Домашняя академия (1)

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Настоящая программа модифицированная, разработана на основе
авторской программы Люпак А.А «Хозяюшка» и адаптирована для детей с
ОВЗ, детей-инвалидов, составлена в соответствии со следующими
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
Санитарных правил СП 2.4.3648 «Санитарные требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее Концепция);
6. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден
на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование"
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
12. Письмо Министерства просвещения России от 31.08.2023 N АБ3569/07 "О направлении разъяснений по организации образования
обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г." (вместе с "Методическими
рекомендациями по введению федеральных адаптированных основных
общеобразовательных программ").
Методические рекомендации:
13. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ, включая разноуровневые
программы, разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО
«Московский государственный педагогический университет», ФГАУ
«Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое
образование», 2015г. (Письмо Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09- 3242);
14. Методические рекомендации по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. №
АК-2563/05);
15. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
(Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016).
Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в
современном российском обществе реализуется, в основном, в детских
домах, которые остаются основными социальными институтами,
обеспечивающими воспитательный процесс и подготовку детей к жизни в
обществе. Учитывая особый образ жизни, который культивирует в детях
такие качества, как беспомощность, потребительство, приспособленчество,
возникла необходимость подготовки детей к самостоятельной жизни и
формирования у них определенных социальных знаний, умений, навыков.

В жизни каждого ребенка бывает много праздников, хочется, чтобы и
эти дети умели правильно организовать его, составить программу,
подготовить праздничный стол, хорошо и правильно сервировать его. Ведь
каждый ребенок, девочка или мальчик, становятся взрослыми, если они в
детстве будут знать, уметь и проводить торжества, то и в дальнейшей своей
взрослой жизни смогут подготовиться к любому семейному мероприятию,
традиционному празднику, стать гостеприимными хозяевами. Обучение
навыкам кулинарии, ручного труда, этикета, элементов домашнего дизайна,
является одним из приоритетных направлений в работе с детьми. Так как их
ориентация в окружающем мире затруднена, для успешной социализации
воспитанников работа с детьми в реабилитационном центре ведется с первых
дней поступления ребенка.
Направленность программы
Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность,
которая является важным направлением в развитии и воспитании. Имеет
адаптированный характер.
Программа направлена на социальную адаптацию детей с
ограниченными возможностями по здоровью, детей-инвалидов повышение
уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными
социальными
институтами,
создание
условий
для
развития
коммуникативной, социально успешной личности, воспитание социальной
компетентности.
Актуальность
Психологические особенности детей с ОВЗ, детей-инвалидов таковы,
что дефицит общения с близкими взрослыми приводит к отставанию
мотивационной сферы. Практически отсутствует ролевое и деловое
взаимодействие, недостаточно развита произвольная регуляция поведения,
низкий уровень адаптации, серьезные отставания в развитии познавательной
деятельности навыков ручного труда. Но в тоже время обострена
потребность в доброжелательном внимании взрослого, на основе которого
возможно формирование более сложных потребностей: в сотрудничестве,
сопереживании, в признании успешности.
Программа помогает таким детям осознать и почувствовать себя
умелыми, способными, значимыми, созидателями жизни.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность построения программы заключается

в том, что в соответствии с целью программы она направлена на развитие
личности подростка, его социализацию и самоутверждение в обществе.

Отличительная особенность программы
Содержание занятий определяется в соответствии с общими
тематическими блоками, с учетом интеграции всех видов деятельности для
детей с особенностями, т.е. ОВЗ, детей-инвалидов.
Адресат программы
Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей с
ОВЗ, детей-инвалидов 6-17 лет. Обоюдную пользу, извлекают дети при
совместном обучении в одной группе разного возраста, при этом
воспитывается взаимопомощь, взаимоуважение, разница в возрасте не играет
роли.
Объём программы, сроки реализации:
Программа рассчитана на 1 год обучения-72 часа в год.
Форма обучения
Форма обучения: очная, очно - заочная.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность
учебного занятия – 30 минут с перерывом на 10 минут между первым и
вторым часом.
Особенности организации образовательного процесса
Основное место на занятиях отводится практической деятельности, в
результате которого создаётся изделие функционального назначения. Особое
внимание в работе в объединении отводится тому, что в занятиях есть выход
с результатами практической деятельности на события жизни «семьи».

