Пояснительная записка
Общеразвивающая
образовательная
программа
социальнопедагогической направленности по Арт-терапии «Разноцветный мир»
разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- СанПиНом 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014
года № 1726-р)
Данная программа разработана с учетом специфики дополнительного
образования детей, где каждому ребенку предлагается на выбор большое
разнообразие развития его творческих способностей и выделяется
определенное
внимание
всем
методам
арт-терапии
(рисование
нетрадиционными способами, лепка, работа с природными материалами,
оригами, танец, статическая медитация, сказкотерапии, вокал, танец, театр и
др.) на занятиях с дошкольниками. В программе использована методика и
разработки психолога арт-терапевта Сакович. Н.А. « Практика сказкотерапии
в ДОУ».
Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества
– привлекает к себе все большее внимание во всем мире. Трудно назвать еще
какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же
большие возможности не только для «исцеления» отдельных лиц и групп, но
и для «социального врачевания». Анализ современного состояния арт-терапии
- нового направления в отечественной педагогической практике - позволяет
отнести названную категорию к разряду инноваций.
Актуальность программы
Сложная социальная и экономическая обстановка, сложившаяся в
настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост неврозов,
тревожности, агрессии не только у взрослых, но и у детей. Детям еще сложнее
в этой ситуации они наблюдают за взрослыми, а у тех свои проблемы
нерешенные, кто же поможет детям разобраться в их проблемах? Но, все же
дети формируются в среде, где растут и впитывают все негативные факторы в
себя, порой проблемы возникшие, у них самих не могут найти выхода, и
ребенок замыкается в себе или вызывающе ведет себя. А тут проблемы среды
обитания на него действуют, и человечек просто не в состоянии – это все
пережить, ему нужна помощь. А родители заняты собой, им не до них, что
очень печально наблюдать в наше современное время. С детьми занимаются
педагоги, психологические службы, но процент выхода из сложившийся
ситуации невелик. Но существует творчество, которое привлекает
школьников, где они начинают раскрываться, социализироваться,
проявляются их способности, по-новому, открываются горизонты.
Арт-терапия в буквальном переводе — это понятие означает терапия
искусством. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку
арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям,
помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит
Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого
потенциала человека и познанием своего внутреннего мира. Согласно
восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча
слов". По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей
является не искусством, а речью. У каждой линии и у каждого цвета есть свой
характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него
внутри. Все это указывает на то, что арт-терапия тесно связана с развитием
эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее
улучшения. Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью,
взаимопонимания, успеха. Методы арт-терапии помогают детям дошкольного
возраста и школьникам освободиться от комплексов, замкнутости, увидеть и
оценить себя по-другому. Появляется позитивный взгляд на свое будущее,
появляются перспективы, стремление жить и творить в этом мире.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра
лежит - игра. Анализ роли театра в формировании художественной культуры
показал, что, например, школьники, интересующиеся театром, чаще имели
более высокий художественный вкус, чем те, которые были далеки от театра.
У детей, посещающих занятия по арт-терапии, постепенно развивается
художественный вкус - это важный показатель эстетической воспитанности
человека.
Актуальность
обусловлена
необходимостью
профилактики
эмоциональной развития как одной из составляющих здоровья ребенка сферы
детей
средствами
Арт-терапии,
что
способствует
улучшению
психологического
состояния
у
детей.
По определению " Международной ассоциации здравоохранения", Здоровье это состояние полного физического, психического и социального
благополучия. Кроме того, арт-терапия - путь к установлению отношений.
Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше
узнать о себе и о других людях. В творчестве человек получает новый опыт,
который может применить в жизни, облегчая свое общение с другими людьми.
Цели и задачи программы:
Цель: Профилактика и коррекция эмоционального состояния детей
дошкольного и младшего школьного возраста, гармонизация развития
личности через развитие способности и самовыражения и самопознания.
Задачи:
Обучающие:
1.Формирование художественно-творческих способностей, без которых
ребенок даже с хорошим воображением не сможет создать произведение
адекватное поставленной задаче.
2. Научить ребенка самостоятельно находить выход, из проблемной ситуации
применяя методы арт-терапии.
3. Обучение саморегуляции, обучение адекватного телесного выражения
различных эмоциональных состояний.
