Шахматы

Пояснительная записка
•

•

•

•
•
•
•

Настоящая программа разработана и составлена в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ и требованиям, сформулированным в Приложении к
письму Департамента молодёжной политики, воспитании и социальной
поддержке детей Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844;
Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах, о порядке их рассмотрения и утверждения в муниципальном
бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом творчества
Железнодорожного района г. Улан-Удэ»;
СанПин 2.4.4 3172-14 от 04.07.2014 г. № 41;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. № 729;
Конвенцией ООН о правах ребенка 1979 г.;
Декларацией прав ребенка 1959 г.

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача,
преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать
воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Регулярность
шахматных занятий в системе общеобразовательной школы и дополнительного
образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя
прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и
воспитанию школьника.
Образовательная программа имеет спортивную направленность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок,
особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы
стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования
носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка
происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в
человеке ряд
необходимых и требуемых в обществе качеств:
целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации
внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в
меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы
науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более
эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается,

безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него
уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя
определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно
судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций,
занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных
шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований.
Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей
и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя
гармоничному развитию личности.
Шахматы- это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития,
формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует
зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость,
целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее,
самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться
до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено,
что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так
же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной
школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая
становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их
творческих способностей.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с
давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых
лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она
направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение
их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена
многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение
педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития
личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание

важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует
процесс обучения игре в шахматы.
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является
приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся
спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная
неудача.
Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через
обучение игре в шахматы. Создание условий для личностного и
интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и
организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
Обучающие:
o

познакомить с историей шахмат,

o
дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о
правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
Воспитывающие:
o

привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,

o
научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из
множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность,
работать самостоятельно
o

научить уважать соперника

Развивающие:
o
развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие
положительные качества личности
Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать
спортивный и зрелищный компоненты шахмат, их соревновательную сущность,
игровой и творческий характер, которые стимулируют желание ребенка
победить.
Новизной данной образовательной программы является выработка системы
общих требований проведения квалификационных турниров для групп детей с
одинаковой степенью подготовленности с учетом их возраста, введение

дополнительных разрядных уровней с дифференциацией силы игры участников
одного уровня. Это обусловлено потребностью в преодолении существующих
противоречий между постоянным снижением возрастного порога участников
шахматных турниров и соревнований с одной стороны, и установленных
разрядных норм, требований, условий их выполнения, ориентированных на
взрослых шахматистов с другой.
Кроме этого отличительной особенностью данной программы является
включение в теоретическую часть следующих блоков:
- о турнирных правилах;
- о специфических игровых ситуациях на соревнованиях;
- об основных правилах судейства;
- о работе с современными техническими устройствами (электронными часами).
В итоге
использование полученных знаний позволяет усилить
спортивную составляющую обучения, и как следствие, повысить мотивацию к
теоретическим занятиям. Значительно повышается общая эффективность
занятий.
Образовательная программа «Шахматы» рассчитана на проведение
теоретических и практических занятий с детьми 7 – 12 лет в объёме 144 часа. (2
раза в неделю по 2 часа) в течение 2 лет обучения.
В зависимости от уровня подготовки учащихся и их заинтересованности в
материале, педагог оставляет за собой право изменять порядок тем занятий и
варьировать количество часов, отведённых на какую-либо тему, в пределах
общего количества часов образовательной программы.
Условия набора.
К занятиям допускаются дети, не имеющие
противопоказаний, посещающие общеобразовательную школу.
Наполняемость группы — 15-20 человек.

