Ренессанс то

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа студии хореографии
«Ренессанс» (далее - Программа) реализуется в соответствии с
▪

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;
▪

Законом Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240 – V «Об

образовании в Республике Бурятия»;
▪

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима

работы образовательных организаций дополнительного

образования детей»;
▪

Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об

утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
▪

Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение

Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
▪

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных

общеразвивающих

программах

(включая

разноуровневые)

//

Письмо

Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. за
№ 09-3242;
▪

Письмом Министерства образования и науки Республики Бурятия от

08.12.2015 г. за № 02-17/4037 «О направлении методических рекомендаций»;
▪

Уставом МБУ ДО «Дома творчества Железнодорожного района г. Улан-

Удэ» (далее МБУ ДО ЖДТ) и иными локальными нормативными актами,
правилами, инструкциями.
▪

Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих

программах,

о порядке их рассмотрения и утверждения в муниципальном

бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом

творчества

Железнодорожного района г. Улан-Удэ».
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
Данная программа предназначена для занятий в хореографических студиях
Дома творчества с детьми, которые имеют склонность к танцевальной
деятельности. Используя разнообразные доступные движения классического,
историко- бытового, народно- сценического и современного танца, с элементами
гимнастики и пластики. Программа разработана на основе методических указаний
в

помощь

педагогам

детских

хореографических

коллективов

«Азбука

хореографии», автор Татьяна Барышникова, а также учебного пособия «Азбука
классического танца», авторы Н. Базарова, В. Мей.
Направленность программы
Программа «Ренессанс» имеет художественную направленность.
Актуальность программы
в том, что танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в
частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он
воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного
возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения,
развивает ребенка всесторонне.
Программа вводит детей в большой и удивительный мир хореографии,
посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев.
Помогает им влиться в огромный мир музыки - от классики до современных
стилей, и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям. Путем
танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается
способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется
умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластики.

Педагогическая целесообразность программы.
Используя педагогический опыт, знания, методы, сформировать и развить
способности детей до их реализации. Представив хореографию во всем ее
многообразии, дав возможность ребенку попробовать себя в различных
направлениях, мы тем самым открываем более широкие перспективы для
самоопределения и самореализации.
Цель программы – Выявление и развитие творческих способностей детей,
интеграция пластического движения в музыкальном воплощении через виды
хореографии.
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей развития хореографии.

Обучить

основам хореографического искусства, профессиональной терминологии и
методам её использования. Владение телом под музыку, передавая её характер,
ритм, темп, задуманный образ.
Развивающие: развитие профессиональных данных, координации движения,
физической

выносливости,

образного

и

пространственного

творческого

мышления.
Воспитательные: привить волевые качества, сформировать и привить чувство
ответственности в работе с коллективом.
Валеологические: сформировать потребность к здоровому образу жизни.
Основные задачи в процессе занятий:
1.

Формировать

у

детей

хореографические

умения,

навыки,

способствующие выразительному исполнению;
2. Развивать музыкальный и ритмический слух;
3. Развивать память, мышление, воображение, внимание, речь;
4. Помогать проявлению творческих способностей обеспечивающих
художественное воплощение репертуара.

Отличительные особенности программы.
Интеграция пластического движения в музыкальном воплощении через виды
хореографии.
Адресат программы
Возраст учащихся, которым адресована программа от 5 до 14 лет.
5-7 лет - 1 год обучения;
7-10лет - 2 год обучения;
10-14 лет - 3 год обучения;
Сроки реализации программы
Срок реализации программы рассчитана на 3 года.
Объем программы
Объем программы – 648 часов
1 год- 144 часа
2 год- 216 часов
3 год-216 часов
Работа над репертуаром 2 часа- 1 раз/нед. 72 часа.
Формы организации образовательного процесса
Занятия могут проводится со всем коллективом (групповая работа), а так
же индивидуально.
Беседа,

на

которой

излагаются

теоретические

сведения,

которые

иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальный репертуар.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное

занятие,

завершающее

Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

тему

–

занятие-концерт.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников,
конкурсов, фестивалей.
На занятиях используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный.
Режим занятий:
1 год- 144 часа. 2 раза в неделю по 2 часа (2занятия по 2 часа),
2 год- 216 часов. 3 раза в неделю по 2 часа (3 занятия по 2 часа ),
3 год-216 часов. 3 раза в неделю по 2 часа (3 занятия по 2 часа )
Ожидаемые результаты
ЗНАТЬ:
- Историю развития хореографии.
-Основы хореографического искусства. Профессиональную терминологию и
методы ее использования.
УМЕТЬ:
- Владеть телом под музыку, передавая ее характер, ритм, темп, задуманный
образ: Исполнять технично танцевальные элементы через координацию тела.
ПРОЯВЛЯТЬ:
-Физическую выносливость, образное и пространственное творческое
мышление, волевые качества характера в работе с коллективом.
Для родителей важно знать:
1.

Занятость детей с учетом их интереса и мотивации

2.

Индивидуально- личностное развитие творческого потенциала ребенка, его

самореализации.
3.

Социальная адаптация в обществе.
Данная

обучающихся:

образовательная

программа

предусматривает

развитие

у

- общеучебных умений и навыков,
- универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Результатом
является

деятельности по данной общеразвивающей программе

формирование универсальных учебных действий: личностных,

регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
предмета
Личностными результатами изучения

являются:

- развитие художественно-эстетическое вкуса, проявляющееся в
эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или
индивидуального) исполнения танцевальных образов;
- позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.
У учащихся формируются умения:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни;
- решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях Дома
творчества;
- проявлять творческую инициативу в различных сферах художественнотворческой деятельности, в художественно-эстетической жизни учреждения
(музыкальные вечера, концерты).
Метапредметными результатами:
- являются способы деятельности, применяемые при решении проблем в
реальных жизненных ситуациях;
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между
произведениями разных видов искусства;
-

работа

с

разными

источниками

информации,

стремление

к

самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
-умение участвовать в танцевальной жизни на уровне учреждения, города и
др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных
творческих задач.

У учащихся формируются умения:
- наблюдать за разнообразными явлениями жизни, искусства и оценивать их;
- выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами
искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами в танце
и других видов искусства;
- передавать свои впечатления в устной и письменной форме.
Предметными результатами являются:
- устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего
народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности, понимание
значения танца в жизни человека;
- освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений;
- знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и
навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
У учащихся формируются умения:
- понимать роль хореографии в жизни человека;
- различать лирические, эпические, драматические образы в танце;
определять по характерным признакам хореографических композиций к
соответствующему танцевальному направлению и стилю- танец классический,
народный, эстрадный, современный;
- эмоционально воспринимать и оценивать танец;
- размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах;
- высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее
воплощения;
- понимать специфику хореографического языка, получать представление о
средствах танцевальной выразительности;
- исполнять изученные танцевальные комбинации, участвовать в публичных
выступлениях Дома творчества.

Формирование универсальных учебных действий
1.Формирование личностных УУД.
Программа

хореографической

способствует личностному

студии

развитию

«Ренессанс»

учащихся,

прежде

поскольку

всего

обеспечивает

понимание искусство хореографии как средство общения между людьми. В нем
раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка
«вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть,
материнство, защита отечества и другие, запечатленные в художественных
образах. На основе освоения обучающимися танцевального искусства в сфере
личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые
ориентации учащихся, создающие

основу для формирования позитивной

самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом
самовыражении.
Виды заданий:
1.

высказывание своего отношения к музыкальному сопровождению танца с

аргументацией;
2) анализ характеров героев танца на основе личностного восприятия.
2.Формирование регулятивных УУД.
Задания и вопросы по хореографическому творчеству, ориентированные на
формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса
и результатов учебных действий, направленные на развитие регулятивных УУД.
Виды заданий:
1) выполнять действия в качестве слушателя;
2) выполнять действия в качестве правильного исполнения движений;
3) выполнять действия в качестве помощника постановщика;
4) ставить новые учебные задачи вместе с педагогом.
3.Формирование познавательных УУД.
В

области

развития

общепознавательных

действий

изучение

хореографического творчества будет способствовать формированию замещения и
моделирования.

