Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеразвивающая программа составлена в соответствии с: • Законом об образовании в Российской Федерации № 273 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г.; • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; • СанПин 2.4.4 3172-14 от июля 2014 г. № 41 • Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729 Основой для создания данной программы является примерная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету Музыкальный инструмент фортепиано Министерства культуры РФ, научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева, Института развития образования в сфере культуры и искусства. Разработчики: Е.Н. Моховикова, И.А. Елесина. Москва 2013. Данная программа адаптирована к условиям музыкальной студии Дома творчества. Обучение фортепианной игре в музыкальной студии в Доме творчества доступно всем детям, независимо от их способностей. В студию принимают всех желающих школьного возраста от семи лет. Такое обучение является альтернативным музыкальным школам, так как в музыкальные школы принимают детей только с высоким уровнем музыкальных способностей. Приемные экзамены дети не сдают, педагог лишь проверяет его музыкальные данные (мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальную память) с тем, чтобы определить уровень развития индивидуальности ребенка и его особенности. Программа имеет художественную направленность и предназначена для приобщения учащихся к музыкально-творческой деятельности. Программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования. Программа может быть адаптирована для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нормальный коэффициент умственного развития. Актуальность. В настоящее время в музыкальном образовании можно выделить некоторые особенности: наличие обязательного школьного воспитания и специального с возрастным цензом, профессиональной установкой и достаточно высокими требованиями. С возрастом интерес к музыке растет, но пропорционально ему возможности заниматься музыкой в образовательном пространстве уменьшается. В связи со сложившейся ситуацией данная образовательная программа особенно актуальна именно в системе дополнительного образования. Программа «Пианист» допускает свободное вхождение ребенка в мир музыкального исполнительства независимо от возраста и специальных данных. Развитию творческой и инициативной личности как нельзя больше соответствует обучение игре на клавишном инструменте, так как занятия в классе проходят в форме индивидуального обучения. Здесь педагог оказывается в более выгодных условиях, чем учитель средней школы, так как имеет больше возможностей для непосредственного и постоянного контакта со своим воспитанником. Отличительные особенности программы заключаются: • в комплексном изучении двух музыкальных клавишных инструментов: фортепиано и синтезатора; • в сочетании традиционной методики обучения детей игре на фортепиано с обучением по методике Олерской Е.А. «Ручные пьесы». Обучение игре на синтезаторе в образовательном процессе музыкальной студии обусловлено широким распространением цифрового инструментария и в профессиональной музыке, и в повседневном обиходе, что связано с бурным развитием цифровых технологий и процессом совершенствования электронного музыкального инструментария. Игра на синтезаторе, как на инструменте, все более популярном в последнее время в подростковой среде способствует преодолению разрыва между традиционным классическим музыкальным образованием и электроакустической аурой звучания музыки в реальное время. Параллельное освоение двух клавишных инструментов позволяет значительно обогатить творчество учащихся, включая в него кроме традиционной исполнительской деятельности элементы композиции и звукорежиссерской работы, способствует обогащению кругозора учащихся дает возможность почувствовать выразительность того или иного художественного средства, а значит и постижение музыкального искусства становится более глубоким. Пьесы, упражнения и этюды методики «Ручные пьесы» предназначены для изучения с показа, логического разбора и запоминания. Ребёнок не смотрит в ноты, он выучивает то, что объясняет ему педагог. Практика ручных пьес дает возможность целенаправленно и в более короткие сроки сформировать первоначальные навыки исполнения, такие как: фортепианная техника, грамотное чтение нот, развитая ритмическая культура, осознанное отношение к небанальному звукоизвлечению и выразительной игре, опыт владения педалью. «Азбука чтения нот» одна из основных составляющих методики «Ручные пьесы» - включает в себя изучения теоретических основ, помогающих читать нотный текст. Это целенаправленное приобретение навыков умения видеть вертикали, автоматически реагировать на группу интервалов и аккордов. делается акцент на быстрое зрительное узнавание интервалов. Такая практика делает процесс чтения более осознанным и облегчает его Весь комплекс данной методики строит прочную основу для дальнейшего музыкально-технического и музыкально-интеллектуального развития учащегося, готовит его к серьёзной работе над изучением классических произведений. Адресат – программа предназначена для детей школьного возраста от 7 -17 лет, желающих освоить музыкальный инструмент независимо от возраста на начало обучения и уровня музыкальных способностей. Объём программы. Предлагаемая программа включает в себя три ступени: 1 ступень: первый год обучения- 72 часа 2 ступень: второй и третий годы обучения - 144 часа 3 ступень: четвертый и пятый годы обучения -144 часа Всего: 360 часов. Каждая ступень охватывает разнообразные, связанные между собой стороны учебно – воспитательного процесса и, наряду с этим предусматривает основные знания, умения, навыки, которые должны приобрести учащиеся. Такое распределение обучения дает возможность учащемуся: поступить на определенную ступень; закончить курс на какой-либо ступени; после пройденной ступени продолжить обучение дальше. Формы организации образовательного процесса. Виды занятий: урок, подготовка к концертным выступлениям; выступление, зачёт, посещение концертов, спектаклей участие учеников в концертах, творческих мероприятиях, в воспитательных мероприятиях и культурнопросветительской деятельности ЖДДТ, студии и др. В зависимости от желания и потребностей учащегося и его родителей может изменяться форма индивидуальных занятий: большее количество часов уделяется какому-либо одному инструменту. Также возможно изменение репертуара с уклоном на классическую музыку, или домашнего музицирования (разучивание песен, популярных мелодий) В рамках данной программы имеется возможность варьировать содержание, осуществить дифференцированный, личностно