Белая ворона

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

▪
▪
▪

▪

▪
▪

▪

▪

Программа разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240 – V «Об
образовании в Республики Бурятия»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программах (включая разноуровневые) // Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. за № 09-3242;
Письмом Министерства образования и науки Республики Бурятия от
08.12.2015 г. за № 02-17/4037 «О направлении методических
рекомендаций»;
Уставом МБУ ДО «Дома творчества Железнодорожного района г.
Улан-Удэ» (далее МБУ ДО ЖДТ) и иными локальными нормативными
актами, правилами, инструкциями.

Данная программа разработана на основе программы «Актёрское
мастерство» кафедры режиссуры и актёрского мастерства СанктПетербургского гуманитарного университета профсоюзов под руководством
профессора З.Я. Корогодского с внесением изменений в отбор тем, порядок
их изучения, а также изменений в количестве и распределении часов, отборе
материала по темам в соответствии с областью дополнительного
образования. И авторской программы «Мастерство эстрады» В.А. Смирнова.
Направленность
программы студии эстрадного мастерства
«Белая ворона» по содержанию является художественной, общекультурной,
по форме организации творческое объединение, рассчитанной на четыре
года.

В основу проекта театральной деятельности были положены
следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний,
комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников
склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает
возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит
развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую
радость и пользу.
Специфика и новизна данной программы заключается в особенностях
современного эстрадного искусства, где исполнитель существует в
постоянном синтезе актерской игры и танца, музыки и слова, пантомимы и
клоунады, а случается и с трюковыми элементами. Преподавание
театральных дисциплин по узким направлениям привело к тому, что даже
профессионалы не всегда органично сочетают слово и движение, или, к
примеру, танец и актерскую игру. Поэтому данная программа рассматривает
преподавание сценической речи и сценодвижения без отрыва от мастерства
актера, опираясь в этом на систему К.С.Станиславского, а также, исходя из
принципов эстрадного мастерства и учитывая возраст учащихся, которым
сложно осмыслить различные предметы без преподавания их во взаимосвязи.
Причем нашу задачу мы видим не только в вооружении техникой и методом,
но и в воспитании учащегося, как человека, чтобы помочь ему
сформироваться, как личности, делающей в жизни осознанный и правильный
выбор.
Следует обратить внимание, что если в программе материал излагается
в определенной последовательности, то на практике методически более
оправдана "спиральная" структура построения. Даже в теоретической части
тема периодически повторяется, вновь откладываясь в памяти уже в более
широком понимании. Конечно, работа над всеми компонентами
профессионального мастерства адаптирована к работе с детьми. Поэтому в
программе
большее
место
уделяется
игровому
тренингу.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в
развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно
средствами эстрадно-театральной деятельности возможно формирование
социально активной творческой личности, способной понимать
общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной
культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству,
фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для школьников
обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа
призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный
запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в
начальной школе закладывается фундамент творческой личности,
закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется
духовность.
Цель обучения – художественное воспитание и развитие личности,
обогащение культуры, формирование нравственно-ценностной системы
ребёнка, раскрепощение его творческого потенциала через игровые формы
театрального тренинга.
Задачи программы
Обучающие:
·
овладение техникой речи: речевым дыханием, чёткой артикуляцией и
дикцией, грамотным произношением;
·
обучение логическому разбору и постановке действенной задачи при
исполнении художественного произведения;
·
обучение овладению содержательной, действенной и стилевой природой
авторского слова;
·
освоение особенностей ведения массового мероприятия в соответствии
с его форматом.
Развивающие:
.
познакомить детей с народными обычаями и обрядами.
·
развитие ассоциативного, образного и логического мышления;
·
формирование культуры восприятия актёрского исполнения;
·
приобретение
умения
управлять
собственным
вниманием,
активизировать фантазию и воображение;
·
развитие способности фиксировать и осмысленно комментировать
особенности окружающего мира, поведения людей;
·
развитие культуры речевого общения;
·
ознакомление с возможностями различной исполнительской трактовки
произведения;
·
приобретение
умения
грамотно
анализировать
сценарий
предполагаемого массового мероприятия, выявлять его основную задачу и
выстраивать сценарий под её решение.
Воспитательные:
.
сформировать у детей интерес к национальной культуре.