Виды заданий:
1) поиск и выделение необходимой информации;
2) формулировать учебную задачу;
3) ориентация в способах решения задачи.
4.Формирование коммуникативных УУД.
Виды заданий:
1) подготовка танцевальной импровизации в паре, в ансамбле;
2) инсценирование на заданную тему;
3) умение работать в паре, в ансамбле;
4) умение взаимодействовать при достижении единого результата.
Программа

разработана

с

учетом

возрастных

и

психологических

особенностей обучающихся. Построение занятий программы предусмотрено по
принципу

от

простого

к

сложному,

что

предполагает

постепенное,

заинтересованное усвоение детьми знаний, умений и навыков, т.е. материал
усваивается сознательно, активно, прочно, в дальнейшем дети могут свободно
реализовать полученные знания на практике.
Формы подведения итогов
Входная, промежуточная, рубежная диагностики:
- по уровню способности детей;
- по включению высших психических функций детей;
- по достижениям коллектива.
Открытые занятия, отчетный концерт, конкурсы.
Формы отслеживания результативности образовательного процесса.
За период обучения в хореографическом коллективе воспитанники
получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых
проверяется диагностикой три раза в год.

Ежегодно в хореографическом объединении проводится творческий отчет о
работе педагога и детей, проделанной за весь учебный год. Отчет проводится в
форме концерта для родителей.
Педагог подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ
творческих достижений детей.
Содержание программы
Учебно-тематический план
1-ый год обучения
№

1.

Наименование

Всего

разделов и тем

часов

Теория

Практика

Форма
контроля

Раздел 1

1.1. Ритмика

70

13

57

Текущий
контроль

1.2. Стрейч- класс

30

30

Текущий
контроль

1.3. Игровые

этюды,

15

4

11

импровизация
2.

Текущий
контроль

Раздел 2

2.1. Постановка, репетиции

25

8

17

Текущий
контроль

2.2. Итоговые мероприятия
Итого

4
144

4
25

Содержание учебного плана
Первый год обучения
Подготовительная группа (5 - 7 лет)
1. Ритмика

119

Базовый

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу в игровой форме. Главная цель
и задача педагога на начальном этапе обучения - развить творческую
индивидуальность в каждом ребенке, умение заинтересовать и развить в детях
любовь к танцу и музыке как единого целого.
- научить ориентироваться в зале
- развитие согласования движения с музыкой
- овладение навыками правильной ходьбы
- постановка правильной осанки
- характер музыки (веселый, грустный)
- темпа (медленный, быстрый)
- метроритма (длительный, четверть-шаг, бег-восьмая)
Урок начинается с приглашения в зал.
- маршировка по кругу, переменный шаг
- перестройка в линии, поклон
- шаги на месте, вправо, влево, вокруг себя
- постановка корпуса, рук, ног и головы
- изучение позиций рук: подготовительная, I, II, III
- изучение позиций ног: I, II, III
- наклоны головы (вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения)
- плечи (вверх, вниз, поочередно)
- наклоны корпуса (вперед, назад, в стороны)
- ритмичные хлопки, топотушки (притопы)
- прыжки по VI позиции, подскоки
- основные элементы полечки
- поклон, уход из зала маршем.
2. Стрейч-класс (партерная гимнастика)
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 минут. Учитывая то, что дети
принимаются в кружок без специального отбора, главной задачей является
исправление дефектов осанки (лордоз, сколиоз, кифоз).

