ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ Программа разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240 – V «Об образовании в Республики Бурятия»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программах (включая разноуровневые) // Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. за № 09-3242; Письмом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 08.12.2015 г. за № 02-17/4037 «О направлении методических рекомендаций»; Уставом МБУ ДО «Дома творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ» (далее МБУ ДО ЖДТ) и иными локальными нормативными актами, правилами, инструкциями. Данная программа разработана на основе программы «Актёрское мастерство» кафедры режиссуры и актёрского мастерства СанктПетербургского гуманитарного университета профсоюзов под руководством профессора З.Я. Корогодского с внесением изменений в отбор тем, порядок их изучения, а также изменений в количестве и распределении часов, отборе материала по темам в соответствии с областью дополнительного образования. И авторской программы «Мастерство эстрады» В.А. Смирнова. Направленность программы студии эстрадного мастерства «Белая ворона» по содержанию является художественной, общекультурной, по форме организации творческое объединение, рассчитанной на четыре года. В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы: - принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении; - принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям; - принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу. Специфика и новизна данной программы заключается в особенностях современного эстрадного искусства, где исполнитель существует в постоянном синтезе актерской игры и танца, музыки и слова, пантомимы и клоунады, а случается и с трюковыми элементами. Преподавание театральных дисциплин по узким направлениям привело к тому, что даже профессионалы не всегда органично сочетают слово и движение, или, к примеру, танец и актерскую игру. Поэтому данная программа рассматривает преподавание сценической речи и сценодвижения без отрыва от мастерства актера, опираясь в этом на систему К.С.Станиславского, а также, исходя из принципов эстрадного мастерства и учитывая возраст учащихся, которым сложно осмыслить различные предметы без преподавания их во взаимосвязи. Причем нашу задачу мы видим не только в вооружении техникой и методом, но и в воспитании учащегося, как человека, чтобы помочь ему сформироваться, как личности, делающей в жизни осознанный и правильный выбор. Следует обратить внимание, что если в программе материал излагается в определенной последовательности, то на практике методически более оправдана "спиральная" структура построения. Даже в теоретической части тема периодически повторяется, вновь откладываясь в памяти уже в более широком понимании. Конечно, работа над всеми компонентами профессионального мастерства адаптирована к работе с детьми. Поэтому в программе большее место уделяется игровому тренингу. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами эстрадно-театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Цель обучения – художественное воспитание и развитие личности, обогащение культуры, формирование нравственно-ценностной системы ребёнка, раскрепощение его творческого потенциала через игровые формы театрального тренинга. Задачи программы Обучающие: · овладение техникой речи: речевым дыханием, чёткой артикуляцией и дикцией, грамотным произношением; · обучение логическому разбору и постановке действенной задачи при исполнении художественного произведения; · обучение овладению содержательной, действенной и стилевой природой авторского слова; · освоение особенностей ведения массового мероприятия в соответствии с его форматом. Развивающие: . познакомить детей с народными обычаями и обрядами. · развитие ассоциативного, образного и логического мышления; · формирование культуры восприятия актёрского исполнения; · приобретение умения управлять собственным вниманием, активизировать фантазию и воображение; · развитие способности фиксировать и осмысленно комментировать особенности окружающего мира, поведения людей; · развитие культуры речевого общения; · ознакомление с возможностями различной исполнительской трактовки произведения; · приобретение умения грамотно анализировать сценарий предполагаемого массового мероприятия, выявлять его основную задачу и выстраивать сценарий под её решение. Воспитательные: . сформировать у детей интерес к национальной культуре. · овладение правилами публичного поведения (на сцене, при посещении культурно-массовых мероприятий в качестве зрителя); · формирование самоорганизованности и