Арт мастер

1

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана и составлена в соответствии с:


Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;


Законом Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240 – V «Об

образовании в Республики Бурятия»;


Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 №196

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


Концепции

развития

дополнительного

образования

детей,

утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726–р;


Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных

общеразвивающих

программах

(включая

разноуровневые)

//

Письмо

Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015
г. за № 09-3242;


Письмом Министерства образования и науки Республики Бурятия от

08.12.2015 г. за № 02-17/4037 «О направлении методических рекомендаций»;


Постановление от 28 сентября 2020 г. N 28 об утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

"Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»


Конвенцией ООН о правах ребенка 1979 г.;



Декларацией прав ребенка 1959 г.
Данная

программа

модифицированная,

составлена

на

основе

авторской программы А.Н. Петровой «По тропинкам творчества» 2018 г.
выпуска, СПб, Дом детского творчества «Союз».

2

Изобразительное искусство–образовательная среда, необходимая для
гармоничного развития каждого человека. Умения, навыки и знания,
полученные на занятиях изобразительным искусством, носят не только
характер

узкой

специализации,

они

способствуют

формированию

универсальных, метапредметных результатов обучения, таких как, например,
умение анализировать, умение отбирать средства для осуществления
определенных задач, выстраивать алгоритм действий и др.
Настоящая программа имеет художественную направленность.
Актуальность программы обуславливается таким незаменимым для
личности каждого человека качеством, как умение творчески мыслить. В
рамках обучения учащийся осваивает множество приемов и методов работы
с разными материалами, развивает вариативность мышления, умения
анализировать

и

синтезировать

возникающие

образы,

раскрывает

многогранность собственной фантазии. Все это осуществляется средствами
изобразительного искусства, столь богатого в своих проявлениях. Развивает
эстетическое воспитание подрастающего поколения. Данная программа –
расширенная по тематике и средствам художественного изображения,
объединяет

два направления изобразительное искусство с элементами

декоративно–прикладного творчества.
Педагогическая целесообразность
Личностно–ориентированный подход является основой в обучении по
данной программе. Используемые методы, технологии, приемы подобраны с
учетом личности каждого учащегося, уровня его художественного развития,
индивидуальных потребностей, интересов, мотиваций. В соответствии с
особенностями личности учащегося происходит и оценка развития его
художественных знаний, умений и навыков: его индивидуальное развитие и
собственные достижения, что также оказывает положительное влияние на
формирование рефлексивных умений младшего школьника.
На занятиях применяется методы игровых и проектных технологий,
формы–выставки беседы, коллективной деятельности, создание ситуации
3

успеха,

методы

мозгового

образовательного ресурса

штурма.

В

качестве

дополнительного

программа предполагает и краткий курс

дистанционного обучения – форму домашней работы учащимся совместно с
родителями.
В процессе занятий изобразительным искусством учащиеся постигают
особенности работы с натуры, а также используют и развивают навыки
работы по памяти и по представлению.
Отличительная
заключается

в

особенность

том,

что

учащийся,

образовательной
погружаясь

в

программы

художественно–

эстетическую среду, осваивая основы декоративно–прикладного искусства,
формируя навыки рефлексии на занятиях искусства, постепенно генерирует и
развивает в себе мотивацию и потребность в творческой деятельности в
целом, что является основой для надстройки новых ступеней его
личностного развития.
Программа раскрывает понятие красоты и национального своеобразия
предметного

мира

через

знакомство

учащихся

с

новыми

видами

декоративно-прикладного творчества. Предполагает обучение детей умению
превращать частички окружающего мира в материалы художественные.
Активность учащихся направлена на решение и воплощение в материале
разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем
более сложных изделий и их художественным оформлением. Деятельность
детей организуется через погружение эмпирического (жизненного) опыта в
художественные образ. Комплекс средств для достижения образности.
Творческая интуиция и анализ.
Программа предназначена

для учащихся младшего школьного

возраста 7 - 12лет.
Сроки реализации образовательной программы – 2 года.
1 год обучения –2 раза в неделю по 3 часа (216 часов)
2 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов)
Формы и режим занятий
4

В процессе обучения используются следующие формы организации
занятий:
фронтальная

–

дети

под

руководством

педагога

выполняют

одинаковую работу;
коллективная

–

дети

выполняют

общую

работу,

проявляя

самостоятельность и взаимопомощь;
индивидуальная – выполнение ребенком индивидуального задания.
Форма обучения– очная, элементы дистанционного обучения.
Целью

образовательной

программы

является

художественно–

эстетическое развитие личности ребенка и развитие его чувственного
восприятия красоты окружающего мира.
Для достижения поставленной цели, в процессе обучения решается ряд
задач, направленных на формирование УУД:
Обучающие
— формирование представлений учащихся об основных жанрах и видах
изобразительного

искусства

(натюрморт,

пейзаж,

бытовой

жанр,

анималистический жанр), а также умений различать и определять жанровую
и видовую принадлежность произведений искусства;
— приобщение учащихся к мировой культуре через изучение образцов
отечественного и зарубежного искусства;
— формирование навыков работы

с живописными и графическими

художественными материалами (акварельная и гуашевая живопись, пастель,
работа

маркерами,

фломастерами,

гелевыми

ручками

и

простым

различных

техниках

карандашом);
—

формирование

представления

учащихся

о

изобразительного искусства и их выразительных возможностях (граттаж,
монотипия, смешивания техник);
—

