Лего Лэнд

Паспортные данные ОП ДО
№
1.

2.

Уровни, направленности, типы, виды ОП ДО
Уровни содержания образования ОП ДО
Программа рассчитана на дополнительное образование детей
(основного и среднего звена) и взрослых
Направленность (направленности) ОП ДО
Технической, научно-технической
Тип ОП ДО

3.
Общая для подгрупп
4.
4.1

Степень авторского
вклада
4.2 Объемам освоения
содержания
4.3 Особенностям
организации
педагогической
деятельности
4.4 Степени усложнения
теоретического
материала
4.5 Количеству
организации детей в
детских объединениях
4.6 Срокам реализации
программы
4.7 Масштабу реализации
программы (уровням
освоения содержания
и пределами
образовательного
учреждения)
4.8 Особенностям
контингента
обучающихся
4.9 Уровням организации
творческой
деятельности
обучающихся
4.10 Степени реализации
программы

индивидуальная
Вид ОП ДО по:
экспериментальная
предметная
сквозная

познавательная, специализированная,
исследовательская
рассчитана на работу с подгруппами,
индивидуально
краткосрочная
Программа реализуется в ОУ ДО (ООУ)
МБУ ДО «Дом творчества
Железнодорожного района г.Улан-Удэ»

Для всех желающих обучающихся и
одаренных детей
Репродуктивно-творческая, эвристическая

- частично реализованная программа

Пояснительная записка
Данная дополнительная образовательная общеразвивающая программа
Начальное техническое моделирование разработана в соответствии с:
* Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
* Законом Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года № 240 – V «Об
образовании в Республики Бурятия»;
* Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
* Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
*

Концепцией

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
*

Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) //
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. за № 093242;
* Письмом Министерства образования и науки РБ от 08.12.2015 г. за №
02-17/4037 «О направлении методических рекомендаций»;
* Уставом МБУ ДО «Дом творчества Железнодорожного района г.
Улан-Удэ» (далее МБУ ДО ЖДТ) и иными локальными нормативными
актами, правилами, инструкциями.
Деятельность

–

это

первое

условие

развития

у

школьника

познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо
его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании
условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко
2

реализовать в образовательной среде LEGO.
Лего-конструирование

–

это

вид

моделирующей

творческо-

продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения
конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.
Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как
образовательные

продукты

во

всем

мире.

LEGO

используют

как

универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный
конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.
Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными
потребностями.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
Занятия по программе «Начальное техническое моделирование» (Легоконструирование) положат начало формированию у обучающихся целостного
представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин,
их месте в окружающем мире, а также творческих способностей. Реализация
данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность,
развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению
исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи,
планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.
Разнообразие

конструкторов

Лего

позволяет

заниматься

с

обучающимися разного возраста и различных образовательных возможностей.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и
интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для
совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных
качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и
размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож
предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять
ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи
«на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в
различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное
3

расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта
воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической
и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание
уделяется

развитию

Обучающиеся

учатся

логического
работать

и
с

пространственного
предложенными

мышления.

инструкциями,

формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Направленность программы
Данная дополнительная образовательная программа имеет научнотехническую направленность и рассчитана на обучающихся 7-10 летнего
возраста.
Актуальность программы
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для младшего
школьника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды
деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей
детей.
LEGO–конструирование
экспериментированием,

а,

объединяет
следовательно,

в

себе

элементы

активизирует

игры

с

мыслительно-

речевую деятельность учащихся, развивает конструкторские способности и
техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует
интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на
более высокий уровень развитие познавательной активности учащихся, а это
– одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством
для интеллектуального развития школьников, обеспечивающее интеграцию
различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер
и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Для обучающихся такого возраста в образовательном процессе
необходимы игровые формы обучения.
Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети
– неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны.
4

Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет
двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые,
более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в
жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и
видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.
Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного
образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих
способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе
групповой проектной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием
конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый
ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения этого.
Для программы «Начальное техническое моделирование» (Легоконструирование) не предусмотрено жесткое разделение учебного времени и
фиксированного порядка прохождения тем: эту задачу педагог решает сам,
сообразно условиям образовательного учреждения и образовательными
возможностями обучающихся.
Обучающиеся, выполняют задания педагога, испытывают собранные
модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют
самостоятельную работу по теме, предложенной педагогом.
Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению
основных направлений работы, консультированию обучающихся, а также
помощи тем из них, которые по своим физическим и образовательным
возможностям не могут работать самостоятельно.
Конструирование выполняется обучающимися в форме проектной
деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.
Можно различить три основных вида конструирования:
− по образцу;
5

