ОФП и Самооборона

Пояснительная записка
Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений, и в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-ФЗ и требованиям, сформулированным в Приложении к
письму Департамента молодежной политики, воспитании и социальной поддержке детей Минобрнауки России от 18. 11.2015 года № 09-3242.
Направленность программы
«Общая физическая подготовка» - это комплексная система физической
культуры и спорта. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, рассчитана на обучение детей с 7 до 14 лет.
Срок реализации программы – три года.
Первый год обучения - 144 часа.
Второй год обучения - 216 часов.
Третий год обучения - 216 часов.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что Общая Физическая Подготовка
(далее по тексту как ОФП) имеет не только спортивно-оздоровительную
направленность и общекультурный уровень освоения. В программу так же
включены занятия по самообороне, которые позволят заинтересовать детей в
посещении секций единоборств, определить для себя соответствующее
направление по виду единоборств и занятия по ОФП могут быть наиболее
привлекательней, интересней и разнообразней.
Актуальность программы
В настоящее время, особенно среди детей дошкольного и младшего
школьного возраста, повсеместно наблюдается малоподвижный образ жизни,
это связано, прежде всего, с увлечением телевизором, видеозаписями, компьютерными играми и т.п. Как известно, «сидячий образ» жизни связан с
опасностью возникновения целого ряда патологических изменений в организме – искривлениями позвоночника, неполноценным легочным дыханием,
отклонениями в развитии сердечно-сосудистой системы, затруднениями в
деятельности пищеварительной системы и т.п.
Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность учащимся добиваться отличных показателей по физической

культуре, развивать творческое воображение, фантазию, формировать здоровый образ жизни и правильное духовно-нравственное развитие, помогает самоутвердиться в среде ровесников.
Педагогическая целесообразность
Образовательная программа по общей физической подготовке заключается в том, что занятия по ней дисциплинируют, воспитывают чувство
коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений. Проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической
культурой; приобретения умения и навыков самостоятельно заниматься; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических упражнений.
Цель программы: оздоровление учащихся путём повышения физической
подготовленности школьников к постоянно меняющимся условиям современной действительности.
Задачи программы:
Образовательные:
• ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья
на занятиях и дома;
• пропаганда здорового образа жизни;
• формировать правильную осанку;
• изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной
направленностью;
• формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни,
• изучать правила и технику ведения спортивных игр;
• совершенствовать умения играть в подвижные игры.
• безопасность жизнедеятельности, развития и применения навыков самообороны.
Развивающие:
• развивать и совершенствовать физические и психомоторные качества,
обеспечивающие высокую дееспособность;
• совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в
ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
• прививать жизненно важные гигиенические навыки;

содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
• стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
• формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Оздоровительные:
• улучшать функциональное состояние организма;
• физическую и умственную работоспособность;
• способствовать снижению заболеваемости.
•

Реализация программы осуществляется по 3 годам обучения.
Основными темами 1-го года обучения являются:
- Основы здорового образа жизни, включающими в себя следующие компоненты:
- понятие о физической культуре и спорте;
- основные понятия о здоровом образе жизни;
- общая физическая подготовка;
- гимнастика с элементами акробатики;
- спортивные игры.
- развитие гибкости
- базовые упражнения по самообороне (стойки, передвижения, боевые удары
руками, защитные блоки, падения, кувырки, страховка при кувырках.)

Основными темами 2-го года обучения являются:
- Общефизическая подготовка.
- развитие силовых качеств, координационные навыки;
- обучить приемам страховки и самостраховки;
- спортивные игры.
- развитие гибкости
- базовые упражнения по самообороне (стойки, передвижения, боевые удары
ногами, защита)
Основными темами 3-го года обучения являются:
- Общефизическая подготовка.
- приемы самообороны от одиночного и коллективного нападения.
- спортивные игры
- специальная физическая подготовка.

- изучение и совершенствование техники
- защита от нападения с помощью бытовых предметов, от вооруженного
нападения.
- индивидуальная защита от нападения с оружием.
Ожидаемые результаты обучения
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.
Обучение детей по 3-летней программе предполагает овладение определёнными навыками и технологиями
К концу первого года обучения дети должны:
Знать и иметь представление:
• об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
• о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном
смысле и направленности воздействия на организм;
• об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
• о влиянии на организм вредных привычек;
Уметь:
• вести дневник самонаблюдения, контролировать режимы нагрузок по
внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных
сокращений;
• взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП,
• уметь играть в спортивные и подвижные игры.
К концу второго года обучения дети должны
Знать и иметь представление:
•
традиции народов использующиеся как древняя основа самообороны.
• о способах и особенностях движений, передвижений;
• о причинах травматизма и правилах предупреждения.
• основные правила закаливания;
• питание и двигательный режим;
•

Уметь:
• владеть техникой дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений, ходьбе, беге, прыжках.