ориентированный подход к обучению детей, что делает ее доступной для обучения детей разного возраста с различным уровнем музыкальных способностей. Данные условия определяют особую роль учебного курса программы в музыкальном образовании детей и подростков, и реализуются через разноуровневое обучение. В музыкальной студии данная программа может осваиваться учащимися в соответствии со следующими уровнями: Стартовый уровень: предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в выбранной области, формирование и развитие устойчивого стремления к самообразованию. В эту группу входят учащиеся со средними и ниже средних музыкальными данными; учащиеся с ослабленным здоровьем; учащиеся, перегруженные в общеобразовательной школе. Базовый уровень: предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в выбранной области деятельности, достаточно высокую степень овладения знаниями, умениями и навыками. В эту группу входят учащиеся с хорошими музыкальными данными. Продвинутый уровень: предусматривает достижение повышенного уровня образованности. В эту группу входят учащиеся с хорошими и отличными природными музыкальными и психофизическими данными, позволяющими активно реализовать себя в концертной деятельности. Дети этой группы – основные участники конкурсов, фестивалей и концертов. Срок освоения программы: 5 лет Режим занятий. Занятия в студии проводятся в индивидуальной форме, два занятия в неделю по 1 академическому часу (продолжительность урока – 45 минут). Возможно проведение мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. I. Цель и задачи программы. Цель: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, и их самореализация через художественную деятельность. Овладение исполнительскими навыками игры на фортепиано и синтезаторе, знаниями и представлениями о данных музыкальных инструментах. Общие задачи: • Воспитательная: воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности, формирование у учащихся устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства эстетических взглядов, потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства. • Обучающая: формирование навыков игры на фортепиано и синтезаторе, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии со стилевыми традициями. Приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии. • Развивающая: Развитие музыкальных способностей и творческих навыков, нравственно-духовного развития детей. Задачи по уровням обучения: • I уровень - стартовый. Приобретение детьми начальных базовых знаний, умений игры на инструменте, знание основных элементов музыкальной грамоты. • II уровень - базовый. Приобретение детьми начальных знаний умений и навыков игры на инструменте, позволяющих разучивать и исполнять музыкальные произведения, приобретение основ музыкальной грамоты, основных средств музыкальной выразительности. • III уровень -продвинутый. Приобретение детьми начальных знаний умений и навыков игры на инструменте, позволяющих самостоятельно разучивать и исполнять музыкальное произведение, в соответствии с его стилевыми традициями; приобретение основ музыкальной грамоты, основных средств музыкальной выразительности, углублённое знание теоретического материала, музыкальной терминологии. II. Учебный план Кол-во часов Формы Форма Место Раздел № 1. Развитие исполнительского мастерства. Практи ка Теория Всего Разделы. Темы. организаци и занятий контроля провед. 30 30 Индив. занятие Прослушиван ие, выступление Класс, Концер тные площад ки 1.2. Синтезатор: • Освоение простейших приемов аранжировки. • Разучивание произведений различных стилей и жанров с использованием банка голосов и паттернов клавишного синтезатора. 12 12 Индив. занятие Прослушивание, выступление Класс, Концер тные площад ки Раздел № 2. Музыкально теоретический курс. 4 2 2 Индив. Мелкогруппов занятие Прослушиван ие, опрос. Класс 6 6 Индив. Мелкогруппов занятие Устный опрос практические задания, тесты, кроссворд, зачет Класс Прослушиван ие, практические задания Беседа Класс Беседа, выступление ЖДТ 1.1. Фортепиано: • Разучивание фортепианных произведений по нотам • «Ручные пьесы» разучивание пьес и этюдов с показа, логического разбора и запоминания. Ребёнок не смотрит в ноты, он выучивает то, что объясняет ему педагог. • Подбор по слуху: несложных песен и произведений инструментальной музыки 2.1. Работа над ритмом. • Постановка ритма включает в себя организацию чувства ритма, способность грамотно и бегло читать ритмические рисунки, понимание математической сущности ритма. 2.2. Музыкальная грамота: • Базовые компоненты нотной грамоты: нотоносец, ключи, обозначения нот и др. Диатонические интервалы, аккорды и их буквенноцифровое обозначение Понятие о мелодии, фактуре и тембре. Простые музыкальные жанры. Выразительные возможности клавишных синтезаторов. Банки голосов и паттернов 2.3. «Азбука чтения нот»: • Система тренинга быстрого и грамотного чтения нотного текста. 12 12 Индив. занятие 2.4. Слушание музыки: различных стилей, направлений, жанров: европейская, русская, бурятская музыка 4 4 3. Воспитательная работа: подготовка и участие в мероприятиях ДДТ, студии. 4 4 Индив. Мелкогруппов занятие Групп. занятие Итого часов: 72 8 Класс 64 Содержание учебно-тематического плана Общая структура плана по названиям тем, разделов остается неизменной на протяжении всех лет обучения. Каждая ступень обучения охватывает разнообразные, связанные между собой стороны учебно – воспитательного процесса и, наряду с этим предусматривает основные знания, умения, навыки, которые должны приобрести учащиеся. Разучивание музыкальных произведений и изучение теоретического материала выстроено от простого к сложному. Основные знания и понятия закладываются на первой и второй ступени обучения (в зависимости от уровня восприятия и возраста ребенка), с дальнейшим закреплением и развитием исполнительских навыков на более сложном музыкальном материале. На третьей ступени обучения углубляется и расширяется сфера применения практических навыков и теоретических знаний. Фортепиано I ступень. 1 год обучения. Исполнительское мастерство Синтезатор С первого урока – знакомство с фортепиано: путь развития (монохорд, орган, клавесин, клавикорд). Краткий рассказ о строении и особенностях звучания этих инструментов. Фортепиано: строение, возможности, отличие. Посадка за инструментом. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. На первом этапе обучения используются разнообразные игры и сказки: пальчиковые игры, музыкальное лото, настольная игра «Волшебный лес», сказки В. Кирюшина, работа с ритмическими карточками, ритмослоги и т. д. На протяжении первого года обучения одной из основных форм работы является разучивание «Ручных пьес» Е. Олерской с параллельной работой над техникой чтения нотной записи и нотной грамоты по «Азбуке нот для маленьких» Е. Олерской. В течение учащийся должен пройти 8-10 небольших произведений разного характера: народные песни, яркие образные пьесы, пьесы танцевального и песенного характера, освоить основные приемы звукоизвлечения легато, нон легато, стаккато. Ознакомление с основными выразительными возможностями клавишных синтезаторов (многотембровость, звуковые эффекты, автоаккомпанемент) и главными клавишами управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro-start, intro, ending. Разучивание и исполнение пьес в начале под аккомпанемент педагога, по мере освоения партии левой руки под собственный. Освоение простых ритмов автоаккомпанемента (полька, балладные ритмы). В течение года ученик должен выучить 2-3 произведения. Продвину тый уровень Базовый уровень Стартовый уровень Примерный репертуар. Т.Смирнова. Игрушки. К. Лонгшамп-Друшкевичова. Марш дошкольников. С.Сигмейстер. Ковбойская песня. А. Роули. Китайский мальчик. Ё. Накада. Танец дикарей. Е. Е.Олерская: Степная мелодия, Утро в Еравне. Как под горкой, под горой ( р.н.п.) Яничек (чешская н.п.) Савка и Гришка сделали дуду (белор. н. п.) Веселые гуси(р.н.п.) Петушок (латыш.н.п.) Г. Эрнесакс. Едет, едет паровоз. Е.Олерская: Потешки, Восход серебристой луны Н. Торопова. Баба-яга. Р.Н.П. В низенькой светелке. Н. Бачинская. Старинные часы с кукушкой С.Зубкова: Воробышек, Мишка, Любопытный ежик, Колыбельная М. Красев. Елочка А.Артоболевская. Вальс собачек. М. Качурбина. Мишка с куклой Бур.н. п. Туруушин дуран Олерская: Танец, Дед Мороз рисует, Разноцветные башмачки П.Чайковский Старинная французкая песенка С. Зубкова: Гадкий утенок, Марш, Фр.Н.П. Танец утят. В. Кессельман. Маленький вальс. Музыкально-теоретический курс 1 год обучения. Введение. 1. Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Музыкальная грамота Темы: Музыкальные звуки. Шумовые и музыкальные звуки. Характеристика музыкальных звуков: высокие, средние, низкие звуки. Длительность звука. Знакомство с понятиями «выше», «ниже». Понятие регистра. Клавиатура Расположение звуков на клавиатуре. Октавы. Нотный стан. Запись нот в скрипичном и басовом ключах. Знаки альтерации. Полутон, тон. Ключевые и встречные знаки Длительности звуков Основные ритмические длительности. Паузы. Нота с точкой. Пунктирный ритм. Синкопа Лига, соединяющая одинаковые по высоте звуки. Ритмослоги. Метр, такт, размер Сильные и слабые доли такта, затакт. Знакомство с размером. Размер: 2/4, 3/4, 4/4. Динамические оттенки. PP- mP- P -mF –F- FF Исполнительские штрихи Стаккато, легато, нон легато. Интервалы Все простые интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Уметь их определять в нотном тексте и построить на клавиатуре. Трезвучие Строение мажорного и минорного трезвучий, уметь построить на клавиатуре. Букв. обозначения звуков Знать и применять их. 2. Азбука. Систематическая работа на занятиях. 3.Слушание музыки: В исполнении педагога, активное участие в выборе произведений для изучения. Определять на слух средства музыкальной выразительности, простые музыкальные формы. Слушание исполнения своих товарищей –находить недостатки и положительные стороны, аргументировать их. 4. Подготовка и участие в мероприятиях ДДТ: принимать активное участие в подготовке, посещать все мероприятия ДДТ (Посвящение в кружковцы, ярмарке, пр.) участвовать в конкурсах, выступать на концертах. Фортепиано II ступень. 2 год обучения. Исполнительское мастерство. Синтезатор На втором году обучения у детей развивается чувство лада, усложняется ритм в разучиваемых произведениях. Идет постоянная работа над качеством звука. Учащийся овладевает исполнительскими штрихами: стаккато, легато, акцент, сфорцандо. Продолжается работа над градацией динамического звучания (крещендо, диминуэндо). Ребенок осваивает больший диапазон клавиатуры. Совершенствуются технические навыки. Развивается эмоциональность при разучивании разнообразных по характеру, формам и Учащийся осваивает различные приемы управления фактурой музыкального звучания, учится выбирать соответственно характеру и размеру произведения автоаккомпанемент и тембры различных музыкальных произведений, изменять темп, находить тональность, удобную для исполнения песен с помощью транспонирования. Усложняется музыкальный материал разучиваемых произведений. жанрам произведений. Разучиваются произведения из «Ручных пьес» Е. Олерской; пьесы зарубежных, русских и бурятских композиторов по нотам из репертуарного плана. Учащиеся, освоившие «Азбуку нот для маленьких» Е. Олерской, далее занимаются по I части «Азбуки чтения нот». Подбор на клавиатуре по слуху знакомых попевок и песенок. Продвинутый уровень Базовый уровень Стартовый уровень Примерный репертуар Н.Торопова. Этюд 28. 32. Н. Любарский. Плясовая. Э.Сигмейстер. Умирающий калифорниец. Э.Сигмейстер. Каждый вечер. С.Зубкова. Рождественская песня С.Зубкова. Осень Е. Олерская. Токкатина-разминка. Е. Олерская.Потешки И.С. Бах. Менуэт ре минор. Й.Гайдн. Менуэт. А.Сперонтес. Сицилиана П.Чайковский. Старинная французская песенка. Л.Бетховен. Сурок. С.Зубкова. Зебра. Е. Олерская. Сказка звездного неба. Е. Олерская. Танец попугаев. Е. Олерская. Ковбой на прогулке С.Зубкова. Кукольный танец. С.Зубкова. Принцесса Будур Е. Олерская. Веселая лошадка. Е. Олерская. Этюды с 1-15. Соломенная Турция аранж. А. Серова Э. Ромберг. Тихо, как при восходе солнца. Г.Шаинский. Песенка крокодила Гены Р.н.п. То не ветер ветку клонит В. Моцарт. Ария Фигаро. Л. Бетховен. Немецкий танец. Г.Манчини. Розовая пантера. М. Глинка. Полька. Дж. Верди. Марш из оперы «Аида» А. Рамирес. Мелодия (из телеперелачи «В мире животных») и др. Музыкально-теоретический курс 2 год обучения. Введение. 1. Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Музыкальная грамота Темы Названия музыкальных инструментов, определение их происхождения и назначения. Определение на слух звучания музыкальных инструментов. Скрипичный ключ. Нотная запись. Басовый ключ. Ноты 1, 2 октавы. Нахождение нот скрипичного ключа в нотах и на фортепиано. Свободное владение нотами. Длительности нот Метр и ритм. Размер: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8. Пунктирный ритм. Ноты малой, большой октавы. Нахождение нот басового ключа в нотах и на фортепиано. Свободное владение нотами. Основные длительности нот со счетом (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая) Нота с точкой. Знакомство с понятиями метра и ритма. Их различие. Задания на комплектование тактов нужным количеством нот. Ритмослоги. Счет. Знакомство с размером. Дирижирование музыкальных произведений. Жанровые особенности. Игра произведений в различных размерах. Определение пунктирного ритма. Его особенности и роль в жанре марша. Игра произведений с пунктирным ритмом. Запись пунктирного ритма. Интервалы Гамма. Трезвучие T-S-D Все простые интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Уметь их определять в нотном тексте и строить на клавиатуре. Звукоряд, тоника, аппликатура. Строение мажорного и минорного трезвучий. Определять их на слух и уметь строить на клавиатуре. Понятия тоники, субдоминанты и доминанты. Их значение. Нахождение T, S, D в каждой тональности. Игра аккордов. Букв. Знать и применять их. Уметь играть аккомпанемент из трезвучий в гармоническом виде обозначения по буквенным обозначениям. звуков Динамические Знать динамические оттенки, их значение и применение в создании музыкального образа. оттенки. 