·
овладение правилами публичного поведения (на сцене, при посещении
культурно-массовых мероприятий в качестве зрителя);
·
формирование самоорганизованности и трудолюбия;
·
воспитание любви к родному языку, его красоте, чистоте, поэтичности,
выразительности;
·
закрепление чувства коллективизма и взаимопомощи.
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 5 до 15 лет.
Срок реализации программы рассчитан на 4 года.
Формы работы
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой
одновременно и с участниками конкретного представления для отработки
дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий являются
театральные игры, тренинги, конкурсы, беседы, спектакли и праздники.
Постановка сценок к конкретным календарным мероприятиям, инсценировка
сценариев детских праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из
литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к
театральному искусству и эстрадному мастерству.
Важной формой занятий данного объединения являются экскурсии в
театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля:
посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные
просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок
местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о
просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает
общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую
части. Организационный этап предполагает подготовку к работе,
теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию
по теме.
Занятия по программе (3 занятия по 2 учебных часа) строятся согласно
следующей структуре:
1-ое занятие: 1час – движенческий тренинг, 1 час – работа по созданию
спектакля и роли, сценическая деятельность.

2-ое занятие: 1час – речевой тренинг, 1 час - работа по созданию спектакля и
роли, сценическая деятельность.
3-е занятие: 1час – актёрский тренинг, 1 час - работа по созданию спектакля
и роли, сценическая деятельность.
Репетиционная работа (по разделам «Работа по созданию спектакля и
роли» и «Сценическая деятельность») может иметь форму подгрупповых
индивидуальных занятий (в зависимости от учебного материала и учебных
задач).
Режим занятий
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю по
два часа. Индивидуальное занятие один час два раза в неделю. Сводная,
общая репетиция один раз в неделю, при подготовке к крупным
мероприятиям. Образовательный процесс, строится в соответствии с
возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что
предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
Личностные результаты:
• формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального
искусства;
• воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и
других людей;
• овладение различными приёмами и техникой театральной деятельности;
• выработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты (следующие универсальные учебные
действия (УУД).
Регулятивные УУД:
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и
деятельности других;
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:

• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую – текст,
художественные образы;
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Коммуникативные УУД:
• уметь слушать и понимать речь других;
• уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
• учиться согласованно, работать в группе:
а)учиться распределять работу между участниками проекта;
б) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
в) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты:
• умение читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы
чтения;
• умение различать произведения по жанру;
• развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
• овладение различными видами театрального искусства, основам
актёрского мастерства;
• умение сочинять этюды по сказкам;
• умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение).
Формой подведения итогов считать: выступление на праздниках Дома
творчества, участие в календарно-тематических мероприятиях, родительских
собраниях, инсценировка сказок, сценок, эстрадных миниатюр.
Входящая диагностика – анкетирование; промежуточная диагностика по
карте поведения воспитанника на занятиях и сценическим выступлениям; по
теории - тестирование; итоговая диагностика – мониторинг освоения
программы.
Примерный репертуар:
Инсценировки по русским народным сказка и сказкам бурятских авторов.
Монтаж стихотворений о маме российских авторов.
Новогодние представления.
Декламация рассказов Драгунского В., Чехова А.П.

Стихи ко дню Победы, российских авторов.
Стихи Бурятских авторов на праздник «Сагаалгаан».
Тематические мероприятия, посвящённые ПДД и Пожарной безопасности.
Учебно-тематический план
Первого года обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.

Разделы

Вводное занятие
Актёрское мастерство
Сценическая речь
Движенческий тренинг
Работа по созданию
спектакля и календарных
праздников
Сценическая деятельность
Итоговое занятие
ИТОГО:

Количество часов
Всего
2
26
20
20
91

Теория
6
4
4
12

54
3
216

Практика
2
20
16
16
79

3
29

54
187

Учебно-тематический план
Второго, третьего и четвертого года обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.

