Наследники традиций

Пояснительная записка
Настоящая программа разработана и составлена в соответствии с:
• с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ и требованиям, сформулированным в Приложении
к письму Департамента молодёжной политики, воспитании и социальной
поддержке детей Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844;
• Приказом Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам;
• СанПин 2.4.4 3172-14 от 04.07.2014 г. № 41;
• Концепции

развития

дополнительного

образования

детей,

утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
24.04.2015 г. № 729;
• Конвенцией ООН о правах ребенка 1979 г.;
• Декларацией прав ребенка 1959 г.
Национальная культура — это национальная память, то, что выделяет
народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему
ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и
жизненную опору.
Много веков человечество передавало накопленные знания и умения
последующим поколениям, обеспечивая процесс общественной мысли.
Пословицы, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение,
но одновременно и определенный объем жизненно-необходимой информации.
Каждый, кто хочет знать прошлое, правильно понимать настоящее и
будущее, должен знать историю своего народа, фольклор – прекрасное
средство массового воспитания. Значение его состоит в том, что, все его
произведения пронизаны стремлением к добру, миру, вдохновенны высокими
прогрессивными идеями.

Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нем
отражены не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его
непобедимости. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа.
Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались
прекрасными мастерами и знатоками фольклора. Их смело можно
рассматривать как средство эстетического воспитания чувство прекрасного,
чувство формы, ритма, языка. Народное творчество воплотило в себе
принципы народной эстетики, отразило художественные вкусы народа,
которые вырабатывались веками.
Настоящая программа имеет

художественную направленность.

Образовательный процесс нацелен на передачу духовного опыта русского
народа, способствующего восстановлению связей между поколениями и
формированию активной, творческой личности.
Отличительной особенностью программы является раскрытие
значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его
основе у школьников появляется потребность приобщения к ценностям
народного творчества, к истории родного края, к традициям и обычаям своего
народа, к музыкальному наследию предков.
Актуальность программы состоит в том, что фольклор очень близок
детям, «созвучен им по мироощущению», нужно с самого раннего возраста
воспитывать в детях чувство радости от общения с фольклором, тогда, став
взрослее, они сохранят интерес и любовь к нему. Попевки, считалки,
скороговорки, песенки – неотъемлемая часть русского быта.
Программа разработана на основе анализа существующих программ,
направленных на приобщение детей к истокам культуры:
- программа факультатива «Русский фольклор» для обучающихся 2-4
классов, Н.А. Евтеева, г. Кашина, 2007 год;
- авторская образовательная программа дополнительного образования
«Фольклор – детям", Ю.Э. Головченко, Ю.А. Мирзоян, г. Москва, 2017 год.

Цель программы - обобщить и расширить знания об устном народном
творчестве, дать сведения о малых жанрах фольклора.
В

процессе

достижения

поставленной

цели

мы

решаем

следующие задачи:
образовательные:
•

изучение основных русских жанров народного творчества;

•

расширить представление обучающихся о малых жанрах

устного народного творчества и их функциях;
•

показать

своеобразие

и

самобытность

произведений

фольклора, богатство и красочность народного языка.
развивающие:
•

выявление

и

развитие

индивидуальных

творческих

способностей в процессе изучения народной культуры;
•

сосредоточение

внимание

учащихся

на

значимых

художественно – изобразительных особенностях малых жанров
фольклора, научить их видеть особенности каждого вида;
•

развитие познавательной активности учащихся.

воспитательные:
•

привитие детям любви к народной культуре;

•

формирование интереса, бережного отношения, уважения и

любви к традиционной русской культуре;
•

воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его

истории и культуре
Программа рассчитана на детей в возрасте 8 - 9 лет.
Объем программы: 36 часов.
Основные формы работы: групповые занятия, дистанционные формы
работы.
Формы занятий:
- теоретические, проходящие в форме бесед, лекции, игровых приемов,
просмотра видеоматериалов;

- творческие задания (рисунки, придумывание загадок, сказок и т.п.);
- практические упражнения, развивающие внимание, восприятие,
память, мышление.
Программа разработана на таких известных дидактических принципах,
как постепенность и последовательность, доступность и систематичность,
наглядность и достоверность, активизация воспитания, образного мышления
и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный
подход.
Ожидаемые результаты
Обучающие,
формирование

развивающие,

воспитательные

Универсальных

учебных

задачи

направлены

действий.:

на

предметных,

метапредметных и личностных.
Предметные:
- учащиеся смогут обладать знаниями о многообразии жанров народного
творчества, об истории его развития;
- могут научиться применять практические навыки, полученные на занятиях,
во время выступлений на публике;
- знание правил безопасности во время занятий.
Метапредметные результаты в перспективе представляют собой:
- обладание навыками самостоятельной работы над творческим проектом;
- совершенствование художественного вкуса учащихся;
- развитую фантазию, образное и пространственное мышление;
- устойчивую мотивацию учащихся к творческой деятельности.
Личностные результаты:
- учащиеся могут самостоятельно организовать свое время;
- умеют плодотворно работать в коллективе;
- владеют культурой общения и нормами поведения в обществе;
- учащиеся могут построить доброжелательные, позитивные отношения с
окружающими.