- укрепление мышечного аппарата
- развитие выворотности ног и танцевального шага
Упражнения на исправление осанки:
1. Исходное положение - лежа на животе, ноги вместе.
Прогнуться назад, руки за голову.
Стопы придерживает партнер.
Выполнять прогиб назад, удерживая бедра и живот на полу.
Далее упражнение выполнять самостоятельно.
2. Исходное положение - лежа на спине.
Ноги согнуть, прижать к груди, обхватить руками (клубком).
Вернуться в исходное положение.
Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага:
1. Исходное положение - сесть на пол, ноги согнуты в коленках, стопы
соединить (пяточками вместе).
На счет раз, два, три подавить руками на колени.
На счет четыре отпустить. Повторить 4 - 6 раз.
2. Исходное положение - лежа на животе, колени согнуть, бедра отвести,
стопы соединены вместе - лягушка.
Спину максимально прогнуть назад, удерживая стопы и бедра на полу.
Упражнение выполнять лучше парами.
3. Исходное положение - сесть на пол. Одна нога согнута в колене перед
собой, другая вытянута в сторону, колено придерживать руками. Затем ноги
меняют. Если мышцы паха хорошо растянуты, можно сесть на шпагат.
3. Импровизация - игровые этюды
Занятия проходят 3 раза в неделю по 30 минут.
Для более полного эмоционального и творческого развития ребенка на
заданную тему предлагаем упражнения для развития художественно творческих
способностей:
- движения в образах сказочных персонажей: заяц, лиса, кошечка, мышка

- птички, бабочки
- куколки
- проснувшись, потянулись, собираем цветы, грибы…
Музыкальный материал: детские песни, марши, музыка композиторов:
Штрауса, Шуберта, Грига, Чайковского…
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
- умение различить характер и темп музыки
- умение строиться в шеренгу
- умение выполнять движения: переменный шаг, танцевальный шаг с носка,
боковые приставные шаги, двойные и тройные хлопки, подскоки
- умение общаться в паре.
Учебно-тематический план
2-ой год обучения
№

1.

Наименование разделов

Всего

и тем

часов

Теория Практика

Форма
контроля

Раздел 1

1.1. Ритмика

72

12

60

Текущий
контроль

1.2. Стрейч -класс

62

10

52

Текущий
контроль

1.3. Игровые

этюды,

26

4

22

импровизация
2.

Текущий
контроль

Раздел 2

2.1. Постановка, репетиция

46

2

44

Текущий
контроль

2.2. Итоговые мероприятия
Итого

Второй год обучения

10
216

10
28

188

базовый

Младшая группа (7 - 10 лет)
1. Ритмика - воспроизведение ритмических рисунков
Ритмическое воспитание проходит на элементах танцевальных движений.
Цель второго года обучения - научить ребенка свободно и органично
выражать себя в танце. Развить у ребенка художественный и эстетический вкус.
Задачи:
- развитие танцевальных способностей,
- развитие координации, музыкальность и ритм.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 ч.
Приглашение в зал. Маршировка по кругу, переменный шаг.
- Перестройка в линии, приветствие.
- Шаги на месте, в стороны, вокруг себя, по диагонали.
- Изучение позиций рук: подготовительная, I, II, III,
позиций ног: I, II, III, V, VI.
- Изучение I Port de bras.
- Воспроизведение ритмических рисунков,
хлопки, притопы.
- Определение характера музыки:
темп, ритм, муз. размер (2/4, 3/4, 4/4).
- Изучение основных элементов па польки - по кругу, по диагонали, в парах.
- Галоп по кругу, по диагонали, в парах.
- Трамплинные прыжки по свободной I, VI позициям.
- Подскоки, разножки.
- Поклон, уход из зала.
2. Импровизация - игровые этюды
Простые игровые этюды на смену настроения, на развитие координации,
выразительности и музыкальности. Занятия проходят 3 раза в неделю по 30
минут.
Упражнения: Птички в лесу
Прошел дождь