Разделы

Количество часов
2 год
3 год
4 год

Вводное занятие
Актёрское мастерство
Сценическая речь
Движенческий тренинг
Работа по созданию
спектакля и календарных
праздников
Сценическая деятельность
Экскурсии
Итоговое занятие
ИТОГО:

2
23
23
23
79

2
19
19
19
79

2
14
14
14
91

54
9
3
216

66
9
3
216

69
9
3
216

СОДЕРЖАНИЕ

Занятия в студии
ведутся по программе, включающей несколько
раздел
1. Вводное занятие: на первом занятии педагог знакомится с группой,
решает организационные вопросы, знакомит учащихся с программой, с
основными методическими приёмами обучения, структурой урока:
«полукруг», «творческий туалет и тренинг», «этюд», что такое игротека и т.д.
Педагог проводит организационно-настроечный цикл упражнений,
определяет правила общения внутри группы, распределяет творческие
поручения среди участников (например, дежурный по классу и т.д.)
Проводит беседу по правилам дорожного движения, пожарной безопасности
и ЧС. Дети заполняют анкету (как входящая диагностика обучающихся).
2.Актерское мастерство:
Теория: - Беседы в популярной форме о театральном искусстве, истории,
жанрах, обсуждение увиденного.
- Театральная терминология.
- Культура поведения в театре.
Практика:
-Цикл упражнений, направленных на приучение органов чувств работать в
условиях публичного творчества: акустический слух, слуховое внимание и
слуховые ощущения, тактильная память и ощущения, память физических
действий и ощущений, вкусовые ощущения и память.
- Цикл упражнений на артистическую смелость и характерность.
- Упражнения на развитие образного мышления. Упражнения на развитие на
активизацию ассоциативного мышления. Понятие «внутренний текст».
Понятие «подтекст».
Ансамблевые тренинги
- Упражнения на знакомство группы, групповой настрой. Упражнения на
принятие группой совместного решения и действия. Упражнения в парах,
малых группах, общегрупповые упражнения.
- Тренинг на погружение в обстоятельство времени (времена года: «зимой»,
«летом» и т.п.; время дня; а также той или иной эпохи).
Ролевой тренинг
- Тренинг действия «я в предлагаемых обстоятельствах» роли.
- Тренинг на наблюдения к роли.
- Тренинг действия в предлагаемых обстоятельствах пьесы от лица роли.
- Игровой тренинг
- Развитие стойкости внимания

- Достижение эмоционального раскрепощения, открытости, через игровые
упражнения, сказки, частушки.
- Снятие мышечных зажимов.
- Основы артистической техники.
- Выявление склонностей обучаемых и корректировка состава.
Тематически:
- Сосредоточение на партнере
- Внимание
- Воображение
- Предметы. Животные.
- Играем в цирк.
- Частушки. Ритм. Эмоциональный выплеск. Раскрепощение.
- Воображаемое пространство и предметы.
3.Сценическая речь
Теория:
Работа над литературным материалом: - Работа по анализу, драматическому
разбору и сценическому воплощению литературного материала разных
жанров (проза, поэзия, драма).
Практика:
- Обоснование необходимости тренинга. Разбор ощущений до и после
упражнений.
- Дыхание, как фундамент работы над речью.
- Упражнения с движением.
- Глоточные и артикуляционные упражнения.
- Резонаторные упражнения.
- Организация верного звучания.
- Упражнения для языка.
- Скороговорки.
- Освобождение голоса: с чего начинается голос, голос внутри меня; мой
голос, отраженный в окружающем мире, голосовое общение, исправление
звукопроизношения
4.Движенческий тренинг
Теория: - Зрительская практика: просмотр видеоматериалов, посещение
концертов. Обсуждение увиденного.

Практика:- Особенности физического действия на площадке. Движение в
пространстве.
- Внимание в ощущении движения и партнера. Взаимодействие партнеров
друг с другом.
- Координация движений, равновесие.
- Ритм, воспроизведение ритмических рисунков.
- Танцевальные импровизации.
- Разнообразие форм физического существования на сцене (отличие бытового
движения от пантомимы и других театральных форм)
5. Работа по созданию спектакля и календарных праздников.
Теория:
-Событийно-действенный анализ.
- Художественная форма спектакля.
Практика:
- Этюдная и репетиционная работа.
- Жанр и способ существования.
6. Сценическая деятельность
Подготовка и участие в календарно-тематических мероприятиях
Участие в районных и городских мероприятиях.
Участие в конкурсах и фестивалях.
Проведение творческих мероприятий в группе.

ЖДТ.

7. Итоговые занятия. Групповой праздник. Подведение итогов этапа
обучения. Обсуждение и анализ успехов каждого учащегося. Анкетирование
по итогам этапа обучения. Задания на каникулы.