4. Научить ребенка радости общения с искусством, развить способности
восприятия, эмоциональный отклик и умение анализировать увиденное.
Развивающие:
1. Развитие коммуникативных навыков в группе, умение выразить свои
чувства посредством арт-методов (рисование, лепка, тренинг, театр и др.)
2. Развитие памяти, творческого воображения, образного мышления.
3. Развитие уверенности в себе.
4. Развитие сенсорно-перцептивной сферы.
5. Развитие произвольности поведения, произвольного внимания.
6. Развитие и совершенствование мелкой моторики рук и координаций
движений.
Воспитывающие:
1. Воспитание сценической культуры, культуры общения с партнером и
умение преодолевать чувство неуверенности в себе.
2. Воспитание адекватного отношения к себе к другим ребятам в группе,
установления доверительных отношений в коллективе.
Валеологические:
1.Укрепление психосоматического здоровья ребенка.
2. Создание благоприятного микроклимата в процессе занятий творческой
деятельностью.
3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований (норм).
Дети учатся само выражаться себя на занятиях по арт-терапии, развивают
коммуникативные способности общения на тренинге, выполняют задания
психолога дома, участвуют в мини постановках, концертных выступлениях.
Отличительная особенность программы.
В этой программе главной целью всех разработанных занятий является
достижение психологического здоровья ребенка и развитие его творческого
потенциала. Творчество – это не что иное, как раскрытие и реализация в
человеке собственной индивидуальности. У детей рано складывается картина
мира. При всем своем несовершенстве она имеет важное преимуществоцелостность. Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми
психическими функциями,- восприятием, вниманием, памятью, речью,
мышлением,- не только значительно углубляет и расширяет процесс познания,
но и оказывает влияние на становление личности в целом.
На занятиях постоянно создается ситуация успешности каждого
ребенка, такой подход позволяет детям свободно выражать свои чувства и
мысли. С помощью практики арт-терапии: рисование, танец, пение, лепка,
театр и др. методов, дети само выражаются, освобождаются от негативных
эмоций. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает
лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не
получается. Самое главное в этой программе, еще является помочь детям
постепенно осознавать себя, свое место в окружающем мире. Позитивное
отношение к себе, к окружающим людям, ощущение своей нужности и
полезности.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей и
рассчитана на 1 год.
Возраст обучающихся 5-7 лет.
Объем программы:
1. Первый год обучения- 72 часа
Формы организации образовательного процесса:
1. Групповые занятия;
2. Индивидуальные занятия.
Режим занятий:
1 год обучения - 72 часа (по 1 часу два раза в неделю);
В соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 продолжительность занятий для
детей в возрасте до 10 лет - 30 минут.
Для успешного освоения программы численность детей в группе должна
составлять: первый год обучения -3-5 человек.
Ожидаемые результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий.
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
творческой и других видах деятельности;
- сформированность умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в
устной и понимать смысл поставленной задачи;
- сформированность способности к эмоциональному восприятию учебного
материала
Метапредметные:
а) регулятивные универсальные учебные действия:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- оформлять свои мысли в устной форме.
б) познавательные универсальные учебные действия:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и
переработке материала;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий,
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям;
- умение высказывать своё отношение к получаемой информации;
- свои мысли в устной форме
в) коммуникативные универсальные учебные действия:
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль.
Предметные:
- умение различать основные виды художественных материалов;
- формирование начальных знаний в области искусства;
- способность к созданию своего творческого продукта и воплощения в нем
собственного внутреннего мира;
- уверенное владение техникой работы с различными видами материалов
(ткань, бумага, нить, краски, цифровые материалы, глина, пластилин и т.д.).
Формы подведения итогов программы
• Обобщающий тренинг, конкурс на заданную тему.
• Участие в театральной постановке.
• Открытое занятие.
• Выставка работ обучающихся.
Учебно-тематический план
1 год обучения (возраст с 5-7 лет)
№
Содержание разделов, тем
1
Вводное занятие. Инструктаж
технике безопасности.
Занятие по арт-терапии:
Психогимнастика
2.
Теория
(ч.)
по
1
Практика
(ч.)
1
Всего
часов
2
1
3
4
3.
