МУНИЦИПАЛЬНОЕ «ДОМ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА г. УЛАН-УДЭ» «Утверждаю» Директор МБУ ДО ЖДТ: ___________ А.В. Сирина «____»__________ 2024 г. Программа проведения пятой досуговой четверти «Арт-каникулы» Возраст: Разновозрастные группы Срок реализации: с 01.06.2024 г. по 25.06.2024 г. г. Улан-Удэ – 2024 г. 1. Введение «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учебы и роста» Конвенция о правах ребенка. Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, жизненного самоопределения и нравственной направленности личности. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Наиболее распространённой формой организации отдыха детей остаются летние досуговые площадки с дневным пребыванием, создаваемые при образовательном учреждении. Данная программа комплексная, включает в себя разноплановую деятельность и объединяет различные направления: оздоровление, отдых и воспитание. При разработке программы учитывались интересы и запросы детей и родителей. Учитывая возрастные особенности участников программы, определены такие формы работы, которые будут способствовать развитию у ребенка познавательной и развивающей сферы, нравственных оценок, социальной адаптации. 1.1. Актуальность программы: Не у всех детей в период летних каникул, получается выехать в загородные лагеря, многие ребята остаются дома. Дети предоставлены сами себе, подвержены влиянию улицы, дорожнотранспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группу риска. Актуальность программы обусловлена такими факторами: - устойчивым спросом родителей на организацию отдыха детей; - работой по укреплению здоровья и формирование у детей потребности здорового образа жизни; - духовно-нравственного воспитания. 1.2. Принципы программы Программа основана на педагогических принципах: ✓ Гуманизм- отношению каждому из детей, как самоценности; ✓ Толерантность -терпимость к мнению других людей; ✓ Творчество и творческое отношение к делу, проявлению творческих способностей в полной мере; ✓ Духовности - формированию у детей и подростков нравственных ценностей; ✓ Доступности – учет возрастных особенностей детей и выбранную работу с ними. Программа выстроена с точки зрения личностно -ориентированного и деятельностного подходов, которые способствуют развитию мотивации детей и подростков к познанию, творческому выражению индивидуальности. Направлена на обеспечение полноценного и содержательного отдыха через разнообразные виды деятельности: -художественно-эстетического творчества; -декоративно-прикладного творчества; -интеллектуального развития; -физическую культуру и спорт; -социально-психологическую адаптацию; -духовно-нравственное развитие. 1.3. Цель и задачи программы создание условий, интересных разнообразных по форме и содержанию для обеспечения отдыха, здоровья и творческого развития детей. Задачи: -раскрыть творческий потенциал детей; -способствовать укреплению навыков здорового образа жизни; - способствовать развитию нравственные качества личности; -создать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Программа рассчитана на разновозрастных детей от 7 до 11 лет, предполагаемое количество участников 12-15 в одной группе. В группы включается дети из многодетных, малообеспеченных и неполных семей, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. 2. Сроки реализации программы. По продолжительности программа является краткосрочной, так как реализуется в течение 17 дней (июнь). 3. Этапы реализации программы Подготовительный этап (май 2024г) - разработка планов, методических материалов и программы организации пятой летней оздоровительно-досуговой четверти; -подготовки оформления, необходимого оборудования. Основной этап (июнь 2024 г.) - реализация программы организации пятой летней оздоровительнодосуговой четверти. Заключительный этап (июнь 2024 г.) - анализ результатов и эффективности деятельности по реализации программы «Арт-каникулы»; -анкетирование детей и родителей; - определение перспектив на новый период. 4.Содержание программы Базовое содержание ориентировано на формирование творческой активности, обучение навыкам самостоятельной организации своего досуга, ознакомление с национальной культурой родного края. В ходе организационного периода, продолжающегося 1дня, придумывается оформление, символика. Жизнедеятельность творческих групп строится по принципу игры – путешествия, делая остановки на каждом островке, где проходят различные мероприятия, с учетом мероприятий, приуроченных к календарным датам и в соответствии с планом. 4. Условия реализации программы Любая деятельность в разновозрастной группе должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении. 6. Основные формы реализации программы 1. экскурсии, посещение библиотеки, музея; 2. акции, трудовые операции; 3. народные игры, игровые программы - способствуют развитию коммуникационных способностей детей, включаясь в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают любознательность; 4. спортивные мероприятия, состязания; 5. занятия по интересам: мастер-классы, конкурсы; 6. беседы по профилактике детского травматизма в соответствии с содержанием инструкций по технике безопасности для учащихся. 7. Отличительная особенность данной программы 1. Является разновозрастной состав детей, посещающих досуговую площадку. 2. Планирование и проведение мероприятий совершается с учётом этой особенности. 3. Календарно-тематический план состоит из тематических дней, разных по содержанию. 