия по ОФП могут быть наиболее
привлекательней, интересней и разнообразней.
Актуальность программы
В настоящее время, особенно среди детей дошкольного и младшего
школьного возраста, повсеместно наблюдается малоподвижный образ жизни,
это связано, прежде всего, с увлечением телевизором, видеозаписями, компьютерными играми и т.п. Как известно, «сидячий образ» жизни связан с
опасностью возникновения целого ряда патологических изменений в организме – искривлениями позвоночника, неполноценным легочным дыханием,
отклонениями в развитии сердечно-сосудистой системы, затруднениями в
деятельности пищеварительной системы и т.п.
Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность учащимся добиваться отличных показателей по физической
культуре, развивать творческое воображение, фантазию, формировать здоровый образ жизни и правильное духовно-нравственное развитие, помогает самоутвердиться в среде ровесников.
Педагогическая целесообразность
Образовательная программа по общей физической подготовке заключается в том, что занятия по ней дисциплинируют, воспитывают чувство
коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений. Проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической
культурой; приобретения умения и навыков самостоятельно заниматься; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических упражнений.
Цель программы: оздоровление учащихся путём повышения физической
подготовленности школьников к постоянно меняющимся условиям современной действительности.
Задачи программы:
Образовательные:
• ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья
на занятиях и дома;
• пропаганда здорового образа жизни;
• формировать правильную осанку;
• изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной
направленностью;
• формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни,
• изучать правила и технику ведения спортивных игр;
• совершенствовать умения играть в подвижные игры.
• безопасность жизнедеятельности, развития и применения навыков самообороны.
Развивающие:
• развивать и совершенствовать физические и психомоторные качества,
обеспечивающие высокую дееспособность;
• совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в
ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
• прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
• стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
• формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Оздоровительные:
• улучшать функциональное состояние организма;
• физическую и умственную работоспособность;
• способствовать снижению заболеваемости.
•
Реализация программы осуществляется по 3 годам обучения.
Основными темами 1-го года обучения являются:
- Основы здорового образа жизни, включающими в себя следующие компоненты:
- понятие о физической культуре и спорте;
- основные понятия о здоровом образе жизни;
- общая физическая подготовка;
- гимнастика с элементами акробатики;
- спортивные игры.
- развитие гибкости
- базовые упражнения по самообороне (стойки, передвижения, боевые удары
руками, защитные блоки, падения, кувырки, страховка при кувырках.)
Основными темами 2-го года обучения являются:
- Общефизическая подготовка.
- развитие силовых качеств, координационные навыки;
- обучить приемам страховки и самостраховки;
- спортивные игры.
- развитие гибкости
- базовые упражнения по самообороне (стойки, передвижения, боевые удары
ногами, защита)
Основными темами 3-го года обучения являются:
- Общефизическая подготовка.
- приемы самообороны от одиночного и коллективного нападения.
- спортивные игры
- специальная физическая подготовка.
- изучение и совершенствование техники
- защита от нападения с помощью бытовых предметов, от вооруженного
нападения.
- индивидуальная защита от нападения с оружием.
Ожидаемые результаты обучения
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.
Обучение детей по 3-летней программе предполагает овладение определёнными навыками и технологиями
К концу первого года обучения дети должны:
Знать и иметь представление:
• об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
• о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном
смысле и направленности воздействия на организм;
• об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
• о влиянии на организм вредных привычек;
Уметь:
• вести дневник самонаблюдения, контролировать режимы нагрузок по
внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных
сокращений;
• взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП,
• уметь играть в спортивные и подвижные игры.
К концу второго года обучения дети должны
Знать и иметь представление:
•
традиции народов использующиеся как древняя основа самообороны.
• о способах и особенностях движений, передвижений;
• о причинах травматизма и правилах предупреждения.
• основные правила закаливания;
• питание и двигательный режим;
•
Уметь:
• владеть техникой дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений, ходьбе, беге, прыжках.
•
владеть техникой безопасности при выполнении физических упражнений в работе с партнером в спортзале,
К концу третьего года обучения дети должны
Знать и иметь представление:
•
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;
• первая помощь при травмах;
• упражнения по самообороне: стойки, передвижения, боевые удары ногами, защита)
• взаимосвязь рук и ног в технике рукопашного боя;
Уметь:
• владеть техникой безопасности при игре в подвижные игры;
• составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и
комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
•
•
владеть базовыми упражнениями по самообороне;
владеть техникой защиты и нападения.