− по условиям;
− по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что
нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только
условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для
собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без
каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и
воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип
конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Метапредметными результатами изучения программы «Начальное
техническое моделирование» (Лего-конструирование) является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
1. определять, различать и называть предметы (детали конструктора),
2. выстраивать свою деятельность согласно условиям (конструировать по
условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной
схеме и самостоятельно строить схему).
3. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного.
4. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей учебной группы, сравнивать и группировать
предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
5. уметь работать по предложенным инструкциям.
6. определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога;
Коммуникативные УУД:
7. уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
6

8. уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять
обязанности.
Цели и задачи программы
Цель программы – создать оптимальные условия для развития
познавательной и творческой деятельности обучающихся посредством
освоения ЛЕГО-конструирования.
Задачи:
Обучающие:
− способствовать формированию знаний о видах транспорта и типах
строений;
− содействовать формированию знаний о счёте, цвете, форме, пропорции,
симметрии, понятии части и целого;
− познакомить обучающихся с базовыми понятиями и простейшими
основами механики, необходимыми для ЛЕГО-конструирования.
Развивающие:
− создать условия для развития общих познавательных способностей
обучающихся: внимания, логического и образного мышления, памяти,
воображения;
− способствовать развитию мелкой моторики рук и координации движения;
− повысить возможности социальной адаптации обучающихся за счет
дополнительно приобретенных знаний и умений;
− способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
Воспитательные:
− содействовать воспитанию организационных и нравственно-волевых
качеств личности: самостоятельности, дисциплинированности, развитию
терпения и упорства в достижении цели и т.п.

7

Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что
позволяет учащимся в форме познавательной деятельности раскрыть
практическую

целесообразность

LEGO-конструирования,

развить

необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Интегрирование

различных

образовательных

областей

в

творческом

объединении «Lego-Land» открывает возможности для реализации новых
концепций школьников, овладения новыми навыками и расширения круга
интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам
крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности
ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают
ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку
новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие
социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность,
ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества,
повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на
позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами,
формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями,
архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь
свои идеи.
Программа постоянно дополняется, дорабатывается, корректируется.
В течение учебного года возможны небольшие изменения в программе
и перераспределение часов по темам, включённым в план.

8

Адресат программы
В МБУ ДО «Дом творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ»
создано творческое объединение «Lego-Land», в котором занимаются дети в
возрасте от 7 до 10 лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. Предполагается так же, что
если обучающийся пришел с хорошей подготовкой, на усмотрение педагога и
родителя его могут перевести на сразу второй год обучения.
Объем программы
Программа рассчитана на два года обучения.
На освоение программы отводится:
1-й год обучения – 144 часа в год (2 раза в неделю по 2 часа);
2-ой год обучения – 216 часов в год (2 раза в неделю по 3 часа).
Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий,
распределить время для теоретической и практической работы.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса является
занятие. Конструирование выполняется обучающимися в форме проектной
деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Занятия
могут проходить по группам.
Программа предполагает различные формы контроля входящих,
промежуточных и конечных результатов.
Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня,
«движение» – это необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра, это
работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать»
выстраиваются под руководством педагога в определенную систему
упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны,
игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из
9

отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов,
огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем
познавательным увлечением для детей. Работа с LEGO-конструктором не
только увлекательна, но и весьма полезна.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию
направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его
творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и
сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит
ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не
агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового.
Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет
возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей
некоторые ее части, выступая в роли творца.
Для

обучения

детей

LEGO-конструированию

используются

разнообразные методы и приемы.
Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек,
демонстрация способов крепления, приемов подбора
деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их
в руке или на столе.

Информационнорецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает
подключение различных анализаторов (зрительных и
тактильных) для знакомства с формой, определения
пространственных соотношений между ними (на, под,
слева, справа. Совместная деятельность педагога и
ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности
(форма: собирание моделей и конструкций по образцу,
беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое
описание
и
объяснение
действий,
сопровождение и демонстрация образцов, разных
вариантов моделей.