2 . Азбука. Систематическая работа на занятиях. 3.Слушание музыки: В исполнении педагога, активное участие в выборе произведений для изучения. Определять на слух средства музыкальной выразительности, простые музыкальные формы. Слушание исполнения своих товарищей –находить недостатки и положительные стороны, аргументировать их 4 . Подготовка и участие в мероприятиях ДДТ: принимать активное участие в подготовке, посещать все мероприятия ДДТ (Посвящение в кружковцы, ярмарке, пр.) участвовать в конкурсах, выступать на концертах. Фортепиано II ступень. 3 год обучения. Исполнительское мастерство. Синтезатор На третьем году обучения проводится работа над углубленным пониманием музыкального произведения, осмыслением его художественной ценности. Для развития технических навыков разучиваются произведения с различной музыкальной фактурой. Совершенствуется умение пользоваться разными уровнями динамического звучания инструмента и звуковыми контрастами в процессе исполнения. Закрепление навыков сочетания различных штрихов в партиях правой и левой рук. Продолжается работа над произведениями из «Ручных пьес» Е. Олерской; пьесы зарубежных, русских и бурятских композиторов по нотам из репертуарного плана. Учащиеся, освоившие I часть Азбуки Е. Олерской, далее занимаются по II части «Азбуки чтения нот». Ознакомление с некоторыми методами звукового синтеза, освоение различных приемов управления фактурой музыкального звучания (в режимах разделенной клавиатуры и автоаккомпанемента). Знакомство с интерактивными фактурными заготовками наличного цифрового инструментария. Выработка некоторых специфических навыков, связанных с переключением режима звучания во время игры на электронной клавиатуре. Стартовый уровень Примерный репертуар: Е. Олерская. Разноцветные башмачки Е. Олерская Снег и фонари Э.Мелартини. Сонатина. Л.Бетховен. Два немецких танца. С. Зубкова Снежный вальс Верди Дж. Ария Герцога из оп. «Риголетто» Итальянская н. п.«Голубка» И.Брамс. Колыбельная. Базовый уровень Продвинутый уровень Е. Олерская Сказка звездного неба Е. Олерская Новогодний карнавал С.Зубкова Ветерок Г. Гендель Аллеманда. Шуман Р. «Смелый наездник» В.Дашкевич. Увертюра к т/ф «Шерлок холмс» П.Мориа.Токката. А. Рамирес муз. К т/п В мире животных. Бакарак Б. «Грустные капельки дождя» К.Карас. Реквием по мечте. Саундтрек к к/ф Хатико. Саундтрек к к/ф Сумерки Е. Олерская Море Е. Олерская Новогодний карнавал С.Зубкова Буги С. Зубкова Лето Холминов А. Вариации на р. н тему «У ворот, ворот» «Ивушка» русская народная песня Вайль К. «Мекки-Нож» («Mack the Knife») Шуман Р. «Веселый крестьянин» «Ах, улица, улица широкая» р. н. п. С. Зубкова Буги Темы Введение Тембр Скрипичный ключ. Басовый ключ. Длительности нот Метр и ритм. Размер: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8. Пунктирный ритм. Синкопа Интервалы Трезвучие. Обращения трезвучий Септаккорд. T, S, D Букв.обозначен ия звуков Музыкально-теоретический курс 3 год обучения. Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Названия музыкальных инструментов. Тембры различных инструментов как средство музыкальной выразительности. Умение подбирать тембр на синтезаторе, соответственно характеру музыкального произведения. Определение на слух звучания музыкальных инструментов. Ноты 1, 2,3 октав. Свободное нахождение нот скрипичного ключа в нотах и на фортепиано. Уверенное знание нот. Ноты малой, большой октавы. Свободное нахождение нот басового ключа в нотах и на фортепиано. Уверенное знание нот. Основные длительности нот со счетом (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая) Нота с точкой. Знаки, удлиняющие длительность нот (лига, фермата) Продолжение изучения и закрепление понятий метра и ритма. Их различие. Задания на комплектование тактов нужным количеством нот. Дирижирование музыкальных произведений. Жанровые особенности. Игра произведений в различных размерах. Определение пунктирного ритма. Его особенности и роль в жанре марша. Игра произведений с пунктирным ритмом. Запись пунктирного ритма. Определение синкопы в нотной записи и звучании. Игра произведений с синкопированным ритмом. Все простые интервалы. Количественная и качественная величина интервалов. Их определение в трезвучиях, секстаккордах и квартсекстаккордах. Строение мажорного и минорного трезвучий. Определять их на слух и уметь построить на клавиатуре. Построение секстаккорда и квартсекстаккорда на клавиатуре. Их распознавание в нотном тексте. Строение малого мажорного септаккорда. Доминантсептаккорд. Понятия тоники, субдоминанты и доминанты. Их значение. Нахождение T, S, D в каждой тональности. Игра аккордов в тональности. Подбор аккомпанемента к мелодии с осознанным применением главных трезвучий лада. Знать и применять их. Уметь играть аккомпанемент из трезвучий, септаккордов и их обращений в гармоническом виде по буквенным обозначениям. Динамические Повторение и закрепление. Знать и уметь применять динамические оттенки. оттенки. Их значение в создании музыкального образа. 2. Азбука. Систематическая работа на занятиях. 3.Слушание музыки: В исполнении педагога, активное участие в выборе произведений для изучения. Определять на слух средства музыкальной выразительности, простые музыкальные формы. Слушание исполнения своих товарищей –находить недостатки и положительные стороны, аргументировать их. 4. Подготовка и участие в мероприятиях ДДТ: принимать активное участие в подготовке, посещать все мероприятия ДДТ (Посвящение в кружковцы, ярмарке, пр.) участвовать в конкурсах, выступать на концертах Фортепиано III ступень. 