Паспортные данные ОП ДО № Уровни, направленности, типы, виды ОП ДО 1. Уровни содержания образования ОП ДО Программа рассчитана на дополнительное образование детей младшего, среднего и старшего школьного звена Направленность (направленности) ОП ДО 2. Художественная Тип ОП ДО 3. общая Вид ОП ДОД по: 4. 4.1 Степень авторского вклада модифицированная 4.2 Объемам освоения содержания предметная 4.3 Особенностям организации Сквозная педагогической деятельности 4.4 Степени усложнения Специализированная теоретического материала 4.5 Количеству организации детей в Рассчитана на работу с группами, детских объединениях подгруппами и индивидуальную работу 4.6 Срокам реализации программы 3 года 4.7 Масштабу реализации программы Программа реализуется в ОУ ДО (уровням освоения содержания и (ООУ) МБУ ДО «Дом творчества пределами образовательного Железнодорожного района г. Улан- учреждения) Удэ» Особенностям контингента Для всех желающих обучатся и обучающихся одаренных детей Уровням организации творческой Репродуктивно-творческая 4.8 4.9 деятельности обучающихся 4.10 Степени реализации программы Частично реализованная Пояснительная записка Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразием форм и направлений. Разные способы звукоизвлечения не позволяли долгое время сформироваться какой-либо эстрадной вокальной школе. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики. Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре, отсутствие выраженного прикрытия «верхов». Стоит отметить, что эстрадное пение предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, поэтому исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром, потому что герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. Настоящая программа разработана и составлена в соответствии с: • с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и требованиям, сформулированным в Приложении к письму Департамента молодёжной политики, воспитании и социальной поддержке детей Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844; • Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республики Бурятия» // Народный Хурал Республики Бурятия – 2013. • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; • Конвенцией ООН о правах ребенка 1979 г.; • Декларацией прав ребенка 1959 г. ; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» // Российская газета. № 6498. 03.10.2014. • Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах, о порядке их рассмотрения и утверждения в МБУ ДО «Дом творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ». • Концепции развития утвержденной распоряжением дополнительного образования детей, Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. № 729. Данная программа модифицированная, разработана на основе программ Кузьгова. Р.Ж, Палашкиной Г.В, Рогачевой Л.М. Программа носит художественную направленность. По возрастному принципу – разновозрастная. Актуальность программы Актуальность программы связана с ростом заинтересованности детского населения эстрадным вокалом, с желанием детей реализовывать свой творческий потенциал в концертно-исполнительской деятельности, с увеличением числа детских вокальных коллективов. Дети хотят заниматься ансамблевым и сольным пением, они испытывают потребность самовыражаться в пении народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Педагогическая целесообразность программы В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Цели и задачи программы Цель программы исполнительских – возможностей выявление детей и во реализация взаимосвязи творческих с духовно- нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства. Приобщение обучающихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей. Задачи программы: Обучающие: - овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса); - овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности); - обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном. Развивающие: - развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей; - развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма; - развитие исполнительской сценической выдержки; - развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления; - развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре; - духовно- нравственное развитие. Воспитательные: - воспитание навыков организации работы во внеурочное время; -воспитание навыков самоконтроля над вниманием, слухом, памятью; -воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей; -усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения; -воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох. Отличительные особенности программы От программ Кузьгова. Р.Ж, Палашкиной Г.В, Рогачевой Л.