•

владеть техникой безопасности при выполнении физических упражнений в работе с партнером в спортзале,

К концу третьего года обучения дети должны
Знать и иметь представление:
•
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;
• первая помощь при травмах;
• упражнения по самообороне: стойки, передвижения, боевые удары ногами, защита)
• взаимосвязь рук и ног в технике рукопашного боя;
Уметь:
• владеть техникой безопасности при игре в подвижные игры;
• составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и
комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
•
•

владеть базовыми упражнениями по самообороне;
владеть техникой защиты и нападения.

Подведение итогов
Уровень знаний, умений и навыков обучающихся проверяется на
промежуточных зачётных занятиях, проводимых по завершении изученной
темы в форме показа и коллективного обсуждения в группе. Работа в коллективе помогает адекватной самооценке учащегося и развивает стремление постоянно улучшать качество выполняемых работ.

Формы контроля результатов обучения
-контрольные занятия (теоретический опрос, практическое выполнение);
-показательные выступления;
-соревнования.
Итоги проводимых мероприятий анализируются и обсуждаются с учащимися и их родителями.

Учебно-тематический план 1 год обучения.
№ Содержание
п/п
I
II
III
IV

Основы знаний.
Общая физическая подготовка.
Специальная физическая
подготовка.
Базовые упражнения по
Самообороне
Итого:

Количество часов
Теория
Практика
Всего
7
10

40

7
50

7

33

40

7

40

47

31

113

144

Содержание занятий 1-го года обучения.
Тема I. Основы знаний:
Теория:
- Вводное занятие, инструктаж;
- Здоровье и физическое развитие человека;
- Здоровый образ жизни как фактор здоровья;
- Влияние физических упражнений на организм человека. Закаливание и здоровье.
Тема II: Общая физическая подготовка.
Теория:
- Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота.
- Техника безопасности при выполнении упражнений с мячами разного диаметра.
- Техника безопасности при игре в подвижные игры.
Практика:
- ходьба по кругу в колонне, ходьба на носках, на пятках, в полуприседе;
- бег по кругу в колонне, спиной вперед, приставным шагом, бег с ускорением с захлестом голени и высоким подниманием бедра;
- прыжки на одной и двух ногах на месте и с передвижением, с поворотами в
разные стороны;
- круговые наклонные движения туловищем и головой, маховые и круговые
движения руками и ногами;

-упражнения на гибкость, растяжку мышц и сухожилий, формирование правильной осанки.
- Развитие физических качеств: сила, ловкость, выносливость, быстрота.
- Школа мяча.
- Подвижные игры.
Тема III: Специальная физическая подготовка.
Теория:
- правила дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений, ходьбе,
беге, прыжках.
- сведения из анатомии: позвоночнике и его функциях, профилактика нарушений осанки.
- физическое качество – гибкость.
Практика:
- Обще развивающая гимнастика
- Дыхатeльная гимнастика.
- Формирование навыка правильной осанки.
- Развитие гибкости (растяжка мышц).
- Упражнения в равновесии.
- Повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени.
- Суставная гимнастика.
Тема: IV Базовые упражнения по самообороне
Теория:
- история развития различных направлений боевых искусств, развитие боевых искусств в нашей стране.
-теоретические основы тактики применения приемов самозащиты;
Практика:
- стойки, передвижения,
- боевые удары руками,
- защитные блоки,
- падения, кувырки, страховка при кувырках.

Содержание занятий 2-го года обучения.

№
п/п

I
II

III
IV
V

Учебно-тематический план 2 год обучения.
Содержание
Количество часов
Моральная и специальная психологическая подготовка.
Техника безопасности и культура общения.
Общая физическая
подготовка.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения по Самообороне
Итого:

Теория

Практика

Всего

10
10

20

10
30

10

50

60

7

49

56

7

53

60

44

172

216

Тема: I. Моральная и специальная психологическая подготовка.
Теория:
- воспитание чувства справедливости, товарищества, взаимовыручки,
патриотизма, силы духа и воли, доброты, свободолюбия, физической силы.
Тема: II .Техника безопасности и культура общения.
Теория:
-традиции народов, использующиеся как древняя основа самообороны.
-игры как элемент техники и тактики боя;
Практика:
-техника безопасности при выполнении физических упражнений и работе с партнером в спортзале,
-первая помощь при травмах;
-основные правила закаливания;
-питание и двигательный режим;
Тема: III. Общая физическая подготовка.
Теория:
- Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота.