10

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое
использование
готовых
заданий
(предметов),
самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской
деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частичнопоисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Режим занятий
Занятия проходят в Доме творчества, в учебных группах два раза в неделю
по 2 академических часа (1 год обучения) и два раза в неделю по 3
академических часа (2 год обучения). Рекомендуемая продолжительность
занятия – 40-45 минут, перерыв 5-10 минут.
Ожидаемые результаты
Образовательными результатами освоения программы «Начальное
техническое моделирование» (Лего-конструирование) является формирование
следующих знаний и умений:
Знания:
- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность
соединения);
- виды конструкций плоские, объёмные, неподвижное и подвижное
соединение деталей;
- технологическую

последовательность

изготовления

несложных

конструкций.
Умения:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду
и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую
конструкции;
- конструировать по образцу;
11

схему

изготовления

- с

помощью

педагога

анализировать,

планировать

предстоящую

практическую работу, осуществлять контроль качества результатов
собственной практической деятельности; самостоятельно определять
количество

деталей

в

конструкции

моделей;

реализовывать творческий замысел.
Формы подведения итогов
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы и контроля деятельности являются участие детей в проектной
деятельности, в выставках и соревнованиях по LEGO-конструированию,
открытые занятия для педагогов и родителей.
Учебно-тематической план
1 год обучения
№
п/п

ТЕМА

1.

Вводное занятие.

2.

Знакомство с ДДТ

3.

Основные понятия в
легоконструировании
просмотр
видеоматериалов
Знакомство с
конструктором
Исследователи
кирпичиков

4.

6.

Путешествие по
Лего-стране.

Кол-во часов

Содержание занятия

Теория

Практика

Всего

Правила дорожного движения
для пешеходов, правила
противопожарной безопасности,
ТБ
Экскурсия по ДДТ, знакомство.

2

-

2

2

-

2

Просмотр видеоматериалов

1

1

2

Знакомство с деталями лего.
Форма и размер деталей
Варианты скреплений

1

1

2

Конструирование видов
животных, птиц:
1.Дикие, домашние, экзотические

1

5

6

2.Дикие, домашние птицы

1

3

4

1

7

8

-

2

2

Конструирование лего-герои
Конструирование на свободную
тему
12

7.

8.

Здания, мосты, парки,
аттракционы

Мой любимый цветок

Свойства зданий, сооружений,
отличия
Мосты, башни (Эйфелева,
Останкинская башни, bigben)
Парки, аттракционы (зоопарк,
лего -поселок, лего -дома)

1

1

2

1

5

6

-

2

2

Плоскостное моделирование

1

1

2

Конструирование на свободную
тему

-

2

2

1

1

2

2

6

8

2

6

8

1

3

4

1

7

8

1

1

2

1

1

2

Самостоятельное проектирование

-

2

2

Лего - город

1

7

8

Полицейский участок,
Пожарная часть,
СТО
Понятие о простых механизмах и
их разновидностях. Рычаг и его
применение.
Конструирование рычажных
механизмов.

1

7

8

1
1

7
7

8
8

2

2

4

9.

Знакомство с ПК

Включение, выключение,
создание, хранение файлов.

10.

Знакомство с
программой «Соло на
клавиатуре»

Клавиатура, пк., мышь,
алфавитное цифровое
размещение

11.

Знакомство с
программой «Лего
дизайнер»

Навигация, св-ва программы,
конструирование.

Что нас окружает

Природа вокруг нас
Человек и природа
Конструирование собственной
модели

12.

Наземный, воздушный, морской
транспорт, космические модели

13.

Транспортное
моделирование

Игры с моделями транспорта с
дистанционным управлением
Построение транспорта по
схемам

14

15.

Мой любимый город
контрольные

Простые механизмы
и их применение

13

16.

Ременные и зубчатые
передачи

17

Пониженная,
повышенная
передачи,
передаточное число
Простые механизмы
и их применение в
конструкциях

18

19

Заключительные
занятия

Применение и
построение ременных и зубчатых
передач в технике, редуктор.

2

2

4

Применение и построение
пониженной, повышенной
передачи

1

1

2

Просмотр видеоматериалов
Самостоятельная
творческая работа учащихся.