Подведение итогов
Уровень знаний, умений и навыков обучающихся проверяется на
промежуточных зачётных занятиях, проводимых по завершении изученной
темы в форме показа и коллективного обсуждения в группе. Работа в коллективе помогает адекватной самооценке учащегося и развивает стремление постоянно улучшать качество выполняемых работ.
Формы контроля результатов обучения
-контрольные занятия (теоретический опрос, практическое выполнение);
-показательные выступления;
-соревнования.
Итоги проводимых мероприятий анализируются и обсуждаются с учащимися и их родителями.
Учебно-тематический план 1 год обучения.
№ Содержание
п/п
I
II
III
IV
Основы знаний.
Общая физическая подготовка.
Специальная физическая
подготовка.
Базовые упражнения по
Самообороне
Итого:
Количество часов
Теория
Практика
Всего
7
10
40
7
50
7
33
40
7
40
47
31
113
144
Содержание занятий 1-го года обучения.
Тема I. Основы знаний:
Теория:
- Вводное занятие, инструктаж;
- Здоровье и физическое развитие человека;
- Здоровый образ жизни как фактор здоровья;
- Влияние физических упражнений на организм человека. Закаливание и здоровье.
Тема II: Общая физическая подготовка.
Теория:
- Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота.
- Техника безопасности при выполнении упражнений с мячами разного диаметра.
- Техника безопасности при игре в подвижные игры.
Практика:
- ходьба по кругу в колонне, ходьба на носках, на пятках, в полуприседе;
- бег по кругу в колонне, спиной вперед, приставным шагом, бег с ускорением с захлестом голени и высоким подниманием бедра;
- прыжки на одной и двух ногах на месте и с передвижением, с поворотами в
разные стороны;
- круговые наклонные движения туловищем и головой, маховые и круговые
движения руками и ногами;
-упражнения на гибкость, растяжку мышц и сухожилий, формирование правильной осанки.
- Развитие физических качеств: сила, ловкость, выносливость, быстрота.
- Школа мяча.
- Подвижные игры.
Тема III: Специальная физическая подготовка.
Теория:
- правила дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений, ходьбе,
беге, прыжках.
- сведения из анатомии: позвоночнике и его функциях, профилактика нарушений осанки.
- физическое качество – гибкость.
Практика:
- Обще развивающая гимнастика
- Дыхатeльная гимнастика.
- Формирование навыка правильной осанки.
- Развитие гибкости (растяжка мышц).
- Упражнения в равновесии.
- Повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени.
- Суставная гимнастика.
Тема: IV Базовые упражнения по самообороне
Теория:
- история развития различных направлений боевых искусств, развитие боевых искусств в нашей стране.
-теоретические основы тактики применения приемов самозащиты;
Практика:
- стойки, передвижения,
- боевые удары руками,
- защитные блоки,
- падения, кувырки, страховка при кувырках.
Содержание занятий 2-го года обучения.
№
п/п
I
II
III
IV
V
Учебно-тематический план 2 год обучения.
Содержание
Количество часов
Моральная и специальная психологическая подготовка.
Техника безопасности и культура общения.
Общая физическая
подготовка.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения по Самообороне
Итого:
Теория
Практика
Всего
10
10
20
10
30
10
50
60
7
49
56
7
53
60
44
172
216
Тема: I. Моральная и специальная психологическая подготовка.
Теория:
- воспитание чувства справедливости, товарищества, взаимовыручки,
патриотизма, силы духа и воли, доброты, свободолюбия, физической силы.
Тема: II .Техника безопасности и культура общения.
Теория:
-традиции народов, использующиеся как древняя основа самообороны.
-игры как элемент техники и тактики боя;
Практика:
-техника безопасности при выполнении физических упражнений и работе с партнером в спортзале,
-первая помощь при травмах;
-основные правила закаливания;
-питание и двигательный режим;
Тема: III. Общая физическая подготовка.
Теория:
- Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота.
- Формирование потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом, осмысленного отношения к ним.
Практика:
- развитие координационных, скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей, гибкости и выносливости.
- обучение приемам страховки и самостраховки;
- спортивные игры.
-бег по кругу в колонне, спиной вперед, приставным шагом, бег с ускорением
с захлестом голенью и высоким подниманием бедра;
-прыжки на скакалке;
-отжимание от пола, в упоре лежа, подтягивание на перекладине;
-прыжки в высоту и длину.
Тема:IV. Специальная физическая подготовка.
Теория:
- воспитание у обучающихся силы воли, внимательности, мужества, стойкости, рационального образа мышления и поступков.