Снежинки
Гномы
Куклы
3. Стрейч-класс - партерная гимнастика
Занятия проходят 3 раза в неделю по 30 мин.
Упражнения:
- для исправления осанки и гибкости позвоночника,
- для улучшения эластичности мышц плеча,
- на укрепление брюшного пресса,
- на дыхание,
- для эластичности мышц стопы,
- для развития выворотности ног и танцевального шага.
4. Постановочная работа
Детский танец.
Учебно-тренировочная работа: связь музыкально-ритмических рисунков.
Упражнения в характере и темпе музыки. Танцевальный шаг с носка, с
подскоком, на полупальцах, легкий бег - от простых к более сложным движениям.
Репертуар:
"Полька" (импровизация), парный - построен на шаге польки по кругу, по
диагонали, галоп.
"Беби" (детский танец) парный - построен на маршевом шаге, переменном шаге,
смене настроения.
"Гномы" - 7 гномов, переменный характерный шаг, подскоки, ход по кругу,
перестройка в линии.
"Куколки и солдатики" - парный танец, построен на шагах - марш, переменный
шаг, перестройка в линии, диагональ, ход на полупальцах, поклоны.
Музыкальный материал:

Детские песни,

музыка композиторов:
Шуберта, Грига, Чайковского, Штрауса…
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
- Уметь определять и передавать в движении элементы музыкальной грамоты,
характер музыки, темп и ритм.
- Уметь передать в движении сильную и слабую доли.
- Уметь перестраиваться из круга в линии, диагональ, шеренгу.
- Уметь передать образ, характер и настроение героя.
- Уметь исполнять движения: шаг с подскоком, ход на полупальцах, переменный
шаг, притопы, поклон,
- шаг польки по одному, в парах, по кругу и диагонали,
- галоп по одному и в парах, по кругу, по диагонали.
Учебно-тематический план
3-ий год обучения
№

Наименование

Всего

темы

часов

Теория

Практика

1

Основы классического танца

4

4

1.1

Осн.элементы экзерсиса у станка.

40

4

36

40

4

36

2

2

8

2

6
6

1.2. Allegro
2.

Основы народно сценического танца

2.1. Элементы русского танца
2.2

Элементы бурятского танца

8

2

3

Основы историко-бытового танца

2

2

10

2

4

4

24

4

20

24

4

20

3.1. Элементы "Менуэта"
4.

Стрейч-класс (партерная гимнастика)

4.1. Упражнения над осанкой,
Упражнения

на выворотность стоп,

8

растяжки.
5.

Постановочная работа

32

6.

Зрительская практика - посещение

6

6

12

12

4

28

театров, просмотр видеоматериалов
7.

Сценическая практика - участие в
концертах, спектаклях
Итого:

216

38

178

Третий год обучения (10 - 14 лет)
1. Основы классического танца
Главная задача 3 года обучения - изучение основ классического танца:
- Постановка корпуса, рук, ног и головы.
- Экзерсис у станка (лицом к палке).
- К концу 3 четверти - за одну руку.
- Развитие устойчивости и координации.
- Развитие техники исполнения.
- Изучение экзерсиса на середине зала.
- Изучение Allegro.
1.1. Экзерсис у станка: (лицом к палке, в конце года - за одну руку).
- Постановка корпуса, рук, ног и головы.
- Понятие об опорной ноге, работающей ноге.
- Позиции ног: I, II, V.
- Позиции рук: подг., I, II, III.
- Demi plie по I, II, V позициям.
- Изучение battement tendu из I позиции в сторону,
через несколько уроков вперед и назад.
- Port de bras (назад, в сторону).
- pas de bourre.
- grand battement.

Экзерсис на середине зала:

Demi plie по I, II позициям,
через несколько уроков по V п.
Releve. Port de bras - I, II.
Battement tendu.
Pas de bourre.
Grand battement.

1.2 Allegro:

Прыжки с 2-х ног на две ноги:
- Трамплинные прыжки по I позиции
- Sotte по I, II, V позициям
- Pas échappé
- changement de pieds
- разножки
- подскоки.