1

1

2

Вентилятор
подъёмник
Распашные двери

1
1
1

1
1
1

2
2
2

Автомобиль на колесах

1

1

2

Гусеничная конструкция

1

1

2

Велоконструкция

1

1

2

Рычаг

1

1

2

Качели
Шагоход 4 ноги

1
1

1
3

2
4

Шагоход 6 ног

1

3

4

Ускоритель

1

1

2

Катапульт

1

1

2

Самостоятельная творческая
работа учащихся по теме:
простые механизмы

-

3

4

43

101

144

Итого

2 год обучения
Курс «Lego-конструирование. Перворобот»
Настоящий курс предлагает использование образовательных
конструкторов LEGO WeDo и аппаратно-программного обеспечения как
инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и
компьютерному управлению на уроках Лего конструирования.
Основными задачами курса являются:
образовательные ✓ ознакомление с основными принципами механики;
✓ ознакомление с основами программирования в компьютерной среде
14

✓ моделирования LEGO DACTA Control Labâ;
развивающие ✓ развитие умения работать по предложенным инструкциям;
✓ развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
✓ развитие конструктивного мышления при разработке индивидуальных
или
✓ совместных проектов;
✓ развитие

умения

излагать

мысли

в

четкой

логической

последовательности;
воспитательные –
✓ воспитывать коммуникативные навыки в малых группах;
✓ воспитывать аккуратность, прилежание, ответственность;
Работа с образовательными конструкторами LEGO WeDo позволяет
школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и
развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели
затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории
механики до психологии, – что является вполне естественным.
Очень важными представляются тренировка работы в коллективе и
развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении
модели

в

сочетании

с

большими

конструктивными

возможностями

конструктора позволяют детям в конце урока увидеть сделанную своими
руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Неотъемлемой частью уроков является исследование, проводимое под
руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение
инструкций, в результате которого дети с троят модель, используемую для
получения и обработки данных. Однако педагог не должен становится в
данном случае не должен выполнять роль незыблемого лидера, а выполнять
роль наставника.
Курс «Lego-конструирование» условно разделен на две части:
✓ основы механики и конструирования;
15

✓ основы автоматического управления.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие
мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское
мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Цель первой части курса заключается в том, чтобы перевести уровень
общения ребят с техникой «на ты», познакомить с профессией инженера:
изучение понятий конструкции и ее основных свойств (жесткости, прочности
и устойчивости), элементов черчения.
Вторая часть курса предполагает использование компьютеров и
специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно
отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его
использование направлено на составление управляющих алгоритмов для
собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях
составления

программ

управления,

автоматизации

механизмов,

моделировании работы систем.
Цель второй половины курса состоит в том, чтобы научить ребят
грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое и программное
решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.
Курс позволяет учащимся:
▪ Проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
▪ Создавать модели реальных объектов и процессов;
▪ Оценивать результаты своей и чужой деятельности;
▪ Находить собственные ошибки;
▪ Отстаивать свою точку зрения;
▪ Излагать свои мысли;
▪ Видеть реальный результат своей работы;
▪ Анализировать и делать выводы по проделанной работе;
▪ Совместно обучаться школьникам в рамках одной бригады;
▪ Распределять обязанности в своей бригаде;
▪ Повышать внимание к культуре и этике общения.
16

Занятия по курсу проводятся два раза в неделю по два часа.
В ходе дискуссии на занятии обсуждаются плюсы и минусы всех
проектов, определяются лучшие проекты и оцениваются предусмотренной
педагогом методикой оценивания.
Этапы проектной деятельности, а также критерии оценивания проектов
представлены в приложении.
Учебно-тематический план
2-го года обучения
№
п/п

1.

2.

3.

4.

ТЕМА

Вводное занятие.
Знакомство с ДДТ
Лего-страна.
Продолжение
работы с
программой
«Лего дизайнер»
Продолжение
работы
программой «Соло
на клавиатуре»

Основы
построения
конструкций
LegoWeDo первые
шаги, основы
программного
обеспечения

Содержание занятия

Кол-во часов
Теория

Практика

Всего

2

2

4

2

10

12

Клавиатура, ПК, мышь,
алфавитное цифровое
размещение

2

22

24

Мотор и ось
Зубчатые колеса
Промежуточное зубчатое
колесо(холостая передача)

1

1

2

5

6

1

2

Правила дорожного движения
для пешеходов, правила
противопожарной безопасности.
Экскурсия по ДДТ, знакомство с
другими коллективами.
Просмотр видеоматериалов.
Конструирование.