овладение

учащимися

основной

терминологией

изобразительного

искусства (композиция, пропорции, тон, теплые и холодные оттенки,
контраст и др.);
5

— формирование представления о композиционных законах и построении
изображения в пространстве (основы перспективы) и их применению в
практической деятельности;
— формирование представления о пропорциях и строении человеческого
тела, овладение основными законами изображения головы и тела человека.
Развивающие
— развитие фантазии и вариативности мышления через работу по памяти и
представлению,

работу

над

эскизами,

создание

иллюстраций

к

произведениям художественной литературы и др.;
— развитие наблюдательности и внимательности (работа с натурой и по
памяти);
— развитие аналитического и синтетического мышления в ходе ведения
творческой работы и обращения к произведениям искусства;
— развитие рефлексивного мышления;
— развитие коммуникативных умений и формирование опыта коллективной
деятельности;
Воспитательные
— воспитание эстетического восприятия окружающего мирапосредством
работы с натурой, изучение произведений искусства и явлений природы;
—

воспитание

самостоятельности

в

планировании

и

организации

собственной деятельности;
— воспитание уважительного отношения к объектам и явлениям культуры и
искусства;
— воспитание уважительного отношения к собственной деятельности и
труду окружающих: организация и порядок на рабочем месте и в классе для
занятий;
— организация культурно–социального взаимодействия учащихся разных
коллективов: участие в выставках, экскурсиях, пленэрах, выезды на
культурно – массовые мероприятия.
6

Ожидаемые результаты
Обучающие, развивающие, воспитательные задачи направлены на
формирование

универсальных

учебных

действий:

предметных,

метапредметных и личностных.
Предметные:
— учащиеся смогут ориентироваться в системе видов и жанров
изобразительного искусства, определять и описывать особенности видов и
жанров;
— учащиеся смогут ориентироваться в основных понятиях и терминах
изобразительного искусства;
— учащиеся получат представления об основных свойствах цвета и освоят
правила смешивания красок;
— учащиеся будут знать свойства
сложными

инструментами

и

и особенности работы с простыми и

материалами

для

декоративного

и

художественного творчества, смогут использовать их в практической
деятельности;
— учащиеся изучат и научатся применять правила изображения объектов в
пространстве (особенности колористического, тонального и масштабного
изменения объектов);
— учащиеся освоят главные законы композиции и овладеют практической
грамотой размещения изображения в пространстве листа;
— учащиеся овладеют навыками работы с акварельными и гуашевыми
красками, гелиевыми ручками, фломастерами, освоят выразительные
особенности каждого из этих материалов;
— учащиеся будут знать различные художественные техники, что позволит
учащимся точно и максимально выразительно отражать собственные
творческие идеи в материале.
Метапредметные:
— учащиеся овладеют начальными формами универсальных учебных
действий: наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
7

— учащиеся обретут вариативность мышления, научатся анализировать
различные способы действий и выбирать оптимальные;
—учащиеся обретут навыки анализа и синтеза в ходе осмысления
собственной творческой деятельности, подготовки творческих работ;
— в ходе подготовки творческих работ учащиеся научатся организовывать
собственную деятельность (подготовка рабочего места, ведение творческой
работы от замысла, составления алгоритма действий и подбора средств к его
осуществлению до выставочного оформления работ);
— учащиеся приобретут навыки работы в группе: организации деятельности,
взаимодействию,

взаимопомощи,

решению

совместных

вопросов

и

творческих задач в коллективе;
— учащиеся сформируют начальные этапы развития личностной рефлексии
и рефлексии деятельности;
Личностные:
— учащиеся сформируют начальную форму эстетического восприятия
окружающей действительности;
— учащиеся приобретут опыт социально–значимой деятельности;
— учащиеся сформулируют собственное личное отношение к предметам
искусства, его объектам и явлениям;
— учащиеся научатся сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Полученные знания, умения и навыки дают учащимся возможность
применять их в своей повседневной и будущей профессиональной
деятельности. В результате обучения формируется увлеченная творческая
личность, обладающая внутренней свободой и чувством собственного
достоинства.
Способы определения результативности программы:
Проведение промежуточных и контрольных просмотров работ:
совместное рефлексивное обсуждение итогов работы или ее этапов с
ребятами в форме выставки–беседы.
8

Выполнение самостоятельных творческих работ.
Формы

подведения

итогов

реализации

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы:
— выставки или выставки–беседы;
— конкурсы;
— защита проектов.
Учебно-тематический план
I год обучения

Часы

№
Наименование раздела, темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Вводное занятие
Основы рисунка.
Изобразительные средства рисунка
Основы цветоведения. Живопись –
искусство цвета.
Основы композиции.
Изображение
растительного
и
животного мира.
Основы декоративно –прикладного
искусства. Орнамент, стилизация.
Жанры изобразительного искусства:
натюрморт, пейзаж, портрет.
Основы графики и ее виды.
Графические материалы.
Основы кардмейкинга.
Оформительские, творческие и
выставочные работы.
Итого:

Теория

Практика

Всего

2

2

4

6

30

36

4

26

30

4

26

30

4

20

24

4

22

26

2

20

22

2

20

22

2

10

12

–

10

10

30

186

216

Содержание программы
1 раздел.
Вводное занятие.
9

Форма работы: беседа, введение в образовательную программу.
Содержание

занятия: изучение

изобразительном

искусстве.