трудолюбия; · воспитание любви к родному языку, его красоте, чистоте, поэтичности, выразительности; · закрепление чувства коллективизма и взаимопомощи. Возраст детей, участвующих в реализации программы от 5 до 15 лет. Срок реализации программы рассчитан на 4 года. Формы работы Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, тренинги, конкурсы, беседы, спектакли и праздники. Постановка сценок к конкретным календарным мероприятиям, инсценировка сценариев детских праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и эстрадному мастерству. Важной формой занятий данного объединения являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Занятия по программе (3 занятия по 2 учебных часа) строятся согласно следующей структуре: 1-ое занятие: 1час – движенческий тренинг, 1 час – работа по созданию спектакля и роли, сценическая деятельность. 2-ое занятие: 1час – речевой тренинг, 1 час - работа по созданию спектакля и роли, сценическая деятельность. 3-е занятие: 1час – актёрский тренинг, 1 час - работа по созданию спектакля и роли, сценическая деятельность. Репетиционная работа (по разделам «Работа по созданию спектакля и роли» и «Сценическая деятельность») может иметь форму подгрупповых индивидуальных занятий (в зависимости от учебного материала и учебных задач). Режим занятий Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю по два часа. Индивидуальное занятие один час два раза в неделю. Сводная, общая репетиция один раз в неделю, при подготовке к крупным мероприятиям. Образовательный процесс, строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий. Ожидаемые результаты В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы Личностные результаты: • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального искусства; • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; • овладение различными приёмами и техникой театральной деятельности; • выработка навыков самостоятельной и групповой работы. Метапредметные результаты (следующие универсальные учебные действия (УУД). Регулятивные УУД: • учиться отличать верно выполненное задание от неверного; • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других; • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом; • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы; • преобразовывать информацию из одной формы в другую – текст, художественные образы; • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: • уметь слушать и понимать речь других; • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; • учиться согласованно, работать в группе: а)учиться распределять работу между участниками проекта; б) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; в) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты: • умение читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; • умение различать произведения по жанру; • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; • овладение различными видами театрального искусства, основам актёрского мастерства; • умение сочинять этюды по сказкам; • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение). Формой подведения итогов считать: выступление на праздниках Дома творчества, участие в календарно-тематических мероприятиях, родительских собраниях, инсценировка сказок, сценок, эстрадных миниатюр. Входящая диагностика – анкетирование; промежуточная диагностика по карте поведения воспитанника на занятиях и сценическим выступлениям; по теории - тестирование; итоговая диагностика – мониторинг освоения программы. Примерный репертуар: Инсценировки по русским народным сказка и сказкам бурятских авторов. Монтаж стихотворений о маме российских авторов. Новогодние представления. Декламация рассказов Драгунского В., Чехова А.П. Стихи ко дню Победы, российских авторов. Стихи Бурятских авторов на праздник «Сагаалгаан». Тематические мероприятия, посвящённые ПДД и Пожарной безопасности. Учебно-тематический план Первого года обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Разделы Вводное занятие Актёрское мастерство Сценическая речь Движенческий тренинг Работа по созданию спектакля и календарных праздников Сценическая деятельность Итоговое занятие ИТОГО: Количество часов Всего 2 26 20 20 91 Теория 6 4 4 12 54 3 216 Практика 2 20 16 16 79 3 29 54 187 Учебно-тематический план Второго, третьего и четвертого года обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Разделы Количество часов 2 год 3 год 4 год Вводное занятие Актёрское мастерство Сценическая речь Движенческий тренинг Работа по созданию спектакля и календарных праздников Сценическая деятельность Экскурсии Итоговое занятие ИТОГО: 2 23 23 23 79 2 19 19 19 79 2 14 14 14 91 54 9 3 216 66 9 3 216 69 9 3 216 СОДЕРЖАНИЕ Занятия в студии ведутся по программе, включающей несколько раздел 1. Вводное занятие: на первом занятии педагог знакомится с группой, решает организационные вопросы, знакомит учащихся с программой, с основными методическими приёмами обучения, структурой урока: «полукруг», «творческий туалет и тренинг», «этюд», что такое игротека и т.