М данная программа отличается: - внесением изменений в отбор тем, порядок их изучения, а так же изменений в количестве и распределении часов, отборе материала по темам в соответствии с областью дополнительного образования. -программа ориентирована на музыкальных способностей детей развитие творческого потенциала и разных возрастных групп в вокальной студии соразмерно личной индивидуальности; - использование современных образовательных технологий: личностных, здоровьесберегающих, проектных, информационно-коммуникативных, прогрессивных методик развития голоса; - использование в процессе обучения игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность; - создание авторских музыкально – литературных композиций; - программа предусматривает знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром композиторов республики Бурятия; - песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности. Адресат программы. Возраст детей участвующих в реализации программы Программа предназначена для детей от 6 до 17 лет. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств. При наборе осуществляется прослушивание. Во время прослушивания педагог определяет возраст детей, степень предварительной подготовки, уровень образования, степень сформированности интересов к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье. Объем программы. Сроки реализации программы Программа рассчитана на 3 года обучения. 1 год обучения – стартовый уровень обучения детей в вокальной студии. В этот период закладываются вокальные навыки, основными из которых следует считать навыки правильного певческого дыхания, певческой установки, звукообразования и звуковедения, навыки общения и работы в коллективе. 2 год обучения – базовый уровень обучения. В этот период происходит практическое ознакомление с репертуаром ансамбля, закрепление вокальнохоровых навыков, развитие навыков эмоционального, артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся. 3 год обучения – продвинутый уровень обучения. В этот период происходит закрепление вокально-хоровых навыков, освоение многоголосия, практическое ознакомление с репертуаром ансамбля, активная концертная деятельность, индивидуальная работа с солистами. Количество обучающихся в группах по годам обучения от 6 до 15 человек; 1 год обучения – 144 часа в год; 2 год обучения – 216 часов в год; 3 год обучения – 288 часов в год. Формы организации образовательного процесса. Программа предусматривает проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей. Основная форма организации образовательного процесса – групповые и подгрупповые занятия. Режим занятий. 1 год обучения - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, 2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа и 3 год обучения – 3 раза в неделю по 3-3-2 часа в неделю. Занятия предусматривают обязательный перерыв продолжительностью не менее 10 минут между смежными академическими часами. Ожидаемые результаты Предметные результаты: - овладение практическими умениями и навыками вокально исполнительской деятельности; - наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокальнотворческому самовыражению; -ознакомление и понимание особенностей исполнения народной песни, современных эстрадных и классических произведений; -умение двигаться под музыку, использовать элементы ритмики, развитие культуры поведения на сцене, овладение начальными основами сценической хореографии; - ознакомление с основами концертной деятельности, особенностями подготовки и проведения праздников и концертов; -непосредственное участие в концертах, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах. Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, способствовать поиску средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - определение общей договариваться о цели распределении и путей функций её достижения; умение и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - формирование понимания красоты музыкального искусства в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами; - умение анализировать и доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстника и взрослыми людьми; - умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей. Личностные результаты: - формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, доброжелательности; - проявление дисциплинированности, внимания, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; - формирование мотивации к творческому труду, работе на результат; - развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способы определения результативности Наблюдение педагога в ходе занятий за работой, ростом и развитием обучающихся, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в мероприятиях ЖДТ, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах – все это дает педагогу материал для контроля и управления образовательным процессом. Формы подведения итогов: - опрос; - открытое занятие для родителей; - отчетный концерт; - участие в конкурсах и фестивалях; - самоанализ и коллективный анализ выступлений. Виды аттестации: - Входная диагностика – аттестация, которая проводится педагогом в начале года; - Промежуточная диагностика – аттестация, которая проводится педагогом в