медицинских

Формы организации детей: индивидуальная, групповая, индивидуальногрупповая (при подготовке детей к соревнованиям). Пример календарного
учебного графика проведения занятий на первом году обучения приведен в
приложении № 1 к данной программе.
Ожидаемые результаты.
К концу обучения по программе дети
Знают:

• шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, шах, мат, пат, ничья;
• названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и
рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;
• названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;
• цель игры: мат, пат, ничья;
• шахматную нотацию;
• абсолютную и относительную ценность фигур;
• приёмы и способы постановки мата одинокому королю;
• историю возникновения шахматной игры;
• правила игры.
Умеют:
•
•
•
•
•
•

записывать шахматную партию;
проводить комбинации;
владеть техникой постановки мата одинокому королю;
решать простейшие задачи;
записывать партию до 10-го хода.
приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной
игре;
• повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого
мышления,
памяти,
внимания,
воображения,
интеллектуальных
способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения
производить логические операции.
• сформируют личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность,
сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам
шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную
прочность знаний и умение применять их на практике.
Формы подведения итогов: участие обучающихся в соревнованиях.
В ходе освоения программы ребенок получает качественные оценки:
«молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится»,
«хорошо» и т.д.

К концу учебного года учащиеся способны выполнить пятый разряд по
шахматам, должны
знать:
•

правила шахматной игры;

•

шахматную нотацию;

•

цель шахматной партии;

•

порядок записи ходов партии и их отличия от записи позиций;

•

поля шахматной доски.

уметь:
•

разыграть партию с противником;

•

расставлять позиции на шахматной доске;

•

нападать и съедать фигуры противника;

•

довести партию до логического окончания;

•

ставить простые маты;

•

использовать правило «взялся - ходи»;

•

самостоятельно работать с шахматной доской.

быть:
•

внимательными при разыгрывании партии;

•

целенаправленными - стремиться довести партию до победы;

•

сосредоточенными, целеустремленными при игре партии;

•

настойчивыми при стремлении к поставленной цели;

•

выдержанными и дружелюбными во время игры.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы.

• Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
• Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
• Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы.
• Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
• Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
• Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
• Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построение рассуждений.
• Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
точку зрения и оценку событий.
• Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы.
• Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр.
• Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и
различие.

• Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию,
представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных
фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход,
длинная и короткая рокировка и её правила.
• Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и
тяжёлые
фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на
проходе,
превращение пешки. принципы игры в дебюте;
• Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль,
темп, оппозиция, ключевые поля.
• Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические
удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№

Тема

1
2
3

Введение
Тема 1. Сущность игры в шахматы
Тема 2. Ходы шахматных фигур.
История возникновения игры.
Тема 3. Завершение игры
Тема 4 . Основы записи

4
5
6
7
8

Количество часов
Теория Практи
Всего
ка
1
1
2
2
4
2
2
4

Квалификационный
турнир
безразрядников.
Учебно-массовые мероприятия
Итоговое занятие
Итого часов

Содержание
Введение
Правила поведения в кабинете шахмат.

6
6

6
6

12
12

-

30

30

-

79

79

1
18

1
126

2
144

Рассказ о шахматной игре.
Тема 1. Сущность игры в шахматы.
Порядок шахматных ходов.
Начальная позиция фигур на шахматной доске.
Расположение шахматной доски.
Шахматные фигуры.
Практическая часть:
•
правильная расстановка фигур на доске;
•
передвижение фигур на индивидуальных досках;
•
игры на быстроту расстановки фигур;
•
проговаривание полей доски.
Тема 2. Ходы шахматных фигур.
Как должны выполняться ходы.
Поправление при своем ходе расположения фигур на их полях.
Порядок взятия фигур.
Намеренное касание фигур на шахматной доске.
Окончание хода – отрывание партнером руки от фигуры.
Правила выполнения рокировки.
Касание короля и ладьи.
Практическая часть:
•
разыгрывание кусочков позиций;
•
игра на шахматных досках полным комплектом фигур.
Тема 3. Завершение игры.
Возможность завершения игры: проигрыш.
Цель каждого игрока - поставить мат.
Заявление о сдаче.
Возможность завершения игры: ничья.
Присуждение ничьей.
Отсутствие возможности поставить мат королю партнера любой серией
возможных ходов: «мертвая позиция».
Соглашение между двумя партнерами.
Практическая часть:
•
разыгрывание позиций;
•
разыгрывание шахматных партий;
•
разбор ошибок противника.
Тема 4. Основы записи.
Необходимость записи.
Стандартные обозначения. Название фигур.