д. Педагог проводит организационно-настроечный цикл упражнений, определяет правила общения внутри группы, распределяет творческие поручения среди участников (например, дежурный по классу и т.д.) Проводит беседу по правилам дорожного движения, пожарной безопасности и ЧС. Дети заполняют анкету (как входящая диагностика обучающихся). 2.Актерское мастерство: Теория: - Беседы в популярной форме о театральном искусстве, истории, жанрах, обсуждение увиденного. - Театральная терминология. - Культура поведения в театре. Практика: -Цикл упражнений, направленных на приучение органов чувств работать в условиях публичного творчества: акустический слух, слуховое внимание и слуховые ощущения, тактильная память и ощущения, память физических действий и ощущений, вкусовые ощущения и память. - Цикл упражнений на артистическую смелость и характерность. - Упражнения на развитие образного мышления. Упражнения на развитие на активизацию ассоциативного мышления. Понятие «внутренний текст». Понятие «подтекст». Ансамблевые тренинги - Упражнения на знакомство группы, групповой настрой. Упражнения на принятие группой совместного решения и действия. Упражнения в парах, малых группах, общегрупповые упражнения. - Тренинг на погружение в обстоятельство времени (времена года: «зимой», «летом» и т.п.; время дня; а также той или иной эпохи). Ролевой тренинг - Тренинг действия «я в предлагаемых обстоятельствах» роли. - Тренинг на наблюдения к роли. - Тренинг действия в предлагаемых обстоятельствах пьесы от лица роли. - Игровой тренинг - Развитие стойкости внимания - Достижение эмоционального раскрепощения, открытости, через игровые упражнения, сказки, частушки. - Снятие мышечных зажимов. - Основы артистической техники. - Выявление склонностей обучаемых и корректировка состава. Тематически: - Сосредоточение на партнере - Внимание - Воображение - Предметы. Животные. - Играем в цирк. - Частушки. Ритм. Эмоциональный выплеск. Раскрепощение. - Воображаемое пространство и предметы. 3.Сценическая речь Теория: Работа над литературным материалом: - Работа по анализу, драматическому разбору и сценическому воплощению литературного материала разных жанров (проза, поэзия, драма). Практика: - Обоснование необходимости тренинга. Разбор ощущений до и после упражнений. - Дыхание, как фундамент работы над речью. - Упражнения с движением. - Глоточные и артикуляционные упражнения. - Резонаторные упражнения. - Организация верного звучания. - Упражнения для языка. - Скороговорки. - Освобождение голоса: с чего начинается голос, голос внутри меня; мой голос, отраженный в окружающем мире, голосовое общение, исправление звукопроизношения 4.Движенческий тренинг Теория: - Зрительская практика: просмотр видеоматериалов, посещение концертов. Обсуждение увиденного. Практика:- Особенности физического действия на площадке. Движение в пространстве. - Внимание в ощущении движения и партнера. Взаимодействие партнеров друг с другом. - Координация движений, равновесие. - Ритм, воспроизведение ритмических рисунков. - Танцевальные импровизации. - Разнообразие форм физического существования на сцене (отличие бытового движения от пантомимы и других театральных форм) 5. Работа по созданию спектакля и календарных праздников. Теория: -Событийно-действенный анализ. - Художественная форма спектакля. Практика: - Этюдная и репетиционная работа. - Жанр и способ существования. 6. Сценическая деятельность Подготовка и участие в календарно-тематических мероприятиях Участие в районных и городских мероприятиях. Участие в конкурсах и фестивалях. Проведение творческих мероприятий в группе. ЖДТ. 7. Итоговые занятия. Групповой праздник. Подведение итогов этапа обучения. Обсуждение и анализ успехов каждого учащегося. Анкетирование по итогам этапа обучения. Задания на каникулы. К концу первого года обучения Должны уметь: - работать с воображаемыми предметами. - разыгрывать несложные этюды по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств» (интонацию, мимику, жест); - Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; -Определять по карточкам - пиктограммам разные эмоции человека – веселье, грусть и т д.; - Менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса; - Читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. Должны знать: - Виды