4. В основе всех мероприятий досуговой площадки лежит игровая деятельность. Игра выполняет важную роль в воспитании и развитии детей, выступая средством их психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В ней ребенок совершенствуется и развивается, приобретает ценные морально-волевые качества, учится общаться. Что способствует формированию навыков и культуры его поведения со сверстниками и взрослыми. 5. Протекая по правилам игры, мероприятия становятся личностнопереживаемыми, следовательно, и личностно значимыми. В процессе игры выявляются индивидуальные особенности ребенка, что помогает воздействовать на его развитие в нужном направлении. Через игру педагог имеет возможность привить детям чувство коллективизма, выработать сознательную дисциплину. Игра – путь детей к познанию мира, выход в большую жизнь. 8.Принципы программы Программа летней досуговой четверти «Арт-каникулы» опирается на следующие принципы: Принцип германизации отношений Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности. Результатом деятельности воспитательного характера на летней досуговой площадки является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью. Принцип дифференциации воспитания. Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; • активное участие детей во всех видах деятельности. Принцип творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка. Данный принцип может быть реализован при следующих условиях: • необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы; • оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач. Принцип уважения и доверия. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях: • добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность; • доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия; • в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов. 8. Ожидаемые результаты программы Результаты определяются качественной организацией отдыха учащихся: -сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - развитие творческого мышления; - расширение кругозора; - проявление патриотических качеств и нравственных убеждений; - личностный рост учащихся. ПЛАН мероприятий пятой летней досуговой четверти «АРТ-КАНИКУЛЫ»- 2024 *Примечание: План может корректироваться 1 день 1 июня 2 день 3 июня 3 день 4 июня 4 день 5 июня 5 день 6 июня День Детства ПДО ЖДТ и ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ: 1. Инструктажи ПДД, ТБ, ПБ. Правила поведения. 2. Участие в городском празднике «День защиты детей» 3. Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце». День друзей и улыбок ПДО ЖДТ: 1. Весёлая зарядка 2. Творческая мастерская «Сувениры для друзей» ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ: 3. Игровая программа «Ура, каникулы!» День спорта ПДО ЖДТ: 1. Агитационные плакаты по ЗОЖ (ОБЩАЯ РАБОТА В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНИИ) 2. Викторина «В мире спорта». ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ: 3. Спортивная эстафета «Вас вызывает Спортландия». День сказки ПДО ЖДТ: 1. Творческая мастерская «Там, на неведомых дорожках…» ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ: 1. Игровая программа «Волшебный мир сказки». День семьи ПДО ЖДТ: 1. Творческая мастерская «Подарки для любимых» 2. Игры на свежем воздухе по выбору. ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ: 3. Флешмоб- «Я, ты, он, она, Вместе — дружная семья». 6 день 7 июня 7 день 10 июня 8 день 11 июня 9 день 13 июня 10 день 14 июня 11 день 17 июня 12 день 18 июня День кино ПДО ЖДТ: 1. Игры на свежем воздухе 2. Посещение кинотеатра «EuroZone». ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ: 3. Викторина «В мире кино» День вежливости ПДО ЖДТ: 1. «Читайте Пушкина, друзья!» Конкурс чтецов. 2. Подвижные игры на свежем воздухе. ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ: Игровая программа «Путешествие в страну этикета». День знатоков ПДО ЖДТ: 1. Конкурс рисунков «Моя Россия» ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ: 1. Познавательная викторина «Российский флаг» День здоровья ПДО ЖДТ: 1. Веселая зарядка 2. Конкурс рисунков «МЫ ЗА ЗОЖ» ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ: Беседа «Чистота - залог здоровья» День экологии ПДО ЖДТ: 1. Конкурс плакатов «Экология глазами детей» 2. Экскурсия в Музей Природы. ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ: 3. Всероссийская акция по уборке мусора «Сделаем вместе!» День юмора ПДО ЖДТ: 1. Веселая зарядка ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ: 1. Школа КВН (мастер-класс) День дружбы ПДО ЖДТ: 1.Тренинг на сплочение коллектива 13 день 19 июня 14 день 20 июня 15 день 21 июня 16 день 24 июня 17 день 25 июня ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ: 1. Игра доверительные отношения «Давайте говорить друг другу комплементы!» День музыки ПДО ЖДТ: 1. Игры и танцы на свежем воздухе. 2. Выход в театр. ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ: 3. Угадай мелодию День любимого питомца ПДО ЖДТ: 1. Конкурс рисунков «Мой любимый питомец». ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ: 2. Акция по сбору корма для бездомных животных «Помоги четвероногим друзьям!» День Нептуна ПДО ЖДТ 1. Викторина «О Байкале» 2. Игры на свежем воздухе ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ 1. Выезд в бассейн День самоуправления ПДО ЖДТ: 1. Детские мастер-классы «Равный обучает равного» ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ: 2.Пижамная дискотека День радуги ПДО ЖДТ: 1. Подготовка к закрытию пятой досуговой четверти «Арт-каникулы!» ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ: 1. Закрытие досуговой четверти «Мы, как радуги цвета, неразлучны никогда!» (концертная программа). Ответственные кураторы: Мартынова А.М., Матвеева В.В., педагоги- организаторы.