2. Основы народно - сценического танца
Задача этого раздела - знакомство с основными позициями, положениями рук
и ног:
- положение корпуса и головы во время исполнения простых элементов
движения,
- развитие координации движения,
- манера исполнения,
- обучение по одному, в парах исполнять несложные композиции танца.
Основные понятия: Позиции ног.
Пять открытых: I, II, III, IV, V (как в классическом танце).
Пять прямых: I (как VI п.), II - параллельно, III - пятка соприкасается с внутр.
сторонами стоп, пятка одной ноги находится у середины стопы другой.
IV - ноги стоят по прямой линии друг перед другом - раст. стопы.
V - по прямой линии друг, пятка одной ноги соприкас. с носком другой ноги.
Пять свободных.
Две закрытые: I - носки внутрь (косолапо),
II - (завернутая) пятки разведены в стороны.

Позиции рук: Подготовительная - руки свободно опущены.
I п. - как в классике, только кисти открытые.
II п. - разведены в стороны, кисти направлены вперед, чуть вверх.
III п. - как в классике, кисти направлены вверх.
IV п. - руки на талии, локти отведены в стороны.
V п. - руки скрещены перед грудью, но не прикасаются к корпусу.
VI п. - руки за голову, как бы придерживая головной убор.
VII п. - руки за спиной на поясе, локти разведены в стороны.
Шаги - основной, переменный, припадания.
2.1. Элементы русского танца: Поклоны.
- Простой шаг, переменный шаг с каблука.
- Русский ход - медленный, быстрый.
- Припадания по III позиции.
- Переступания с выносом ноги на каблук.
- Мужской шаг с каблука: веревочка.
- Присядка по III п. с выносом ноги на каблук.
- Быстрый бег в ритмическом разнообразии.
2.2. Элементы бурятского танца: Позиции ног, позиции и положения рук и
кистей.
- движение головы корпуса и плеч.
- основные движения "Ехор" - боковые движения в сторону.
- шаг вперед с подскоком, пружинный ход в сторону.
- взмахи, ход назад с выбрасыванием ноги вперед.
- ход по кругу.
3. Основы историко-бытового танца.
Занятия ист. танцев воспитывают у учащихся чувство эпохи и стиля, учат
держаться в соответствии определенной эпохе, костюму, развивает вкус,
артистичность.
- овладение элементами ист. танцев XVI-XVIII веков.
- реверансы - поклоны в стиле.

- положения рук.
- позировки.
- манера.
- основной шаг Менуэта.
- последовательный показ элементов танца.
В бальных танцах позиции рук и ног - сохраняются классические, учебное
положение рук у девочек - держась за юбочку. Во время исполнения реверанса
девочки держатся за юбочку, сохраняя манеру и стиль танца.
3.1. Элементы "Менуэта".
Основной чертой менуэта является чрезвычайная церемонность, чопорность
и торжественность. Шаг менуэта - очень плавный, каждое движение вытекает из
предыдущего без всякого перерыва.
Первый

реверанс

кавалер

и

дама

делают

одновременно

всем

присутствующим (занимает два муз. такта по 3/4):
Plie в III п. (1-2), отступить назад ногой, находящейся сзади, с перенесением
на нее тяжести корпуса (3-4) и придвинуть стоящую впереди ногу в III п. (5-6).
Второй реверанс танцующие делают друг другу. Кавалер исполняет реверанс
- округлым жестом снимает с головы шляпу левой рукой и держит ее в
опущенной руке. По окончании реверанса танцующие стоят вполоборота друг к
другу.
Основное движение Па-менуэта сценическое относится к XIX веку
(поставленные М. Петипа) очень напоминают па-полонеза:
III п. Правая нога впереди: на "раз" - шаг правой ногой вперед,
на "два" - шаг левой ногой вперед,
на "три" - шаг правой ногой с plie и проводом
левой ноги скользящим движением из IV задней позиции вперед в VI позицию.
Все шаги исполняются на низких полупальцах. Это простое Па, занимает два
полных муз. такта.
Pas chasse: Исходное положение III п., правая нога впереди. Состоит из 2-х
pas glisse (скользящий шаг) с одной и той же ноги.

Муз. разм.

Затакт - подняться на полупальцы.