Главный показатель реализации программы - личностный рост каждого
учащегося, его творческих способностей, превращение группы в единый
коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Критерием уровня эффективности программы является усвоение
образовательной
части,
повышение
интеллектуального
уровня,
воспитанности и готовность к самостоятельной жизни в плане организации
своего быта.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: формирование у воспитанников знаний о самостоятельной
жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям
и навыкам, социальная адаптация детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации и интеграция их в общество.
Задачи:
Предметные:
 формирование знаний, умений и навыков по кулинарии, ручного труду,
этикету, домашнему дизайну;
Метапредметные:
 развитие
индивидуальных
качеств:
ловкость,
внимание,
наблюдательность, память, находчивость, смекалку, воображение,
фантазию, эстетический вкус,
мелкую моторику пальцев рук.
 Развитие активности и самостоятельности
Личностные:
 воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение,
усидчивость, уверенность в себе.
Учебный план
Название разделов

Вводное занятие
1. «Чтобы в доме был порядок»
(знакомство с хозяйственно-бытовыми
предметами: пылесос, утюг, стиральная
машина)
2. «Чай – здоровье» (целебные свойства)
(сервировка чайного стола, заваривание
различного вида чая, разговор о целебных

Количество часов
всего
теория практик
а
2
2
2
1
1

2

1

1

свойствах чая)
1. «Основные правила хорошего тона»
(о такте, общие правила этикета)
2. «История колющихся предметов»
(секреты принцессы-иголочки, королевыспицы, графа-ножниц) Вводное занятие
3. «Ты идешь в гости или ждешь гостей
сама» (как вести себя в гостях и принимать
гостей дома)
4. «Правила поведения за столом»
1. «Столовые приборы: что для чего?»
Сервируем стол
«Узелок на память: несколько полезных
советов»
(сервировка праздничного стола)
2. «Угощаем друга чаем»
(расширить
знания
об
этикете
гостеприимства)
3.Знакомство с техникой «Квиллинг»
4. Основные формы.
Изготовление простого цветка.
1. «Праздничные салаты»
2. «Страна цветов» (знакомство с
технологией изготовления цветов из
капрона
3. Изготовление цветов из капрона
(изготовление
каркаса,
обтягивание,
сборка)
1. «Учимся шить» (ручные швы: «вперед
иголку», «за иголку», «через край»,
«строчка», делаем узелки)
2. «История оторванной пуговицы»
(пришиваем пуговицы)
1. «23 февраля – День защитников
отечества» (сувенир для мальчиков)
2. «Умение вести дом»
(уход за одеждой – утюжка)

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2
4

1
1

1
3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

2

1

1

2

1

1

3. «Чудеса из печенья»
(составление рецептов из печенья)
1.Чудесный праздник –
женский день»
(готовим фруктовый салат)

2

1

1

2

1

1

2. «Встреча Масленицы»
(печем блины)
3. «Чудеса природы»
(поделки из природного материала)

2

1

1

4

1

3

4. «Украшение интерьера»
а) рамки для фотографий
б) панно с использованием природного
материала
1. «Уроки плетения мандалы»
(виды, подбор рисунка, ниток»

2

1

1

6

1

5

2. «Что такое винегрет?»
(приготовление винегрета)
3. «Пасха – православный праздник»
(Украшение яиц. Изготовление сувениров)
1. Вкусные украшения из овощей и
фруктов
(художественное вырезание из овощей и
фруктов)
2. «Если хочешь быть красивой»
а) роскошные волосы – это просто
б) уход за зубами
в) уход за кожей тела
3. Как научиться одеваться стильно?
а) выбор одежды
б) выбор обуви
ИТОГО:

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

72

30

42

Содержание учебного плана
Блок: «Уютный дом»
1. Основные правила хорошего тона.

2. Ты идешь в гости или ждешь гостей сама (как вести себя в гостях и
принимать их дома).
3. Правила поведения за столом.
4. Сервируем стол.
5. Украшение интерьера. (Флористический коллаж).
6. «Умение вести домашнее хозяйство» (стирка, утюжка, уход за обувью,
уборка в квартире).
7. Этикет
Il Блок: «Путешествие чудесных ручек»
1. «История колющихся предметов».
Задачи: Раскрыть вместе с детьми очень важные секреты принцессы иголочки, королевы - спицы, графа - ножниц, и т.д.
Форма: Занятие - сказка «Путешествие в королевство принцессы иголочки».
2. «История колющих предметов».
Задачи: Научить детей работать с бумагой, делать красивые узоры,
сюжетные картинки. Развивать эстетический вкус, глазомер, мелкую
моторику рук. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Форма: Ролевая игра.
3. «Учимся шить» (ручные швы: «вперед иголку», «через край», «за иголку»,
«строчка», делаем узелки и т.д.)
Задачи: Формировать навыки работы с иголкой. Воспитывать бережное
отношение к иголке (взял - убери на место). Закрепить безопасное обращение
с иголкой.
4. «Уроки плетения мандалы» (виды плетение, подбор рисунка, плетение
мандалы).

Задачи: Научить элементарным навыком плетения.
усидчивость, самостоятельность при постановке цели.