- Формирование потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом, осмысленного отношения к ним.
Практика:
- развитие координационных, скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей, гибкости и выносливости.
- обучение приемам страховки и самостраховки;
- спортивные игры.
-бег по кругу в колонне, спиной вперед, приставным шагом, бег с ускорением
с захлестом голенью и высоким подниманием бедра;
-прыжки на скакалке;
-отжимание от пола, в упоре лежа, подтягивание на перекладине;
-прыжки в высоту и длину.
Тема:IV. Специальная физическая подготовка.
Теория:
- воспитание у обучающихся силы воли, внимательности, мужества, стойкости, рационального образа мышления и поступков.
Практика:
- акробатические упражнения;
- бой с "тенью";
- коридор с препятствиями.
- обще развивающая гимнастика
- дыхатeльная гимнастика.
- развитие гибкости. (растяжка мышц)
- упражнения в равновесии.
- суставная гимнастика.
Тема: V. Упражнения по Самообороне
Теория:
- духовно-нравственные и психо-эмоциональные основы самообороны.
- роль самообороны в условиях современного общества
Практика:
- упражнения по самообороне (стойки, передвижения, боевые удары ногами,
защита)
-взаимосвязь рук и ног в технике рукопашного боя;
-комбинирование техник защиты и нападения;
-умение работать с противником на различных дистанциях и уровнях.

Содержание занятий 3-го года обучения.
Учебно-тематический план 3 год обучения.
№ Содержание
Количество часов
п/п
Теория
Практика
Национальные ви7
I
ды спорта
II
Общая физическая
10
33
подготовка
III Специальная физи10
30
ческая подготовка
IV
V
VI

Техника передвижений
Упражнения по Самообороне
Подвижные игры
Итого:

Всего
7
43
40

10

25

35

7

49

56

10
54

25
162

35
216

Тема I. Национальные виды спорта
Теория:
-история, традиции, национальные виды спорта и спортивные праздники
Бурятии.
Тема II. Общая физическая подготовка
Теория:
- формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;
- укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;
- совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
Практика:
-бег по кругу в колонне, правым и левым боком, спиной вперед, приставным
шагом, бег с ускорением с захлестом голени и высоким подниманием бедра;
- упражнения для развития брюшного пресса и спины;
-упражнения на гибкость, растягивание мышц и сухожилий, формирование
правильной осанки;

-прыжки в высоту и длину, упражнения для укрепления голеностопа.
-прыжки на скакалке;
-отжимание от пола в упоре лежа, подтягивание на перекладине;
Тема III. Специальная физическая подготовка
Теория:
- устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной
деятельности;
- кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;
- способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной
мышечной координации;
- способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию
в условиях дефицита времени;
Практика:
- коридор с препятствиями.
- переползания по-пластунски;
- кувырки вперед, назад, прыжок-кувырок;
-акробатические упражнения;
-бег по пересеченной местности;
-спрыгивание с высоты 0.5-0.7 м.
Тема IV. Техника передвижений
Теория:
- двигательные способности;
- построения технологи двигательных действий;
- скоростная техника движений;
- силовая техника движений.
Практика:
-зашагивание, забегание;
-передвижение прыжком;
-передвижение по дуге и зигзагом.
-приставным шагом;
-челночное перемещение (влево, вперед, назад, вправо).
Тема V. Упражнения по Самообороне

Теория:
- современные подходы построения физической подготовки в единоборствах;
- понятие необходимой обороны в Уголовном кодексе Российской Федерации, степень правомерности её применения.
Практика:
-комбинирование техник защиты и нападения;
-комбинирование борцовской и ударной техник;
-защита от нападения безоружного противника;
-защита от нападения противника вооруженного палкой, веревкой, ножом,
пистолетом.
Тема VI. Подвижные игры
Теория:
- истоки подвижных игр;
- отличие подвижных игр от спортивных игр;
- типы подвижных игр с различным двигательным содержанием;
- подвижные игры на занятиях по различным видам спорта.
Практика:
- «пятнашки", "выжигала", "выталкивание из круга", "конный бой", "перетягивание каната", "бой на бревне", игры с мячом (футбол, баскетбол, волейбол)
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии.
Данная программа создана для детей и подростков, желающих заниматься по программе «Общей Физической Подготовки»
Программа предусматривает общеоздоровительное и укрепляющее
направление всех занимающихся, а также подготовка детей для занятий в
секциях единоборств.
Программа заключается в воспитании качеств, направленных на гармоничное физическое и духовно-нравственное развитие личности учеников,
воспитании достойных представителей своего народа и патриотов нашей Родины, граждан своего государства и культурных членов мирового сообщества, сознающих ценность явлений жизни и человека.
Деятельность педагога строится на следующих принципах:

-предоставление
возможности
самовыражения,
самореализации
инициативы;
- принцип гуманизации процесса обучения;
- принцип культуросообразности;
- принцип сознательности и активности обучающихся;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- принцип прочности знаний и научности учебного материала;
- принцип «от простого к сложному»