источников

Ознакомление

наших
с

знаний

работой

об

творческого

объединения «АРТ– мастер», содержание и порядок работы. Инструменты,
необходимые для работы в изостудии. Знакомство с детьми. Инструктаж по
технике безопасности. Правила поведения на занятиях, режим работы.
Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Техника
безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
Материалы,

дидактическое

обеспечение: репродукции,

видеопроектор,

видеоряд «Искусство в нашей жизни»
Практическая работа: выполнение рисунка «Ассоциации»
2 раздел.
Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.
Форма работы: беседа, практическая часть.
Содержание занятий: основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.
Графика и её возможности. Правила, законы, приёмы, графические техники,
материалы, инструменты, необходимые для работы. Ведущие элементы
изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке. Наглядная
перспектива. Линия горизонта. Экскурсии на природу для зарисовок
деревьев, животных, наблюдения, рисунки по памяти. Пропорции. Передача
в

рисунках

формы,

очертания

и

цвета

изображаемых

предметов.

Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение
познавать его.
Практическая работа: упражнения «Штрихи и линии».
Материалы, дидактическое обеспечение: наглядные пособия, репродукции,
карандаши, бумага, пастель, тушь, перо.
Интеграция: история искусств, геометрия, анатомия, дизайн.
3 раздел.
Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.
Форма работы: беседа, практическая часть.
10

Содержание занятий: первичные цвета. Цветовая гамма. Цветоведение,
цветовой круг. Материалы, инструменты, техники акварельной живописи и
гуашевыми красками, изучение цветов, их светлоты и насыщенности.
Основные и дополнительные цвета, теплая и холодная цветовая гамма.
Обогащение восприятия окружающего мира. Светлота и светосила, колорит.
Практическая работа: работа с палитрой. Живописные техники: заливка,
размывка, вливание цвета в цвет, работа по сухому и по сырому, лессировка,
мазок. Упражнения на теплые и холодные цвета.
Материалы, дидактическое обеспечение: наглядные пособия, репродукции,
карандаши, бумага, акварель, гуашь, пастель, кисти, мольберты, драпировки.
Интеграция: история искусств, физика, химия, дизайн.
4 раздел.
Основы композиции.
Форма работы: беседа, практическая часть.
Содержание занятий: знание основных законов композиции, выбор главного
композиционного
конструктивного

центра.
строения,

Грамотное
объёма,

отображения

пространственного

пропорций,
положения,

освещённости, цвета предметов. Теория картинной плоскости. Решение листа
как единого целого. Выделение главного и второстепенного в решении
композиции. Соотношение частей, уравновешенность композиции. Передача
ритма, движений и покоя. Цвет, контраст и нюанс в композиции.
Эмоциональная выразительность цвета.
Практическая работа: упражнения (динамика, статика, ритм)
Материалы, дидактическое обеспечение: наглядные пособия педагога,
репродукции, книги, народные сказки, сказки зарубежных писателей. Записи
классической музыки. Краски, карандаши, цветная бумага, клей.
Интеграция: история искусств, физика, литература, музыка, ботаника,
зоология.
5 раздел.
Изображение растительного мира. Изображение животного мира.
11

Форма работы: беседа, практическая часть.
Содержание

занятий: правила

рисования

с

натуры,

по

памяти

и

представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты
природы. Развитие наблюдательности за растительным и животным миром.
Вести наблюдения в окружающем мире. Анализ, сравнивание, обобщение и
передача типичных черт природы. Передача настроения в творческой работе
с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями
выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая осень». Развитие умения
видеть красоту природы осенью. Вести наблюдения в окружающем мире.
Уметь анализировать, сравнивать, обобщать. Правила рисования с натуры, по
памяти и представлению. Осознание бережного отношения к редким видам
птиц. Эстетическая оценка «малой» Родины. Отражение чувств и идей в
произведениях

искусств.

Ознакомление

с

творчеством

художников-

аниматоров. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной
формы. Развитие умения ценить то, что создано руками человека и природой.
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в
рассказах.

Знакомство

с

отдельными

выдающимися

произведениями

художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков. Развитие
наблюдательности за животным и растительным миром. Развитие умения
анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Знакомство

с

отдельными

произведениями

выдающихся

русских

художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков.
Материалы, дидактическое обеспечение: наглядные пособия, репродукции,
карандаши, бумага, акварель, гуашь, пастель, кисти, мольберты, драпировки.
Интеграция: история искусств, литература, музыка, ботаника, зоология.
6 раздел.
Основы декоративно-прикладного искусства. Орнамент. Стилизация.
Форма работы: беседа, практическая часть.
Содержание занятий: история возникновения ДПИ. Законы композиции
ДПИ. Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов.
12

Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм в
декоративно-обобщенные. Развитие наблюдательности за растительным и
животным миром. Самостоятельное составление орнаментов в полосе,
прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из
геометрических фигур. Применять в декоративной работе линию симметрии,
силуэт,

ритм.

Использование

различных

художественных

техник

и

материалов в аппликации. Знакомство с материалами для выполнения
аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации. Русское
народное творчество в декоративном прикладном искусстве. Ознакомление с
произведениями современных художников в России.
Практическая работа: рисование узоров и декоративных элементов по
образцам.

Участие

в

различных

видах

декоративно–прикладной

деятельности.
Ознакомление

с

особенностями

декоративно–прикладного

искусства.

