Пояснительная записка Настоящая программа разработана и составлена в соответствии с: • с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и требованиям, сформулированным в Приложении к письму Департамента молодёжной политики, воспитании и социальной поддержке детей Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844; • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; • СанПин 2.4.4 3172-14 от 04.07.2014 г. № 41; • Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. № 729; • Конвенцией ООН о правах ребенка 1979 г.; • Декларацией прав ребенка 1959 г. Национальная культура — это национальная память, то, что выделяет народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Много веков человечество передавало накопленные знания и умения последующим поколениям, обеспечивая процесс общественной мысли. Пословицы, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение, но одновременно и определенный объем жизненно-необходимой информации. Каждый, кто хочет знать прошлое, правильно понимать настоящее и будущее, должен знать историю своего народа, фольклор – прекрасное средство массового воспитания. Значение его состоит в том, что, все его произведения пронизаны стремлением к добру, миру, вдохновенны высокими прогрессивными идеями. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нем отражены не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его непобедимости. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались прекрасными мастерами и знатоками фольклора. Их смело можно рассматривать как средство эстетического воспитания чувство прекрасного, чувство формы, ритма, языка. Народное творчество воплотило в себе принципы народной эстетики, отразило художественные вкусы народа, которые вырабатывались веками. Настоящая программа имеет художественную направленность. Образовательный процесс нацелен на передачу духовного опыта русского народа, способствующего восстановлению связей между поколениями и формированию активной, творческой личности. Отличительной особенностью программы является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основе у школьников появляется потребность приобщения к ценностям народного творчества, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к музыкальному наследию предков. Актуальность программы состоит в том, что фольклор очень близок детям, «созвучен им по мироощущению», нужно с самого раннего возраста воспитывать в детях чувство радости от общения с фольклором, тогда, став взрослее, они сохранят интерес и любовь к нему. Попевки, считалки, скороговорки, песенки – неотъемлемая часть русского быта. Программа разработана на основе анализа существующих программ, направленных на приобщение детей к истокам культуры: - программа факультатива «Русский фольклор» для обучающихся 2-4 классов, Н.А. Евтеева, г. Кашина, 2007 год; - авторская образовательная программа дополнительного образования «Фольклор – детям", Ю.Э. Головченко, Ю.А. Мирзоян, г. Москва, 2017 год. Цель программы - обобщить и расширить знания об устном народном творчестве, дать сведения о малых жанрах фольклора. В процессе достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи: образовательные: • изучение основных русских жанров народного творчества; • расширить представление обучающихся о малых жанрах устного народного творчества и их функциях; • показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка. развивающие: • выявление и развитие индивидуальных творческих способностей в процессе изучения народной культуры; • сосредоточение внимание учащихся на значимых художественно – изобразительных особенностях малых жанров фольклора, научить их видеть особенности каждого вида; • развитие познавательной активности учащихся. воспитательные: • привитие детям любви к народной культуре; • формирование интереса, бережного отношения, уважения и любви к традиционной русской культуре; • воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре Программа рассчитана на детей в возрасте 8 - 9 лет. Объем программы: 36 часов. Основные формы работы: групповые занятия, дистанционные формы работы. Формы занятий: - теоретические, проходящие в форме бесед, лекции, игровых приемов, просмотра видеоматериалов; - творческие задания (рисунки, придумывание загадок, сказок и т.п.); - практические упражнения, развивающие внимание, восприятие, память, мышление. Программа разработана на таких известных дидактических принципах, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация воспитания, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход. Ожидаемые результаты Обучающие, формирование развивающие, воспитательные Универсальных учебных задачи направлены действий.: на предметных, метапредметных и личностных. Предметные: - учащиеся смогут обладать знаниями о многообразии жанров народного творчества, об истории его развития; - могут научиться применять практические навыки, полученные на занятиях, во время выступлений на публике; - знание правил безопасности во время занятий. Метапредметные результаты в перспективе представляют собой: - обладание навыками самостоятельной работы над творческим проектом; - совершенствование художественного вкуса учащихся; - развитую фантазию, образное и пространственное мышление; - устойчивую мотивацию учащихся к творческой деятельности. Личностные результаты: - учащиеся могут самостоятельно организовать свое время; - умеют плодотворно работать в коллективе; - владеют культурой общения и нормами поведения в обществе; - учащиеся могут построить доброжелательные, позитивные отношения с окружающими. Учебно-тематический план № Тема Количество часов 1 Вводное занятие. 