середине года; - Итоговая диагностика – аттестация, которая проводится педагогом в конце года и оценивает овладение учащимися уровня достижений, заявленных в образовательной программе. Оценочные материалы: - тесты; - рефераты; - портфолио; - проекты; - собеседование; - прослушивание. Учебный план. № п\п Наименование раздела/темы 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 1 Вводно-диагностическая работа 5 5 4 2 Музыкально-теоретическая работа 10 20 20 3 Вокально-хоровая работа 50 60 90 4 Работа над репертуаром 42 70 134 5 Сценическая работа 15 30 20 6 Концертно-исполнительская деятельность Воспитательная деятельность 12 20 25 10 11 15 Всего часов 144 216 288 7 Учебно – тематический план 1 год обучения № п/п 1 2 Тема Вводно-диагностическая работа Музыкально-теоретическая всего Часы теория 5 1 10 5 Форма контроля/ прак аттестации тика 4 Прослушивание, тестирование 5 Тестирование, устный 3 работа Вокально-хоровая работа 50 10 40 4 Работа над репертуаром 42 12 30 5 6 Сценическая работа Концертно-исполнительская деятельность Воспитательная деятельность 15 12 5 2 10 10 10 5 5 144 40 104 7 опрос Наблюдение, прослушивание Наблюдение, прослушивание, работа на выступлениях Наблюдение Работа на выступлениях Тестирование, беседа, устный и письменный опрос Содержание учебного плана 1 год обучения Цель - заложить основы вокально-исполнительской деятельности; - сформировать начальные навыки вокального исполнительства; Задачи: - формирование певческой установки; - постановка певческого дыхания; - формирование начальных навыков певческой артикуляции; - формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне 1-ой октавы; - ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним. Содержание учебного материала. Вводно- диагностическая работа: предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными способностями детей на начальном этапе обучения, наблюдение за развитием, воспитанием и обучением обучающихся в течение и в конце учебного года. Музыкально-теоретическая работа: техника безопасности при работе с аппаратурой. Строение голосового аппарата человека, охрана и гигиена певческого голоса. Виды дыхания, певческое дыхание; дикция и артикуляция; певческая установка; резонаторы. Способы звуковедения – легато и стаккато; виды атак – мягкая, твердая; вокальная позиция. Основы музыкальной грамоты. Вокально-хоровая работа: Дыхательная гимнастика, упражнения на развитие диафрагмального дыхания, речевые и голосовые упражнения, комплекс вокально-тренировочных упражнений для развития голоса. Работа над репертуаром: знакомство с песенным репертуаром советских и русских композиторов, пение песен, соответствующих возрасту и физиологическим особенностям. Работа над чистотой интонации, унисоном, ансамблем, дикцией. Развитие музыкальной восприимчивости, эмоциональности. Сценическая работа: выполнение элементарных ритмопластичеких упражнений, нахождение естественных движений для передачи эмоционально-образного содержания песен Концертно-исполнительская деятельность: участие обучающихся во всех мероприятиях вокальной студии, концертах, творческих отчетах. Воспитательная деятельность: беседы на тему безопасности (электро-и пожаробезопасность, правила дорожного движения, угроза терроризма и т.д), выходы в музеи, на выставки, концерты. Примерный репертуарный список 1 год обучения 1. В. Шаинский «Улыбка», «Антошка, «Чунга-Чанга», «Голубой вагон». 2. Д. Тухманов «Божья коровка», «Песенка про ноты», «Дровосек-жук». 3. А. Ермолов «Солнышко», «Бедный ежик», «Моя семья», «Хлопайте в ладоши» 4. Е. Зарицкая «Хлопайте в ладоши», «Три желания». 5. Л. Скрягина «Веснушки», «Прогулка с дождиком», «Звездная колыбельная». 6. Н. Жемойтук «Озорной дождик», «Дорога в школу», «Песня о дружбе». 7. Т. Андрейченко «Солнышко», «Почему», «Золотая рыбка». 8. Т. Музыкантова « Щенок», «Добрая сказка». 9. Ж. Колмагорова «Добрая песенка», «Про озорного мышонка», «Шалунишки». Учебно-тематический план 2 год обучения № п/п Тема Часы всего теор прак ия тика 1 Вводно-диагностическая работа 5 1 4 2 20 10 10 3 Музыкально-теоретическая работа Вокально-хоровая работа 60 10 50 4 Работа над репертуаром 70 15 55 5 6 Сценическая работа Концертно-исполнительская деятельность Воспитательная деятельность 30 20 10 2 20 18 11 4 7 216 52 164 7 Форма контроля/ аттестации Прослушивание, тестирование Тестирование, устный опрос Наблюдение, прослушивание Наблюдение, прослушивание, работа на выступлениях Наблюдение Работа на выступлениях Тестирование, беседа, устный и письменный опрос Содержание учебного плана 2 год обучения Цель: - развитие начальных навыков вокального исполнительства – вокальнотехнических и музыкально-художественных. Задачи: - развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»); - развитие навыков артикуляции (активизация артикуляционного аппарата: краткость, дикционная чёткость произношения согласных, формирование единой манеры пения гласных); - развитие навыка мягкой атаки