и

Психолого-педагогическое сопровождение
Обучения предполагает психологическое сопровождение, в задачу которого входит не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и
работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, обеспечению
условий для коррекции и развития личности, защите прав воспитанников, а
также дальнейшей успешной социализации в обществе.
Качество сопровождения определяют его базовые принципы:
- комплексность,
- непрерывность,
- междисциплинарность,
- приоритет интересов ребенка,
- командный подход.
Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации программы педагогом используются
следующие методы:
В процессе физической подготовки используются методы обучения,
развития и воспитания. Обучение физических упражнений включает в себя:- - ознакомление,
- разучивание
- и тренировку (совершенствование).
Занятия направлены на закрепление у обучаемых двигательных навыков, совершенствование физических и специальных качеств. Тренировки заключается в многократном повторении упражнения с постепенным усложнением условий его выполнения и повышением физической нагрузки.
Основными методами развития физических качеств являются: равномерный, повторный, переменный, интервальный, контрольный и соревновательный.

Материально - техническое обеспечение.
1. Скамейки гимнастические жесткие 2 м; 4 м.
2. Мячи: мячи малые (теннисные), мячи футбольные, мячи набивные (1, 2
кг), мячи волейбольные, мячи баскетбольные.
3. Палки гимнастические.
4. Скакалки детские.
5. Маты и коврики гимнастические,
6. Обручи металлические детские.
7.Сетка волейбольная.
8.Аптечка
9.Секундомер.
10. Ракетки для бадминтона.
11.Гантели
12. 3 пары лап для отработки техники ударов руками
13. Боксерские перчатки 4 пары
14. Боксерская груша 2 шт.

Нормативные документы
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//Российская газета. № 5979. 31.12.2012 г.
2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в
Республики Бурятия» // Народный Хурал Республики Бурятия – 2013.
3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» // Российская газета. № 6498. 03.10.2014.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» //
Российская газета. № 6255.11.12.2013.
5. Концепция развития дополнительного образования детей // Распоряжение Правительства РФ. - № 1726-р. 04.09.2014.
Используемая и рекомендуемая литература

Аркадьев В.А. Фехтование. М.:Ф.И.С.,1959 Г.
Бурцев В.А. Рукопашный бой. М.: Военное издательство, 1994 г.
Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка, Знать и уметь,., 2014.
Жуков А.Г., Тихонов В.А., Шмелев О.А. Боевое самбо для всех МКП "Ассоциации – Олимп", 1992 г.
5. Захаров Е., Карасев А., Сафонов А. Рукопашный бой. Самоучитель. М.:
Культура и традиции, 1994 г.
6. Иванов А.В. Каратэ спортивно-техническая и физическая подготовка.
Учебно-методическое пособие. Волгоград, 2007г.
7. Иванов С., Касьянов Т. Основы рукопашного боя. М.: Прасковья, 1995 г.
8. Иванов-Катанский С. Техника рукопашного боя. М.:"Терра"-"TERRA",
1996 г.
9. Карякин Б.П. Самозащита. Самарский Дом печати: 1994 г.
10. Масатоши Накояма. Динамика каратэ М.: Министерство Фаир, 1998 г.
11. Никифоров Ю.Б. Эффективность тренировки боксеров. М.: Ф.И.С., 1987
г.
12. Панченко Г.К. История боевых искусств. М.: Олимпия, 1997 г.
13. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. Приложение к журналу "Внешкольник". Выпуск5. М.: ЦРСДОД, 2001 г.
14. Путин В., Шестаков В., Левицкий А. Дзюдо: история, теория, практика.
Издательский дом СК, 2000 г.
15. Радюков В.И. Самоучитель по рукопашному бою. Минск, "Полымя", 1995
г.
16. Сенчуков Ю.Ю. Да-изе-шу – искусство пресечения боя. Минск, Современное слово, 2000 г.
17. Тарас А.Е. Боевые искусства. (Энциклопедический справочник). 200
школ боевых искусств Востока и Запада. Минск,:Харвест, 1996 г.
18. Харлампиев А.А. Борьба самбо. Учебное пособие для секций, коллективов физической культуры. Изд.4-е дополненное. М.:Ф.И.С.,1959 г.
19. Цзи Цзяньчен. Техника самообороны дуаньда. М.: Прасковья, 1995 г.
20. Чумаков Е.М. 100 уроков самбо. М.: Фаир пресс, 1999 г.
21. Щитов В. Бокс для начинающих. М.: Фаир пресс, 2001 г.
22. Ян Цзюньмин Основы шаолиньского стиля "Белый журавль". Боевая сила
и цигун. София: YMAA, 1998 г.
23. Ямалетдинова Г.А. Физическая культура. Учебное пособие. Екатеринбург, 2008 г.
1.
2.
3.
4.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».