Шахматные поля. Диагонали, вертикали, горизонтали.
Диаграмма.
Порядок записи ходов.
Полная и краткая нотация.
Практическая часть:
•
разыгрывание шахматных партий с записью;
•
участие в квалификационном турнире безразрядников;
•
разбор ошибок противника.
Квалификационный турнир безразрядников.
Практическая часть:
•
проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного
уровня.
Итоговое занятие.
Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.
Практическая часть:
•
подведение итогов турнира безразрядников.
Учебно-массовые мероприятия.
Участие в традиционных соревнованиях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема

Количество часов
Теория
Практика
Всего

Введение
Тема 1. Шахматные часы
Тема 2. Как правильно начинать
партию
Тема 3. Турнирные правила
Тема 4. Реализация большого
материального перевеса
Тема 5. Простейшие тактические
приемы
Квалификационный турнир пятого
разряда
Итоговое занятие
Учебно-массовые мероприятия
Итого часов

3
9
4

9
4

3
18
8

5
5

5
5

10
10

9

9

18

-

63

63

1

1

2

36

12
108

12
144

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Задачи второго года обучения
Образовательные:
ознакомить с законами развития фигур в начале партии;
ознакомить с работой шахматных часов;
дать представление о времени, отведенном на шахматную партию;
дать представление о турнирных правилах;
создать условия для понимания материального перевеса в шахматах;
дать представление о простейших тактических приемах;
формировать навыки нападения и защиты.

Развивающие:
способствовать развитию творческой активности, любознательности в
области шахмат;
развить способность ориентироваться во времени;
развивать способность понимать красоту человеческой мысли;
развивать у ребенка умение учиться, преодолевать трудности.
Воспитательные:
развивать усидчивость и внимательность во время игры;
воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;
воспитывать у детей навыки обращения к судье, отстаивания своих прав и
выполнения обязанностей игрока.

Содержание
Введение.
Правильное выполнение ходов.
Правила шахматной игры
Завершение игры – проигрыш, ничья.
Учёт результатов.
Тема 1. Шахматные часы.
Устройство «Шахматных часов», «Флажок».
Время, отведенное игроку на партию.
Показания часов и результат партии.
Связь показаний часов с результатом в партии. Минимальное число ходов или все
ходы в заданный период времени.
«Падение флажка». Регистрация падения флага и правильное заявление об этом
действии.
Возможности ничейных результатов.

Остановка часов. Порядок остановки часов во время партии.
Обращение за помощью к арбитру. Обоснованное обращение. Наказание игрока.
«Превращение» пешки, требование фигур.
Практическая часть:
•

проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;

•

разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;

•

разыгрывание учебных позиций.

Тема 2. Как правильно начинать партию.
Мат в начале партии.
Темп, потеря темпа.
Борьба с ранним выводом ферзя.
Ловушки.
Практическая часть:
•

проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;

•

разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;

•

разыгрывание учебных позиций;

•

разбор коротких партий-ловушек.

Тема 3. Турнирные правила.
Записывание ходов в процессе игры, своих ходов и ходов партнера правильным
способом, ход за ходом, ясно и разборчиво, в алгебраической нотации.
Шахматные бланки.
Регламент ответа на ход партнера.
Правила предложения ничьей. Соблюдение определенных требований.
Отклонение предложения ничьей.
Практическая часть:
•

проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;

•

разбор партий, сыгранных в квалификационных турнирах;

•

разыгрывание учебных позиций.

Тема 4. Реализация большого материального перевеса.
Защита. Нападение.
Размен. Ценность фигур.
Линейный мат.
Мат ладьей.
Мат ферзем.
Практическая часть:
•

проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;

•

разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;

•

разыгрывание учебных позиций.