Пониженная, повышенная
зубчатая передачи
Ременные передачи(прямая,
перекрестная).

1
1

1

Редуктор, коронная передача
Кулачковый механизм

1

Червячная передача
Датчик наклона
Датчик расстояния

1
1

1
1

2
2

1

1

2

Цикл
Сложение, вычетание
Отправка сообщений

17

2

Свободный урок по
разделу «Простые Самостоятельная творческая
механизмы».
работа учащихся.

12 заданий
забавные
механизмы

Подготовка к
соревнованиям по
курсу Лего

1

3

4

Танцующие птицы, Умная
вертушка

1

1

2

Барабанщица, Голодный
аллигатор

1

3

4

Рычащий лев, Порхающая птица

1

1

2

Ликующие болельщики, самолет

1

1

2

Нападающий, вратарь

1

1

2

Великан, парусник

1

3

4

1

7

8

1

5

6

Шагоход 4 ноги

1

5

6

Шагоход 6 ног

1
1

5
5

6
6

Распашные двери, шлагбаум

1

5

6

Подъемник

1

5

6

Колесная, гусеничная
конструкции
Реечная, редукторная, червячная
передачи

1

5

6

1

5

6

Катапульта

1

5

6

Рычаг
Подъемный механизм на основе
ременной передачи

1

5

6

1

5

6

1

5

6

Знакомство с проектом
(установление связей).
Конструирование (сборка)

1

1

2

Защита проекта.

-

2

2

Тренировочные занятия
Передний привод, задний
привод, полный привод

Вентилятор, качели

5.

6.

7.

Конструирование
по образцу

Подготовка к
соревнованиям
Лего

Проект «Мой
лучший робот»

Подготовка моделей
(тренировочные занятия)

18

8.
9.

10.
11.

Сетевое
сотрудничество.

Непотопляемый парусник

1

1

2

Непотопляемый парусник.
Знакомство с проектом
(установление связей).
Конструирование (сборка

1

3

4

Создание самостоятельных
проектов, моделирование,
защита. Рефлексия (измерения,
расчеты, оценка возможностей
модели, создание отчета,
презентации, придумывание
сюжета для представления
модели).
Создание самостоятельных
проектов, моделирование,
защита.
Обмен опытом с другими
коллективами, экскурсии

1

13

14

1

11

12

1

11

12

-

4

4

1

3

4

1

1

2

41

175

216

Свободный урок по Самостоятельная творческая
разделу «Простые
работа учащихся.
механизмы».
Выбор работ по
Подготовка работ к дню защиты
разделу «Простые
детей
механизмы».
Заключительные
Подведение итогов. Рефлексия.
занятия
Итого:

Механизм отслеживания результатов
Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы:
1. По достижениям учащихся
- соревнования;
- учебно-исследовательские конференции
2. По творческим направлениям:
- выставки
- демонстрации
- мастер-классы
- проекты
3. Педагогическое наблюдение
19

- входной, промежуточный и итоговый мониторинг (беседы, опросы, тесты,
контрольные задания)
- текущий контроль в течение года (опросы, контрольные занятия,
самостоятельные работы)
- ведение журнала учета
- зачетная система
- оформление листов индивидуального образовательного маршрута
- оформление фотоотчётов
- постоянное взаимодействие с родителями учеников.
Данный

курс

является

подготовительным

по

направлению

«Образовательная робототехника» и курсу «Основы робототехника». В
процессе изучения программы «Легоконструирование» учащиеся осваивают
основные навыки и принципы работы с конструкторами Лего, получают
базовые

знания

о

робототехнике,

механике,

конструировании,

программировании, физике, математике, которые позволят наиболее успешно
перейти к следующему этапу освоения профессионально-ориентированной
программы «Робототехника», являющейся частью Федеральной Программы
«Робототехника: Инженерно-технические кадры инновационной России».
Знания, полученные в ходе изучения:
o понятие конструкции;
o основные виды конструкций;
o принципы построения конструкции;
o понятие механизма, передачи; их назначение
o виды механизмов, передач;
o назначение и применение механизмов и
o понятие и виды энергии.
Умения, полученные в ходе изучения:
o создавать простейшие конструкции;
o характеризовать конструкцию;
o создавать конструкцию с применением механизмов и передач;
20

o находить оптимальный способ построения конструкции с
применением
o наиболее подходящего механизма или передачи;
o описывать виды энергии.
Навыки, полученные в ходе изучения:
o построения конструкций;
o рассуждения при выборе того или иного механизма или
передачи;
o применения механизмов, передач и различных видов энергии.
Обеспечение программы
Методическое:
Для реализации программы используются следующие методические
материалы:
− учебно-тематический план;
− методическая литература для педагогов дополнительного образования;
− ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору

схем изготовления изделий;
− таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов.
− схемы пошагового конструирования;
− иллюстрации транспорта;
− стихи, загадки по темам занятий.

Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий используются наборы конструкторов Лего серий
WE DO, SYSTEM, TEXNIK, CREATOR, CITI и ресурсные наборы к ним.
Для более эффективной организации рабочего места, обучающегося
применяются индивидуальные доски для моделирования с ограниченным
периметром и сортировочные контейнеры для деталей.
Техника безопасности
Обучающиеся в первый день занятий проходят инструктаж по правилам
21

техники безопасности и расписываются в журнале.
Педагог на каждом занятии напоминает обучаемым об основных
правилах соблюдения техники безопасности.
Методы и приемы, используемые на занятиях
Основная форма проведения занятий – практикум.
Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим
моделированием используются разнообразные формы и методы проведения
занятий.
-

беседы,

из

которых

дети

узнают

информацию

об

объектах

моделирования;
- работа по образцу, - обучающиеся выполняют задание в предложенной
педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения
и навыки;
- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и
осуществления собственных незабываемых открытий;
- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все
вместе.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и
обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных,
практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки,
скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Использование Лего для конструктивно-игровых целей
Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх.
Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы
ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел
моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из
окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их
впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их

22

постройки. И наоборот, Лего помогает видеть мир вовсех его красках, что
способствует развитию ребёнка.
Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать
знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами стимулирует и
развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его
созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не
бездумно, а для обеспечения созидания нового.
Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей требует не
только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционноразвивающего воздействия на детей.
Созданные постройки из Лего

можно

использовать в играх-

театрализациях, которые очень нравятся детям: они создают условия для
развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и
упражнениях. (Игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается
тактильное восприятие и речь. Игра «Запомни и повтори» направлена на
коррекцию памяти и мышления.)
Использование Лего в процессе диагностики
Еще одно важное направление применения Лего- использование его в
диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной
спонтанной игрой, индивидуальными играми дает много важной информации
педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.
Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с Лего позволяет
не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и родителями,
но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка, с точки зрения
сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить
речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на
непроизвольное

внимание

детей,

активизирует
23

их

познавательную

деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы,
формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и
интерес к обучению.
Мониторинг образовательных результатов
Результаты образовательной деятельности подводятся два раза в год: в
начале (октябрь), после того, как дети включатся в рабочий процесс, в
середине(февраль) и в конце года (май).
1. Уровень развития умений и навыков.
− Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать
необходимые детали.
Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать
необходимую деталь.
Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень
медленно, присутствуют неточности.
Низкий (--): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь
Нулевой (0): Полное отсутствие навыка
− Умение проектировать по образцу

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать
по образцу.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе
проектировать по образцу.
Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя
ошибки под руководством педагога.
Низкий (--): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может
проектировать по образцу только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения
− Умение конструировать по пошаговой схеме

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать
24

по пошаговой схеме.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе
конструировать по пошаговой схеме.
Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе
исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий

(--):

Не

может

понять

последовательность

действий

при

проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только
под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения.

25

Список использованной литературы
1. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.
2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием
конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
3. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб.пособие /
П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
4. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.:
Гардарики, 2008. – 118 с.
6. Емельянова, И.Е., Максаева
дошкольного

возраста

Ю.А. Развитие одарённости детей

средствами

легоконструирования

и

компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. –
131 с.
7. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования
в школе. –М.: Бином, 2011. – 120 с.
8. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКАПРЕСС, 2001.
9. Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего
обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
10.Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. С. 52-54.
11.Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в
средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
12.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду:
программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
13.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо,
2010. – 114 с.
14.ЛЕГО-лаборатория (ControlLab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –
150 с.
26

15.Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
16.Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника//
Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
17.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у
детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
18.Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое
пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
19.Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в
детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
20.Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и
креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007.
- № 10. - С. 112-115.
21.Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO ControlLab). Учебнометодическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
22.Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в
ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.
23.Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров
развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.
24.Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов.
- М.: Сфера, 2011. – 243 с.
25.http://www.int-edu.ru/
26.http://www.lego.com/ru-ru/
27.http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school

27

Приложения
Календарный учебный график

2.
3.