Музыкотерапия
3
5
8
4.
5.
6.
Танцевальная терапия
Занятие по сказкотерапии
Занятие по театр – терапии
1
4
5
3
6
6
4
10
11
7.
Изотерапия.
Рисование
пальцами,
ладонью,
кисточкой
и
др.
художественными
средствами
на
бумаге.
Лепка из пластилина и теста с
использованием
природных
материалов.
Цветоведение (или игры с цветом)
4
7
11
3
5
8
1
3
4
Тренинг общения
Коррекционная работа, тестирование,
проективный рисунок.
2
1
4
3
6
4
26
46
72
8.
9
10.
11.
Итого:
Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Теория. Вводное занятие; Инструктаж по технике безопасности;
Практика. Тренинг «Знакомство».
Тема 2. Занятия по Арт-терапии: 1. Психогимнастика. Мимические и
пантомимические этюды, игры, направленные на выражение отдельных
свойств личности, а также направленные на определенного ребенка или
группу в целом, психомышечная тренировка. Этюды и игры: «Зеркало, Я иду
по воде, Преодоление трудностей и др.»
Тема 3. Музыкотерапия. Эмоциональная разрядка, регулирования
эмоционального состояния, проявление индивидуальности через музыку,
рисование музыки. Вокалотерапия. Игры-вокализации: «Приветствие, Девиз,
Театр, В лесу, Я знаю…, Молоточки, Улитка, Путаница, Поймай звук,
гласный-согласный, Твердый-мягкий, Цепочка слов, Собери слово, разбери
слово, запутались-распутались.» Упражнения музыкальные на развитие
внимание и памяти, слухового внимания с помощью музыкальных звуков и на
речевом материале, умение различать разнообразные звуки и шумовые:
«Топаем, хлопаем, бегаем и прыгаем», «Прогулка в лес», «Отгадай животное»,
«Большие и малыши», «Подарки», «Транспорт», «Превращения», «Ветерок,
ветерок, буран и др.» Релаксация под спокойную классическую и эстрадную
музыку и визуализация сказочных образов под нее.
Тема 4. Танцевальная терапия. Развитие осознания собственного тела и
созидание его позитивного образа, возможность его использования, а также
развитие навыков общения, исследования чувств, раскрепощение участников,
согласование чувств с движениями.
Тема 5. Сказкотерапия. Сочинение и проигрывание добрых, красивых сказок
детьми и с помощью игрушек, кукол и т.д. Знакомство с сильными сторонами
личности ребенка посредством сказок. Анализ знакомых народных сказок
«Теремок, Колобок, Репка и др.» и разыгрывание сказок по ролям с детьми.
Тема 6. Театр-терапия. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти,
наблюдательности. Обучение снятию зажатости и скованности, а также
согласование своих действий с другими детьми. Развитие умения произвольно
реагировать на команду. Театральные игры: «Эстафета, Кто во что одет?
Веселые обезьянки и др. Ритмопластика. Упражнения «Самолеты и бабочки,
осенние листья. Считалочка и др.» Основы культуры речи: «Мыльные
пузыри, колокольчик, волшебная корзина, скороговорки и др.» Постановка
мини-театрализации «Новогодняя сказка», «Приключение Медвежонка и
зайки.»
Тема 7. Изотерапия. Рисование пальцами, ладонью, кисточкой и др.
художественными средствами на бумаге. Снятие эмоционального и
мышечного напряжения, снижение импульсивности, тревоги и агрессии у
ребенка. Развитие чувственно-двигательной координации, расширение
сенсорного и эмоционального опыта. Обучение новым приемам рисования.
Рисование: «Рябина. Осень в лесу. В городе», «Жители подводного мира»,
«Волшебная птичка. Новогодние фантазии», «Рождественский подарок»,
«Зимние узоры», «Весеннее настроение. Пробуждение природы в лесу и в
городе», «Счастливый одуванчик и Разноцветные бабочки» и др.
Тема 8. Лепка из пластилина и теста (с использованием природных
материалов).
Развитие
сенсорно-перспективной
сферы,
развитие
воображения, оригинальности мышления. Поделка: «Золотой петушок»,
«Сестричка-Миловичка», «Чебурашка», «Клоун», «Волшебник и подарок» и
др.