1 Очные и дистанционные формы работы. 2 Малые жанры фольклора. Загадки. 1 Очные и дистанционные формы работы. 3 Скороговорки. 1 Очные и дистанционные формы работы. 4 Считалки. 1 Очные и дистанционные формы работы. 5 Пословицы и поговорки. 1 Очные и дистанционные формы работы. 6 Были и небылицы. 1 Очные и дистанционные формы работы. 7 Русская народная роспись (на примере росписей 3 «Хохлома и «Гжель»). Очные и дистанционные формы работы. 8 Изготовление и роспись сундучков (творческая работа). 5 Очные и дистанционные формы работы. 9 Обобщающий урок по пройденным малым жанрам 1 фольклора. Очные и дистанционные формы работы. 10 Колыбельные, потешки, пестушки. 1 Очные и дистанционные формы работы. 11 Народные игры и хороводы. 4 Очные и дистанционные формы работы. 12 Проект: «Масленица»: - Заклички. Частушки. 5 - изготовление жаворонков; - разучивание масленичной песни и хоровода к выступлению на празднике. Очные и дистанционные формы работы. 13 «Без прошлого нет будущего» - патриотическое 3 направление. «О героях былых времён» - герои ВОВ Очные и дистанционные формы работы. 14 Проект «Народные праздники»: 4 - Красная горка (о празднике), приметы весны; - Вербное воскресенье (творческая работа - веточки вербы); - Пасха (изготовление яиц из бумаги и их роспись, традиции праздника). - конкурс творческих работ «Светлая Пасха» Очные и дистанционные формы работы. 15 Этикет. 3 -Культура поведения в общественных местах. -Хорошие манеры. Очные и дистанционные формы работы. 16 Итоговое занятие: открытый урок. 1 Очные и дистанционные формы работы. Итого: 36 Планируемые результаты: • демонстрировать понимание прослушанного текста, отвечая на вопросы по содержанию; • задавать вопросы по услышанному рассказу; • выразительно, последовательно, самостоятельно или с помощью вопросов педагога передавать изученный материал; • различать малые жанры фольклора; • знать наизусть разученные песни, заклички, частушки и т.п. • выполнять творческие задания; • использовать детский фольклор в жизненных ситуациях. • Знать героев ВОВ нашего города, своей семьи. • Знать и соблюдать правила этикета. Методические материалы При реализации программы используются различные приёмы и методы, направленные на развитие способностей и расширение общего кругозора обучающегося в области народной культуры: - учебное занятие в группах; - совместный просмотр видеоматериалов, их обсуждение с анализом увиденного; - выполнение творческого задания; - выступление на мероприятиях. Организация занятий осуществляется по принципу освоения учебного материала от простого к сложному, постепенного углубления знаний в области устного народного творчества, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся. Формы воспитания и обучения в образовательном процессе теснейшим образом сплетаются в единый комплекс, способствующий эстетическому развитию детей.. Учебные темы включают теоретическую и практическую части. Обучающимся предлагается в игровой форме познакомиться с детским фольклорным песенно-игровым творчеством, используя доступный для понимания детей этого возраста материал Главными методами на занятиях являются рассказ и игра. При помощи игры поддерживается высокий эмоциональный настрой. Дети овладевают знаниями малых форм фольклора: потешки, дразнилки, считалки, заклички и др.. Разучиваются простейшие игровые народные песенки, небылички; игры с напевами и элементы хороводов. При реализации программы используется дидактический материал: - учебные пособия по преподаванию русского фольклора; - сборники народных песен и текстов устного народного творчества; - подборки аудио и видеоматериала. Список литературы: 1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.,1989 2. Аникин В.П. Русский детский фольклор. - М., 1987. 3. Кравцов Н.И, Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М., 1989г. 4. Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы. - М., 1989. 5. Мельников М.Н. Русский детский фольклор.- М., 1987. 6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. - Новосибирск, 1990. 7. Русские народные загадки, пословицы, поговорки /Составитель Круглов Ю.Г. - М., 1990. 8. Русские народные сказки./Составитель Афанасьев А.Н.- М., 1979. 9. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия/ Составитель Круглов Ю.Г. - М., 1987. 10.Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. - Тверь, 1994. Интернет-ресурсы: http://maminsite.ru/early.files/early9_1.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B% http://rusfolklor.ru/archives/category/dets http://rusprogram.ru/f22 http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/rubric/1423468/ http://www.rusprogram.ru/f64