Тема 5. Простейшие тактические приемы.
Двойной удар. /1ч./
Двойной удар. /2ч./
Связка. Виды связок.
Использование связки.
Как бороться со связкой.
Отрытое нападение.
Открытый шах.
Двойной шах.
Мат на последней линии.
Практическая часть:
•

проведение классификационных турниров, игр с часами и записью;

•

разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;

•

разыгрывание учебных позиций.

Квалификационный турнир пятого разряда.
Практическая часть:
•
проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного
уровня.
7. Итоговое занятие.
Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.
Практическая часть:
•

подведение итогов турнира пятого разряда.

8. Учебно-массовые мероприятия
9. Участие в традиционных соревнованиях.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение образовательной программы.
Оборудование для занятий
• кабинет для занятий;
• шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х
детей);
• шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
• шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения
шахматной нотации
• цветные карандаши,
• фломастеры,
• бумага для рисования.
Занятия по теории проходят в виде рассказа и беседы перед игровым
занятием. Для снижения нагрузки и повышения интереса у обучаемых детей
необходимо разнообразить методы организации занятия. Применяется как

индивидуальная в рамках фронтальной, так и групповая форма организации
учебно-воспитательного процесса. Занятия проводятся в специализированных
шахматных кабинетах на шахматных настенных и настольных досках.

№

Тема

2

Тема
1. Комбинированна Словесный,
Сущность игры я
(сочетание наглядный,
в шахматы
теории
и практический.
практики).
Рассказ, беседа,
иллюстрация на
шахматных
настенных
досках, игровые
упражнения,
конспектное
обучение.
Тема 2. Ходы Комбинированна Словесный,
шахматных
я
(сочетание наглядный,
фигур
теории
и практический.
практики).
Рассказ, беседа,
иллюстрация на
шахматных
настенных
досках,
элементы
творческой
игры, игровые
упражнения,
конспектное
обучение.
Тема
3. Комбинированна Словесный,
Завершение
я
(сочетание наглядный,
игры
теории
и практический.
практики).
Рассказ, беседа,
иллюстрация на
шахматных
настенных
досках,
элементы
творческой

3

4

Форма занятий

Методы
приемы

и Дидактические
материалы

игры,
игровые
упражнения,
конспектное
обучение.

Техническое
оснащение

Форма
подведе
ния
итогов
Опрос в
ходе
и беседы,
игра.

Кентлер,А.
Шахматный
букварьраскраска. – М.:
ФСРМПНТС,
2005.

Шахматный
кабинет.
Настенные
настольные
шахматы.
Тетрадь,
карандаш

Дорофеева,А.
Хочу
учиться
шахматам. – М.:
Russian
Chess
House, 2008.

Шахматный
кабинет.
Настенные
настольные
шахматы.
Тетрадь,
карандаш

Опрос в
ходе
и беседы,
игра.

Дорофеева,А.
Хочу
учиться
шахматам. – М.:
Russian
Chess
House, 2008.

Шахматный
кабинет.
Настенные
настольные
шахматы.
Тетрадь,
карандаш.

Опрос в
ходе
и беседы,
игра.
Практич
еская
игра

5

6

Тема 4. Основы КомбинироСловесный,
записи.
ванная
наглядный,
(сочетание
практический.
теории
и Беседа,
практики),
использование
турнир.
раздаточного
материала,
элементы
игры,
конспектное
обучение.
Итоговое
КомбинироСловесный,
занятие.
ванная
наглядный,
(сочетание
практический.
теории
и Рассказ, беседа,
практики)
коллективное
обсуждение

Сухин,И.Г.
Удивительные
приключения в
шахматной
стране. – Ростовна-Дону:
«Феникс», 2004.

Шахматный
кабинет.
Настенные
настольные
шахматы.
Тетрадь,
карандаши.

Опрос в
ходе
и беседы,
игра.