звука, формирования навыка твёрдой атаки звука (с целью активизации звукообразования); -развитие навыка анализа словесного текста и его содержания; - выработка ощущения головного резонирования; - формирование высокой певческой позиции; - расширение диапазона голоса (желательно до 1,5 октав); - усовершенствование навыка работы с микрофоном; Содержание учебного материала. Вводно- диагностическая работа: ознакомление с голосовыми и музыкальными способностями детей на начальном этапе обучения, наблюдение за развитием, воспитанием и обучением обучающихся в течение и в конце учебного года. Музыкально-теоретическая работа: техника безопасности при работе с аппаратурой. Закрепление понятий – диафрагмальное дыхание; дикция и артикуляция; грудной и головной резонаторы, микст, переходные ноты. Способы звуковедения – легато, стаккато, нон-легато. Атака звука в зависимости от характера исполняемого произведения – мягкая и твердая; высокая певческая позиция. Виды певческих голосов, ансамбль и строй, унисон, многоголосие и его разновидности – канон, прямое движение голосов. Дирижер и дирижерский жест. Музыкальная грамота – средства музыкальной выразительности, нотная запись, метроритм. Вокально-хоровая работа: Дыхательная гимнастика, упражнения на развитие диафрагмального дыхания, речевые и голосовые упражнения, комплекс вокально-тренировочных упражнений для развития голоса, слуха и памяти. Исполнение упражнений в унисон, с элементами простейшего двухголосия, расширение диапазона голоса до 1,5 октав, выравнивание регистров голоса, работа над переходными нотами, развитие микстового звучания. Работа над репертуаром: знакомство с песенным репертуаром советских, русских композиторов и бурятских композиторов; пение песен, соответствующих возрасту и физиологическим особенностям. Работа над чистотой интонации, унисоном, ансамблем, дикцией. Единая манера исполнения гласных, четкая, ясная дикция, приближенная к речевой фонетике. Использование в припевах песен простейшего двухголосия. Развитие музыкальной восприимчивости, эмоциональности. Сценическая работа: выполнение элементарных ритмопластичеких упражнений, нахождение эмоционально-образного естественных содержания движений песен. для Исполнение передачи песен с использованием микрофонов, правила работы с микрофоном. Культура поведения на сцене. Концертно-исполнительская деятельность: участие обучающихся во всех мероприятиях вокальной студии, концерты, конкурсы, фестивали, творческие отчеты. Воспитательная деятельность: беседы на тему безопасности (электро- и пожаробезопасность, правила дорожного движения, угроза терроризма и т.д), выходы в музеи, на выставки, концерты. Психологические тренинги на сплочение коллектива. Примерный репертуарный список 2 год обучения 1. В. Синенко «Самый лучший папа», «Детство», «В мире музыки живем». 2. Ж. Колмагорова «Музыка моя», «Дай мне руку», «Спасибо, учитель». 3. В. Ударцев «Праздник для всех», «Я дарю мир», «Дети Земли». 4. Т. Музыкантова «Спасибо, мамы», «Необычный дом», Сказочный карнавал». 5. Л. Скрягина «Я нарисую», «Пой со мной, «Спасибо, музыка». 6. Л. Фадеева-Москалева «Королевство кошек», «Радуга», «Жар-птица». 7. Д. Тухманов «Папа». 8. М. Минков «Дорога добра» 9. Е. Крылатов «Крылатые качели», «Колокола». Учебно-тематический план 3 год обучения № п/п Тема Часы всего тео прак рия тика 1 Вводно-диагностическая работа 5 1 4 2 30 15 15 3 Музыкально-теоретическая работа Вокально-хоровая работа 80 20 60 4 Работа над репертуаром 98 15 83 5 6 Сценическая работа Концертно-исполнительская деятельность Воспитательная деятельность 35 25 10 5 25 20 15 5 10 288 71 217 7 Форма контроля/ аттестации Прослушивание, тестирование Тестирование, устный опрос Наблюдение, прослушивание Наблюдение, прослушивание, работа на выступлениях Наблюдение Работа на выступлениях Тестирование, беседа, устный и письменный опрос Содержание учебного плана 3 год обучения Цель: - расширение параметров вокального исполнительства; формирование, развитие навыков, эстрадном певце. соответствующих представлениям о современном Задачи: - развитие певческого дыхания (развитие навыка «пение на опоре»); - развитие навыков артикуляции; - закрепление навыка интонационно чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» 2-ой октавы; - работа над высокой певческой позицией; - сглаживание переходных звуков; - формирование ощущения головного и грудного резонирования; - развитие навыков звуковедения: пение на легато, стаккато, нонлегато; - развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке; - целенаправленная работа над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой, динамической нюансировкой; - работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений; - работа с микрофоном под минусовую фонограмму; Содержание учебного материала Вводно- диагностическая работа: ознакомление с голосовыми и музыкальными способностями детей на начальном этапе в данной возрастной группе обучения, наблюдение за