Общение детей с образцами фольклора, в том числе с народными сказками.
Коллективное рассказывание сказки.
Материалы, дидактическое обеспечение: наглядные пособия педагога,
репродукции, книги, народные сказки, сказки зарубежных писателей. Записи
классической музыки. Краски, карандаши, цветная бумага, клей.
Интеграция: история искусств, литература, музыка, ботаника, зоология,
фольклор, география, история.
7 раздел.
Жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет.
Форма работы: беседа, практическая часть
Содержание занятий: виды и жанры изобразительных искусств. Пейзаж как
самостоятельный жанр в искусстве. Изменчивость состояний природы в
течение суток. Сельский и городской пейзаж. Вглядываясь в человека.
Портрет. Изображение человека в искусстве разных эпох. История
возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального
13

человека. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном
изображении характера человека, его внутреннего мира. Мир наших вещей.
Натюрморт. Многообразие форм изображения вещей в истории искусства. О
чем рассказывают изображение вещей.
Практическая работа: рисуем натюрморт «Сирень», «Подсолнухи», рисуем
сельский пейзаж «Малая родина», городской пейзаж «Краски осени». Рисуем
портрет «Мама милая моя».
Материалы, дидактическое обеспечение: наглядные пособия педагога,
репродукции, книги, народные сказки, сказки зарубежных писателей. Записи
классической музыки. Краски, карандаши, цветная бумага, клей.
Интеграция: история искусств, литература, музыка, ботаника, география
8 раздел.
Основы графики и ее виды.
Форма работы: беседа, практическая часть.
Содержание занятий: понятие «графика» и её виды. Рисунок, виды рисунка.
Техника работы графическими материалами. Особенности изображения
животных в статике и движении
Практическая работа: выполнить рисунок листа различными графическими
материалами, рисование зверей в статике и движении, графический
натюрморт.
Материалы, дидактическое обеспечение: наглядные пособия педагога,
репродукции. Графические инструменты, бумага.
Интеграция: литература.
9 раздел.
Основы кардмейкинга.
Форма работы: беседа, практическая часть.
Содержание занятий: стили кардмейкинга. Основа. Декор. Бумага. Изучение
и составление сложных схем и раскладок открыток. Техники создания
различных эффектов на бумаге. Знакомство с типами бумаги, фактурой.
14

Практическая

работа:

открытка

«Радуга»,

«Волшебные

краски»

в

смешанных стилях.
Материалы, дидактическое обеспечение: наглядные пособия педагога,
репродукции. Декоративная бумага, краски, карандаши, акварель, гелевые
ручки, кисти, маркеры.
Интеграция: история искусств, литература.
10 раздел.
Оформительские, творческие и выставочные работы
Форма работы: беседа, практическая часть.
Содержание занятий: подготовка экспозиции выставки. Оформление работ.
Изготовление паспарту. Организовывается просмотр работ всех участников
изостудии. Учащиеся выбирают наиболее выразительные композиции,
аргументируя свой выбор. По мере необходимости завершают отдельные
композиции, доводя их до выставочного уровня. Правила оформления
графических и живописных работ, аппликации. Правила создания паспарту.
Принципы создания экспозиции. Экспозиция работ. Открытие выставки.
Материалы, дидактическое обеспечение: бумага, клей.
Интеграция: дизайн.
Учебно-тематический план
II год обучения

Часы

№
Наименование раздела, темы

1
2
3
4
5

Вводное занятие.
Живопись. Ощущение цвета.
Композиция. Принципы
построения.
Графика.
Цветоведение.

Теория

Практика

Всего

1
5

1
27

2
32

6

24

30

6
8

22
18

28
26
15

6
7
8
9

Коллаж. Виды и стили.
Кардмейкинг: Pop-up открытки
сложной формы.
Скрапбукинг. Дополнительные
техники.
Контрольные и итоговые занятия.
Итого:

6

24

30

10

10

20

7

21

28

4
53

16
163

20
216

Содержание программы
1 раздел.
Вводное занятие.
Форма работы: беседа, введение в образовательную программу.
Содержание

занятия: Изучение

изобразительном

искусстве.

источников

Ознакомление

с

наших

знаний

работой

об

творческого

объединения «АРТ– мастер», содержание и порядок работы. Инструменты,
необходимые для работы в изостудии. Знакомство с детьми. Инструктаж по
технике безопасности. Правила поведения на занятиях, режим работы.
Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Техника
безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
Практическая работа:

палитра наших имен. Выполнение рисунка на

свободную тему («Моя мечта», «Незабываемое лето»), техника по выбору.
Материалы,

дидактическое

обеспечение: репродукции,

видеопроектор,

видеоряд «Искусство и творчество». Гуашь, кисти, карандаш, бумага.
2 раздел.
Живопись. Ощущение цвета.
Форма работы: беседа, практическая часть.
Содержание

занятий: композиция

в

листе,

цветовые

отношения,

прозрачность акварели. Композиции цветовых пятен–переход цвета из
одного оттенка в другой. Декоративная живопись, ее отличие от станковой
живописи. Рисование кистью.
Практическая работа: «контраст дополнительного цвета», составить пары
дополнительных цветов. «Дерево в единой цветовой гамме», выполнить
16

работу в единой цветовой гамме (красной, синей¸ зеленой и т.п.,
экспериментируя

с различными оттенками этих цветов), «Натюрморт в

технике мозаика» беседа о таких понятиях, как «колорит», «цветовой
нюанс», «оттенок» и о принципе смешивания красок.
Материалы, дидактическое обеспечение: Наглядные пособия педагога,
репродукции художников, книги. Гуашь, акварель, акварельная бумага,
кисти.
Интеграция: история искусств, литература, музыка, география.
3 раздел.
Композиция. Принципы построения.
Форма работы: беседа, практическая часть.
Содержание занятий: композиция – это главный организующий элемент
абсолютно любой художественной формы. Именно его задача – придать
творению цельность и единство, показать мысль художника понятной и
законченной, соподчинить все компоненты произведения, сложить их схему.
Виды композиции: пространственные, фронтальные, объемные.
Типы композиции: сюжетно–изобразительная, декоративно–тематическая,
композиция предметных форм, формальная.
Практическая
композиционного

работа:

упражнения

мышления.