3/4

На "раз" - прав. нога делает pas glisse вперед.
На "два" - левая нога, скользя, подтягивается к правой.
На "три" - прав. нога делает второе pas glisse вперед.

Pas eleve (боковой подъемный шаг). Исходное положение III п., прав. нога
вперед.
Затакт - подняться на полупальцы в III п.
На "раз" - левая нога становится в III п. вперед с опусканием обеих ног на всю
стопу.
На "два" - правая нога идет в III п. вперед.
Движения следует делать мягко и плавно, соблюдая правильность позиций
ног. Pas eleve часто исполняется в концовках разных форм pas chasse в Менуэте.
4. Стрейч-класс (партерная гимнастика)
Упражнения: - для исправления осанки,
- на улучшение гибкости позвоночника,
- для улучшения подвижности стопы,
- для развития выворотности ног и танцевального шага.
5. Постановочная работа
Репертуар: "Полька" - парный танец, построен на поклонах мальчика и
девочки, простых шагах, подскоках.
"Белоснежка и 7 гномов" - массовый танец, построен на различных
переменных шагах, перевалочка с боку на бок, маленькие прыжки, мелкие
подскоки, переходы по рисунку.
"Куклы" - парный танец, построен на мелких шагах на полупальцах, вокруг
себя, поклонах, переменных шагах, позициях рук, переходах.
"Музыкальная шкатулка" - парный танец, построен на поклонах, мелких
шагах на полупальцах, поворотах вокруг себя, позициях рук, разножках,
растяжках на шпагат.
Зрительская практика.

Сценическая практика.
Музыкальный материал
Лядов "Музыкальная табакерка", Григ "Полька", Шестакович "Вальс", Григ
"Белоснежка и 7 гномов", Чайковский, Бах, Моцарт, народные рус. и бур.
мелодии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
- умение различить характер и темп музыки,
- уметь правильно открывать/закрывать руки в позиции,
- владеть методикой исполнения классического танца у станка, на середине
зала и allegro,
- знать навыки народно-сценического танца,
- знать навыки историко-бытового танца, Менуэта,
- уметь ориентироваться в пространстве, перестраиваться в различные
рисунки,
- ориентироваться в зале: направление движения по линии танца, против
линии танца.
Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности.
В

программе

интегрированные,

использованы
интегрированные

приоритетные
с

элементами

формы

занятий:

импровизации,

индивидуальные. В репетиционно - постановочные занятия педагог включает
количество разделов программы самостоятельно, интегрируя их в зависимости от
сложности постановки танца или его тематики.
Формы:
1.

Коллективная – обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив,

имеющих

своих

композиций).

лидеров

(самостоятельная

постановка

хореографических

2.

Групповая – осуществляется с группой обучающихся состоящих из трех и

более человек, которые в свою очередь имеют общие цели, и активно
взаимодействуют между собой.
3.

Парная – общение с двумя обучающимися, которые в свою очередь

взаимодействуют (дуэтный танец).
4.

Индивидуальная - оказание помощи обучающемуся по усвоению сложного

материала. Подготовка к сольному номеру.
Программа предлагает разные виды занятий:
-учебное занятие;
- занятие – игра;
- открытое занятие.
Методы и приёмы обучения.
Методы и приёмы обучения, используемые в хореографической работе со
школьниками, можно условно разделить на наглядные, словесные и практические.
Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярковыраженной психолого-педагогической доминантой, а также более локальные,
частные, специфические приёмы, в которых преобладает хореографическая
составляющая (постановочные и исполнительские).
Наглядный метод включает в себя разнообразные приёмы:
•

образный показ педагога;

•

эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;

•

подражание образам окружающей действительности;

•

приём тактильно-мышечной наглядности;

•

наглядно-слуховой

прием;

демонстрация

эмоционально-мимических

навыков;
•

использование наглядных пособий.