развитием, воспитанием и обучением обучающихся в течение и в конце учебного года. Проведение тестирований, прослушиваний. Музыкально-теоретическая работа: закрепление понятий – диафрагмальное дыхание, дикция, артикуляция, орфоэпия; грудной и головной резонаторы, микст, переходные ноты. Способы звуковедения – легато, стаккато, нон-легато; атака звука в зависимости от характера исполняемого произведения – мягкая, твердая, придыхательная; высокая певческая позиция. Типы певческих голосов, ансамбль и строй, унисон, многоголосие и его разновидности – канон, прямое и противоположное движение голосов. Музыкальная грамота – интервалы и аккорды, метроритм, пульсация. Музыкальные формы и жанры. Особенности техники эстрадного вокала, специфические приемы – субтон, вибрато, гроулинг, глиссандо, йодль. Вокально-хоровая работа: дыхательная гимнастика, упражнения на развитие диафрагмального дыхания, речевые и голосовые упражнения, комплекс вокально-тренировочных упражнений для развития голоса, слуха и памяти. Исполнение упражнений в унисон, с элементами двухголосия, пение по ручным знакам; расширение диапазона голоса до 1,5 октав, выравнивание голоса на всем диапазоне, использование различных режимов звучания – грудной, головной, микст; овладение приемов эстрадного вокала – субтон, гроулинг, вибрато, йодль. Работа над репертуаром: знакомство с песенным репертуаром русских, бурятских композиторов; пение песен на английском языке; работа над исполнением песен без сопровождения, а так же народных песен. Работа над чистотой интонации, унисоном, ансамблем, дикцией, строем. Единая манера исполнения гласных, четкая, ясная дикция, приближенная к речевой фонетике. Использование в припевах песен двухголосия. Сценическая работа: нахождение естественных движений для передачи эмоционально-образного содержания песен. Исполнение песен с использованием микрофонов, правила работы с микрофоном, культура поведения на сцене. Концертно-исполнительская деятельность: участие обучающихся во всех мероприятиях вокальной студии, концерты, конкурсы, фестивали, творческие отчеты. Воспитательная деятельность: беседы на различные темы – толерантность, о вреде употребления алкоголя и наркотиков, табачных изделий; историческое прошлое страны. Примерный репертуарный список 3 год обучения 1. А. Ермолов «Волшебный мир искусства», «Россия». 2. Ю. Купцова «Не тороплюсь взрослеть», «Джаз», «Стремись вперед». 3. Ю. Верижников «Это все Россия», «Талисман», «День Победы на века». 4. О. Разумовская «Сердца мотив», «Парус моей мечты», «Девочка – лето». 5. Ж. Колмагорова «Белая река», «Руки женщины», « На крыльях ветра», «Ветер любви». 6. В. Широкова « Вместе», «Птица». 7. В. Шемтюк « Дин-Дон», «Рождество». Планируемые результаты и способы определения их результативности К концу первого года обучения дети должны знать/понимать: - строение голосового, артикуляционного аппарата; - особенности и возможности певческого голоса; - гигиену певческого голоса; - основные параметры певческого голоса; - понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»; уметь: - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; - петь фразы на одном дыхании; - в подвижных песнях делать быстрый вдох; - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; - петь легким звуком, без напряжения; - использовать мягкую атаку звука. К концу второго года обучения дети должны знать/понимать: - соблюдать певческую установку; - жанры вокальной музыки; уметь: - правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; - точно повторить заданный звук; - в подвижных песнях делать быстрый вдох; - петь чисто и слаженно в унисон; - петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен; - дать критическую оценку своему исполнению; - принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии. К концу третьего года обучения дети должны знать/понимать: - основные типы голосов; - жанры вокальной музыки; - типы дыхания; - поведение певца до выхода на сцену и во время концерта; - реабилитация при простудных заболеваниях; уметь: - петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно; - петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; - импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты. К концу третьего года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах. Критерии подбора репертуара. Так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер, то необходимо подбирать произведение, подходящее ученику по его голосу и тембру, найти индивидуальность в манере исполнения. Необходимо осуществлять дифференцированный подход к ученикам, в соответствии с их способностями, тонко чувствовать физиологию каждого ребёнка – главное правило «Не навреди!». В мутационный (переходной) возрастной период педагог должен быть предельно осторожен и внимателен. Формы мутации протекают по-разному: у одних мягко и постепенно, у других более ощутимо (голос срывается), но тем не менее, работу над техникой не нужно останавливать, а вот