Практика:
- акробатические упражнения;
- бой с "тенью";
- коридор с препятствиями.
- обще развивающая гимнастика
- дыхатeльная гимнастика.
- развитие гибкости. (растяжка мышц)
- упражнения в равновесии.
- суставная гимнастика.
Тема: V. Упражнения по Самообороне
Теория:
- духовно-нравственные и психо-эмоциональные основы самообороны.
- роль самообороны в условиях современного общества
Практика:
- упражнения по самообороне (стойки, передвижения, боевые удары ногами,
защита)
-взаимосвязь рук и ног в технике рукопашного боя;
-комбинирование техник защиты и нападения;
-умение работать с противником на различных дистанциях и уровнях.
Содержание занятий 3-го года обучения.
Учебно-тематический план 3 год обучения.
№ Содержание
Количество часов
п/п
Теория
Практика
Национальные ви7
I
ды спорта
II
Общая физическая
10
33
подготовка
III Специальная физи10
30
ческая подготовка
IV
V
VI
Техника передвижений
Упражнения по Самообороне
Подвижные игры
Итого:
Всего
7
43
40
10
25
35
7
49
56
10
54
25
162
35
216
Тема I. Национальные виды спорта
Теория:
-история, традиции, национальные виды спорта и спортивные праздники
Бурятии.
Тема II. Общая физическая подготовка
Теория:
- формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;
- укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;
- совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
Практика:
-бег по кругу в колонне, правым и левым боком, спиной вперед, приставным
шагом, бег с ускорением с захлестом голени и высоким подниманием бедра;
- упражнения для развития брюшного пресса и спины;
-упражнения на гибкость, растягивание мышц и сухожилий, формирование
правильной осанки;
-прыжки в высоту и длину, упражнения для укрепления голеностопа.
-прыжки на скакалке;
-отжимание от пола в упоре лежа, подтягивание на перекладине;
Тема III. Специальная физическая подготовка
Теория:
- устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной
деятельности;
- кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;
- способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной
мышечной координации;
- способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию
в условиях дефицита времени;
Практика:
- коридор с препятствиями.
- переползания по-пластунски;
- кувырки вперед, назад, прыжок-кувырок;
-акробатические упражнения;
-бег по пересеченной местности;
-спрыгивание с высоты 0.5-0.7 м.
Тема IV. Техника передвижений
Теория:
- двигательные способности;
- построения технологи двигательных действий;
- скоростная техника движений;
- силовая техника движений.
Практика:
-зашагивание, забегание;
-передвижение прыжком;
-передвижение по дуге и зигзагом.
-приставным шагом;
-челночное перемещение (влево, вперед, назад, вправо).
Тема V. Упражнения по Самообороне
Теория:
- современные подходы построения физической подготовки в единоборствах;
- понятие необходимой обороны в Уголовном кодексе Российской Федерации, степень правомерности её применения.
Практика:
-комбинирование техник защиты и нападения;
-комбинирование борцовской и ударной техник;
-защита от нападения безоружного противника;
-защита от нападения противника вооруженного палкой, веревкой, ножом,
пистолетом.
Тема VI. Подвижные игры
Теория:
- истоки подвижных игр;
- отличие подвижных игр от спортивных игр;
- типы подвижных игр с различным двигательным содержанием;
- подвижные игры на занятиях по различным видам спорта.
Практика:
- «пятнашки", "выжигала", "выталкивание из круга", "конный бой", "перетягивание каната", "бой на бревне", игры с мячом (футбол, баскетбол, волейбол)
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии.
Данная программа создана для детей и подростков, желающих заниматься по программе «Общей Физической Подготовки»
Программа предусматривает общеоздоровительное и укрепляющее
направление всех занимающихся, а также подготовка детей для занятий в
секциях единоборств.
Программа заключается в воспитании качеств, направленных на гармоничное физическое и духовно-нравственное развитие личности учеников,
воспитании достойных представителей своего народа и патриотов нашей Родины, граждан своего государства и культурных членов мирового сообщества, сознающих ценность явлений жизни и человека.
Деятельность педагога строится на следующих принципах:
-предоставление
возможности
самовыражения,
самореализации
инициативы;
- принцип гуманизации процесса обучения;
- принцип культуросообразности;
- принцип сознательности и активности обучающихся;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- принцип прочности знаний и научности учебного материала;
- принцип «от простого к сложному»
и
Психолого-педагогическое сопровождение
Обучения предполагает психологическое сопровождение, в задачу которого входит не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и
работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, обеспечению
условий для коррекции и развития личности, защите прав воспитанников, а
также дальнейшей успешной социализации в обществе.
