ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии с приказом от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ, «Положении о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах в МБУ ДО ЖДТ» и на основе учебника «Английский для малышей» Е.Семакиной и И.Васильевой. Программа имеет социально-педагогическую направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать социально-психологические функции. Программа обучения английскому языку предназначена для дошкольников 5-7 лет и учитывает психофизиологические особенности детей этого возраста. В этом возрасте ребенок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенапрвленной деятельности, он овладевает достаточным запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд. Следует отметить, что цель и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Каждое занятие строится как урок общения, максимально приближенное к естественному общению. Введение раннего обучения английскому языку продиктовано его ролью и возможностью для развития языковых, мыслительных и коммуникативных способностей ребенка. Изучение иностранного языка способствует развитию психических процессов, устойчивости внимания, памяти, мышления, совершенствованию речи, расширению словарного запаса, развитию речевого слуха. Знание английского языка является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Способность усваивать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослых. В этом возрасте дети открыты всему новому, они активно познают мир. Все это делает возможным использование этих природных факторов в обучении языкам. Данная программа представляет собой развивающе-образовательный курс, направленный на формирование у ребенка эмоциональноположительного отношения к другим языкам и культуре, воспитание самоорганизации, развитие познавательной активности. Программа составлена с учётом психолого – физиологических особенностей детей 5-7 летнего возраста и опирается на стандарт дошкольного образования. Направленность: Программа «Занимательный английский» имеет социальнокультурную направленность и представляет собой вариант программы для детей дошкольного возраста. Программа направлена на формирование элементарных знаний лексики и фонетики для общения на английском языке со сверстниками и преподавателем на заданные темы и социальнобытовые ситуации. В основе занятий лежит принцип игровой деятельности. Комплексноигровой метод организации занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Дети, играя, постигают понятия «звук», «буква», «предлог» и т.д., а также закрепляют произношение и лексику посредством пословиц, стихов и скороговорок. Новизна программы: «Занимательный английский» - это программа творческого развития ребенка дошкольного возраста и его социальной адаптации, позволяющая организовать воспитательно-образовательный процесс в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ». Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Занимательный английский» основана на комплексном подходе к подготовке обучающегося «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях, и рассматривается как система использования английского языка в развитии индивидуальности ребенка. При обучении пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей, т.е. навыков свободного общения и применения английского языка. Актуальность программы в том, что дошкольная пора - это старт к развитию личности, во многом определяющий дальнейший жизненный путь человека. Это период начальной социализации ребенка, приобщение к миру культуры, развитие чувств, эмоций и потребностей, ведущих к саморазвитию личности. Цели и задачи программы: Основной целью курса является формирование интереса у детей к изучению английского языка посредством ознакомления с лексикой, доступной и соответствующей их уровню, введения элементарных языковых конструкций. Основные задачи курса: 1. Формирование определенных умений, навыков произношения, овладение лексическим материалом по темам, близким детям (семья, животные, игрушки и т.д.) 2. Развитие рече - мыслительных способностей ребенка, памяти и логики. 3. Формирование творческой личности через приобщение к культуре и быту другого народа, через воспитание дружелюбного отношения ко всем людям, независимо от языка, на котором они говорят. Возраст обучающихся: программа предназначена для детей 5-7 лет. Наполняемость групп 12 человек, что соответствует санитарногигиеническим требованиям. Условия приема обучающихся: принимаются все желающие соответствующего возраста. Срок реализации: 1 год обучения – 36 часов по 30 минут. Формы занятий и методы обучения: 1. Речевые и фонетические разминки: скороговорки, рифмовки, песенки. 2. Работа с предметами, диалоги с игрушками. 3. Работа с картинками: описание, сравнение. 4. Разучивание стихов, песенок, считалок, рифмовок. 