Тема 9. Цветоведение (или игры с цветом). Развитие ассоциативно-образного
мышления; расширение представлений о цветовых оттенках, воспитание
эстетического и эмоционально окрашенного цвета; развитие зрительного
внимания, чувство цветового ритма. Рисунок: «Девочка Огонек и девочка
Льдинка» (теплотность цвета), «Дополнение к одежде девочек красок»
(дополнительные цвета), «Разноцветные дома» (сочетаемость цветов),
«Мимика цветов» (Эмоциональность цвета), «Ожившие портреты» (передача
характера цветом», «Символика линий» (понятие о художественной
абстракции), «Фрукты и овощи» (Передача цветом характера сказочного
героя), «День и ночь» (цветовой контраст).
Тема 10. Тренинг общения. Создание доброжелательной атмосферы на
занятиях, стимулирования творческого самовыражения, формирование
позитивного отношения ребенка к своему «Я», к другим детям в группе, а
также обучения соблюдать общепринятые нормы в отношениях между
людьми в коллективе. Тренинг «Я» и мои эмоции» 2части, тренинг
эффективного межличностного взаимодействия, «Всегда ли мы поступаем
правильно?», «Я и другие», «Мой мир», «На волшебной полянке», «В мире
чувств» и др.
Тема 11. Коррекционная работа, тестирование, проективный рисунок.
Диагностическая работа: Выявления уровня тревожности у детей, развивать
воображение и абстрактное мышление. Коррекция социального поведения.
Проективный рисунок: Рисунок человека (беседа по рисунку), Рисунок
несуществующего животного, рис. Мое настроение, рис. Человек под дождем,
«Нарисуй свое настроение», рис. «Удивительная ладонь» и др. техники.
Методическое обеспечение программы
Приемы организации учебно-воспитательного процесса
Для успешного освоения программы на занятиях используются следующие
приемы:
• Приемы формирования и активизации отдельных операций – внимания,
мышления, памяти, восприятия, воображения;
• Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в
мыслительной деятельности детей;
• Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с
изучением учебного материала;
• Приемы контроля, самоконтроля, самообучения обучающихся;
• Приемы управления в учебном процессе коллективными и личностными
взаимоотношениями обучающихся.
Формы и методы организации учебного процесса
• Словесный: рассказ, объяснение, лекция, дискуссия, беседа.
• Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся.
• Практический: упражнение, практическая работа
Виды занятий:
1. Практические занятия;
2. Беседы;
3. Тренинги;
4. Урок-сказка;
5. Релаксация;
6. Ролевые игры;
7. Статическая медитация;
8. Урок подачи нового материала;
9. Репетиция;
10. Спектакль.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо:
1. Стол, стулья.
2. Доска.
3. Наглядные пособия.
4. Технические средства: магнитофон, ноутбук, электронный носитель.
6. Зал для проведения тренингов, релаксаций, игр, занятий, репетиций.
7. Коврики для упражнений.
Формы аттестации/контроля
1. Входящий контроль (собеседование, тестирование)
2. Текущий (самостоятельные и контрольные задания),
3. Промежуточный (по разделам или полугодия),
4. Итоговый (показ сказки, спектакля, выставка работ детей),
5. Диагностический.
•
•
•
•
•
•
Итоговые:
тестирование;
анкетирование;
контрольная проверка на тренингах;
открытый урок;
показ театральной постановки;
выставка работ детей, творческий отчет.
Оценочный материал
• устный опрос;
• тестирование;
• анкетирование.
Методические материалы
Материалы по теории предмета:
1. Методическая литература по профилю.
2. Сказочные костюмы, маски, атрибуты.
Методические разработки:
1. Разработка тем занятий по учебному году;
2. Конспекты открытых занятий;
3. Разработка программы по арт-терапии «Разноцветный мир».
Учебно –иллюстрированный материал:
1. Наглядный материал;
2. Дополнительная литература (журналы, игровой материал.)
Здоровьесберегающие технологии:
1. Релаксация, упражнения на дыхания, снятие напряжения;
2. Аутотренинг для позитивного настроя обучающихся;
3. Инструкция безопасности и охране труда.