4.

6.

7.

2

-

2

2

-

2

1

1

2

Теория

Правила
дорожного
движения
Вводное занятие.
для пешеходов,
правила
противопожарной
безопасности, ТБ
Знакомство с ДДТ
Экскурсия по ДДТ,
знакомство.
Основные понятия в
Просмотр
легоконструировании видеоматериалов
просмотр
видеоматериалов
Знакомство с
Знакомство с
деталями лего.
конструктором
Форма и размер
Исследователи
деталей
кирпичиков
Варианты
скреплений
Конструирование
видов животных,
птиц:
1.Дикие,
домашние,
экзотические
Путешествие по
2.Дикие,
Лего-стране.
домашние птицы
Конструирование
лего-герои
Конструирование
на свободную тему
Свойства зданий,
Здания, мосты, парки,
сооружений,
аттракционы
отличия

28

1

1

2

1

5

6

1

3

4

1

7

8

-

2

2

1

1

2

1

5

6

Формы
аттестации и
контроля

Всего

Опрос

1.

Практика

Опрос,
практ.работа

Сентябрь - октябрь

Кол-во часов

Опрос, практ.работа

Содержание
занятия

О
п
р
ос
,
п
ра

ТЕМА

ЖДТ, учебный кабинет

№
п/п

Место
проведения

1 год обучения

10.

11.

Знакомство с
программой «Лего
дизайнер»

Навигация, св-ва
программы,
конструирование.

2

2

1

1

2

-

2

2

1

1

2

2

6

8

2

6

8

Опрос, практ.работа, зачет

9.

-

ЖДТ, учебный кабинет

8.

Мосты, башни
(Эйфелева,
Останкинская
башни, bigben)
Парки,
аттракционы
(зоопарк, лего поселок, лего дома)
Ноябрь-декабрь
Плоскостное
моделирование
Мой любимый цветок Конструирование
на свободную тему
Включение,
выключение,
Знакомство с ПК
создание, хранение
файлов.
Клавиатура, пк.,
Знакомство с
мышь, алфавитное
программой «Соло на
цифровое
клавиатуре»
размещение

14

29

3

4

1

7

8

1

1

2

1

1

2

-

2

2

1

7

8

1

7

8

1

7

8

Опрос, практ.работа

13.

1

Опрос,
практ.раб
ота, зачет

12.

Природа вокруг нас
Человек и природа
Что нас окружает
Конструирование
собственной модели
Наземный,
воздушный,
морской транспорт,
космические модели
Игры с моделями
транспорта с
Транспортное
дистанционным
моделирование
управлением
Построение
транспорта по
схемам
Самостоятельное
проектирование
Февраль-март
Лего - город
Мой любимый город
Полицейский
контрольные
участок,
Пожарная часть,

ЖДТ учебный кабинет

Январь

Ременные и зубчатые
передачи

17

Пониженная,
повышенная
передачи,
передаточное число

Простые механизмы
и их применение в
конструкциях

Заключительные
занятия

8

Понятие о простых
механизмах и их
разновидностях.
Рычаг и его
применение.
Конструирование
рычажных
механизмов.

2

2

4

Применение и
построение
ременных и
зубчатых передач в
технике, редуктор.
Применение и
построение
пониженной,
повышенной
передачи
Апрель -май

2

2

4

1

1

2

Просмотр
видеоматериалов
Самостоятельная
творческая работа
учащихся.
Вентилятор
подъёмник
Распашные двери

1

1

2

1
1
1

1
1
1

2
2
2

Автомобиль на
колесах
Гусеничная
конструкция
Велоконструкция

1

1

2

1

1

2

1

1

2

Рычаг

1

1

2

Качели
Шагоход 4 ноги

1
1

1
3

2
4

Шагоход 6 ног

1

3

4

Ускоритель

1

1

2

Катапульт

1

1

2

Самостоятельная
творческая
работа учащихся по
теме: простые
механизмы

-

3

4

43

101

144

Итого
30

Опрос, практ.работа

16.

7

Опрос, практическая работа, зачет

Простые механизмы
и их применение

1

ЖДТ, учебный кабинет

15.