5. Игры, ролевые игры и инсценировки. Для ребенка важно, чтобы учитель «видел» его на уроке, обращался с тем или иным вопросом именно к нeму, вызывал его к доске, не оставил бы незамеченной поднятую им руку. Oтсутствие такого внимания вызывает у ребенка чувство разочарования, притупляет его интерес к занятиям. Поэтому работа на уроке организована так, чтобы каждый ученик принимал в ней активное участие в каждый данный момент. Oтносительно большое место на уроке должны занимать дидактические игры, включающие в себя элементы соревнования, возможность выигрыша. Занимательные упражнения, игры, практическая работа с дидактическим материалом занимают большое место на уроке, но наряду с этим следует использовать и обычные методы обучения, которые, однако, имеют при работе с дошкольниками определенную специфику. Например, не должно быть длительных объяснений. Объяснение чаще всего ведется в форме беседы, подготавливающей к восприятию нового. Одно из важнейших требований к организации занятий с 5-7 летними детьми - создание условий, при которых обеспечивается своевременная смена видов деятельности детей и разнообразие выполняемых заданий. Игровой метод является одним из основных методов, применяемых в период раннего развития, и предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими. Чаще всего игровой метод включает в себя разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами, имитацию действий и движений, элементы соревнования, прятанья и поиск предметов. Игра на этом этапе является не только методом, но и формой организации педагогического процесса. В основе образовательного процесса лежат педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, сотрудничества и сотворчества, игровые технологии, а также игровые методы развития познавательной активности дошкольников. Ожидаемые результаты К концу года дети должны уметь: - Знать буквы английского алфавита; - Уметь считать от 1 до 10; - Знать цвета и лексику по пройденным темам; - Составлять мини-диалоги; - Уметь реагировать на просьбы и команды; - Воспринимать на слух и понимать речь педагога и сверстников; - Сообщать краткие сведения о себе, своей семье, своих питомцах; - Уметь писать заглавные и строчные буквы английского алфавита. Формы контроля: тесты, ролевые игры, кроссворды, проверочные работы, устные ответы, инсценирование. Подведение итогов реализации образовательной программы проводится в виде проектных, творческих работ, постановки спектаклей, тестирования, конкурсов актёрского мастерства, конкурсов чтецов, презентаций, проектов. Учебный план. № Название темы Кол-во часов Всего Теория Практика Hello, that’s me! Вводное занятие. Привет, это я! I love my family. Я люблю свою семью. 2 1 1 4 1 3 3 1 2 4 5 Pets and other animals. Домашние питомцы и другие животные. Colours. Цвета Numbers.Числа. Food and food shops. Продукты питания. 2 3 1 1 1 2 6 Глаголы движения. 3 1 2 7 My Body. Части тела. 3 1 2 8 Seasons. Времена года. 3 1 2 9 School. Школа-это весело! 4 1 3 10 Lets play! Давайте поиграем! 4 2 2 11 Fairy tales. Путешествие в сказку. 5 2 3 Итого 36 13 23 1 2 3 Содержание программы Тема 1. «Вводное занятие. Привет, это я!». Ознакомление с приветственными словами Hello, hi, good morning,good-bye. Введение речевых структур What is your name? My name is…Составление микродиалогов. Тема 2. «Я люблю свою семью». Ознакомление и тренировка тематической лексики: a mother, a father, a sister, a brother…Микродиалоги и рифмовки по теме. Знакомство с буквами Aa,Bb, Cc, Dd. Тема 3. «Домашние питомцы и другие животные». Введение и тренировка лексики (названия животных). Счет от 1 до 10. Аудирование и заучивание стихотворения «У обезьянки» a monkey…Знакомство с буквами Ee, Ff. Тема 4. «Цвета» Ознакомление со словами red, green, grey, black, yellow…Буква Gg. Игра «Зов Джунглей» Тема 5. «Продукты питания». Введение и активизация лексики. Ролевая игра «В магазине». Изучение букв Hh, Ii, Jj. Тема 6. «Глаголы движения». Сказка «Грибок-теремок». Введение лексики посредством зарядки. Повторение лексики по теме «Животные» счет от 1 до 10. Буква Kk. Тема 7. «Мое тело». Знакомство с лексикой. Разучивание песенки-зарядки. Выполнение команд. Изучение букв Ll, Mm, Nn. Тема 8. «Времена года». Ознакомление с лексикой. Описание картинок с разными временами года.Конкурс рисунков. Буквы Oo, Pp, Qq. Тема 9. «Школа-это весело!». Школьные принадлежности. Введение и активизация лексики. Разучивание песенки. Игра: Незнайкин рюкзачок. Буквы Rr, Ss, Tt. Тема 10. «Давайте поиграем». Лексические игры. Буквы Uu, Vv, Ww. Тема 11. «Путешествие в сказку». Аудирование и инсценировка сказок. Буквы Xx,Yy, Zz. Календарно-учебный график – Приложение № 1 Методическое обеспечение программы Методы и приёмы обучения: практическая и теоретическая работа с лексическим материалом, игры, лекции, индивидуальная, самостоятельная и групповая работа, работа со словарём и с дополнительной литературой. Прослушивание и имитация готовых речевых образцов помогают детям в диалогической и монологической речи. Технологии: коммуникативное, деятельностное, проблемное, проектное, развивающее, игровое обучение, технология целостного обучения, критического мышления, коллективного взаимодействия. Материально-техническое оснащение Для реализации программы необходимо: - Тематические картинки; - Игрушки и различные предметы по темам; Аудио- и видео- диски: 1. Bridge to English-1, InterN@tive software YDP Multimedia, Macmillan Publishers Limited, разработчик: Intense Educational. 