4 год обучения. Исполнительское мастерство. Синтезатор Продолжается работа над чтением с листа и слуховым подбором. Усложняется ритм в разучиваемых произведениях, появляется более сложная фактура, усложняются технические элементы. Идет постоянная работа над качеством звука. Учащийся совершенствует исполнение штрихов: стаккато, легато, акцент. Особое внимание уделяется мелодической линии, ее выразительному исполнению. Развивается координация в звучании динамики левой и правой рук. Продолжается работа над градацией динамического звучания (крещендо, диминуэндо). Ребенок осваивает весь диапазон клавиатуры. Совершенствуются технические навыки: разучивание диезных гамм до трех знаков, этюды и пьесы исполняются в более подвижных темпах. Развивается эмоциональность при разучивании разнообразных по характеру, формам и жанрам произведений. Разучивание «Ручных пьес» Е.Олерской. Учащийся осваивает различные приемы управления фактурой музыкального звучания, самостоятельно выбирает соответственно характеру и размеру произведения автоаккомпанемент и тембры различных музыкальных произведений, умеет изменять темп, находить тональность, удобную для исполнения песен с помощью транспонирования. Использует функции перехода от основной аранжировки к вариациям, применяет 2-х голосие в мелодической партии. Усложняется музыкальный материал разучиваемых произведений. Особое внимание уделяется умению самостоятельно выстраивать партию аккомпанемента в удобном расположении, используя обращения аккордов Продвинутый уровень Базовый уровень Стартовый уровень Примерный репертуар: Е. Олерская Веселая лошадка Е.Олерская Новогодний карнавал С.Зубкова Ветерок Ц. Кюи Испанские марионетки А. Попп Манчестер Ливерпуль С Джоплин Рэгтайм В. Моцарт Колокольчики звенят Е. Олерская Сказка звездного неба И.Брамс. Колыбельная. С. Зубкова Клоун. П. Чайковский Неаполитанская песенка Е. Крылатов Прекрасное далеко З. Абрэу Тико-тико В. Лессер. Выходной день Э. Градески. По дороге домой из школы. Э.ДиКапуа. Мое солнышко. Е. Олерская Вариации Г. Гендель Аллеманда. Э.Григ танец эльфов А. Хачатурян подражание народному М. Шмитц Тип-топ буги П.Чайковский Вальс из бал.Щелкунчик Молдовеняска молд. н. т. Вариации на тему р.н. п. Светит месяц Темы Музыкально-теоретический курс 4 год обучения. Введение Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Темы: Тембр 1.Музыкальная грамота Названия музыкальных инструментов. Тембры различных инструментов как средство музыкальной выразительности. Умение подбирать тембр на синтезаторе, соответственно характеру музыкального произведения. Определение на слух звучания музыкальных инструментов. Все октавы. Свободное нахождение нот скрипичного и басового ключа. Уверенное знание нот. Все основные длительности нот. Точный счет. Продолжение изучения и закрепление понятий метра и ритма. Жанровые особенности. Игра произведений в различных размерах. Все простые интервалы. Количественная и качественная величина интервалов. Их определение в трезвучиях, секстаккордах и квартсекстаккордах в нотной записи и на инструменте. Строение мажорного, минорного, уменьшенного трезвучий. Определять их на слух, в нотном тексте, уметь построить на клавиатуре. Построение секстаккорда и квартсекстаккорда на клавиатуре. Их распознавание в нотном тексте. Составление удобных последовательностей для игры на синтезаторе. Понятия тоники, субдоминанты и доминанты. Их значение. Нахождение T, S, D в каждой тональности. Игра аккордов. Знать и применять их. Уметь играть аккомпанемент из трезвучий и их обращений в гармоническом виде по буквенным обозначениям. Повторение и закрепление. Знать все динамические оттенки, исполнять их Нотная запись Длительности нот Метр и ритм. Размер Интервалы Трезвучия Обращения трезвучий Главные трезвучия лада Буквенные обозначения звуков Динамические оттенки. 2 . Азбука. Систематическая работа на занятиях. 3.Слушание музыки: В исполнении педагога, активное участие в выборе произведений для изучения. Определять на слух средства музыкальной выразительности, простые музыкальные формы. Слушание исполнения своих товарищей –находить недостатки и положительные стороны, аргументировать их. 4 . Подготовка и участие в мероприятиях ДДТ: принимать активное участие в подготовке, посещать все мероприятия ДДТ (Посвящение в кружковцы, ярмарке, пр.) участвовать в конкурсах, выступать на концертах Фортепиано III ступень. 5 год обучения. Исполнительское мастерство. Синтезатор Идет постоянная работа над качеством звука. Учащийся совершенствует исполнение штрихов: стаккато, легато, акцент. Особое внимание уделяется мелодической линии, ее выразительному исполнению. Развивается координация в звучании динамики левой и правой рук. проводится работа над углубленным пониманием музыкального произведения, осмыслением его художественной ценности. Для развития технических навыков разучиваются Этюды с различной музыкальной фактурой. Совершенствуется умение пользоваться разными уровнями динамического звучания инструмента и звуковыми контрастами в процессе исполнения. Закрепление навыков сочетания различных штрихов в партиях правой и левой рук. Ознакомление с некоторыми методами звукового синтеза, освоение различных приемов управления фактурой музыкального звучания (в режимах разделенной клавиатуры и автоаккомпанемента). Знакомство с интерактивными фактурными заготовками наличного цифрового инструментария. Выработка некоторых специфических навыков, связанных с переключением режима звучания во время игры на электронной клавиатуре. Продвинутый уровень Базовый уровень Стартовый уровень Примерный репертуар: Кабалевский. «Токкатина» Хачатурян. «Андантино» Зубкова Клоун Е. Олерская Снегопад в моем городе, этюды Кепитис Я. «Латышская народная песня», «Американский марш» Шмитц. «Весёлый разговор» Моцарт. Контрданс Кочетова «Мелодия» из к/ф «Игрушка» Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом. По выбору. Е. Олерская Смешливый пастух, этюды15, 18, Петров А. «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля» Шостакович Д. Танцы кукол: Лирический вальс. Мендельсон. Песни без слов Григ.Соч.12: «Родная песня», «Песня сторожа» Бетховен К Элизе Е. Олерская Русалка, этюды 23, 24 Джоплин С. «Артист эстады» Сигмейстер: Уличные игры, Солнечный день, Американская народная песня. Темы Музыкально-теоретический курс 5 год обучения. Введение Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Темы: Тембр Музыкальная грамота Названия музыкальных инструментов. Тембры различных инструментов как средство музыкальной выразительности. Умение подбирать тембр на синтезаторе, соответственно характеру музыкального произведения. Определение на слух звучания музыкальных инструментов. Все октавы. Свободное нахождение нот скрипичного и басового ключа. Уверенное знание нот. Самостоятельный разбор музыкального произведения Все основные длительности нот. Точный счет. Уверенное знание и применение метра и ритма. Жанровые особенности. Игра произведений в различных размерах. Все простые интервалы. Количественная и качественная величина интервалов. Их определение в трезвучиях, секстаккордах и квартсекстаккордах в нотной записи и на инструменте. Построение. Строение мажорного, минорного, уменьшенного трезвучий. Определять их на слух, в нотном тексте, уметь построить на клавиатуре, в нотной записи. Построение секстаккорда и квартсекстаккорда на клавиатуре. Их распознавание в нотном тексте. Составление удобных последовательностей для игры на синтезаторе. Понятия тоники, субдоминанты и доминанты. Их значение. Нахождение T, S, D в каждой тональности. Игра аккордов. Знать и применять их. Свободное владение при игре аккомпанемента из трезвучий и их обращений в гармоническом виде по буквенным Нотная запись Длительности нот Метр и ритм. Размер Интервалы Трезвучия Обращения трезвучий Главные трезвучия лада Буквенные обозначения звуков обозначениям. Динамические Повторение и закрепление. Знать все динамические оттенки, исполнять их оттенки. 