Словесный метод состоит из многочисленных приёмов:
•

рассказ;

•

объяснение;

•

инструкция;

•

беседа;

•

анализ и обсуждение;

•

словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;

•

приём раскладки хореографического па;

•

приём закрепления целостного танцевального движения-комбинации.
Практический

метод

обогащён

комплексом

различных

приёмов,

взаимосвязанных наглядностью и словом:
•

игровой приём;

•

детское «сотворчество»;

•

соревновательность и переплясность;

•

использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;

•

комплексный приём обучения;

•

выработка динамического стереотипа (повторяемость и повторности

однотипных движений);
•

фиксация отдельных этапов хореографических движений;

•

сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;

•

приём пространственной ориентации;

•

развитие основных пластических линий;

•

музыкальное сопровождение танца как методический приём;

•

хореографическая импровизация;

•

приём художественного перевоплощения.

Формы оценки качества реализации программы.
За период обучения в хореографическом коллективе воспитанники
получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых
проверяется диагностикой два раза в год.
Основными видами контроля успеваемости являются:
- текущий контроль успеваемости
- промежуточная аттестация

- итоговая аттестация.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля
успеваемости являются:
- систематичность
- учет индивидуальных особенностей.
Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной
дисциплины, на повышение уровня освоения текущего материала.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце первого
полугодия, учебного года, как результат освоения материала за соответствующий
период обучения. Промежуточная аттестация определяет на сколько успешно
происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы
на каждом этапе обучения.
Формы промежуточной аттестации:
-контрольный урок
-открытый урок.
Освоение

программы

завершается

итоговой

аттестацией.

Итоговая

аттестация проводится в виде концерта для родителей. Итоговая аттестация при
сопоставлении с исходным промежуточным контролем позволяет выявить
динамику изменений образовательного уровня.
Методические виды продукции
1.

Репертуар (видео, аудио записи, афиша, буклеты, фотографии, эскизы

костюмов, сценарии, декорации, реквизит,)
2.

Научно - методические исследования, разработки, публикации (техника

безопасности, правила поведения)
3.

Наглядные пособия (таблицы, макеты, портреты…)

Для успешной реализации программы необходимо:

•

зал для занятий хореографией, соответствующий санитарно-гигиеническим

нормам (температурный режим, световой режим и т.д.), оборудованный
зеркалами и станками;
•

костюмы;

•

наличие учебного, научно-методического, диагностического,

дидактического материала.
Материально –техническое обеспечение:
•

музыкальный центр, диски, флэш-носитель;

•

экран, проектор, ноутбук;

•

видеоматериал;

Тренировочная форма:
Девочки – гимнастический купальник, трико, хитон, балетные туфли.
Мальчики – шорты, белая футболка, балетные туфли.

Список литературы
1. Базарова Н., В. Мей. Азбука классического танца. «Искусство» 1983 г.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. Метод указания в помощь учащимся и
педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. - СПб.: «Люкси», «Респекс». - 256 с., ил.
3. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец, М.:

Изд.«ГИТИС»

2005. 386с.
4. Ерохина О.В. Школа танцев для детей./ Серия «Мир вашего ребёнка». - Ростов
Н\Д.: Феникс, 2003 - 224 с.
5. Пуртова Г.В. Учите детей танцевать. Учебное пособие для студ.учреждений ср.
проф.образование./Г.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М.: ВЛАДОС,
2003. - 256 с.
6. Савченко Е. Эстетическое воспитание на уроках хореографии. «Учитель» № 3,
май - июнь 2003. - с. 23-25
7. Фисанович Т.М. Танцы. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО
«Издательство АСТ», 2000. - 160 с.
Интернет источники:
https://infourok.ru/programma-po-horeografii-azbuka-tanca-let-2172892.html
https://multiurok.ru/files/dopolnitiel-naia-obrazovatiel-naia-programma-khori.html
http://umetdom.68edu.ru/_private/programma_nastroenie.pdf
http://sch492u.mskobr.ru/files/horeografiya.pdf
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/planirovanie/obrazovatiel-naia-programmapo-khorieografii
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_horeografiya_162416.html
https://docplayer.ru/52986860-Modulnaya-programma-po-sovremennoyhoreografii.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».