на

«Натюрморт

развитие

декоративного

тематический»,

создание

натюрморта с тематикой и цветовой гаммой. «Индийский орнамент»,
создание

линейной

орнаментальных

композиции

на

основе

свободной

переработки

мотивов и сюжетов Индии с использованием приемов:

повтор, чередование, сдвиг мотива на один шаг. Компоновка полосы в двух
направлениях, по горизонтали и вертикали. Выполнение в цвете. «Замкнутая
композиция», создание декоративно–тематической композиции с рамкой, в
которой отражена сюжетная линия. Создание многофигурной композиции с
заданной сюжетной линией.
Материалы, дидактическое обеспечение: наглядные пособия педагога,
репродукции. Гуашь, карандаши, маркеры, гелевые ручки.
17

Интеграция: История искусств, литература.
4 раздел.
Графика.
Форма работы: беседа, практическая часть.
Содержание занятий: графические знаки. Контраст цвета. Линия и пятно.
Симметрия,

средняя

линия.

Композиция

в

листе.

Композиция

с

использованием изобразительного материала.
Практическая работа: упражнения на развитие ассоциативно–образного
мышления и видения: «Инициалы». Задание: придумать инициалы своего
имени на основе просмотра древних миниатюр и русских буквиц свободной
интерпретацией

образа.

«Взаимодействие»

создание

абстрактной

композиции, используя эффект растекания туши по мокрой бумаге.
Упражнения на развитие абстрактного мышления. Упражнения на развитие
декоративного композиционного мышления.
Материалы, дидактическое обеспечение: наглядные пособия педагога,
репродукции. Графические инструменты, бумага, тушь, кисти.
Интеграция: литература.
5 раздел.
Цветоведение.
Форма работы: беседа, практическая часть.
Содержание занятий: цвет в композиции. Свойства цвета–физические,
эмоциональные, психологические. Ахроматические и хроматические цвета.
Цветовой тон, яркость, насыщенность, светлота, «температура» цвета.
Основы цвета. Цветовой круг. Цветовые гармонии. Принципы гармоничного
сочетания цветов. Площади (пропорции) цветов для гармоничного сочетания.
Схемы цветового круга.
Практическая работа: работа с палитрой. Создание цветовых схем.
Материалы, дидактическое обеспечение: наглядные пособия, репродукции.
Карандаши, бумага, акварель, гуашь, пастель, кисти.
Интеграция: история искусств, дизайн.
18

6 раздел.
Коллаж. Виды и стили.
Форма работы: беседа, практическая часть.
Содержание занятий: знакомство с 4 основными стилями коллажа:
пейзажный, вегетативный, декоративный, формо–линейный.
Практическая работа: создание серии коллажей в каждом стиле: «Мир
фантазии», «По следам Пикассо», «Времена года», «Друзья».
Материалы, дидактическое обеспечение: наглядные пособия педагога,
репродукции.
Интеграция: литература.
7 раздел.
Кардмейкинг: Pop-up-открытки, открытка сложной формы.
Форма работы: беседа, практическая часть.
Содержание занятий: изучение и составление сложных схем и раскладок
открыток. Бумага, используемая в скрапбукинге и кардмейкинге. Техники
создания различных эффектов на бумаге. Знакомство с типами бумаги,
фактурой.
Практическая работа: многоплановая раскладная композиция «Города и
страны», создание коллективной модульной композиции с разными схемами
складывания объемов, на одну сюжетную линию, с применением трафаретов.
Открытка нестандартной формы.
Материалы, дидактическое обеспечение: наглядные пособия педагога,
репродукции.

Трафареты, декоративная бумага, ножницы, маркеры,

акварельные карандаши.
Интеграция: история искусств, литература.
8 раздел.
Скрапбукинг. Дополнительные техники.
Форма работы: беседа, практическая часть.

19

Содержание занятий: композиция, сочетание цветов, цветовая гамма. Стили
скрапбукинга: европейский, американский, винтаж, шебби шик, чисто и
просто, смешение стилей.
Практическая

работа:

задание

и

упражнения

на изучение новых

материалов, инструментов, методов и приемов работы с ними. Создание
сувенирных изделий, создание странички в свой «Дневник вдохновения».
Материалы, дидактическое обеспечение: наглядные пособия педагога,
репродукции. Декоративная бумага, краски, карандаши, акварель, гелевые
ручки, кисти, маркеры.
Интеграция: история искусств, литература.
9 раздел.
Контрольные и итоговые занятия.
Просмотр работ. Оформление выставки. Подведение итогов.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Методическое обеспечение
При реализации программы используются различные приёмы и
методы, направленные на развитие индивидуальных способностей и
расширение общего кругозора обучающегося. Для успешного освоения
учебного материала каждого этапа обучения применяются различные формы
проведения занятий:
— учебное занятие – основная форма организации образовательного
процесса;
— практическая работа – занимает основную часть занятий и
способствует закреплению приобретаемых умений и навыков;
— беседа – проводится в начале занятий, перед началом каждой новой
темы. В учебно–тематический план занятий включается
историей того или иного вида