2 . Азбука. Систематическая работа на занятиях. 3.Слушание музыки: В исполнении педагога, активное участие в выборе произведений для изучения. Определять на слух средства музыкальной выразительности, простые музыкальные формы. Слушание исполнения своих товарищей –находить недостатки и положительные стороны, аргументировать их. 4 . Подготовка и участие в мероприятиях ДДТ: принимать активное участие в подготовке, посещать все мероприятия ДДТ (Посвящение в кружковцы, ярмарке, пр.) участвовать в конкурсах, выступать на концертах III. Планируемые результаты. В конце первого обучения учащийся должен: знать правила посадки и постановки рук, запись нотных знаков, их соотнесение с реальным звучанием на инструменте, основы музыкальной грамоты, общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения. Должен уметь ориентироваться в нотной записи и клавиатуре фортепиано, давать общую характеристику исполняемых пьес, различать характер музыки, в пределах начальной подготовки играть осмысленно и выразительно простые песенки и пьески. Учащийся, прошедший второй год обучения, должен: уметь разбираться в нотной записи, обозначенных темпах, динамике, знаках альтерации, звуковысотных и временных особенностях музыки. Пользоваться музыкальной терминологией, характеризовать исполняемые произведения. Знать основные выразительные средства музыкальной выразительности, наиболее простые формы музыкальных произведений. Овладеть техническими и исполнительскими навыками, соответствующими этапу обучения. Уметь исполнять на синтезаторе мелодии, песни с функцией автоаккомпанемента. В течение года учащийся должен выучить 8-10 разнохарактерных пьес, этюдов, ансамблей на фортепиано и синтезаторе. Учащийся, прошедший третий год обучения, должен: уметь самостоятельно разбирать произведения программы второго года обучения, ориентироваться в обозначенных темпах, динамике, знаках альтерации, звуковысотных и временных особенностях музыки. Уверенно пользоваться музыкальной терминологией, характеризовать исполняемые произведения. Знать основные выразительные средства музыкальной выразительности, наиболее простые формы музыкальных произведений. Овладеть техническими и исполнительскими навыками, соответствующими ступени обучения. Уметь исполнять на синтезаторе мелодии, песни с функцией автоаккомпанемента. В течение года учащийся должен выучить 8-10 разнохарактерных пьес, этюдов на фортепиано и синтезаторе. Учащийся, прошедший четвертый год обучения, должен: овладеть знаниями основ музыкальной грамоты, овладеть техническими, исполнительским навыками игры в пределах программных требований четвертого года обучения. Знать специфические особенности звукообразования на фортепиано, примерную шкалу силы звучания, гамму возможных динамических оттенков. Уметь различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в создании конкретного художественного образа, эмоционально воспринимать музыку. Разбираться в фактуре исполняемых музыкальных произведений, уметь работать над музыкальным текстом и техническими трудностями, свободно владеть выученным музыкальным материалом. Знать и уметь применять на синтезаторе различные типы автоаккомпанемента и использовать музыкальные инструменты для создания образа и характера произведения. Учащийся, прошедший пятый год обучения, должен: овладеть курсом музыкальной грамоты, предусмотренным данной программой, овладеть техническими, исполнительским навыками игры в пределах программных требований пятого года обучения. Знать специфические особенности звукообразования на фортепиано, шкалу силы звучания, гамму возможных динамических оттенков. Уметь различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в создании конкретного художественного образа, активно, осознанно и эмоционально воспринимать музыку. Самостоятельно разбираться в фактуре исполняемых музыкальных произведений, инициативно работать над музыкальным текстом и техническими трудностями, свободно владеть выученным музыкальным материалом. Знать и уметь применять на синтезаторе различные типы автоаккомпанемента и использовать музыкальные инструменты для создания образа и характера произведения. В течение каждого года учащийся должен выучить 8-10 разнохарактерных пьес, этюдов, ансамблей. IV. Комплекс организационно-педагогических условий. Календарный учебный график. Приложение № 1. Условия реализации программы. Класс для занятий по фортепиано и клавишному синтезатору должен отвечать необходимым санитарно-гигиеническим нормам: естественная вентиляция, хорошее освещение и температурный режим. Класс должен быть оснащен необходимым оборудованием: фортепиано, синтезатор в комплекте с адаптером, подставкой, для ансамбля клавишных синтезаторов количество инструментов увеличивается. В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Для организации концертных выступлений учащихся необходимо иметь усилитель и акустические колонки. В целях балансировки звучания к этому может быть добавлен микшерный пульт. Желательно также наличие звукового процессора, который позволяет облагородить электронное звучание и значительно расширить его выразительные возможности. Для прослушивания музыки в записи и воспроизведения творческих работ учащихся желательно также иметь аудиоаппаратуру. В кабинете должны находиться: • компьютер со звуковым модулем и музыкально-программным обеспечением; • динамики – 2; • наушники – 1 комплект; • МИДИ-клавиатура или клавишный синтезатор с USB-выходом; • USB-кабель; • электрическая розетка и удлинитель; • нотная литература; • книги по музыке, справочные издания; • стол преподавателя – 1; • стул для преподавателя и ученика – 2. Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Формы аттестации. В процессе разучивания музыкальных произведений происходит самоанализ и оценивание учащимися своего исполнительского мастерства, а также устное оценивание педагогом. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. В конце каждого полугодия проводится контрольный урок, на котором учащийся исполняет выученные произведения наизусть. Проверка теоретических знаний проводится по пройденным темам проводится в различных формах: устный ответ, практический показ на инструменте, письменные контрольные, тесты. В конце учебного года дети выступают на отчетном концерте музыкальной студии, на концерте для родителей. Оценочные материалы Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте. Уровень высокий средний низкий Критерии оценивания выступления предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен При оценивании учащегося, учитывается: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. По итогам исполнения учеником произведений репертуарного плана, педагог оценивает учащегося по трем уровням: высокий, средний, низкий. Методическое обеспечение программы • Нотная библиотека • Музыкальные энциклопедии, справочники • Дидактический материал: Нотные карточки; Карточки с длительностями звуков и ритмическими группами; Наглядное пособие «Музыкальный размер»; Методическая разработка С. Зубковой «История фортепиано»; Сказки В. Кирюшина; Настольная игра «Интервалы и аккорды». • Приложения к содержанию разделов: Раздел № 1. «Развитие исполнительского мастерства» Содержание раздела - музыкальные произведения. Репертуарный список составляет педагог индивидуально для каждого учащегося, учитывая его уровень подготовки, возрастные и психофизиологические особенности. Раздел № 2. «Музыкально теоретический курс» Приложение № 2. Е. Олерская «Его Величество Ритм» Данное пособие предназначено для детального прорабатывания разнообразных ритмических фигур, их последовательностей, способствует ученик свободному ориентированию в ритме. Постановка ритма по данной методике включает в себя организацию чувства ритма, способность грамотно и бегло читать ритмические рисунки, понимание математической сущности ритма. Приложение №3. С. Зубкова «Шпаргалки для музыкалки» Содержит в себе подробное содержание тем, предназначенных для изучения по данной программе: 1. Названия звуков, октав 2. Размещение нот на нотоносце 3. Скрипичный ключ 4. Басовый ключ 5. Полутон и тон 6. Знаки альтерации 7. Длительности звуков. Паузы 8. Знаки, увеличивающие длительность звуков 9. Ритм. Размер 10. Интервалы. 11. Гамма До мажор. Тоника. 12. Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие 13. Лады: мажор и минор. 14. Три вида минора 15. Параллельные тональности. 16. Квинтовый круг тональностей. 17. Аккорды 18. Трезвучие 19. Обращения трезвучия. 20. Главные трезвучия лада 21. Септаккорд 22. Доминантсептаккорд 23. Динамические оттенки. 24. Исполнительские штрихи 25. Мелизмы 26. Темпы 27.Знаки сокращения нотного письма 28.План разбора музыкального произведения 29. Как правильно сидеть за пианино 30. Правильно обращайся со своим музыкальным инструментом Приложение № 4. Е. Олерская «Азбука нот для маленьких»; «Азбука чтения нот» 1 часть; «Азбука чтения нот» 2 часть. Содержит детализированный алгоритм пошагового приобретения умения читать нотный текст и предусматривает систему тренинга. Диапазон трудностей: от простейших одноголосных упражнений до сложно организованных по фактуре построений. С первых глав «Азбука чтения нот» включает в себя изучения теоретических основ, помогающих читать нотный текст. Это целенаправленное приобретение навыков умения видеть вертикали, автоматически реагировать на группу интервалов и аккордов. делается акцент на быстрое зрительное узнавание интервалов. Такая практика делает процесс чтения более осознанным и облегчает его. Преимущества чтения нот по специальным упражнениям в отличие от приобретения навыка по традиционной системе заключаются в стройной системе подачи и многообразия материала. От страницы к странице ученик сталкивается с аналогичными задачами, представленными каждый раз в ином воплощении и обновлении. Это позволяет ребенку чувствовать себя уверенно, изучение материала происходит с увлечением и интересом. V. Литература. Список используемой методической литературы. 1. А. Алексеев. «Методика обучения игре на фортепиано» – М., 1978. 2. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» – М., 1989 3. Т. Вахромеева «Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио» М., Музыка, 2004.- 88 с., нот. 4. Т. Вендерова, И. Пигарева. «Воспитание музыкой». 5. В. Гутерман. «Возвращение к творческой жизни». 6. И. Красильников. «Примерная программа по учебному предмету Электронные музыкальные инструменты» -Москва 2013 7. Т. Крылова «Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией» ЦДМШ им. Б.Г. Павликовской г. Чита. http://www.pavlikovskaya.ru/mttod/konf/konf02.html 8. А. Малиновская «Методика обучения игре на фортепиано в системе дополнительного образования» http://festival.1september.ru/articles/615590/ 9. Н. Моховикова, И.А. Елесина. «Примерная программа учебному предмету музыкальный инструмент» (фортепиано) Москва 2013. 10.В. Крюкова. «Музыкальная педагогика» - Ростов на Дону, –Феникс 2002. 288с. 11. М. Михайлова. «Развитие музыкальных способностей детей». 12.Э. Смирнова. «Методические рекомендации». 13.Г. Цыпин. «Обучение игре на фортепиано». Список рекомендуемой литературы для детей и родителей 1. Ю. Булчевский, В. Фомин. «Краткий музыкальный словарь для учащихся» - Ленинград, Музыка, 1988. 2. А. Бывших, «Программа - нотный тренажер» http://notes.tarakanov.net/study.htm 3. В. Васина-Гроссман. «Первая книжка о музыке» 4. Государственное музыкальное издательство 1953 Страниц: 188 5. М. Зильбеквит. «Рождение фортепиано» - М., 1982 6. С. Максимов. «Музыкальная грамота» - М. Музыка, 1990. 7. И. Прохорова. «Музыкальная литература зарубежных стран» - М., Музыка, 1994. 8. Э. Смирнова. «Русская музыкальная литература» - М., Музыка, 1990. 9. Д. Самин. «100 великих композиторов» - М., Вече, 2002. Сборники нот 1. «Большая музыка маленькому музыканту». Т. Юдовина-Гальперина. Под редакцией О. Геталовой. Композитор. Санкт-Петербург. 2004. 2. «Впервые за фортепиано» под редакцией: Д. Кривицкого 3. «Волшебный ключик» С. Зубкова ГУЗ РЦМП МЗ РБ, Улан-Удэ,2010.48 с. 4. «Игры для организации пианистических движений» под редакцией: И. Сафаровой 5. «Избранные фортепианные этюды» Части 1, 2. под редакцией Г. Гермера 6. «Калинка» составители: А. Бакулов, К. Сорокин. 7. «Музыка для детей» Под редакцией: К. Сорокина. 8. «Музыкальный букварь» Под редакцией: Н. Ветлугиной 9. «Музыкальные картинки» Под редакцией: Л. Хереско. 10. «Нотная азбука» Под редакцией: Н. Кончаловской. 11. Педагогический репертуар с 1-5 классы. Редакторы: Н. Любомудрова, К. Сорокин, А. Туманян. 