Учебно-тематический план
№

Тема

Количество
часов

1

Вводное занятие.

1

Очные и дистанционные формы работы.
2

Малые жанры фольклора. Загадки.

1

Очные и дистанционные формы работы.
3

Скороговорки.

1

Очные и дистанционные формы работы.
4

Считалки.

1

Очные и дистанционные формы работы.
5

Пословицы и поговорки.

1

Очные и дистанционные формы работы.
6

Были и небылицы.

1

Очные и дистанционные формы работы.
7

Русская

народная

роспись

(на

примере

росписей 3

«Хохлома и «Гжель»).
Очные и дистанционные формы работы.
8

Изготовление и роспись сундучков (творческая работа).

5

Очные и дистанционные формы работы.
9

Обобщающий урок по пройденным малым жанрам 1
фольклора. Очные и дистанционные формы работы.

10 Колыбельные, потешки, пестушки.

1

Очные и дистанционные формы работы.
11 Народные игры и хороводы.

4

Очные и дистанционные формы работы.
12 Проект: «Масленица»:
- Заклички. Частушки.

5

- изготовление жаворонков;
-

разучивание масленичной песни и

хоровода к

выступлению на празднике.
Очные и дистанционные формы работы.
13 «Без

прошлого

нет

будущего»

-

патриотическое 3

направление.
«О героях былых времён» - герои ВОВ
Очные и дистанционные формы работы.
14 Проект «Народные праздники»:

4

- Красная горка (о празднике), приметы весны;
- Вербное воскресенье (творческая работа - веточки
вербы);
- Пасха (изготовление яиц из бумаги и их роспись,
традиции праздника).
- конкурс творческих работ «Светлая Пасха»
Очные и дистанционные формы работы.
15 Этикет.

3

-Культура поведения в общественных местах.
-Хорошие манеры.
Очные и дистанционные формы работы.
16 Итоговое занятие: открытый урок.

1

Очные и дистанционные формы работы.
Итого:

36

Планируемые результаты:
• демонстрировать понимание прослушанного текста, отвечая на вопросы
по содержанию;
• задавать вопросы по услышанному рассказу;
• выразительно, последовательно, самостоятельно или с помощью
вопросов педагога передавать изученный материал;
• различать малые жанры фольклора;
• знать наизусть разученные песни, заклички, частушки и т.п.
• выполнять творческие задания;
• использовать детский фольклор в жизненных ситуациях.
• Знать героев ВОВ нашего города, своей семьи.
• Знать и соблюдать правила этикета.
Методические материалы
При реализации программы используются различные приёмы и методы,
направленные на развитие способностей и расширение общего кругозора
обучающегося в области народной культуры:
- учебное занятие в группах;
- совместный просмотр видеоматериалов, их обсуждение с анализом
увиденного;
- выполнение творческого задания;
- выступление на мероприятиях.
Организация занятий осуществляется по принципу освоения
учебного материала от простого к сложному, постепенного углубления знаний
в области устного народного творчества, в соответствии с возрастными и
психологическими особенностями обучающихся.
Формы воспитания и обучения в образовательном процессе
теснейшим образом сплетаются в единый комплекс, способствующий

эстетическому развитию детей.. Учебные темы включают теоретическую и
практическую части.
Обучающимся предлагается в игровой форме познакомиться с детским
фольклорным песенно-игровым творчеством, используя доступный для
понимания детей этого возраста материал
Главными методами на занятиях являются рассказ и игра. При
помощи игры поддерживается высокий эмоциональный настрой.
Дети овладевают знаниями малых форм фольклора: потешки,
дразнилки, считалки, заклички и др.. Разучиваются простейшие игровые
народные песенки, небылички; игры с напевами и элементы хороводов.
При реализации программы используется дидактический материал:
- учебные пособия по преподаванию русского фольклора;
- сборники народных песен и текстов устного народного творчества;
- подборки аудио и видеоматериала.

Список литературы:
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский
фольклор. - М.,1989
2. Аникин В.П. Русский детский фольклор. - М., 1987.
3. Кравцов Н.И, Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.,
1989г.
4. Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы. - М., 1989.
5. Мельников М.Н. Русский детский фольклор.- М., 1987.
6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. - Новосибирск, 1990.
7. Русские народные загадки, пословицы, поговорки /Составитель Круглов
Ю.Г. - М., 1990.
8. Русские народные сказки./Составитель Афанасьев А.Н.- М., 1979.
9. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия/ Составитель
Круглов Ю.Г. - М., 1987.
10.Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. - Тверь, 1994.
Интернет-ресурсы:
http://maminsite.ru/early.files/early9_1.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B%
http://rusfolklor.ru/archives/category/dets
http://rusprogram.ru/f22
http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/rubric/1423468/
http://www.rusprogram.ru/f64


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».