Материалы для проверки уровня освоения программы:
1. Портфолио объединения с творческими достижениями результатов;
2. Участие в конкурсах мероприятиях «ЖДТ» и др.;
3. Портфолио педагога.
Список литературы для педагога
1.
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через
психологическую сказку. М.: «Ось -89», 2001.
2.
Величко В.В. и др. Инновационные методы обучения в гражданском
образовании. М.: «Медисонт», 2001.
3.
Гордеева Ю.А. Программа комплексных развивающих занятий по арттерапии «Фантазия» (для детей дошкольного возраста) 2007.
4.
Годовникова Л.В., Возняк И.В, Морозова А.А, Белицкая А.В.
«Коррекционно-развивающие технологии в ДОО» «Программы развития
личностной, познавательной, Эмоционально-волевой сферы детей,
диагностический комплекс.» переизданное. Волгоград:
«Учитель»,
2017.
5.
Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М.: «Речь», 2001.
6.
Ефимкина Р.П. Детская психология. Новосибирск «НГУ», 2000.
7.
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СанктПетербург. «Речь», 2002.
8.
Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика
сказкотерапии. Санкт – Петербург. «Речь», 2001.
9.
Копытин. А.И. Основы арт-терапии. Санкт-Петербург. Изд-во «Владос»
1999.
10.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического ребенка. М.:.
1997.
11. Крюкова С.В. и др. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь и радуюсь. М.:
«Генезис», 2001.
12. Кон И.С. «Психология ранней юности», М.: «Речь», 2001.
13. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль.
«Академия развития» 1997.
14. Кряжева Н.Л. Арт-терапия как педагогическая инновация. Педагогика2001. - №10.
15. Любимова Н.В. Самоисцеление творчеством и адаптацией к жизни.
2004.
16. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: «Сфера». 2000.
17. Овчарова А.А. Справочная книга школьного психолога. М.: «Речь».
2000.
18. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. Санкт-Петербург. Изд-во
«Речь». 2006.
19. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. М.: «АСТ». 2000.
20. Фурмина Л.А. «Арт-терапия» М.: «Сфера» 2007.
21. Цукерман Г.А. Психология развития. М.: «Речь», 2001.
22. Шах И. Зеркало совершенства. Суффийские притчи. М.: «Речь». 2003.
Приложение № 1
Календарный учебный график
1 год обучения
№
1
Месяц
№ и тема
Сентябрь Комплектация группы.
1.Вводное занятие, тренинг знакомство с детьми.
Инструктаж по технике безопасности.
2.Психогимнастика.
Передача ритма по кругу, передача движения по кругу.
Упражнения на напряжение и расслабление мышц,
пластическую выразительность и музыкальность.
Игры и этюды: «Зеркало, Я иду по воде, преодоление
трудностей, моя жизнь и др.»
5. Сказкотерапия. Сочинение и проигрывание сказок:
«Колобок», «Репка» и др.
8. Лепка из пластилина и теста с использованием
природных
материалов.
Развитие
сенсорноперспективной
сферы,
развитие
воображения,
стимулирования
творческого
самовыражения.
Тематическое
занятие
«Золотой
петушок»
с
использованием природных материалов (сосновые и
еловые шишки, листья деревьев подсушенные).
2 Октябрь
Форма занятий
Агитация,
реклама
Кол-во
Место
Форма
часов проведения
контроля
5
ЖДТ,
Беседа, опрос
Детские сады
Беседа
2
ЖДТ
опрос
Тренинг,
игра
2
ЖДТ
обсуждение
Ролевая
тренинг
игра, 2
ЖДТ
беседа
Тренинг,
занятие.
игра, 2
ЖДТ
рассказ
3. Музыкотерапия. Прослушивание специально Релаксация,
подобранных музыкальных произведений, обсуждение тренинг
собственных мыслей и переживаний, фантазий в ходе
1
ЖДТ
рассказ
работы.
Вокалотерапия.
Игры-вокализации:
«Приветствие, Девиз, Театр, В лесу, Я знаю…,
Молоточки, Улитка, Путаница, Поймай звук и др.»
7. Изотерапия. Рисование пальцами, ладонью,
кисточкой
Снятие эмоционального и мышечного напряжения,
развитие мелкой моторики. Обучение новым приемам
рисования. Рисунок: Рябина. Осень в лесу, в городе.