12. «Первые шаги в мире звуков» Под редакцией: И. Малаховой 13. «Первая встреча с музыкой» А. Артоболевская, (учебное пособие и хрестоматия для начальных классов ДМШ), 107 стр., 30.486Мб. 14. «Пьесы для фортепиано». Под редакцией: Д. Сахаров. 15. «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей». Части 1, 2. Составители: С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. 16. «Фортепиано. Интенсивный курс». Тетради с 1-6. Под редакцией: Т. Смирновой. 17. «Фортепиано». 1-5 классы. Под редакцией: А. Милича. 18. «Фортепианная игра». 1-2 классы. Под редакцией: А. Николаева. 19. «Фортепианная тетрадь юного музыканта». Под редакцией: М. Глушенко. 20. «Хрестоматия педагогического репертуара» с 1-3 классы. Составители: Н. Любомудрова, К. Сорокин, А. Туманян. 21. 150 новых пьес для синтезатора: «Лучшее из хорошего» Хрестоматия 1-2 классы ДМШ авт.-сост. Б.А.Поливода, В.Е. Сластененко. Ростов н/ Дону Феникс, 2009.-101с. 22. «Школа игры на фортепиано». Под редакцией: Н. Кувшинникова, М. Соколова. 23. «Этюды, упражнения для начинающих пианистов». Под редакцией: А. Баколова. 24. Е. Олерская «Его Величество Ритм» 25. Е. Олерская «Азбука чтения нот» в двух частях 26. Е. Олерская «Азбука нот для маленьких» 27. Е. Олерская «Тренажер для юного музыканта» 28. Е. Олерская «Ручные пьесы» 29. Е. Олерская Фонограммы для ручных пьес (аудио приложение на 2 DVD-дисках). Приложение № 1. Календарный учебный график музыкальной студии «Пианист» на _________учебный год (Схема для заполнения) Составитель: педагог дополнительного образования Зубкова С.В. Фамилия, имя, год обучения (заполняется на каждого учащегося). Фортепиано Репертуарный план Синтезатор Репертуарный план Музык. грамота 2 полугодие 1 полугодие Репертуарный план Ручные пьесы Промежуточная аттестация Выступления Итоговая аттестация Участие в мероприятиях 1 год обучения Развитие исполнительского мастерства № Тема Фортепиано. Работа над репертуаром. *Разучивание по нотам. *Ручные пьесы. Азбука Синтезатор Музыкально-теоретический курс Развитие музыкальной грамотности Слушание музыки Воспитательная работа № Тема Содержание деятельности Сентябрь/дата Нотный текст Аппликатура Ритм Приемы игры Динамические оттенки Разучивание с показа педагога Чтение нот отработка ритмических групп Игра под аккомпанемент педагога Регистры. Октавы Нотный стан: линейки и спэйсы Восходящее и нисходящее движение мелодии Длительности нот Запись нот 1 и 2 октав в скрипичном ключе Знаки альтерации Все простые интервалы. Буквенные обозначения по мере их появления Определять средства музыкальной выразительности, Подготовка и участие в мероприятиях Содержание деятельности дата Развитие исполнительского мастерства Фортепиано. Работа над репертуаром. *Разучивание по нотам. *Ручные пьесы. Азбука Синтезатор Музыкально-теоретический курс Развитие музыкальной грамотности Слушание музыки Воспитательная работа Нотный текст Аппликатура Ритм Приемы игры Динамические оттенки Разучивание с показа педагога Чтение нот Определение интервалов Отработка ритмических групп Игра на под аккомпанемент Октавы Нотный стан. Линейки и спэйсы Скрипичный ключ ноты 1 и 2 октав Басовый ключ. Малая и большая октава Длительности нот Пунктирный ритм Размер. Метр и ритм Все простые интервалы Мажорное и минорное трезвучие Буквенные обозначения Динамические оттенки Определять средства музыкальной выразительности, простые музыкальные формы Подготовка и участие в мероприятиях 2 год обучения 3 год обучения № Тема Содержание деятельности дата Развитие исполнительского мастерства Фортепиано. Работа над репертуаром. *Разучивание по нотам. *Ручные пьесы. Азбука Игра на синтезаторе Музыкально-теоретический курс Развитие музыкальной грамотности Слушание музыки Воспитательная работа Нотный текст Аппликатура Ритм Приемы игры: стаккато, легато, акцент Динамические оттенки. Крещендо, диминуэндо. Чтение нот Отработка ритмических групп Определение интервалов, обращений трезвучий. Самостоятельный выбор автоаккомпанемента и тембра Октавы Скрипичный ключ: 1, 2, 3 октавы Басовый ключ: малая, большая октавы. Длительности нот: Знаки, удлиняющие длительность нот. Пунктирный ритм, синкопа Ритм, метр, размер Все простые интервалы. Количественная и качественная величина Мажорное и минорное трезвучия. Их обращения. Буквенные обозначения. Построение последовательностей с использованием обращений трезвучий. Определять средства музыкальной выразительности, простые музыкальные формы. Подготовка и участие в мероприятиях 4 год обучения № Тема Содержание деятельности дата Развитие исполнительского мастерства Фортепиано. Работа над репертуаром *Разучивание по нотам. *Ручные пьесы. Азбука Синтезатор Музыкально-теоретический курс Развитие музыкальной грамотности Слушание музыки Воспитательная работа Нотный текст Аппликатура Ритм Приемы игры: стаккато, легато, акцент. Динамические оттенки: крещендо, диминуэндо. Динамическое выделение мелодии. Чтение нот Отработка ритмических групп. Определение интервалов, обращений трезвучий Использование различных функций: переходы к вариациям, изменение темпа, применение многоголосия и т. д. Все октавы. Свободное нахождение нот скрипичного и басового ключей Все основные длительности нот. Точный счет. Закрепление понятий метра и ритма. Различные размеры. Все простые интервалы. Количественная и качественная величина Все виды трезвучий. Септаккорд Построение последовательностей с использованием обращений трезвучий Буквенные обозначен. Определять средства музыкальной выразительности, простые музыкальные формы Подготовка и участие в мероприятиях 5 год обучения Нотный текст Аппликатура дата м а с т е р с т в а Фортепиано. Работа над Содержание деятельности и с п о л н и т е л ь с к о г о Тема Р а з в и т и е № репертуаром *Разучивание по нотам. *Ручные пьесы. Азбука Синтезатор Музыкально-теоретический курс Развитие музыкальной грамотности Слушание музыки Воспитательная работа Ритм Приемы игры: стаккато, легато, акцент. Динамические оттенки: крещендо, диминуэндо. Динамическое выделение мелодии. Чтение нот Отработка ритмических групп. Определение интервалов, обращений трезвучий Использование различных функций: переходы к вариациям, изменение темпа, применение многоголосия и т. д. Все октавы. Свободное нахождение нот скрипичного и басового ключей Все основные длительности нот. Точный счет. Закрепление понятий метра и ритма. Различные размеры. Все простые интервалы. Количественная и качественная величина Все виды трезвучий. Септаккорд Построение последовательностей с использованием обращений трезвучий Буквенные обозначен. Определять средства музыкальной выразительности, простые музыкальные формы Подготовка и участие в мероприятиях