Воспитывать

Форма: «Посиделки».
5. «История оторванной пуговицы» (секреты пуговиц, учимся пришивать,
делаем узор из пуговиц или мозаику).
Задачи: Воспитывать аккуратность умения замечать неполадки в одежде и
вовремя и самостоятельно их устранять.
Форма: «Занятие - сказка о неряхе».
6. «Квиллинг»
Задачи: Познакомить с искусством квиллинга. Научить изготавливать
открытки, поделки в технике квиллинг.
Форма: «В гостях у рукодельницы».
7. «Страна цветов» (знакомство с технологией изготовления цветов из
капрона.)
Задачи: Расширить знания детей о свойствах капрона. Познакомить с
технологией изготовления цветов из капрона
Воспитывать усидчивость,
самостоятельно.

развивать

интерес

к

работе,

сделанной

Форма: «Практическое занятие».
8. «Игрушка своими руками».
Задачи: Закрепить все полученные знания работы с иголкой и тканями и др.
предметами рукоделия. Развивать творческую фантазию в создании игрушки
и её украшения.
Форма: Игра «Магазин игрушек».
9.
«Чудеса своими руками». (изготовление поделок из природного
материала, новогодних украшений)

Задачи: Создать условия для детей, проявляя свои творческие способности и
умения.
Форма: Творческая мастерская
10. «Подарки своими руками».
Задачи: Создать условия для детей, проявляя свои творческие способности и
умения.
Форма: Творческая мастерская
lll Блок:«Путешествие в царство маленьких поварят»
1. «Безопасность при работе с электроприборами»
электроплитой, вафельницей, холодильником и т.д.)

(знакомство

с

Задачи: Научить безопасности работе с электроприборами.
Форма: Беседа.
2. «Встреча Масленицы » (Печем блины)
Задачи: Показать детям возможность приготовления блинов.
Форма: «Посиделки»
3. «Чай - здоровье» (целебные свойства)
Задачи: Расширить знания детей о целебных свойствах чая. Сервировка
чайного стола, заваривание различного вида чая.
Форма: «Диалог за чашкой чая».
4. «Чудеса из печенья» (составляем рецепты из печенья).
Задачи: Показать детям возможность приготовления различных рецептов из
печенья.
Форма: «Чудеса из печенья».
5. «Салат из фруктов»

Задачи: Показать детям возможность приготовления различных блюд
самостоятельно, соединение фруктовых компонентов в салатах.
Форма: Праздничный стол.
6. «Вкусные и полезные».
Задачи: Продолжать работу по придумыванию необычного напитка.
Познакомить с пользой целебных напитков, коктейлей. Развивать фантазию.
Форма: «Конкурс необычного напитка, коктейля».
7. «Салаты».
Задачи: Дать детям возможность проявить свое творчество и показать свое
умение приготовить салат и украсить его.
Форма: Конкурс «Маленькие хозяюшки».
8. Что такое винегрет?
Задачи: Показать детям возможность приготовления различных блюд из
варенных самостоятельных овощей конкретно приготовление винегрета фантазия.
Форма: Занятие - сказка «Диалог овощей».
9. «Великолепные бутерброды»
Задачи: Дать детям возможность проявить свое творчество и показать свое
умение приготовить бутерброд и украсить его.
Форма: Конкурс «Маленькие хозяюшки».
10. «Готовимся к празднику»
Задачи: Познакомить детей с рецептами праздничных салатов.
Форма: Занятие.
IV Блок: «Если хочешь быть красивой»
1. Как научиться одеваться стильно

а) Что такое мода? Что такое стиль?
б) Выбираем цвет.
в) Выбор обуви.
2. Роскошные волосы – это просто.
3. Ты и косметика.
4. Уход за зубами.
5. Уход за кожей тела.
1.3.Планируемые результаты
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для
достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
 осознать свои личные способности, интересы и склонности;
 обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности;
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 уметь применять полученные знания в собственной технологической и
художественно-творческой деятельности;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
 уметь слушать и понимать высказывания собеседников в группе;
 участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях;
 отвечать на поставленные вопросы педагога на занятии, товарищей по
группе;
 уметь задавать вопросы для корректировки своей деятельности;
 уметь обсуждать и анализировать собственную деятельность, работу
товарищей с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения;
 совершенствовать навыки индивидуальной творческой деятельности;
 сознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
Метапредметные результаты:
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;

 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
 умение
рационально
строить
самостоятельную
творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
 формирование умений ставить цель – создание творческой работы,
планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы
в процессе работы;
 оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с
изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции
либо продукта, либо замысла;
 решение коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Предметные результаты:
 сформировать
политехнические
знания
перспективных
и
распространенных технологий преобразования материалов, энергии и
информации в сферах домашнего хозяйств.
 знать
основных
видов
народного,
декоративно-прикладного
творчества, пространственно-визуальных искусств;
 применять умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих и технологических работ;
 использовать в практической деятельности различные материалы,
технологии и техники;
 знать основы цветоведения и применение их в художественнотворческой практической деятельности;
 овладеть навыками моделирования, конструирования. самостоятельно
организовывать рабочее место в соответствии с особенностями
используемого материала и поддерживать порядок на нем во время
работы;
 наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать форму предмета;
Один из способов проверки ожидаемых результатов, это ведение
мониторинга сформированности ключевых компетенций, обучающихся в
течение учебного года.
Прохождение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, в
виде тестовых заданий.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график (приложение1)