Качество сопровождения определяют его базовые принципы:
- комплексность,
- непрерывность,
- междисциплинарность,
- приоритет интересов ребенка,
- командный подход.
Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации программы педагогом используются
следующие методы:
В процессе физической подготовки используются методы обучения,
развития и воспитания. Обучение физических упражнений включает в себя:- - ознакомление,
- разучивание
- и тренировку (совершенствование).
Занятия направлены на закрепление у обучаемых двигательных навыков, совершенствование физических и специальных качеств. Тренировки заключается в многократном повторении упражнения с постепенным усложнением условий его выполнения и повышением физической нагрузки.
Основными методами развития физических качеств являются: равномерный, повторный, переменный, интервальный, контрольный и соревновательный.
Материально - техническое обеспечение.
1. Скамейки гимнастические жесткие 2 м; 4 м.
2. Мячи: мячи малые (теннисные), мячи футбольные, мячи набивные (1, 2
кг), мячи волейбольные, мячи баскетбольные.
3. Палки гимнастические.
4. Скакалки детские.
5. Маты и коврики гимнастические,
6. Обручи металлические детские.
7.Сетка волейбольная.
8.Аптечка
9.Секундомер.
10. Ракетки для бадминтона.
11.Гантели
12. 3 пары лап для отработки техники ударов руками
13. Боксерские перчатки 4 пары
14. Боксерская груша 2 шт.
Нормативные документы
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//Российская газета. № 5979. 31.12.2012 г.
2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в
Республики Бурятия» // Народный Хурал Республики Бурятия – 2013.
3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» // Российская газета. № 6498. 03.10.2014.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» //
Российская газета. № 6255.11.12.2013.
5. Концепция развития дополнительного образования детей // Распоряжение Правительства РФ. - № 1726-р. 04.09.2014.
Используемая и рекомендуемая литература
Аркадьев В.А. Фехтование. М.:Ф.И.С.,1959 Г.
Бурцев В.А. Рукопашный бой. М.: Военное издательство, 1994 г.
Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка, Знать и уметь,., 2014.
Жуков А.Г., Тихонов В.А., Шмелев О.А. Боевое самбо для всех МКП "Ассоциации – Олимп", 1992 г.
5. Захаров Е., Карасев А., Сафонов А. Рукопашный бой. Самоучитель. М.:
Культура и традиции, 1994 г.
6. Иванов А.В. Каратэ спортивно-техническая и физическая подготовка.
Учебно-методическое пособие. Волгоград, 2007г.
7. Иванов С., Касьянов Т. Основы рукопашного боя. М.: Прасковья, 1995 г.
8. Иванов-Катанский С. Техника рукопашного боя. М.:"Терра"-"TERRA",
1996 г.
9. Карякин Б.П. Самозащита. Самарский Дом печати: 1994 г.
10. Масатоши Накояма. Динамика каратэ М.: Министерство Фаир, 1998 г.
11. Никифоров Ю.Б. Эффективность тренировки боксеров. М.: Ф.И.С., 1987
г.
12. Панченко Г.К. История боевых искусств. М.: Олимпия, 1997 г.
13. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. Приложение к журналу "Внешкольник". Выпуск5. М.: ЦРСДОД, 2001 г.
14. Путин В., Шестаков В., Левицкий А. Дзюдо: история, теория, практика.
Издательский дом СК, 2000 г.
15. Радюков В.И. Самоучитель по рукопашному бою. Минск, "Полымя", 1995
г.
16. Сенчуков Ю.Ю. Да-изе-шу – искусство пресечения боя. Минск, Современное слово, 2000 г.
17. Тарас А.Е. Боевые искусства. (Энциклопедический справочник). 200
школ боевых искусств Востока и Запада. Минск,:Харвест, 1996 г.
18. Харлампиев А.А. Борьба самбо. Учебное пособие для секций, коллективов физической культуры. Изд.4-е дополненное. М.:Ф.И.С.,1959 г.
19. Цзи Цзяньчен. Техника самообороны дуаньда. М.: Прасковья, 1995 г.
20. Чумаков Е.М. 100 уроков самбо. М.: Фаир пресс, 1999 г.
21. Щитов В. Бокс для начинающих. М.: Фаир пресс, 2001 г.
22. Ян Цзюньмин Основы шаолиньского стиля "Белый журавль". Боевая сила
и цигун. София: YMAA, 1998 г.
23. Ямалетдинова Г.А. Физическая культура. Учебное пособие. Екатеринбург, 2008 г.
1.
2.
3.
4.