К концу первого года обучения
Должны уметь:
- работать с воображаемыми предметами.
- разыгрывать несложные этюды по знакомым литературным сюжетам,
используя выразительные средств» (интонацию, мимику, жест);
- Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства;
-Определять по карточкам - пиктограммам разные эмоции человека –
веселье, грусть и т д.;
- Менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;

- Читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и
расставляя логические ударения.
Должны знать:
- Виды театров (кукольный, детский, театр зверей и др.);
-Новые слова-термины;
-Правила поведения в театре.
К концу второго года обучения
Должны уметь:
-Действовать
согласованно,
включаясь
одновременно
или
последовательно
- Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным
сюжетам.
- Произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно;
-Снимать напряжение с отдельных групп мышц.
-Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке. Запоминать заданные педагогом мизансцены.
- Строить диалог с партнером на заданную тему.
- Составлять диалог между сказочными героями.
Должны знать:
-Новые слова - термины, а также яркие и точные слова и выражения.
-Знать 5-7 артикуляционных упражнений
-Театральные профессии (осветитель, декоратор, режиссер, костюмер и
т.д.)
К концу третьего года обучения
Должны уметь:
- Знать и четко произносить 6-8 скороговорок с разной силой голоса в
движении и разных позах.
- Разыгрывать спектакль по мотивам русских народных сказок,
классических произведений, произведениям современных авторов.
- Выступать перед родителями, детьми с инсценировками.
-Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
- Сочинять этюды на заданную тему.
Должны знать:
- Устройство театра
-Театральную терминологию.
К концу четвертого года обучения
Должны уметь:
-Свободно и естественно выполнять на сцене разные физические
действия.
-Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
- Сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

- Участвовать в постановке полноценного спектакля (музыкального или
драматического)
-Принимать участие в оформлении спектакля (рисовать декорации,
разрабатывать афишу, делать простейшие атрибуты к спектаклям)
Должны знать:
-Роли в музыкальных и драматических спектаклях
-Основы грима.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основной приём организации учебного процесса по программе –
соединение в занятиях по актёрскому мастерству трёх видов театрального
тренинга: движенческого, речевого и собственно актёрского, и работы над
учебным материалом, что отражается на особом построении графика учебной
работы.
Дидактический материал:
- Учебная литература по теме «Развивающие театральные игры», «Основы
актёрского мастерства», «Теория театра».
- Тематические материалы видеофонда (Художественные фильмы, Сказки,
мультфильмы).
-Фотоматериалы.
- Литературные произведения (басни, рассказы, драматургия) как основа
этюдной работы.
Видео и Аудио – материалы:
- видеозаписи праздников, спектаклей, сценических показов.
-MP3, «Музыкальное сопровождение».
Игровые средства обучения:
- мячи (разного размера);
- цветные карандаши, фломастеры;
- скакалки.
Техническое оснащение
Для реализации программы необходимо:
- сценическое пространство
- звуковая и световая профессиональная аппаратура
- стулья (по количеству учащихся в группе)
- «одежда сцены»- система задников и кулис

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александровская М.В. Тренинг актерской психотехники. Екатеринбург
1992
2. Гиппиус В. Гимнастика чувств. Л. Искусство 1967
3. Гиппиус В. Сценическая педагогика. Л. Сборник статей ЛГИТМИК
1976
4. Дрознин А. – Физический тренинг актёра по методике А.Дрознина. М.:
ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2004
5. Збруева Н. – Ритмическое воспитание актёра: Методическое пособие.М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2003
6. Корогодский З.Я..- Основы актёрского мастерства по методике
М.:ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008
7. Кох. Основы сценического движения. Л. Искусство 1970
8. Маркова Елена. Современная зарубежная пантомима М. Искусство
1985
9. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.:1986
10. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. М. 1976
11. Немирович-Данченко о творчестве актера ( составитель, редактор и
автор вступительной статьи В.Я.Виленин) М. Искусство 1973
12. Новиковская О.А. – Развитие звуковой культуры речи у
дошкольников. Логопедические игры и упражнения.- СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002
13. Чуриков А., Снегирёв В. Копилка для тренера. Сборник разминок,
необходимых в любом тренинге. – СПб.: Речь, 2007
14. Чурилова Э.Г. – Методика и организация театральной деятельности
дошкольников и младших школьников : программа и репертуар.- М.:
Гуманит.изд.ВЛАДОС,2001

Список литературы для учащихся и родителей
1. Альянский Ю.Л.- Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре.- Л.:
Дет. лит.,1990
2. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987
3. Станиславский К.С.«Работа актера над ролью»
4. Станиславский К.С. «Работа актера над собой»
5. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь
юного зрителя. - М.,1989
6. Чехов М.А. «О технике актера»
7. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».