знакомство с

и жанра изобразительного искусства

(Живопись, графика, натюрморт, пейзаж, портрет т.д.);
20

— рассказ–объяснение – используется педагогом, когда рассуждения и
доказательства сопровождаются учебной демонстрацией;
— анализ и оценка работы – проводится в конце каждого занятия.
Результаты работы учащихся оцениваются как педагогом, так и самими
учащимися;
— метод проекта – применяется при выполнении индивидуальных
творческих работ (выбор темы, составление эскиза, подбор материалов,
обсуждение последовательности работы, выполнение работы;
— экскурсии – для сбора природного материала, наблюдений, поиска
вдохновения от чужих работ и красоты природы;
— инструктаж – педагог четко формулирует требования, повторяет
правила и приемы работы (по технике безопасности, по пожарной
безопасности, по антитеррору, по правилам дорожного движения);
— выставки творческих работ учащихся – проводятся регулярно в
течение всего учебного процесса, с целью показа достижений учащихся;
— посещение музеев и выставок – проводятся с целью знакомства с
работами известных художников.
Для развития навыков творческой работы у учащихся программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные
возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких
результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего
школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
21

Основной
объяснении

задачей

дифференциации

материала

является

и

индивидуализации

формирование

умения

при

применять

полученные ранее знания в разных областях жизни.
В процессе обучения используются следующие методы:
— наглядный метод – это показ образца, демонстрация техники
выполнения, всевозможные схемы, иллюстрации. Этот метод помогает
привлечь внимание детей, заинтересовать их перспективой дальнейшей
работой;
— словесный метод – объяснение, разъяснение последовательности,
техники выполнения творческой работы. Беседы о изобразительном
искусстве. Различные инструктажи. Словесный метод помогает педагогу
снять у ребёнка зажатость, страх перед предстоящей работой, нацелить на
положительный результат;
—метод

исследовательской

работы

–

это

самостоятельное

просматривание, прочтение и изучение на занятиях различной справочной
литературы, сравнение, выводы, это исследовательская работа детей, работа
над

индивидуальными

творческими

проектами,

которая

постепенно

формирует у детей дизайнерское мышление. Это могут быть книги по
различным видам и жанрам изобразительного искусства, журналы по
искусствоведению,

книги

по

истории,

исследовательской

работы

помогает

интернет

педагогу

ресурсы.

воспитывать

Метод
в

детях

вдумчивость, самостоятельность, способность применять полученные знания
и умения на практике;
— практический метод – выполнение практических упражнений,
выполнение иллюстраций и т.д. Практический метод помогает детям
применить свои теоретические знания и умения в технике, закрепляет знания
и умения, вырабатывает у ребенка устойчивые навыки;
— метод проектной деятельности. Обучаясь по программе «АРТ–
мастер» каждый, ребенок выполняет проекты по каждому разделу
программы. Под проектом понимается творческая, завершенная работа,
22

соответствующая возможностям ребенка. Выполнение проекта способствует
развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления,
познавательных воспитательных функций, углублению и закреплению
знаний, умений и навыков. Метод проектной деятельности детей позволяет
педагогу проследить усвоение различных разделов программы;
— метод контроля – метод личной диагностики, позволяет педагогу
отслеживать

стабильность

удовлетворенности

детей

посещения
на

основе

знаний,

заинтересованности

анкетирования,

наблюдения

и
и

собеседования. Первичный контроль помогает педагогу выявить знания,
умения навыки учеников на начальном этапе обучения. Текущий контроль
позволяет поэтапно отслеживать усвоения детьми программы и помогает
педагогу скорректировать программу для каждого ребёнка в отдельности,
учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Итоговый контроль
помогает

педагогу

отслеживать

результативность

учащихся

по

образовательной программе и участию в выставках.
В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий:
— тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью
довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
— частично–поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать
тот или иной известный им способ изображения предметов;
— творческие, для которых характерна новизна формулировки,
которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между
неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения
заданного.
Для организации образовательного процесса по данной программе
применяются следующие педагогические технологии: групповая (включая
одновременную работу со всей группой, работу в парах, в малых группах) и
индивидуальная работа. Для успешного освоения программы, занятия в
23

группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому
ребенку.
Занятия планируются проводить как со всей группой детей, так и
индивидуально.

Индивидуальная работа будет проводиться в период

подготовки к различным выставкам, конкурсам, фестивалям и другим
мероприятиям
Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение
самостоятельной работы в форме домашних заданий (упражнений к
изученным темам, завершения работ, рисования с применением шаблонов,
сбора информации по теме), а также возможно участие обучающихся в
творческих мероприятиях города и образовательного заведения.
Организация занятий осуществляется по принципу освоения учебного
материала от простого к сложному, постепенного углубления знаний в
области изобразительного искусства, в соответствии с возрастными и
психологическими особенностями учащихся.
При реализации программы используется значительный дидактический
материал:
— учебные пособия по преподаванию изобразительного искусства;
— литература по различным видам изобразительного искусства;
—