2. Tell me more.Разработчик:Auralog S.A.Oxford, 2017. 3. «Профессор Хиггинс. Английский без акцента», ЗАО «Истрасофт», ООО «1С-Паблишинг», 2013. Интернет-ресурсы: мультфильмы, видеоролики с песнями и физкультминутками. Список использованной литературы: 1.Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста “Английский язык и дошкольник” М.Штайнепрайс. 2.”Английский для дошкольников”, Т.В. Земченкова, Москва: ВАКО,2008. 3.”Комплексная программа обучения английскому языку детей 4-7 лет: планирование, занятия, игры, творческие мероприятия”/ Авторсоставитель М.Л. Филина. Волгоград, 2009. 4.“Модифицированная программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста”/ Творческая группа: Касьянова Н.Н., Евсюкова Л.Я. 5.”Английский для малышей” под ред. Н.А.Бонк. Авторы И.А.Шишкова, М.Е. Вербовская. Изд-во РОСМЭН-ПРЕСС,2004. 6.”Английский для одаренных детей 5-6 лет”, Т.В. Крижановская. М.; Эксмо,2012. 7. «Английский на пальцах»,Е.Е.Бузина,Москва:ВАКО ,2017. 8. «12 шагов к английскому языку. Для детей 5-6 лет.»,Р.П.Мильруд,Н.А.Юшина,изд-во РОСМЭН-ПРЕСС,2016 Приложение № 1 Календарно-учебный график № пп 1 2 Тема Вводное занятие. Приветствия. Знакомство. What is your name? Знакомство с английскими звуками [h-e-l-ou]. Счет от 1 до 5. Количество часов 1 1 Счет от 1 до 5. Введение новых лексических единиц – mother, father, sister, brother. Буква Аа. Счет от 6 до 10. Активизация лексики My family. Буква Bb. Стих По Лондону шел cat. Счет от 1 до 10. Микродиалоги по теме My family. Описание семьи. Буква Сс. 1 Разучивание песенки Finger Family Song. Структура How are you? Знакомство с лексикой по теме My Pets. Стишок У обезьянки a monkey. Буква Dd. Драматизация сказки про обезьянку и ее друзей. Буква Ee. 1 1 11 Игра «Волшебные следы». Ознакомление с лексикой a dog, a cat, a mouse, a duck. Цвета. Знакомство и тренировка лексики. Буква Ff. 12 Игра «Зов джунглей». 1 13 1 14 Ознакомление с лексикой milk, cheese, ham, egg и т.д. Микродиалоги. Буква Gg. Игра In the shop. Буква Hh. 15 Обощение тем My family, My pets. Буква Ii. 1 16 Ролевая игра In the shop. Разучивание стиха How old are you? Сказка «Грибок-теремок», беседа о дружбе и взаимовыручке. Буква Jj. Ознакомление с глаголами движения. Буква Kk. 1 Активизация лексики по теме «Животные» и глаголы движения. Выполнение команд. Стих I like to skip. Буква Ll. 1 Ознакомление с лексикой по теме My body. Конкурс рисунков. Буква Mm. Песенка Head, shoulders, Knees and toes. Игры. Буква Nn. 1 3 4 5 6 7 8 9 10 17 18 19 20 21 22 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 Части тела. Буква Оо. 1 24 1 25 Seasons – времена года. Описание картинок по временам года. Стих. Spring is green. Повторение темы «Цвета». Буква Pp 26 Конкурс загадок по теме «Seasons». Буква Qq. 1 27 1 29 Школьные принадлежности: a book, a pencil, a blackboard, a desk etc. Буква Rr. Песенка про школу. Игра «Мой волшебный рюкзачок». Буква Ss. Активизация лексики по теме «School». Буква Tt. 30 Игра «Собери Незнайке рюкзачок». Буквы Uu, Vv. 1 31 Игра «Непослушные буквы». Буква Ww. 1 32 Let`s play. Буква Хх. 1 33 Повторение алфавита, обобщение пройденных тем. Буквы Yy, Zz. Путешествие в сказку. 1 28 34 35-36 Инсценирование сказки. 1 1 1 1 2 Приложения Игры, используемые на занятиях английского языка для введения и закрепления изученного материала и активизации учебного процесса: 1. «Веселая зарядка» Ведущий называет команды по-английски,а дети выполняют их,если слышат слово please,например «Please run». 2. «Веселый счет» Мяч передается по кругу на счет:One,two,three,four,five,good bye! 3. 4. 5. 6. Выбывает тот, у кого мяч оказался в руках на «Good bye!» Игра длится до тех пор,пока не останется один человек,который и будет победителем. «Кто ты?» Игроки загадывают профессию.Ведущий бросает каждому игроку мяч и спрашивает «Are you a cook?».Игрок отвечает «Yes/No».Кто угадал становится ведущим. «Коридор» Попросите детей разбиться на пары и взяться за руки,встать пара за парой и поднять высоко над головой руки,образовав коридор.Ведущий должен пройти по коридору ивыбрать одного из игроков в любой паре,спросить его Who are you?What is your name?Ребенок должен ответить I am a girl/boy .My name is…Затем ведущий говорит «Come here!» и берет игрока за руку.Игрок отвечает: «With pleasure».После этого они проходят по коридору и встают в конце,а ведущим становится то,кто остался без пары. «Чего не хватает» Ведущий расставляет игрушки.Просит детей назвать их и запомнить и по команде Close your eyes!закрыть глаза.Затем убирает одну из игрушек и по команде Open your eyes! Спрашивает What is missing? «Превратись в животное» По сигналу все дети разбегаются.На сигнал:Make an animal!Все играющие останавливаются на месте,где их застала команда и принимают какую-либо позу животного.Ведущий спрашивает у ребенка:Who are you? Ребенок отвечает:I am a tiger.