Яковлев,Н.Г.
Найди лучший
ход! – СПб.:
«Литера», 2002.

Настенные
настольные
шахматы.
Тетрадь,
карандаш.

и Суммар
ная
оценка
знаний –
практич
еской и
теоретич
еской
части.

Практич
еская
игра

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для детей:
1. Дорофеева,А. Хочу учиться шахматам - М.: Russian Chess House, 2008.
2.. Журавлев,Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 1986.
3. Карпов,А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003.
4. Кентлер,А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2005.
5. Костенюк,А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.
Для педагогов:
1.
Дворецкий М. Методы шахматного обучения – Харьков: «Фолио», 1997.
2.
Дорофеева А. Хочу учиться шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.
3.
Журавлев Н. И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 1986.
4.
Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 1988.
5.
Калиниченко Н.М.
Шахматная стратегия: Полный курс – М.: ФАИРПРЕСС, 2005.
7.
Карпов А. Учитесь шахматам. – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003.
8.
Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска – М.: ФСРМПНТС, 2005.
9.
Костенюк А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.
10. Пожарский В.А. Шахматный учебник – М.: изд. МЭИ, 1996.
11. Попова М. 30 уроков шахматной тактики / М.Попова, В.Манаенков. – Тула:
2002.
12. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-наДону: «Феникс», 2004

Приложение № 1
Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год.
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7

Месяц

Число

Время
проведения

Форма
занятия

Количест
во часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь

2
3
4
5
6
9
10

8

октябрь

11

9

октябрь

12

10

октябрь

13

11

октябрь

17

9.00-11.00
14.00-16.00

рассказ

2 занятия Вводное занятие. Знакомство Дом творчества-2, опрос
по
45 с
игрой
«Классические ул. Жуковского,
минут
шахматы».
25

12

октябрь

19

9.00-11.00
14.00-16.00

Рассказ,
объяснение

13

октябрь

24

9.00-11.00
14.00-16.00

рассказ

14

октябрь

26

9.00-11.00
14.00-16.00

Рассказ,
объяснение

2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут

Набор воспитанников

Набор воспитанников

Практическое освоение ходов
шахматными
фигурами,
правила игры.
Ключевые
понятия
классических
шахмат-шах,
мат, пат, ничья.
Завершение
игры.
Поиск
способов постановки мата
сопернику.

Дом
ул.
25
Дом
ул.
25
Дом
ул.
25

творчества-2,
Жуковского, опрос
творчества-2,
Жуковского, опрос
творчества-2,
Жуковского, опрос

15

октябрь

31

9.00-11.00
14.00-16.00

Рассказ,
объяснение

16

ноябрь

2

9.00-11.00
14.00-16.00

Рассказ

17

ноябрь

7

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

18

ноябрь

9

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

ноябрь

14

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

20

ноябрь

16

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

21

ноябрь

21

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

22

ноябрь

23

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

23

ноябрь

28

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

24

ноябрь

30

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

25

декабрь

5

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

19

2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2
занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут

Завершение игры. Быстрый
мат. Ситуации, дающие право
на ничью.
История возникновения и
развития игры «Классические
шахматы».
Практические
приемы
и
методы завершения игры,
тактика и стратегия игры.
Практические
приемы
и
методы завершения игры,
тактика и стратегия игры.
Практический
ход
и
содержание игры. Основы
записи шахматных ходов.
Практический
ход
и
содержание игры. Основы
записи шахматных ходов.