натуральные

наглядные

пособия

–картины,

иллюстрации,

материалы и инструменты, применяемые на занятиях.
— подборки фото, аудио и видеоматериала;
— интернет ресурсы – сайты, блоги, видео уроки, мастер классы и т.п.;
—
учебники,

электронные

образовательные

мультимедийные

ресурсы

универсальные

–

мультимедийные

энциклопедии,

сетевые

образовательные ресурсы;
Формы подведения итогов обучения.
Для контроля знаний и умений по всем основным темам программы,
применяется следующий механизм отслеживания результатов обучения:
открытые занятия, выставки работ.
24

Выставки:
— однодневные – проводятся после каждого занятия с целью
обсуждения;
— постоянные – представляются лучшие работы детей;
— по итогам года – определяется полнота реализации образовательной
программы по данному направлению.
Во время реализации образовательной программы большое внимание
уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей, а также
уровня их воспитанности. Различают некоторые виды контроля качества
усвоения программного материала:
Формы аттестации, контроля
проводится в конце изучения каждой темы – итоговые

Текущий

творческие работы, творческие задания, самостоятельные

контроль

работы.

Промежуточная
аттестация

диагностика

уровня

личностных,

метапредметных

и

предметных компетенций учащихся.
вводная – сентябрь, итоговая – май;
оценка качества обучаемости учащихся по завершению

Итоговая

обучения

по

образовательной

программе).

Творческая

аттестация

работа, наградные документы за участие в конкурсах
различного уровня по профилю, портфолио.

Согласно итогам, обучающиеся переходят на другой год обучения, а
выпускникам вручаются свидетельства.
Материально-технические условия:
—кабинет
освещения

и

(соответствующий
температурного

санитарно–гигиеническим

режима,

в

котором имеется

нормам
окно с

открывающейся форточкой для проветривания);
— письменный стол и стул для педагога;

25

— оборудование (столы, мольберты, стулья для теоретических и
практических занятий, шкафы и стеллажи для хранения материалов, работ,
оборудования, литературы);
— технические средства обучения (ТСО): (аудио, видео, фото,
интернет, компьютер, экран, проектор);
Каждому ребенку для занятий необходимы следующие
инструменты и материалы:
1. бумага;
а) ватман формат А3–20 листов;
б) бумага для зарисовок формата А5 (блокнот– 20 листов);
в) цветная бумага для пастели теплых тонов формат А2– 5 листов;
2. графические карандаши (В, НВ)–4 шт.;
3. ластик мягкий – 4 шт.;
4. кисти:
а) беличьи или синтетические кисти (для акварели) №2, №4,№8;
б) щетинная кисть №4, №8;
5. краски акварельные 12 или более цветов;
6. краски гуашевые 12 цветов;
7. палитра (бумажная на каждое занятие или пластиковая);
8. емкость для воды;
9. чистая тряпочка;
10. масляная пастель 12 цветов;
11. фломастеры 12 и более цветов;
12. маркер черный широкий;
13. маркер черный тонкий (линнер);
14. цветной картон, цветная бумага;
15. ножницы;
16. клей ПВА;
17. клеенка;
18. рабочая одежда (фартук, нарукавники);
26

19. линейка, циркуль;
20. альбом для рисования.
Список литературы
1. Аверина В. И. Городецкая резьба и роспись по дереву. – Н.Новгород,
1990.
2. Алёшкина Т. В. Величайшие творения человечества. Энциклопедия. –
М.: ООО «АСТ», 2001.
3. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. – Издательство
Академия художеств. - М., 1963.
4. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –
СПб.,1997.
6. Гвидо ван Генехен. Большая книга творчества. Рисуем, раскрашиваем,
фантазируем. – Спб.: Питер, 2011.
7. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга
для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
8. Доронова Т. Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. – М.:
Школьная Пресса, 2005. – (Приложение к журналу «Воспитание
школьников», Вып. 10).
9. Изобразительное искусство: беседы, викторина, олимпиады, конкурсы,
необычные уроки/ Сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.
10.Кол М., Сольга К. 110 креативных заданий для детей 4-12 лет / М. Кол.,
К. Сольга ; пер. с англ. Е. Г. Гендель. – Минск: Попурри, 2009.
11.Коромыслов Б. И. Жостовская роспись. – М.: Просвещение,1997.
12.Короткова М. В. Культура повседневности: история костюма. –
М.:Просвещение, 2002.
13.Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс,
2006.
27

14.Неменский Б. М. Распахни окно. – М.: Искусство, 1994.
15.Общественно-педагогические и научно-методические журналы
«Искусство в школе», «Художественный совет», «Юный художник».
16.Основы теории художественной культуры:/Под общей редакцией Л. М.
Мосоловой. – СПб. Издательство «Лань», 2001. – (Мир культуры,
истории и философии).
17.Павлинов П. Я. Каждый может научиться рисовать. – М.: Совхуд, 1999.
18.Пацци Л. Лепим из соленого теста: Забавные фигурки и оригинальные
композиции. – М.: Контэкт, 2012.
19.Полунина В. Н. Искусство и дети. М.: Искусство, 1992.
20.ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Программы
дополнительного образования детей. – М.: Просвещение, 2008.
21.Платонова Н. И., Синюков В. Д. Энциклопедический словарь юного
художника. – М.: Педагогика, 1993.
22.Пяткова С. М. Справочник по мировой культуре и искусству/ Серия
«Справочник». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
23.Ренуф Э. 20 способов нарисовать дерево и другие 44 чуда природы. –
М.: Азбука-Аттикус, 2013.
24.Словьева И.Л. Образовательная программа. Изостудия «Путь к
гармонии» - Самара, 2005
25.Страйкер С., Киммель Э. Рисовалка для умных детей и родителей,
Минск: Попурри, 2010.
26.Уотт Ф. Академия детского творчества. 365 поделок из бумаги и
картона. – М.: Робинс,
27.2011.
28.Уотт Ф., Милборн А., Диккенс Р. Творческая мастерская юного
художника. – М.: Робинс, 2012.
29.Фатеева А. А. Рисуем без кисточки – Ярославль: Академия развития,
2007.
30.Фигурки из соленого теста. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
28