2.Психогимнастика. Передача ритма по кругу,
передача движения по кругу. Упражнения на
напряжение и расслабление мышц, пластическую
выразительность и музыкальность.
Игры и этюды: «Зеркало, Я иду по воде, преодоление
трудностей, моя жизнь и др.»
5. Сказкотерапия. Сочинение своих сказок и
проигрывание сказок: «Колобок», «Репка».
10.Тренинг общения. Я и мои эмоции. Часть 1. Цель:
обучение ребенка выражать собственные эмоции,
угадывать чувства и настроения окружающих, обучение
навыкам саморегуляции.
6.Театр – терапия.
Театральные игры: Эстафета, Кто во что одет?
Ритмопластика: Самолеты и бабочки и др.
11. Коррекционная работа, тест «Лесенка»
проективный рисунок: «Человек под дождем»
3 Ноябрь
занятие, игра
1
ЖДТ
обсуждение
Тренинг, игра
2
ЖДТ
беседа
игра, 1
ЖДТ
рассказ
2
ЖДТ
рефлексия
игры, 2
ЖДТ
обсуждение
2
ЖДТ
опрос
1
ЖДТ
рассказ
Ролевая
тренинг
тренинг
Тренинг,
репетиции,
постановки
сцене.
и
9. Цветоведение (или игры с цветом) развитие Занятие, тренинг
зрительного внимания, чувство цветового ритма.
Рисунок: «Девочка Огонек и девочка Льдинка»
(теплотность цвета)
на
5. Сказкотерапия. Сочинение своих сказок и Тренинг,
проигрывание сказок: «Колобок», «Курочка Ряба» и др. занятие.
игра, 1
4. Танцевальная терапия. Развитие осознания
собственного тела и созидание его позитивного образа, Игра, релаксация
возможность его использования, а также развитие
навыков общения.
7. Изотерапия. Рисование пальцами, ладонью, занятие, игра
кисточкой
Снятие эмоционального и мышечного напряжения,
развитие мелкой моторики. Обучение новым приемам
рисования. Рисунок: Жители подводного мира.
6.Театр – терапия.
1.Театральные игры: Кто во что одет, Веселые
обезьянки и др.
Основы культуры и техники речи: Мыльные пузыри,
колокольчик, волшебная корзина. 2.Подготовка минитеатрализации «Новогодняя сказка» на праздник у елки.
Тренинг,
репетиции,
постановки
сцене.
10.Тренинг общения. Я и мои эмоции. Часть 2. Цель: тренинг
обучение ребенка выражать собственные эмоции,
угадывать чувства и настроения окружающих, обучение
навыкам саморегуляции.
8. Лепка из пластилина и теста с использованием Тренинг,
природных
материалов.
Развитие
сенсорно- занятие.
перспективной
сферы,
развитие
воображения,
стимулирования
творческого
самовыражения.
Тематическое занятие:
«Сестричка-Миловичка» с использованием природных
материалов (шишки, листья, семечки и др.)
ЖДТ
обсуждение
рассказ
2
ЖДТ
2
ЖДТ
обсуждение
игры, 2
ЖДТ
рассказ
1
ЖДТ
рефлексия
игра, 1
ЖДТ
рассказ
на
4 Декабрь
6.Театр – терапия.
1.Театральные игры: Веселые обезьянки, АтомыМолекулы, День и ночь.
2.Ритмопластика: Самолеты и бабочки, осенние листья,
считалочка и др.
3.Подготовка мини- театрализации «Новогодняя
сказка» на праздник у елки.
Тренинг,
репетиции,
постановки
сцене.
игры, 2
ЖДТ
рассказ
на
3.Музыкотерапия.
Прослушивание
специально Релаксация,
подобранных музыкальных произведений, обсуждение тренинг
собственных мыслей и переживаний, фантазий в ходе
работы. Вокалотерапия. Игры-вокализации: «Поймай
звук, гласный-согласный, Твердый-мягкий и др.»
1
ЖДТ
беседа
7. Изотерапия. Рисование пальцами, ладонью,
кисточкой
Снятие эмоционального и мышечного напряжения,
развитие мелкой моторики. Обучение новым приемам
рисования. Рисунок: Волшебная птичка. Новогодние
фантазии.