Дом
ул.
25
Дом
ул.
25
Дом
ул.
25
Дом
ул.
25
Дом
ул.
25
Дом
ул.
25

творчества-2,
Жуковского, опрос

Практический
ход
и
содержание игры. Основы
записи шахматных ходов.
Квалификационный
турнир
безразрядников,
парные
поединки.
Квалификационный
турнир
безразрядников,
парные
поединки.
Квалификационный
турнир
безразрядников,
парные
поединки.
Квалификационный
турнир
безразрядников,
парные
поединки

Дом
ул.
25
Дом
ул.
25
Дом
ул.
25
Дом
ул.
25
Дом
ул.
25

творчества-2, опрос
Жуковского,

творчества-2, опрос
Жуковского,
творчества-2, опрос
Жуковского,
творчества-2, опрос
Жуковского,
творчества-2, опрос
Жуковского,
творчества-2, опрос
Жуковского,

творчества-2, Индивидуальн
Жуковского, ые и групповые
консультации
творчества-2, Индивидуальн
Жуковского, ые и групповые
консультации
творчества-2, Индивидуальн
Жуковского, ые и групповые
консультации
творчества-2, Индивидуальн
Жуковского, ые и групповые
консультации

26

декабрь

7

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

27

декабрь

12

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

28

декабрь

14

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

29

декабрь

19

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

30

декабрь

21

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

31

декабрь

26

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

32

декабрь

28

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

33

январь
2018г

16

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

34

январь
2018г

18

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

35

январь
2018г

23

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

36

январь
2018г

25

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут

Квалификационный
безразрядников,
поединки
Квалификационный
безразрядников,
поединки
Квалификационный
безразрядников,
поединки
Квалификационный
безразрядников,
поединки
Квалификационный
безразрядников,
поединки
Квалификационный
безразрядников,
поединки
Квалификационный
безразрядников,
поединки
Квалификационный
безразрядников,
поединки
Квалификационный
безразрядников,
поединки
Квалификационный
безразрядников,
поединки
Квалификационный
безразрядников,
поединки

турнир Дом творчества-2,
парные ул. Жуковского,
25
турнир Дом творчества-2,
парные ул. Жуковского,
25
турнир Дом творчества-2,
парные ул. Жуковского,
25
турнир Дом творчества-2,
парные ул. Жуковского,
25
турнир Дом творчества-2,
парные ул. Жуковского,
25
турнир Дом творчества-2,
парные ул. Жуковского,
25
турнир Дом творчества-2,
парные ул. Жуковского,
25
турнир Дом творчества-2,
парные ул. Жуковского,
25
турнир Дом творчества-2,
парные ул. Жуковского,
25
турнир Дом творчества-2,
парные ул. Жуковского,
25
турнир Дом творчества-2,
парные ул. Жуковского,
25

Индивидуальн
ые и групповые
консультации
Индивидуальн
ые и групповые
консультации
Индивидуальн
ые и групповые
консультации
Индивидуальн
ые и групповые
консультации
Индивидуальн
ые и групповые
консультации
Индивидуальн
ые и групповые
консультации
Индивидуальн
ые и групповые
консультации
Индивидуальн
ые и групповые
консультации
Индивидуальн
ые и групповые
консультации
Индивидуальн
ые и групповые
консультации
Индивидуальн
ые и групповые
консультации

37

январь
2018г

30

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия (подготовка к
минут
внутрикружковым
соревнованиям
в
личном
зачете)
2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия(подготовка
к
минут
внутрикружковым
соревнованиям
в
личном
зачете)
2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия (подготовка к
минут
внутрикружковым
соревнованиям
в
личном
зачете)
2 занятия Шахматный турнир «Белая
по
45 Ладья» в личном зачетном
минут
первенстве

Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации

38

февраль
2018г

1

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

39

февраль
2018г

6

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

40

февраль
2018г

8

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

42

февраль
2018г

13

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

2 занятия Учебно-массовые
Дом творчества-2, Индивидуальн
по
45 мероприятия
(отработка ул. Жуковского, ые и групповые
минут
быстрого хода, постановка 25
консультации
мата в несколько ходов)

43

февраль
2018г

15

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

44

февраль
2018г

20

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

45

февраль
2018г

22

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия
(отработка
минут
быстрого хода, постановка
мата в несколько ходов)
2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия(отработка
минут
действий
с
шахматными
часами)
2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия
(отработка
минут
действий
с
шахматными

Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации
Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации
Дом творчества-2, Судейство
ул. Жуковского, турнире
25

на

Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации
Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации
Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации

часами)
46

февраль
2018г

27

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

47

март 2018г

1

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

48

март 2018г

6

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

49

март 2018г

13

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

50

март 2018г

15

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

51

март 2018г

20

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

52

март 2018г

22

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

53

март 2018г

27

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия
(отработка
минут
действий
с
шахматными
часами)
2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия
(отработка
минут
действий
с
шахматными
часами)

Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации

2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия
(отработка
минут
действий
с
шахматными
часами)
2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия
(отработка
минут
действий
с
шахматными
часами)
2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия
(отработка
минут
действий
с
шахматными
часами)
2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия
(отработка
минут
действий
с
шахматными
часами)
2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия
(отработка
минут
действий
с
шахматными
часами)
2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия (подготовка к
минут
соревнованиям)

Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации

Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации

Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации
Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации
Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации
Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации
Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации

54

март 2018г

29

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут

Учебно-массовые
мероприятия (подготовка
соревнованиям)
Учебно-массовые
мероприятия (подготовка
соревнованиям

55

апрель
2018г

3

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

56

апрель
2018г

5

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия (подготовка
минут
соревнованиям

57

апрель
2018г

10

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия
минут

Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации

58

апрель
2018г

12

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия
минут

Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации

59

апрель
2018г

17

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

60

апрель
2018г

19

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

61

апрель
2018г

24

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

62

апрель
2018г

26

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

63

май
2018г

3

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

64

май
2018г

8

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут

Дом
ул.
25
Дом
ул.
25
Дом
ул.
25
Дом
ул.
25
Дом
ул.
25
Дом
ул.
25

Учебно-массовые
мероприятия
Учебно-массовые
мероприятия
Учебно-массовые
мероприятия
Учебно-массовые
мероприятия
Учебно-массовые
мероприятия
Учебно-массовые
мероприятия

Дом
к ул.
25
Дом
к ул.
25

творчества-2, Индивидуальн
Жуковского, ые и групповые
консультации
творчества-2, Индивидуальн
Жуковского, ые и групповые
консультации

Дом творчества-2, Индивидуальн
к ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации

творчества-2, Индивидуальн
Жуковского, ые и групповые
консультации
творчества-2, Индивидуальн
Жуковского, ые и групповые
консультации
творчества-2, Индивидуальн
Жуковского, ые и групповые
консультации
творчества-2, Индивидуальн
Жуковского, ые и групповые
консультации
творчества-2, Индивидуальн
Жуковского, ые и групповые
консультации
творчества-2, Индивидуальн
Жуковского, ые и групповые
консультации

65

май
2018г

10

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

2 занятия
по
45
минут
2 занятия
по
45
минут

Учебно-массовые
мероприятия

66

май
2018г

15

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

67

май
2018г

17

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия
минут

Дом
ул.
25

68

май
2018г

22

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия
минут

Дом
ул.
25

69

май
2018г

24

9.00-11.00
14.00-16.00

Практическое
занятие

2 занятия Учебно-массовые
по
45 мероприятия
минут

Дом творчества-2, Индивидуальн
ул. Жуковского, ые и групповые
25
консультации

70

май
2018г

29

9.00-11.00
14.00-16.00

Рассказ,
беседа

2 занятия Подведение итогов учебного Дом творчества-2, Повторение
по
45 года
ул. Жуковского, пройденного
минут
25

Учебно-массовые
мероприятия

Дом
ул.
25
Дом
ул.
25

творчества-2, Индивидуальн
Жуковского, ые и групповые
консультации
творчества-2,
Жуковского, Индивидуальн
ые и групповые
консультации
творчества-2,
Жуковского, Индивидуальн
ые и групповые
консультации
творчества-2, Индивидуальн
Жуковского, ые и групповые
консультации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».