театров (кукольный, детский, театр зверей и др.); -Новые слова-термины; -Правила поведения в театре. К концу второго года обучения Должны уметь: -Действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно - Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам. - Произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно; -Снимать напряжение с отдельных групп мышц. -Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке. Запоминать заданные педагогом мизансцены. - Строить диалог с партнером на заданную тему. - Составлять диалог между сказочными героями. Должны знать: -Новые слова - термины, а также яркие и точные слова и выражения. -Знать 5-7 артикуляционных упражнений -Театральные профессии (осветитель, декоратор, режиссер, костюмер и т.д.) К концу третьего года обучения Должны уметь: - Знать и четко произносить 6-8 скороговорок с разной силой голоса в движении и разных позах. - Разыгрывать спектакль по мотивам русских народных сказок, классических произведений, произведениям современных авторов. - Выступать перед родителями, детьми с инсценировками. -Создавать пластические импровизации под музыку разного характера. - Сочинять этюды на заданную тему. Должны знать: - Устройство театра -Театральную терминологию. К концу четвертого года обучения Должны уметь: -Свободно и естественно выполнять на сцене разные физические действия. -Владеть комплексом артикуляционной гимнастики. - Сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему. - Участвовать в постановке полноценного спектакля (музыкального или драматического) -Принимать участие в оформлении спектакля (рисовать декорации, разрабатывать афишу, делать простейшие атрибуты к спектаклям) Должны знать: -Роли в музыкальных и драматических спектаклях -Основы грима. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Основной приём организации учебного процесса по программе – соединение в занятиях по актёрскому мастерству трёх видов театрального тренинга: движенческого, речевого и собственно актёрского, и работы над учебным материалом, что отражается на особом построении графика учебной работы. Дидактический материал: - Учебная литература по теме «Развивающие театральные игры», «Основы актёрского мастерства», «Теория театра». - Тематические материалы видеофонда (Художественные фильмы, Сказки, мультфильмы). -Фотоматериалы. - Литературные произведения (басни, рассказы, драматургия) как основа этюдной работы. Видео и Аудио – материалы: - видеозаписи праздников, спектаклей, сценических показов. -MP3, «Музыкальное сопровождение». Игровые средства обучения: - мячи (разного размера); - цветные карандаши, фломастеры; - скакалки. Техническое оснащение Для реализации программы необходимо: - сценическое пространство - звуковая и световая профессиональная аппаратура - стулья (по количеству учащихся в группе) - «одежда сцены»- система задников и кулис СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Александровская М.В. Тренинг актерской психотехники. Екатеринбург 1992 2. Гиппиус В. Гимнастика чувств. Л. Искусство 1967 3. Гиппиус В. Сценическая педагогика. Л. Сборник статей ЛГИТМИК 1976 4. Дрознин А. – Физический тренинг актёра по методике А.Дрознина. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2004 5. Збруева Н. – Ритмическое воспитание актёра: Методическое пособие.М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2003 6. Корогодский З.Я..- Основы актёрского мастерства по методике М.:ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008 7. Кох. Основы сценического движения. Л. Искусство 1970 8. Маркова Елена. Современная зарубежная пантомима М. Искусство 1985 9. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.:1986 10. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. М. 1976 11. Немирович-Данченко о творчестве актера ( составитель, редактор и автор вступительной статьи В.Я.Виленин) М. Искусство 1973 12. Новиковская О.А. – Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002 13. Чуриков А., Снегирёв В. Копилка для тренера. Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. – СПб.: Речь, 2007 14. Чурилова Э.Г. – Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников : программа и репертуар.- М.: Гуманит.изд.ВЛАДОС,2001 Список литературы для учащихся и родителей 1. Альянский Ю.Л.- Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре.- Л.: Дет. лит.,1990 2. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987 3. Станиславский К.С.«Работа актера над ролью» 4. Станиславский К.С. «Работа актера над собой» 5. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,1989 6. Чехов М.А. «О технике актера» 7. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002