9.Цветоведение (или игры с цветом) развитие
зрительного внимания, чувство цветового ритма.
Рисунок: «Дополнение к одежде девочек красок»
(дополнительные цвета), «Разноцветные дома»
(сочетаемость
цветов),
Мимика
цветов»
(Эмоциональность цвета).
11. Коррекционная работа. Проективный рисунок:
Рисунок несуществующего животного, рис. Мое
настроение. рис. Человек под дождем, «Нарисуй свое
настроение».
занятие, игра
2
ЖДТ
обсуждение
Занятие, тренинг
1
ЖДТ
рассказ
Тестирование,
рисование.
1
ЖДТ
опрос
5 Январь
6 Февраль
5.Сказкотерапия. Сочинение своих сказок и Тренинг,
игра, 2
проигрывание
сказок:
«Кошка
и
мышонок», занятие.
«Волшебный ларец».
7. Изотерапия. Рисование пальцами, ладонью, занятие, игра
1
кисточкой
Снятие эмоционального и мышечного напряжения,
развитие мелкой моторики. Обучение новым приемам
рисования. Рисунок: Рождественский подарок.
ЖДТ
рассказ
ЖДТ
беседа
1
3. Музыкотерапия. Прослушивание специально Релаксация,
подобранных музыкальных произведений, обсуждение тренинг
собственных мыслей и переживаний, фантазий в ходе
работы. Вокалотерапия. Игры-вокализации: «Твердыймягкий, Цепочка слов, Собери слово, разбери слово,
запутались-распутались.»
игра, 2
8. Лепка из пластилина и теста с использованием Тренинг,
природных
материалов.
Развитие
сенсорно- занятие.
ЖДТ
обсуждение
ЖДТ
рассказ
ЖДТ
беседа
перспективной
сферы,
развитие
воображения,
стимулирования
творческого
самовыражения.
Тематическое занятие «Чебурашка» с использованием
природных материалов (шишки, косточки от фруктов и
др.)
7. Изотерапия. Рисование пальцами, ладонью, занятие, игра
кисточкой.
Снятие эмоционального и мышечного напряжения,
развитие мелкой моторики. Обучение новым приемам
рисования. Рисунок: «Зимние узоры»
1
4. Танцевальная терапия. Развитие осознания Тренинг-игра
собственного тела и созидание его позитивного образа,
возможность его использования, а также развитие
навыков общения.
7 Март
3.Музыкотерапия.
Прослушивание
специально
подобранных музыкальных произведений, обсуждение
собственных мыслей и переживаний, фантазий в ходе
работы. Упражнения музыкальные на развитие
внимание и памяти, слухового внимания с помощью
музыкальных звуков: «Топаем, хлопаем, бегаем и
прыгаем», «Прогулка в лес», «Отгадай животное»,
«Большие и малыши».
6.Театр – терапия.
Театральные игры: Эстафета, Цирк, Веселый зоопарк и
др.
Ритмопластика: Самолеты и бабочки, осенние листья,
считалочка и др.
Основы культуры и техники речи: Мыльные пузыри и
др.
10.Тренинг общения.
Тренинг
эффективного
межличностного
взаимодействия:
«Всегда
ли
мы
поступаем
правильно?», «Я и другие».
5.Сказкотерапия. Сочинение своих сказок и
проигрывание сказок: «Колобок», «Ночь в лесу».
2
ЖДТ
рассказ
2
ЖДТ
опрос
игры, 2
ЖДТ
рассказ
1
ЖДТ
рефлексия
игра, 2
ЖДТ
опрос
Релаксация,
тренинг
Тренинг,
репетиции,
постановки
сцене.
тренинг
Тренинг,
занятие.
на
8. Лепка из пластилина и теста с использованием Тренинг,
игра, 2
ЖДТ
рассказ
1
ЖДТ
рассказ
3. Музыкотерапия. Прослушивание специально Релаксация,
подобранных музыкальных произведений, обсуждение тренинг
собственных мыслей и переживаний, фантазий в ходе
работы. Упражнения музыкальные на развитие
внимание и памяти, слухового внимания с помощью
музыкальных звуков: «Подарки», «Транспорт»,
«Превращения».