31.Флетчер А. Акварель. Рисуем деревья и листья. – М.: АРТ-РОДНИК,
2008.
32.Шалаева Г. П. Учимся рисовать. – М.: АСТ: СЛОВО, 2011.
33.Этюды об изобразительном искусстве. /М. Алпатов, М. Аленов, А.
Баранов и др; Сост.
34.33.Платонова, В. Ф. Тарасов. – М.: Просвещение, 1993. Я познаю мир:
Искусство:Дет. энцикл./ Т. Ю. Кравченко. – М.: ООО «Издательство
Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
Для учащихся:
1. Джексон, Джун. Поделки из бумаги: Кн. для учащихся / Пер. с англ.
С.В. Григорьевой. - Москва: Просвещение, 1979. - 64 с.
2. Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь. / Ю. Г.
Дорожин, издательство: Мозаика-Синтез, серия: Искусство – детям,
2004.
3. Королёва И.А. Давай учиться рисовать / И.А. Королёва. Москва,
Издательство: М.: Редактура, 1993 – 70 с.
Для родителей:
1. Блонский П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П.
Блонский; под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. - Москва;
Воронеж: Питер, 1997. - 574 с.
2. Верхола, Алена. Волшебный фетр: делаем игрушки вместе с мамой /
Алена Верхола ; [худож. С. Маликова]. - Москва [и др.]: Питер, 2014. –
63 с.
3. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипрессконлига», 2004.
4. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста /
Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 3649.
5. Чибрикова О. Забавные подарки по поводу и без / О. Чибрикова, Изд
«Эксмо» 2006 – 64 с.
29

Интернет-ресурсы изобразительного искусства:
 http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы
по искусству, статьи)
 http://www.artprojekt.ru Энциклопедия искусства - галереи, история
искусства, дополнительные темы
 http://mifolog.ru/ Энциклопедия мифологии (изложение мифов, тексты)
 http://www.virtourist.com/ Англоязычные сайты виртуальных
путешествий по странам мира
 http://www.classical.ru/r/ Архив классической музыки в формате Real
Audio
 http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm Виртуальная
экскурсия по собору святого Павла в Лондоне
 http://www.kulichki.com/travel/ Виртуальные путешествия (Петергоф,
Крым, Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага)
 http://eurotour.narod.ru/index.html Виртуальные путешествия по странам
мира
 http://www.wco.ru/icons/ http://www.travellinks.ru/Virtual_journey/ Вирту
альный каталог икон
 http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея произведений изобразительного
искусства, сгруппированных по эпохам и стилям
 http://www.smallbay.ru/ Галерея шедевров живописи, скульптуры,
архитектуры, мифология
 http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных
искусств им. А.С. Пушкина
 http://kizhi.karelia.ru/ Государственный музей–заповедник Кижи
 http://fashion.artyx.ru/ Иллюстрированная энциклопедия моды
 http://petrov-gallery.narod.ru/ Картинная галерея Александра Петрова
 http://jivopis.ru/gallery/ Картинные галереи и биографии русских
художников
30

 http://www.artclassic.edu.ru/ Коллекция образовательных ресурсов по
МХК
 http://www.culturemap.ru/ Культура регионов России
(достопримечательности регионов)
 http://louvre.historic.ru Лувр (история, коллекции, виртуальная
экскурсия)
 http://www.metmuseum.org/ Метрополитен-музей в Нью-Йорке
 http://sobory.ru/ Народный каталог православной архитектуры
(описания и фотографии церквей, храмов и монастырей)
 http://notes.tarakanov.net/ Нотная библиотека (ноты, партитуры,
клавиры, фрагменты из опер, балетов)
 http://www.belcanto.ru Оперное искусство (новости, биографии, книги,
статьи, записи)
 http://www.tretyakov.ru Официальный сайт Третьяковской галереи
 http://www.rusmuseum.ru Официальный сайт Русского музея
 http://www.hermitagemuseum.org Официальный сайт Эрмитажа
 http://www.museum.ru Портал музеев России
 http://www.bards.ru/ Российские барды
 http://www.sgu.ru/rus_hist/ Русская история в зеркале изобразительного
искусства
 http://www.theatremuseum.ru/ Санкт-Петербургский государственный
музей театрального и музыкального искусства
 http://www.artlib.ru/ Сборник галерей живописи русских художников и
художников XX века
 http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/sculpture_greek/index.html http://historic
.ru/lostcivil/greece/art/statue.shtml Собрания древнегреческой
скульптуры
 http://www.wroubel.ru/ Творчество Михаила Врубеля
 http://www.encspb.ru Энциклопедия Санкт-Петербурга
31

 http://www.castles.narod.ru
 http://www.impressionism.ru Эпоха Средневековья. Литература о
рыцарстве и крестовых походах, коллекция изображений
средневековых замков

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».