репертуар следует подбирать более внимательно, учитывая индивидуальные голосовые особенности и работая в ограниченном диапазоне. Необходимо знать закономерности музыкально – певческого развития детей и уметь предугадать динамику развития обучающихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебновоспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. Отбор произведений – процесс сложный: с одной стороны, в нем фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура преподавателя, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает. Серьёзного внимания заслуживает анализ произведения в тембровом отношении, то есть выявление особенностей выразительных средств, которые могут оказать то или иное влияние на характер певческого звучания, на тембр голоса в процессе работы над песней Методическое обеспечение образовательной программы Методические виды продукции: -дидактический материал (карточки с заданиями, тесты, плакаты); -методические разработки игр, занятий, бесед; -методические пособия (вокальная педагогика, музыкальный словарь, психология и педагогика). Формы проведения занятий при реализации программы: - Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, иллюстрируемые поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. - Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов. Сюда же входит комплекс вокально-тренировочных упражнений для развития голоса, музыкального слуха и памяти. - Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. - Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. - Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. - Концерты и выступления. - Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. - Творческий отчёт (отчетный концерт) проводится один раз в конце учебного года. Приемы и методы организации образовательного процесса Методы, в основе которых лежит способ организации занятий: - словесный (беседа, обсуждение, сообщение задач, рассказ); - наглядный (показ видеоматериалов, показ-исполнение педагогом); - практический (распевание, упражнения на работу артикуляционного аппарата, упражнения для выработки правильного певческого дыхания и других вокальных навыков). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение задач совместно с педагогом (подбор репертуара, работа над сценическим действием); - исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся (изучение музыкальных стилей и жанров, слушание вокальных произведений, просмотр видео). Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия: - фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися; - индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - индивидуальный. Приемы - речевые игры, коммуникативные игры на снятие зажимов; - вокальные и дикционные упражнения; - диалог, устное изложение; - беседа на предложенную тему; -анализ текста, мелодического и ритмического рисунка песни, музыкально – сценического образа; - показ видеоматериалов; - показ(исполнение) педагогом; - наблюдение за деятельностью учащихся. Каждое занятие строится по схеме: – дыхательная гимнастика; – комплекс упражнений для работы над певческим дыханием; – речевые упражнения; – распевание; – пение вокализов; – работа над произведением; – анализ занятия; – задание на дом. Материально-техническое обеспечение - кабинет для занятий, музыкальный зал; - посадочные места по количеству обучающихся; - фортепиано; - видеохрестоматия; - фонохрестоматия; - костюмы; - компьютер; - микрофоны, стойки и вокально – усилительная аппаратура. - видеозаписи собственных выступлений и отчетных концертов, а так же популярных певцов, работающих в эстрадном жанре; - аудиозаписи; - памятки, научная и специальная литература. Список рекомендуемой литературы для педагога 1. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ, 1983. 2. Битус А.Ф., Битус С. В. Певческая азбука ребенка. Минск: Изд. «ТетраСистемс», 2007. 3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 2000. 5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.- Серия «Мир медицины».-СПб.: Изд. «Лань»,2000. 6. Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. М.: Астель, 2007. 7. Лаптева Е.В. 600 упражнений для развития дикции. – М.: Астель: Проф30 8. Миловский С.А. Распевание на уроках пения. – М., «Музыка», 1997. 9. Михайлова М. А. Игры и упражнения для музыкального развития ребенка.Ярославль.: Академия развития, 2008. 10.Морозов В.П. Искусство резонансного пения.- М., 2002. 11.Овчинникова Т.С. Пение и логопедия.- СПб.: Изд. «Союз художников», 2005. 12.Овчинникова Т. С. Логопедические распевки.- СПб.: КАРО, 2006. 13.Охомуш Т.В. Методика обучения эстрадному вокалу. «Чистый голос». Иваново, 2008. 14.Пилипенко Л.В. Постановка слуха.- М.: Издательский Дом Катанского, 2006. 15.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. - СПб.: КАРО, 2004. 16.Риггз С. Пойте как звезды. Сост. и ред. Дж. Д. Каррателло.- СПб.: Питер, 2007. 17.Юшманов В.И. Вокальная техника и ее парадоксы. – СПб, 2002.