СТО

Календарный учебный график

Практика

Всего

2

2

4

2

10

12

Клавиатура, ПК,
мышь, алфавитное
цифровое
размещение
Ноябрь

2

22

24

Мотор и ось
Зубчатые колеса
Промежуточное
зубчатое
колесо(холостая
передача)

1

1

2

5

6

1

2

Сентябрь- октябрь

4.

Основы
построения
конструкций
LegoWeDo первые
шаги, основы
программного
обеспечения

Конструирование.

Пониженная,
повышенная
зубчатая передачи
Ременные
передачи(прямая,
перекрестная).

1

1

Редуктор, коронная
передача
Кулачковый
механизм

1

Червячная передача

1

31

1
2
1

2

Опрос, практическая работа

3.

Правила дорожного
движения для
пешеходов, правила
противопожарной
безопасности.
Экскурсия по ДДТ,
знакомство с
другими
коллективами.
Просмотр
видеоматериалов.

Опрос,
Т
практическа
,
я работа,
у
зачет

2.

Продолжение
работы с
программой
«Лего дизайнер»
Продолжение
работы
программой «Соло
на клавиатуре»

Теория

Д

1. Вводное занятие.
Знакомство с ДДТ
Лего-страна.

Кол-во часов

Формы
аттестации и
контроля

Содержание
занятия

ЖДТ, учебный кабинет

ТЕМА

Ж

№
п/п

Место
проведения

2-го года обучения

Датчик наклона
Датчик расстояния

1

1

2

Цикл
Сложение,
вычетание
Отправка сообщений

1

1

2

1

3

4

1

1

2

1

3

4

1

1

2

1

1

2

1

1

2

Великан, парусник

1

3

4

Тренировочные

1

7

8

1

5

6

Шагоход 4 ноги

1

5

6

Шагоход 6 ног

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

Свободный урок по
Самостоятельная
разделу «Простые
творческая
механизмы».
работа учащихся.

Умная вертушка
Барабанщица,

12 заданий

Рычащий лев,

забавные

Порхающая птица

механизмы

Ликующие
болельщики, самолет
Нападающий,
вратарь

Подготовка к
соревнованиям по
курсу лего

ЖДТ, учебный кабинет

Голодный аллигатор

занятия

5.

Конструирование
по образцу

Вентилятор, качели
Распашные двери,
шлагбаум
Подъемник

32

Опрос, практическая работа

Передний привод,
задний привод,
полный привод

ЖДТ, учебный кабинет

Январь-февраль

соревнованиях

Танцующие птицы,

Опрос, практическая работа, участие в

Декабрь

Колесная,
гусеничная
конструкции

1

Реечная,
редукторная,
червячная передачи

1

5

6

5

6

Катапульта

1

5

6

Рычаг

1

5

6

Подъемный
механизм на основе
ременной передачи

1

5

6

Подготовка моделей
(тренировочные
занятия)

1

5

6

Знакомство с
проектом
(установление
связей).
Конструирование
(сборка)

1

1

2

Защита проекта.

-

2

2

Непотопляемый
парусник
Непотопляемый
парусник.
Знакомство с
проектом
(установление
связей).
Конструирование
(сборка

1

1

2

1

3

4

33

в соревнованиях

лучший робот»

работа, зачет

Проект «Мой

Опрос, практическая работа, участие

7.

Опрос, практическая

6.

Подготовка к
соревнованиям
Лего

ЖДТ, учебный кабинет

Март-апрель

Создание
самостоятельных
проектов,
моделирование,
защита. Рефлексия
(измерения, расчеты,
оценка
возможностей
модели, создание
отчета, презентации,
придумывание
сюжета для
представления
модели).
Создание
самостоятельных
проектов,
моделирование,
защита.

1

13

14

1

11

12

Обмен опытом с
другими
коллективами,
экскурсии
Самостоятельная
Свободный урок по
творческая
разделу «Простые
работа учащихся.
механизмы».

1

11

12

-

4

4

Выбор работ по
разделу «Простые
механизмы».

1

3

4

1

1

2

41

175

216

9.

10.

11.

Сетевое
сотрудничество.

Заключительные
занятия
Итого:

Подготовка работ к
дню защиты детей
Подведение итогов.
Рефлексия.

34

Опрос, практическая работа, зачет

8.

ЖДТ, учебный кабинет

Май

Примеры для моделирования по образцу

ЖИВОТНЫЕ

35

36

Примеры для моделирования по схеме

ЖИВОТНЫЕ

37

38

39

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».