2.2.Условия реализации программы
Помещение для проведения занятий должно быть светлым,
соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое
обеспечение:
 помещение(кабинет)
 качественное электроосвещение
 столы, стулья
 шкафы, стенды
Для реализации программы используются следующие формы
проведения занятий: вводное, ТСО, урок закрепления знаний, умений и
навыков; самостоятельная работа, комбинированный, практический, урокфантазирование, путешествие, урок-игра, урок-спектакль и т.д. Форма
работы на занятиях: фронтальная, коллективная, групповая, по парам,
индивидуальная.
2.3. Формы аттестации и контроля
Контроль проводится в течение года. Данные о результативности могут
быть получены в системе основных видов контроля: входного, текущего,
тематического, рубежного, итогового.
Оценке подлежат теоретические знания, а также уровень выполнения
практической деятельности.
Основной контроль позволяет поэтапно отслеживать усвоения детьми
программы и помогает педагогу скорректировать программу для каждого
ребёнка в отдельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль помогает педагогу отслеживать результативность
учащихся по образовательной программе. Работы, выполненные по всем
показателям, отбираются на выставки, конкурсы и смотры.
2.4.Оценочные материалы
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов
обучения, являются выставки работ учащихся. Выставки позволяют
обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в
эстетическом становлении личности ребенка.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение
соревнований. Ребенок, сравнивая свою работу с другими, наглядно видит

преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа
для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные
конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры, ребята
готовят к праздникам с большим удовольствием.
К оценкам результатов творчества относятся похвала за
самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ,
награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами.
Завершением курса обучения является итоговая выставка работ,
призванная показать достижения детей за год.
2.5. Методические материалы
В целях обеспечения учебной части программы создается научнометодическая база. Это методические рекомендации и разработки по темам,
анкеты, тесты, инструкционные карты, дополнительная литература,
раздаточный материал в виде карточек, схем, тезисов, образцы готовых
изделий, фотографий, сбор материалов по разным видам декоративноприкладного искусства, по ведению и обустройству дома, кулинарии,
здоровью и красоте.
С этой целью проводится следующая работа: создание фото-видеотеки
изделий, демонстрации изделий для сверстников и родителей, выставки,
участие в городских, областных конкурсах и выставках.
Материалы по теории предмета:
 Методическая литература по профилю;
 Описание основных технологических процессов;
 Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Методические разработки:
 Разработка тем занятий
 Конспекты открытых занятий
 Учебно-иллюстративный материал:
 Диски с презентациями.
 Методическая папка с иллюстрациями и схемами.
 Образцы работ в технике квиллинг.
Здоровьесберегающие технологии:
 Комплекс упражнений для снятия напряжения с глаз и профилактики
сутулости.
 Инструкции по технике безопасности и охране труда.
 Физкультминутки, разминки, пальчиковые игры.

 Материалы для проверки уровня освоения программы.
Материалы по результативности освоения программы:
 Портфолио объединения с творческими достижениями и результатом
участия в конкурсах детского творчества.
 Портфолио педагога.
 Работы детей.
Методы, используемые на занятиях:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники,
конкурсы и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу);
- Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
- Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
- Исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых
деятельности детей на занятиях:

лежит

форма

организации

- Фронтальный – одновременная работа со всеми;
-Индивидуально-фронтальный
фронтальных форм работы;

–

чередование

индивидуальных

и

- Групповой – организация работы в группах;
- Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Список литературы:
Литература для педагога

1.Азбука вежливости //https://happyb00k.livejournal.com/13645.html. (Дата
обращения: 17.08.2022).
1. Ерзянкова Н.В., Свой дом украшу я сама, г. Минск, Полымя, 2015.
2. Иванова В.В., Кулинария. Готовят дети, Дом РДФ, 2001. -288 с.
3. Каневская Е.М., Эко В.М., 2017.
4. Ковалёв В.М., Рецепты, М., Мир, 2019.
5. Лабзина А.Я., Обслуживающий труд, М., Просвещение, 2017.
6. Правила этикета для детей в любых жизненных ситуациях // Azbuka.ru.
(Дата обращения: 17.08.2022).
7. Энциклопедия этикета. - М.: ООО "Арнадия", 2020. - 366 с.

Интернет-ресурсы
1.http://detki-52.ru/
2.http://www.openclass.
3.http://www.menobr.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».