Релаксация
под
спокойную
классическую и эстрадную музыку и визуализация
сказочных образов у детей.
10.Тренинг общения.
тренинг
тренинг
эффективного
межличностного
взаимодействия «Мой мир»
1
ЖДТ
беседа
1
ЖДТ
7. Изотерапия. Рисование пальцами, ладонью, занятие, игра
кисточкой
Снятие эмоционального и мышечного напряжения,
развитие мелкой моторики. Обучение новым приемам
рисования.
Рисунок:
Весеннее
настроение,
Пробуждение природы в лесу, в городе.
2
природных
материалов.
Развитие
сенсорно- занятие.
перспективной
сферы,
развитие
воображения,
стимулирования
творческого
самовыражения.
Тематическое занятие «Клоун» с использованием
природных материалов (веточек, семян и др.)
9. Цветоведение (или игры с цветом) развитие Занятие, тренинг
зрительного внимания, чувство цветового ритма.
Рисунок: «Ожившие портреты» (передача характера
цветом»,
«Символика
линий»
(понятие
о
художественной абстракции).
рефлексия
ЖДТ
обсуждение
8 Апрель
6.Театр – терапия.
1.Театральные игры: «День и ночь, Атомы-молекулы.
Золотые рыбки, Птички и др.»
2.Ритмопластика: Самолеты и бабочки, осенние листья,
считалочка и др.
3.Подготовка мини-театрализации «Приключения
Медвежонка и зайчика»
7. Изотерапия. Рисование пальцами, ладонью,
кисточкой
Снятие эмоционального и мышечного напряжения,
развитие мелкой моторики. Обучение новым приемам
рисования. Рисунок: Разноцветные бабочки.
Тренинг,
репетиции,
постановки
сцене.
ЖДТ
рассказ
занятие, игра
2
ЖДТ
беседа
3.Музыкотерапия.
Прослушивание
специально
подобранных музыкальных произведений, обсуждение
собственных мыслей и переживаний, фантазий в ходе
работы. Упражнения музыкальные на развитие
внимание и памяти, слухового внимания с помощью
музыкальных звуков и на речевом материале:
«Превращения», «Ветерок, ветерок, буран и др.»
Релаксация под спокойную классическую и эстрадную
музыку и визуализация сказочных образов под нее.
9.Цветоведение (или игры с цветом) развитие
зрительного внимания, чувство цветового ритма.
Рисунок: «Фрукты и овощи» (Передача цветом
характера сказочного героя), «День и ночь» (цветовой
контраст).
10.Тренинг общения
Тренинг межличностного взаимодействия «В мире
чувств» и др.
Релаксация,
тренинг
1
ЖДТ
беседа
Занятие, тренинг
1
ЖДТ
обсуждение
Тренинг
1
игры, 1
на
рефлексия
9 Май
11. Коррекционная работа. Диагностика.
Проективный рисунок:
«Удивительная ладонь» и др. техники.
8. Лепка из пластилина и теста с использованием
природных
материалов.
Развитие
сенсорноперспективной
сферы,
развитие
воображения,
стимулирования
творческого
самовыражения.
Тематическое занятие: «Волшебник и подарок» и др. с
использованием природных материалов (шишки,
семена клена и др.)
3.Музыкотерапия.
Прослушивание
специально
подобранных музыкальных произведений, обсуждение
собственных мыслей и переживаний, фантазий в ходе
работы. Релаксация под музыку и визуализация
сказочных образов у детей.
6.Театр – терапия.
1.Театральные игры: Эстафета, Кто во что одет,
Паровозик, В лесу, прогулка и др.
2.Основы культуры и техники речи: Ромашки и пчелки
и др. 3.Подготовка мини- театрализации «Новогодняя
сказка» на праздник у елки.
5.Сказкотерапия. Сочинение своих сказок и
проигрывание сказок: «Кот ученый и его друзья».
Тестирование,
рисование.
1
ЖДТ
опрос
игра, 1
ЖДТ
рассказ
1
ЖДТ
беседа
Тренинг,
репетиции,
постановки
сцене.
игры, 2
ЖДТ
рассказ
Тренинг,
занятие.
игра, 1
ЖДТ
рассказ
Тренинг,
занятие.
Релаксация,
тренинг
на